передвижения, выбор места пребывания и жительства в России. Большинство других органов, смысл и содержание деятельности которых согласно Конституции определяют права и свободы человека и гражданина, так или иначе сориентированы на ограничение права на свободу передвижения под самыми различными предлогами.
Литература
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина. М., 2011.
2. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N° 32, ст. 1227; 2004. № 45, ст. 4377; 2006. № 31 (ч. 1), ст. 3420; 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6236; 2010. № 31, ст. 4196; 2011. № 27, ст. 3880; № 50, ст. 7341; 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7638.
3. Собрание законодательства РФ. 1998. № 18, ст. 2021; 2007. № 31, ст. 4020.
4. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответствен-
ных за регистрацию» (ред. от 21.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30, ст. 2939.
5. Лимонова Н. А. Влияние глобализации и интеграции на реализацию личностью свободы передвижения // Миграционное право. 2012. № 4.
6. Тарибо Е. В. Право российских граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в контексте проблем внутренней миграции // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 3.
7. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.
8. Постановление Конституционного суда РФ от 2 июля 1997 г. по делу о проверке конституционности ч. 1, 2, 3 ст. 2 и ч. 6 ст. 4 Закона Московской области «О сборе за компенсацию затрат бюджета Московской области по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов области и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство» от 5 июля 1996 года. В связи с жалобами И. В. Шестопальченко, О. Е. Сачковой, М. И. Крючковой // Собрание законодательства РФ. 1997. № 27, ст. 3304.
9. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2004. № 6.
© 2014 г. О. В. Ефременко, Г. С. Працко
К ВОПРОСУ О «ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ» В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ КАДАСТРОВЫМ ИНЖЕНЕРОМ И ГОСУДАРСТВОМ
В статье рассмотрены актуальные вопросы саморегулирования в сфере кадастровой деятельности; проблемы взаимодействия кадастровых инженеров и органов государственной власти и местного самоуправления, роли в таком взаимодействии саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и некоммерческого партнерства «Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности». Авторами уделено внимание анализу судебной практики по делам, вытекающим из кадастровых правоотношений, сделаны заслуживающие внимания выводы.
Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации, кадастровые сведения, кадастровый инженер.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» кадастровым инженером признается гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование по одной из определенных органом нормативно-правового регулирования в
сфере кадастровых отношений специальностей, или высшее образование по любой аккредитованной специальности, без судимости за умышленное преступление, получивший право осуществлять кадастровую деятельность в результате успешного прохождения квалификационной аттестации.
В связи с тем, что кадастровые сведения можно отнести к стратегическим сведениям суверенного государства (на это указывает и запрет на занятие кадастровой деятельностью для иностранцев), кадастровому инженеру довольно часто приходится вступать во взаимодействие с государством в лице широкого круга государственных органов.
Среди правоотношений между кадастровым инженером и государственными органами можно выделить следующие наиболее распространенные:
1. Возникающие в связи с выдачей и аннулированием квалификационного аттестата кадастрового инженера.
2. Основанные на выявлении, исправлении и пресечении возникновения кадастровых ошибок в документации, подготовленной кадастровым инженером.
3. Сопровождающие кадастровый учет.
4. Надзора и контроля за профессиональной деятельностью кадастровых инженеров.
5. Лоббирования интересов кадастровых инженеров.
Посредниками во всех перечисленных правоотношениях могут выступать два юридических лица: саморегулиреумая организация кадастровых инженеров и Некоммерческое партнерство «Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности». Рассмотрим возможности обоих субъектов в заявленных правоотношениях.
Саморегулируемой организацией в сфере кадастровой деятельности (далее - СРО в сфере кадастровой деятельности) может стать некоммерческое партнерство, т. е. основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных законом для всех некоммерческих организаций.
Исходя из анализа функциональной активности действующих СРО в сфере кадастровой деятельности, основными их целями, совпадающими по существу с содержанием ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», являются образовательные и управленческие цели, защита прав и законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи [1, с. 160-162].
В ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» содержится перечень правомочий СРО в сфере кадастровой деятельности в рамках ее целевой направленности:
1) представлять законные интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, в частности при рассмотрении спора, связанного с принятием органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета;
2) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми своими членами правила осуществления ими кадастровой деятельности, правила поведения при осуществлении этой деятельности, правила деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров;
3) осуществлять контроль за кадастровой деятельностью своих членов в части соблюдения требований федерального законодательства;
4) получать от органа кадастрового учета информацию о результатах деятельности своих членов;
5) рассматривать жалобы на действия своих членов;
6) применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными внутренними документами меры ответственности.
Все девять активных саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности 31 августа 2012 г. объединились в Некоммерческое партнерство «Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности» (НП «Национальная палата кадастровых инженеров»). Руководители Национального объединения возлагают на эту некоммерческую организацию большие надежды, в том числе в политической сфере. Считается, что Объединение поможет наладить контакт с исполнительной властью и разрешить важнейшие проблемы государственного кадастра недвижимости.
Необходимо проанализировать роли СРО в сфере кадастровой деятельности и НП «Национальная палата кадастровых инженеров» в каждом из перечисленных видов правоотношений с участием кадастрового инженера и государственных органов.
1. Вся профессиональная деятельность кадастрового инженера связана с квалификационным аттестатом, отсутствие которого ведет к неизбежному прекращению работы. Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности по всей стране оказывают содействие землеустроителям в получении кадастрового аттестата: организуют обучение кадастровых инженеров; знакомят их с экзаменационными вопросами, проводят пробные экзамены и «работу над ошибками»; знакомят с порядком проведения аттестационного экзамена, перечнем документов, необходимых для аттестации, и составом атте-
стационной комиссии; кроме того, оказывают содействие аттестационной комиссии в проведении экзамена. Однако если еще в 2011 г. проблемой было налаживание работы аттестационных комиссий и подготовка кадров для переквалификации в кадастровых инженеров, то сейчас по всей стране прокатилась волна судебных разбирательств об обжаловании решения аттестационной комиссии об изъятии аттестата у кадастрового инженера. Саморегулируемые организации в такие судебные разбирательства не вызывают ни в качестве представителя кадастрового инженера, ни в качестве третьего лица, ответственного за его деятельность.
Согласно статистике за первую половину 2013 г. максимальное количество решений, принятых об аннулировании аттестата кадастрового инженера, основано на наличии более чем десяти отказов органа кадастрового учета в принятии документов для кадастрового учета от кадастрового инженера в связи с наличием в них грубых нарушений законодательства [2, с. 10].
Следовательно, меры, принимаемые СРО в сфере кадастровой деятельности по повышению профессиональной грамотности кадастровых инженеров, либо недостаточны, либо неэффективны. И если СРО принимаются меры по устранению обозначенных проблем, то НП «Национальная палата кадастровых инженеров» в принципе не намеревается ими заниматься. Их активность за полгода функционирования показала, что аттестаты кадастровых инженеров могут представлять только научный интерес в рамках проводимых семинаров и конференций.
2. При проведении кадастровых работ кадастровым инженером могут совершаться описки, технические ошибки, указание неверных (устаревших, вымышленных, ошибочных) сведений, нарушение законодательства. Встречаются ситуации, в которых ошибки кадастрового инженера можно признать намеренными, обусловленными его личной выгодой. Рассмотрим апелляционное определение Ульяновского областного суда.
Администрация г. Ульяновска обратилась в суд с иском к Аладиной И. С. и кадастровому инженеру ООО «Агентство юристов и кадастровых инженеров» Архиповой О. В. о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок. Постановлением главы г. Ульяновска Аладиной И. С. в собственность за плату был передан земельный участок под жилым домом площадью 621,3 кв. м. При постановке на кадастровый учет земельного участка после его приобретения Аладиной И. С. в собственность было установлено, что площадь
увеличена до 905 кв. м. Кадастровый учет земельного участка площадью 905 кв. м был осуществлен на основании межевого плана, выполненного кадастровым инженером Архиповой О. В. Под видом уточнения границ кадастровым инженером были проведены работы по увеличению площади земельного участка за счет занятия дополнительного земельного участка площадью 284 кв. м, находящегося в ведении муниципального образования г. Ульяновск.
Часть земельного участка площадью 284 кв. м была выделена Хайретдинову Н. А. для установки металлического гаража, что не устраивало Алади-ну И. С. как «собственницу» этой части. Аладина И. С. подала в суд на Хайретдинова Н. А. с требованием убрать гараж. В ходе данного судебного разбирательства и вскрылось, что Аладина И. С. занимает земельный участок, по площади превышающий ею купленный.
Судом было выяснено, что, проводя в июне 2011 г. на основании заявления Аладиной И. С. повторное межевание спорного земельного участка, кадастровый инженер ООО «Агентство юристов и кадастровых инженеров» Архипова О. В. дала 16 июня 2011 г. заключение, из которого следует, что местоположение, площадь и конфигурация земельного участка изменились. Данная кадастровая ошибка, возможно, произошла при перерасчете координат повторных точек границ земельного участка из местной системы координат в систему координат МСК-73, т. к. кадастровый учет земельного участка осуществлен до 3 сентября 2001 г. В связи с пересчетом координат изменилась конфигурация и площадь в пределах допуска.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами районного суда в решении о том, что проведенное повторное межевание земельного участка не является доказательством уточнения границ земельного участка и его действительной площади, поскольку ч. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Таким образом, действия кадастрового инженера Архиповой О. В. были признаны незаконными. Требования администрации г. Ульяновска судом удовлетворены, право собственности на участок площадью 905 кв. м признано недействительным [3].
Кадастровые ошибки неизбежны по ряду причин, и практически все они считаются грубыми
нарушениями законодательства. При этом, ни СРО в сфере кадастровой деятельности, ни НП «Национальная палата кадастровых инженеров» не могут посодействовать кадастровому инженеру, совершившему ошибку, в урегулировании конфликта с органом кадастрового учета, муниципальным органом, судом или прокуратурой, которая имеет право оштрафовать его по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно прямому запрету, содержащемуся в ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», СРО в сфере кадастровой деятельности не вправе заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ. Тем самым, законодатель устанавливает запрет на вступление таких СРО в гражданско-правовые отношения, объектом которых являются кадастровые сведения. Этот запрет можно распространить и на НП «Национальная палата кадастровых инженеров». Следовательно, никакой помощи в подготовке кадастровой и технической документации кадастровый инженер от этих некоммерческих организаций получить не может.
Между тем, кадастровому инженеру может понадобиться помощь СРО в сфере кадастровой деятельности по работе с заказчиками, их соседями и иными заинтересованными лицами. Рассмотрим пример судебной практики.
Кадастровый инженер Чернова О. В. обратилась в суд с иском к собственникам земельных долей, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области о признании возражений по выделу земельных участков незаконными и необоснованными, обязании произвести кадастровый учет земельных участков.
Ею был заключен договор с ООО «Петровское» на проведение работ по изготовлению проекта межевания земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства в колхозе «Путь к коммунизму». Собственники земельных долей были соответствующим образом уведомлены о предстоящих работах, ознакомлены с проектом межевания. Процедура утверждения проекта межевания была проведена в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». На общем собрании участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения колхоза «Путь к коммунизму» большинством голосов проект межевания, список и размер доли собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания, были утверждены.
В апреле 2012 г. Черновой О. В. получено возражение по межевому плану от группы собственников, которое, по мнению кадастрового инжене-
ра, является незаконным. Чернова О. В. просила суд первой инстанции признать возражение недействительным и обязать филиал ФГБУ «ФКП Рос-реестра» по Ульяновской области произвести кадастровый учет земельных участков, выделяемых в соответствии с проектом межевания, изготовленным ею. Суды и первой, и второй инстанций ей в этих требованиях отказали [4].
4. Напомним обозначенную ранее функцию СРО в сфере кадастровой деятельности: осуществление контроля за кадастровой деятельностью своих членов в части соблюдения требований федерального законодательства. В данного рода правоотношениях можно выделить три проблемы.
Во-первых, контроль со стороны равного с кадастровым инженером субъекта может восприниматься несерьезно как подконтрольным и контролером, так и государством. Любая саморегулируемая организация является в первую очередь юридическим лицом, у которого отсутствуют властные полномочия, и подчинение ему кадастрового инженера может быть основано только на положениях гражданско-правового договора.
Во-вторых, 4 декабря 2012 г. произошло важное событие в процессе правового регулирования взаимодействия государства и саморегулируемых организаций - вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций». Рассматриваемое Положение предписывает обозначенным органам исполнительной власти осуществлять надзор за различными видами саморегулируемых организаций.
Так, согласно п. 2 Положения Министерство финансов Российской Федерации осуществляет государственный надзор в отношении саморегулируемых организаций аудиторов; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; Министерство энергетики Российской Федерации -в отношении саморегулируемых организаций в области энергетического обследования; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - в отношении саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в отношении саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих; Федеральная служба по финансовым рынкам - в отношении саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.
Итак, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии призвана осуществлять надзор за деятельностью оценщиков и арбитражных управляющих, а точнее за деятельностью объединяющих их СРО. Возникает логичный вопрос: почему в их числе нет СРО кадастровых инженеров? Одной из возможных причин отсутствия интересующих нас СРО в Положении -необязательность членства. Но более очевидной видится причина лоббирования собственных интересов создателями НП «Национальной палаты кадастровых инженеров» [5, с. 71-72].
На наш взгляд, недопустимо оставлять СРО в сфере кадастровой деятельности без контроля со стороны государства. В связи с чем мы предлагаем внести изменения в 5-й абзац п. 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1202, и изложить его в следующей редакции: «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в отношении саморегулируемых организаций оценщиков, арбитражных управляющих и кадастровых инженеров».
И, наконец, в-третьих, проблема контроля все еще упирается в вопрос обязательности членства кадастрового инженера в СРО этого типа. Существуют и плюсы, и минусы обязательности такого членства, однако, на наш взгляд, сейчас оно могло бы быть вполне целесообразным.
5. Лоббирование интересов кадастровых инженеров - одна из главных целей создания НП «Национальной палаты кадастровых инженеров», поэтому в этого рода правоотношениях и отдельные СРО, и вся Палата могут выступить посредниками между кадастровыми инженерами и государством.
Из вышеизложенного следует вывод о том, что кадастровый инженер практически не нуждается в представителях и посредниках. Этот профессиональный субъект на рынке выступает от своего имени или от имени заказчика своих работ, самостоятельно взаимодействует с органами власти всех уровней, кроме, пожалуй, законодательной.
Определение СРО кадастровых инженеров как профсоюза землеустроителей, которым в начале становления института саморегулирования в данной сфере любили оперировать теоретики, не оправдывает себя. Функции и направленность деятельности СРО необходимо уточнять согласно современным тенденциям.
Литература
1. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чар-кин С. А. Гражданское право России. Общая часть / под ред. А. Я. Рыженкова. М., 2010.
2. Пертушина М. И. Аннулировать нельзя помиловать - 2013 или итоги работы квалификационных комиссий по рассмотрению обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров по итогам 2012 года // Кадастр недвижимости. 2013. №° 2.
3. Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу N° 33-86812. URL: http:// uloblsud.ru
4. Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3367/2012. URL: http://uloblsud.ru
5. Ефременко О. В. «Саморегулируемый рынок» сведений о земельных участках // Новая правовая мысль. 2013. № 2.
© 2014 г. Ж. П. Дорофеева, А. А. Кваша, Д. В. Меняйло
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья посвящена особенностям административной ответственности несовершеннолетних. В статье исследована административная ответственность несовершеннолетних как особый вид юридической ответственности, а также применение принудительных мер и назначение наказания несовершеннолетним за совершение административных деликтов.
Ключевые слова: административная ответственность несовершеннолетних, принудительные меры воспитательного характера, общественно опасные деяния, возраст привлечения к административной ответственности.
В российском обществе в настоящее время проводятся существенные преобразования в части политического, экономического и отдельных
сфер социального развития страны. Наше государство проводит политику активной интеграции в мировое сообщество, что обязывает его при-