Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 4 (49). С. 173-177.
УДК 349
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ»
TO A QUESTION ABOUT THE CONCEPT OF «SELF-EMPLOYED CITIZENS»
А. В. БУРЛАК (A. V. BURLAK)
Даётся характеристика категории «самозанятые граждане», производится анализ действующих нормативных правовых актов в части дефиниции данной группы, а также делается вывод об отсутствии понятия «самозанятые граждане» и о необходимости детального закрепления круга субъектов, входящих в данную категорию.
Ключевые слова: социальное обеспечение; самозанятые граждане; самозанятость; индивидуальный предприниматель.
This article gives characteristic to a category such as «self-employed citizens», it also analyses existing normative legal acts in terms of the definition of this group, it concludes that there is an absence of such concept as «self-employed citizen» and there is a need for a list with detailed characterisation of range of subjects included in this category.
Key words: social security; self-employed citizens; self-employment; individual entrepreneur.
Особое место в системе основных конституционных прав человека занимают социальные права, в том числе право на социальное обеспечение. Конституция РФ [1] признаёт право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на го -сударство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Статьей 39 Консти -туции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия определяются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» [2] (в дальнейшем - Закон о социальном страховании) установлен основной принцип осуществления обязательного социального страхования - его всеобщий, обязательный характер. Следовательно, возможность реализации социальных прав рос-
сийских граждан должна обеспечиваться в равной мере для всех, независимо от места и вида трудовой деятельности. Указанный закон разделяет застрахованных лиц на три группы: работающие по трудовому договору, самостоятельно обеспечивающие себя работой и иные лица (п. 2 ст. 6 Закона).
Таким образом, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, наравне с работающими по трудовому договору выделены в качестве основной категории граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Такую категорию граждан принято называть «самозанятыми». Их обособление в отдельную группу вызвано специфическими условиями занятости и наличием особенностей в их правовом положении.
В нормах вышеназванного закона и иных действующих нормативных правовых актов отсутствует чёткое определение круга лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. На практике это приводит к возникновению ряда проблем в ходе осуществления обязательного социального страхования таких граждан. Поэтому встаёт вопрос о дефиниции «самозанятых граждан».
© Бурлак А. В., 2016
Термин «самозанятое население» особенно часто стал употребляться в 90-е гг. XX в., когда в соответствии с Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» физическим лицам было разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. И хотя данный термин используется и в настоящее время на различных уровнях, его легальное понятие в тот период отсутствовало.
В ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» [3] в первоначальной редакции впервые упоминается термин «лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов». Сейчас в этом же законе встречаются следующие упоминания: в п. 7 ст. 7 - «предпринимательство и самозанятость», а в п. 8 ст. 7.1-1 - «содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание... единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» [4].
По мнению Т. А. Бубновской, два вышеуказанных пункта находятся в явном противоречии друг другу, так как в первом случае предпринимательство и самозанятость являются двумя разнопорядковыми видами деятельности, а во втором случае самозанятость - это определённый подготовительный этап на пути к предпринимательской деятельности [5].
Следующее упоминание указанного термина на уровне закона происходит в Законе о социальном страховании. Под такими лицами понимается определённая часть трудоспособного населения, работающего не по найму. Причём нормы этих двух законов, только указывают на существование таких лиц, не давая им чёткого определения. Последующие нормативные правовые акты, затрагивающие правовой статус лиц, не работающих по найму, относят их к самостоятельно обеспечивающим себя работой без
законодательной формулировки и расшифровки данного понятия.
Подзаконный акт сразу пяти министерств (Минэкономразвития, Минздравсоц-развития, Минсельхоза, Минрегионразвития, Минобрнауки) в виде Рекомендаций указывает в том числе на следующие программу и мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства: «содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в целях снижения напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации» [6], что в плане уяснения рассматриваемого термина также не даёт чёткости. Есть и другие примеры (ст. 223, 346.5, 346.17 ч. II Налогового кодекса Российской Федерации). Позиция исполнительной власти по данному вопросу была высказана Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым на расширенной коллегии Министерства финансов 14 апреля 2015 г. в ответ на заявление депутата Госдумы Андрея Макарова о том, что надо определиться, кто такие самозанятые: это те, у кого нет наёмных сотрудников, или те, у кого нет нанимателей? Д. А. Медведев заявил: «Мы наконец должны поставить точку в дискуссии о том, кто такие самозанятые... тот критерий, о котором говорит депутат, восходит к классическому понятию самозанятого населения ещё советского периода, а то, чем руководствуется Минфин и другие структуры, - это модифицированные понимания» [7].
Также необходимо обратить внимание на то, могут ли являться получателями пособия по безработице самозанятые граждане. Согласно п. 1 ст. 30 Закона РФ о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчётом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). В правоприменительной практике возникают споры, относятся ли ука-
занные выше положения к самозанятым гражданам. На практике таким гражданам пособие назначается согласно п. 2 ст. 30 Закона о занятости, т. е. в минимальном размере. Снижение гарантий социальной защиты для самозанятых граждан по сравнению с лицами, работающими по ТК РФ, на первый взгляд кажется необоснованным, нарушающим принципы равенства всех перед законом и недопущения дискриминации. Однако Конституционный Суд РФ неоднократно давал разъяснения по данному вопросу, сводящиеся к тому, что право на труд, гарантированное ст. 37 Конституции РФ, может реализовы-ваться гражданином по-разному, исходя из его желаний, потребностей, возможностей и способностей; гражданин имеет право трудоустроиться по трудовому договору и вступить в трудовые правоотношения с любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо может реализовать своё право на труд путём самозанятости (индивидуальная предпринимательская деятельность, фриланс, адвокатская деятельность, нотариальная деятельность). В последнем случае граждане сами определяют направления, виды и конкретные формы осуществления своей деятельности, организуют работу по выполнению взятых на себя обязательств и несут ответственность за их надлежащее исполнение. Указанные лица сами регламентируют продолжительность своего рабочего времени и степень нагрузки, они действуют на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности и несут риск неполучения дохода. При этом труд граждан, вступивших в трудовые отношения с работодателем, организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимума оплаты труда. В силу данного обстоятельства работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов [8].
Таким образом, законодатель исходит из того, что самозанятые граждане осуществ-
ляют трудовую деятельность на свой страх и риск, во многом их занятость (как её начало, так и прекращение) зависит от их собственной воли. При этом обычный работник во многом зависит от воли работодателя. Выбор лицом формы занятости всегда влечет за собой определённые правовые последствия, и гражданин должен их учитывать.
Попытки дать определение «самозанятости» предпринимались и в науке, причём не только в правовой.
Так, Е. А. Абрамова ссылается на классификацию МОТ, которая подразделяет экономически активное население на следующие категории:
- наёмные работники;
- самозанятые субъекты;
- неоплачиваемые семейные работники.
Самозанятые, в свою очередь, делятся
на самозанятых со служащими и самозанятых без служащих [9]. Следовательно, самозанятые - это всё же предприниматели. В той же работе Е. А. Абрамова предлагает своё деление самозанятости на формальное (подлежащее налогообложению) и неформальное (не подлежащее налогообложению). Понятно, что в первом случае это предприниматели, а во втором случае это те, кто в основном за счёт различных видов землепользования, подсобных хозяйств обеспечивают себя продуктами питания (иногда реализуя последние).
Г. У. Козачун и Е. Ю. Легчилина, исследуя проблему самозанятости, пишут о двух её видах: традиционной и инновационной. Традиционными самозанятыми считают тех, кто стремится себя чем-то занять и получать доход, но не обязательно стремится к прибыли и развитию своего бизнеса. К таким лицам относят в первую очередь тех, кто потерял работу (это совпадает с тем, о чём в основном говорится в российских НПА). Деятельность инновационных самозанятых «связана с высокотехнологичными отраслями и сферами хозяйственной деятельности, производством наукоёмкой продукции, работ и услуг, с научными исследованиями, созданием нового знания и его использованием при разработке» [10].
Совершенно иной подход к самозанятости демонстрируют А. П. Киреенко и М. О. Климова, уделяя внимание тому, что большую часть теневого рынка труда состав-
ляет самозанятое население, относя к нему не только лиц, традиционно занятых в торговле, сельском хозяйстве, но и тех, кто вовлечен в деятельность сектора деловых и социальных услуг. Эти же авторы ссылаются на методологию Госкомстата, по которой к самозанятым относятся только те предприниматели, которые осуществляют деятельность без привлечения наёмных работников [11]. Если отталкиваться от данной методологии, то закреплённые законом формы позволяют стать самозанятым, только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, а это вновь нулевая точка отсчёта: регистрация, уплата большого количества взносов, налогов и т. п., т. е. то, что можно назвать вслед за А. П. Киреенко и М. О. Климовой высоким уровнем издержек законопослушного поведения, и, как следствие этого, уход гражданина в теневую экономику.
Казалось бы, выход из сложившейся ситуации был найден: в октябре 2014 г. Правительство Российской Федерации одобрило законопроект о введении патента для самозанятых граждан. Патент для российских предпринимателей был введён ещё в 2013 г. как альтернатива единого налога на вменённый доход и в настоящее время позволяет работать по 63 видам деятельности (см. ч. 2 ст. 346.43 Части II Налогового кодекса РФ [12]), но для его получения необходимо быть или опять же стать индивидуальным предпринимателем. Часть 5 указанной статьи предусматривает, что предприниматель вправе привлекать наёмных работников, при этом средняя численность наёмных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем. Таким образом, на сегодняшний момент существует право индивидуальных предпринимателей на применение патентной системы налогообложения, аналогичный документ для самозанятых выглядит куда привлекательнее. Как было предусмотрено законопроектом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием условий для деятельности самозанятых», разработанным Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым совместно с бизнес-объе-
динениями, предполагалось создание новой формы бизнеса - «индивидуальные предприниматели - самозанятые», т. е. «предприниматели - физические лица без наёмных работников». По логике авторов проекта в группу самозанятых граждан войдут те люди, которые не готовы становиться индивидуальными предпринимателями. Частичное закрепление данной позиции нашло своё отражение в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» [13], где говорится, что с целью упрощения процедур уплаты налогов такой категорией самозанятых лиц антикризисным планом Правительства Российской Федерации предполагается предусмотреть особенности применения системы патентного налогообложения. Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса индивидуального предпринимателя). Но на сегодняшний день в Госдуму законопроект не внесён, попадет он лишь тогда, когда бизнес, Минфин, Минэкономики, Минтруд и ФНС урегулируют разногласия, кото -рые возникли на этапе разработки. В сентябре 2015 г. проект закона прошёл «нулевые» слушания в Общественной палате РФ, которая порекомендовала доработать его. Эксперты говорят, что при самом оптимистичном раскладе законопроект может быть принят Госдумой к осени текущего года. При этом приходить к решению нужно: введение патентной системы для самозанятых граждан прописано в п. 29 «Антикризисного плана» Правительства РФ (Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р) [14].
Вышесказанное ещё раз демонстрирует отсутствие чёткого законодательного определения понятия «самозанятые граждане», на наш взгляд, оно тождественно понятию «лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой». Также в нормативной базе не имеется исчерпывающего перечня субъектов, наполняющих категорию «самозанятые граждане», на разных этапах современного рос-
сийского законодательства, круг таких лиц постоянно изменялся. Законодателю стоит занять принципиальную позицию по данному вопросу и решить, кто является «самозанятыми гражданами». Именно определение исчерпывающего перечня субъектов данной категории представляет особую значимость для нынешнего общества, так как именно эта группа должна сформировать устойчивый средний класс. Представляется необходимым закрепить единообразное понимание «самозанятых граждан» и определить их состав, в связи с этим упорядочить нормативно-правовые акты, ведь от этого непосредственно будет зависеть социальное обеспечение и гарантии данных граждан. Таким образом, «самозанятые граждане» сочетают в себе характеристики собственника капитала, работодателя и управленца. Основное их отличие от других социальных групп - наличие функций управления капиталом и личного труда позволяет определять их как пограничный слой в классе мелких собственников.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об основах обязательного социального страхования : Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 1 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3686.
3. О занятости населения в Российской Федерации : Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 9 марта 2016 г.) // СЗ РФ. - 1996. -№ 17. - Ст. 1915.
4. Там же.
5. Бубновская Т. А. Самозанятость в российском туризме как способ импортозамещения в данной отрасли // Туризм: право и экономика. -2015. - № 3. - С. 25-28.
6. Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего
предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Вести. Экономика. - URL: http://www.vestifinance.ru/articles/55988 (дата обращения: 02.07.2015).
8. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хорхординой Людмилы Валентиновны на нарушение её конституционных прав положениями пункта 1 статьи 30, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» : Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. № 550-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2011. - № 6.
9. Абрамова Е. А. Кризисная самозанятость в России: классификация, структура и уровни развития // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. - Иваново : Изд-во Ивановского государственного химико-технологического университета. - 2012. -№ 4. - С. 7.
10. Козачун Г. У., Легчилина Е. Ю. Самозанятость как направление государственной политики в области управления человеческими ресурсами в инновационном предпринимательстве // Вестник Сибирской автомобильно-дорожной академии (Омск). - 2012. - № 4. - С. 134.
11. Киреенко А. П., КлимоваМ. О. Самозанятость населения и теневой рынок труда в России // Проблемы экономики. - 2015. - № 3. - С. 9-12.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 5 апреля 2016 г.) // СЗ РФ. - 2000. -№ 32. - Ст. 3340.
13. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году : Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р (ред. 16 июля 2015 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».