124
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 3, с. 124-130
УДК 343.1
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДРЫВУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ СТРУКТУР
© 2015 г. Э.А. Васильев1, И.В. Ильин1, А.Е. Ильин3
1
Управление организации оперативно-розыскной деятельности Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации, Москва 2Институт повышения квалификации Академии Следственного комитета Российской Федерации, Москва
3
Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Н. Новгород
igor_ilym@mail. т
Поступилр в ртдркцию 22.06.2015
Рассматривается проблема определения понятия оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур. Исследуются вопросы соотношения понятия «оперативно-розыскная деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур» с такими понятиями, как «оперативно-розыскное обеспечение уголовного процесса», «оперативно-розыскная деятельность».
Ключтвые словр: сущностная дефиниция оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур, признаки оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур.
Оперативно-розыскная деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур является новым видом не только оперативно-розыскной деятельности, но и совершенно неизученным направлением правоохранительной деятельности по борьбе с организованной преступностью в целом. Именно поэтому исследование сущности и содержания исследуемой деятельности весьма актуально.
Сущностная дефиниция ОРД по подрыву экономических основ организованных преступных структур должна выполнять важную функцию по устранению неопределенности, исключению разного толкования и обеспечению однозначной идентификации.
Грамотно сформулированная дефиниция позволяет раскрыть сущность определяемого понятия, отграничить его от смежных правовых явлений, и, наоборот, без норм-дефиниций затруднительно (а иногда и невозможно) адекватно установить смысл и содержание норм, а значит, сложно применить их на практике. Отсутствие дефиниции либо ее некорректная формулировка неизбежно порождает различия в толковании терминов и понятий, нарушает единообразие в понимании и реализации норм, влечет юридические конфликты [1, с. 48-56].
Проблемы соответствия сущности юридической терминологии оперативно-розыскной дея-
тельности и ее толкования уже являлись проблемой правоприменительной практики.
Так, например, вопрос об отграничении такого ОРМ, как оперативный эксперимент, от провокации преступления до сих пор окончательно не решен.
Не помогло устранить проблему введение в Закон об ОРД нормы, согласно которой органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация) (часть восьмая статьи 5 Закона об ОРД).
Данная норма лишь частично сняла вопросы отграничения оперативного эксперимента от провокации, поскольку не определяет ее сути, рассматривая провокацию фактически в качестве формы соучастия в преступлении или в любом побуждении к противоправным действиям, что может рассматриваться чрезмерно широко. Соответственно, не снимает она и вопроса о разграничении противоправного поведения и правомерного [2].
Вопрос неполного определения понятийной сущности оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур неминуемо повлечет те же последствия. Данный вид деятельности имеет целью воздействие на экономические
права и свободы как отдельных граждан, так и субъектов хозяйственной деятельности. И в случае неопределенности толкования возникают неразрешимые коллизии между защитой права собственности и реализацией функций борьбы с организованной преступностью.
Целью любой дефиниции является подробная характеристика отличий между ней и всеми другими сходными и смежными понятиями.
Основными отличиями, выражающими сущность того или иного предмета, являются признаки, позволяющие однозначно определить его однозначность и четко заданный смысл.
Некоторые дефиниции имеют расплывчатые черты, во многом обусловленные спецификой области применения. В нашей ситуации применение оценочных и абстрактных признаков сущности и определения ОРД по подрыву экономических основ недопустимо, данные категории имеют строго юридическое значение, обусловленное во многом ограничением конституционных прав граждан, вторжением в экономические права и свободы организаций и индивидуальных предпринимателей.
В контексте нашего исследования должна быть проанализирована не только научная сущность рассматриваемого понятия - необходимо сформулировать конкретное юридическое определение. То есть должна быть дана легальная дефиниция оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ преступных структур, позволяющая однозначно квалифицировать такую деятельность.
Сущностное определение исследуемой деятельности должно соответствовать только одному значению, иначе оно не сможет осуществить свои логические функции.
Сущность оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур определяется научным методом. В качестве него выступает логический метод, который «позволяет изучить сущность и содержание природных и социальных объектов, основанный на изучении закономерностей и раскрытия объективных законов, на которых базируется данная сущность» [3, 4].
Следуя этому положению, необходимо определить две гипотезы.
Первая - согласно этимологии понятия оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованной преступности ее следует относить к разновидности ОРД.
Вторая - ОРД по подрыву экономических основ организованных преступных структур является разновидностью правоохранительной деятельности, а имеющееся в данном понятии указание на оперативно-розыскную деятель-
ность квалифицируется как способ достижения ее цели.
Для понимания сущности и содержания оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур необходимо определить, какое понятие является родовым по отношению к исследуемому нами - «оперативно-розыскная деятельность» или «деятельность в отношении организованной преступности, осуществляемая посредством подрыва ее экономических основ».
В случае первого подхода исследуемой деятельности присущи все необходимые признаки оперативно-розыскной деятельности. В соответствие со ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ определено, что оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Законодательное определение этого вида государственной деятельности является одним из ключевых моментов законодательного регулирования ОРД. Легальная дефиниция ОРД является базовой для уяснения сущности и содержания указанной деятельности [5, с. 5].
Содержание понятия - это совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отражённых в этом понятии, поскольку с точки зрения логики всякое понятие имеет содержание и объём. Объём понятия может входить в объём другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Родовым будет такое понятие, объём которого шире и полностью включает в себя объём другого понятия. Видовым будет такое понятие, объём которого составляет лишь часть объёма родового понятия [6].
Поэтому, исходя из сущности законодательного определения оперативно-розыскной деятельности, а также из нормативного обозначения ее видов, исследуемый вид деятельности нельзя назвать разновидностью ОРД.
В то же время мы полагаем, что отсутствие в законодательстве четкого обозначения ОРД как вида оперативно-розыскной деятельности не позволяет утверждать, что он не будет обозначен в последующем.
Так, некоторые авторы полагают, что исторически оперативно-розыскная деятельность
возникла в ответ на потребность в выявлении и раскрытии преступлений, установлении лиц, их совершивших, и розыске скрывшихся преступников с использованием в этих целях специфических сил, средств и методов, а сегодня в науке оперативно-розыскной деятельности проводятся исследования, не только обслуживающие современную практику оперативных подразделений различных правоохранительных органов, но и нацеленные на применение их результатов только в практике будущего. Иными словами, движение познания в области теории оперативно-розыскной деятельности обусловлено уже не столько непосредственными запросами настоящего времени, сколько познавательными интересами, через которые проявляются потребности общества в прогнозировании будущих способов и форм практического освоения проблем противодействия преступности [7, с. 30].
Тем более что многие ученые и практики полагают, что правовое регулирование ОРД уже не отвечает современным потребностям практики и нуждается в совершенствовании. Среди них можно назвать В.М. Атмажитова, В.Г. Боброва [8, с. 6-7], А.Ю. Шумилова [9] и др. По мнению А.В. Кудрявцева, «научные исследования свидетельствуют о целесообразности пересмотра подходов к оперативно-розыскной деятельности, и в первую очередь к ее сущности» [10, с. 25].
При существующей ситуации отсутствие законодательного закрепления необходимых признаков не препятствует квалифицировать подрыв экономических основ организованной преступности как разновидность оперативно-розыскной деятельности в доктринальном контексте.
В то же время отсутствие в настоящий момент должного определения ОРД и его видов не единственная причина, не позволяющая назвать деятельность по подрыву экономических основ видом оперативно-розыскной деятельности.
Во-первых, подрыв экономических основ организованной преступности - это многоэтапная деятельность, осуществляемая несколькими органами государственной власти. При этом указанные органы не всегда являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, а соответственно, деятельность, ими осуществляемая, не является оперативно-розыскной.
Во-вторых, субъекты ОРД не обладают необходимым объемом полномочий, чтобы комплексно добиться результатов деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур.
Какая бы ни была мотивация у оперативных сотрудников нанести экономический ущерб преступной организации, в соответствии с ч. 3
статьи 35 Конституции РФ «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Кроме этого, даже суд может прекратить право собственности лишь в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 242 ГК РФ «Реквизиция», ст. 243 ГК РФ «Конфискация» и другие). Причем ситуация значительно усугубляется в случае, когда предметом воздействия со стороны оперативных работников являются политические преступления [11, 12].
В-третьих, уничтожение имущества или иное воздействие на экономические права и свободы организованных преступных структур не является непосредственной задачей субъектов ОРД. Конечно, грубо можно подвести данную деятельность как направление предупредительной деятельности субъектов ОРД. Но на практике это сделать невозможно. Необходимо обосновать причинную связь между владением, пользованием и распоряжением имуществом организованными преступными группами и совершаемыми их представителями преступлениями.
Другая гипотеза анализа сущности оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур - это анализ ее в контексте оперативно-розыскного ее обеспечения.
Термин «оперативно-розыскное обеспечение» различных видов деятельности в последнее время часто используется.
А.С. Кудрявицкий исследовал оперативно-розыскное обеспечение судебного разбирательства дел о преступлениях, совершаемых организованными преступными сообществами [13, с. 139], В.В. Борискин анализирует проблемы оперативно-розыскного обеспечения исполнительного производства Федеральной службой судебных приставов России [14], В.С. Злобин рассматривает оперативно-розыскные меры по обеспечению режима в исправительных учреждениях ФСИН России [15].
Необходимость осуществления оперативно-розыскной деятельности при выявлении отдельных налоговых правонарушений отметил руководитель Следственного комитета России А.И. Ба-стрыкин, который полагает, что «налоговые преступления, связанные с различными фальсификациями учета и отчетности, то есть так называемые налоговые мошенничества, не могут быть полноценно выявлены и раскрыты без проведения оперативно-розыскных мероприятий» [16].
А.Ю. Арефьев активно занимается исследованием оперативно-розыскного обеспечения предупреждения преступлений [17, с. 12].
Основной деятельностью, обеспечением которой занимается ОРД, является уголовно-процессуальная деятельность.
Е.А. Доля отмечал, что защита личности, общества и государства от преступных проявлений, использующих специальные приемы и методы, технические средства, специалистов для подготовки, совершения и сокрытия преступлений, без активного использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности весьма и весьма затруднительна, а зачастую и невозможна [18, с. 3].
А.Ю. Шумилов определяет оперативно-розыскное обеспечение уголовного процесса (предварительного расследования и судебного разбирательства) как комплекс поступков сыскных и других мероприятий оперативно-розыскного свойства, совершаемых и принимаемых оперативно-розыскными органами (оперативниками и др.) по установлению фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, источников информации о них, лиц, противодействующих уголовному процессу, в целях обеспечения предварительного расследования и судебного разбирательства необходимыми сведениями, а также защиты участников уголовного процесса [19, с. 93].
При этом надо сказать, что оперативно-розыскное обеспечение указанной деятельности является необходимостью. Так, по мнению М.П. Полякова, «без средств и методов оперативно-розыскной деятельности современному уголовному судопроизводству не под силу подобраться к большинству серьёзных преступлений, и в первую очередь к организованной преступности» [20, с. 7].
При этом надо заметить, что при оперативно-розыскном обеспечении раскрытия и расследования преступлений вектор направленности указанных видов государственной деятельности один - привлечение к уголовной ответственности преступника.
В случае оперативно-розыскного обеспечения подрыва экономических основ организованных преступных структур в орбиту данного процесса попадают государственные органы, которые вовсе не имеют основной целью изобличение преступника или привлечение кого-либо к уголовной ответственности.
В этой связи вряд ли можно проводить аналогию между характером оперативно-розыскного обеспечения деятельности по раскрытию и расследованию преступлений и такому обеспечению деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур.
При этом если при осуществлении оперативно розыскного обеспечения государственного обвинения значительный объем инициативной работы берет на себя оперативный работник, то при осуществлении мероприятий по
подрыву экономических основ организованной преступности у него на это нет властного и организационного ресурса.
Естественно, что процесс оценки обстоятельств, позволяющих применить меры по подрыву экономических основ организованных преступных структур, осуществляется с момента осуществления необходимых юридических процедур.
Иными словами, подход определения сущности деятельности по подрыву экономических основ в контексте ее оперативно-розыскного обеспечения с учетом сегодняшнего законодательства также является несостоятельным.
Здесь необходим некий синтез рассмотренных нам гипотез с одновременной доработкой оперативно-розыскного законодательства.
Можно привести точку зрения некоторых авторов, полагающих, что оперативно-розыскное обеспечение государственного обвинения является самостоятельной формой оперативно-розыскной деятельности, в которую входит комплекс оперативно-розыскных мер, осуществляемых субъектами оперативно-розыскной деятельности, как правило, во взаимодействии с должностными лицами прокуратуры, направленных на создание оптимальных условий для осуществления уголовно-процессуальной функции государственного обвинения путём выявления и фиксации фактических данных, которые могут быть использованы при доказывании в суде; обнаружения сведений, которые позволят усилить систему аргументов, подтверждающих позицию обвинения в процессе осуществления досудебного производства и судебного разбирательства; осуществления оперативно-розыскного контроля за поведением обвиняемых, подозреваемых и иных лиц, а также исполнения функции защиты уголовного судопроизводства [21, с. 22].
Для того чтобы признать оперативно-розыскную деятельность по подрыву экономических основ организованных преступных структур видом или формой оперативно-розыскной деятельности необходимо сформулировать хотя бы одноименную цель или задачу, которая может решаться посредством осуществления.
Причем практике сейчас известны случаи, когда оперативно-розыскная деятельность применяется для целей, опосредованно связанных с борьбой с преступностью.
Так, по мнению В.А. Гусева, ряд нормативных положений ФЗ об ОРД, помимо «традиционных» направлений, допускает использование результатов ОРД:
- при принятии административных (управленческих) решений;
- при реализации отдельных полномочий налоговых органов;
- в рамках арбитражного судопроизводства [22, с. 87].
При этом два последних направления вполне могут быть использованы для подрыва экономических основ организованных преступных структур. Например, правоохранительные органы могут передать подразделениям ФНС России результаты ОРД, содержащие сведения, имеющие значение для обеспечения государственных интересов при рассмотрении арбитражных дел о банкротстве. Инспекции Федеральной налоговой службы могут также иным способом применить результаты оперативно-розыскной деятельности, в том числе при регистрации юридических лиц.
Возможность аналогичного применения результатов ОРД предусмотрена статьей 8.1. Закона об ОРД, в соответствии с которой «в целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия. Результаты оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности могут использоваться в доказывании по указанным в статье 15 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" судебным искам»
Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий по таким судебным искам направлено в первую очередь на решение задач оперативно-розыскной деятельности по обеспечению государственной, военной и экономической безопасности России [23, с. 2-5].
Учитывая вышеизложенное, под оперативно-розыскной деятельностью по подрыву экономических основ организованных преступных структур понимается система мер, реализуемых субъектами оперативно-розыскной деятельности, а также по их инициативе другими органами государственной власти в целях выявления экономических условий существования организованных преступных структур, а также нейтрализации экономической основы их деятельности.
В этой связи полагаем также внести в Закон об ОРД статью 8.2. Особенности проведения оперативными подразделениями оперативно-розыскных мероприятий по подрыву экономических основ организованных преступных структур:
«В целях установления факта финансирования, обеспечения деятельности, а также иной помощи организованным преступным структурам оперативные подразделения вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия. Результаты указанной оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в доказывании по уголовным, административным, дисциплинарным и гражданским делам в целях осуществления мер по противодействию организованной преступности».
Список литературы
1. Демин А.В. Основные правила формирования налогово-правовых дефиниций // Журнал российского права. 2011. № 4. С. 48-56.
2. Абрамочкин В.В., Александров А.С., Атмажи-тов В.М. и др. Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сборник материалов Всероссийского круглого стола: 3 ноября 2011 г. / Сост. К.Б. Калиновский. СПб.: Петрополис, 2012. 218 с.
3. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник. Учебное пособие. Орёл: ОГУ, 2010. 289 с.
4. Ивин А.А. Логика: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд-во «Оникс»: Изд-во «Мир и Образование», 2008. 336 с.
5. Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Си-нилова. М., 2006.
6. Малахов В.П. Формальная логика. Учебное пособие для высшей школы. М., 2001.
7. Кудрявцев А.В. Современное состояние проблемы научного познания в оперативно-розыскной деятельности // Вестник Владимирского юридического института. 2010. № 1. С. 30.
8. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Науч. докл. М., 2003.
9. Новая редакция оперативно-розыскного закона России: открытый проект: Науч.-справ. пособие / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 2004.
10. Кудрявцев А.В. Предпосылки возникновения проблемной ситуации, связанной с определением сущности оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Владимирского юридического института. 2010. № 2.
11. Кабанов П.А. Политическая преступность: понятие, сущность, виды, причины, личность политического преступника, меры противодействия (криминологическое исследование). Дис... д.ю.н. Екатеринбург, 2008. 494 с.
12. Кабанов П.А. Политическая преступность: понятие, сущность, виды, причины, личность политического преступника, меры противодействия (криминологическое исследование). Казань, 2006. 359 с.
13. Кудрявицкий А.С. Оперативно-розыскное и криминалистическое обеспечение судебного разбирательства дел о преступлениях, совершаемых организованными преступными сообществами: Дис... к.ю.н. Тюмень, 2011.
14. Борискин В.В. Проблемы оперативно-розыскного обеспечения исполнительного производства Федеральной службой судебных приставов России. Дис. к.ю.н. М., 2008.
15. Злобин В.С. Оперативно-розыскные меры по обеспечению режима в исправительных учреждениях ФСИН России. Владимир, 2010.
16. Интервью А.И. Бастрыкина // Российская газета № 6489 от 24 сентября 2014 г.
17. Арефьев А.Ю. Юридическая наука и практика // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 2-15. С. 98-103.
18. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография. М.: СПАРК, 1996.
19. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскной словарь. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. 175 с.
20. Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография / Под ред. проф. В.Т. Томи-на. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001. 262 с.
21. Луговик В.Ф., Давыдов О.Н., Пономаренко С.И. Оперативно-розыскное обеспечение государственного обвинения: Монография. Барнаул: Юридический институт МВД России, 2007. 152 с.
22. Гусев В.А. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности: новые тенденции // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1.
23. Фирсов О.В. Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 6.
ON THE QUESTION OF THE CONCEPT OF INVESTIGATIVE OPERATIONS FOR UNDERMINING THE ECONOMIC BASIS OF ORGANIZED CRIMINAL STRUCTURES
E.A. Vasilyev, I. V. Ilyin, A.E. Ilyin
The problem of definition of the concept of investigative operations for undermining the economic basis of organized criminal structures is considered. We examine the relationship between the concept of investigative operations for undermining the economic basis of organized criminal structures with such concepts as «investigative support for criminal proceedings» and «investigative operations».
Keywords: essential definition of investigative operations for undermining the economic basis of organized criminal structures, features of investigative operations for undermining the economic basis of organized criminal structures.
References
1. Demin A.V. Osnovnye pravila formirovaniya nalo-govo-pravovyh defmicij // Zhurnal rossijskogo prava. 2011. № 4. S. 48-56.
2. Abramochkin V.V., Aleksandrov A.S., Atmazhitov V.M. i dr. Konstitucionno-pravovye problemy operativno-rozysknoj deyatel'nosti: Sbornik materialov Vserossijskogo kruglogo stola: 3 noyabrya 2011 g. / Sost. K.B. Kalinovskij. SPb.: Petropolis, 2012. 218 s.
3. Nekrasov S.I., Nekrasova N.A. Filosofiya nauki i tekhniki: tematicheskij slovar'-spravochnik. Uchebnoe po-sobie. Oryol: OGU, 2010. 289 s.
4. Ivin A.A. Logika: Ucheb. posobie dlya studentov vu-zov. M.: Izd-vo «Oniks»: Izd-vo «Mir i Obrazovanie», 2008. 336 s.
5. Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti / Pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, G.K. Sinilova. M., 2006.
6. Malahov V.P. Formal'naya logika. Uchebnoe posobie dlya vysshej shkoly. M., 2001.
7. Kudryavcev A.V. Sovremennoe sostoyanie pro-blemy nauchnogo poznaniya v operativno-rozysknoj deya-tel'nosti // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2010. № 1. S. 30.
8. Atmazhitov V.M., Bobrov V.G. O zakonodatel'nom regulirovanii operativno-rozysknoj deyatel'nosti: Nauch. dokl. M., 2003.
9. Novaya redakciya operativno-rozysknogo zakona Rossii: otkrytyj proekt: Nauch.-sprav. posobie / Avt.-sost. A.Yu. Shumilov. M., 2004.
10. Kudryavcev A.V. Predposylki vozniknoveniya problemnoj situacii, svyazannoj s opredeleniem sushchnosti operativno-rozysknoj deyatel'nosti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo institute. 2010. № 2.
11. Kabanov P.A. Politicheskaya prestupnost': ponyatie, sushchnost', vidy, prichiny, lichnost' politicheskogo pres-tupnika, mery protivodejstviya (kriminologicheskoe issle-dovanie). Dis... d.yu.n. Ekaterinburg, 2008. 494 s.
12. Kabanov P.A. Politicheskaya prestupnost': ponyatie, sushchnost', vidy, prichiny, lichnost' politicheskogo pres-tupnika, mery protivodejstviya (kriminologicheskoe issle-dovame). Kazan', 2006. 359 s.
13. Kudryavickij A.S. Operativno-rozysknoe i krimina-listicheskoe obespechenie sudebnogo razbiratel'stva del o prestupleniyah, sovershaemyh organizovannymi prestup-nymi soobshchestvami: Dis... k.yu.n. Tyumen', 2011.
14. Boriskin V.V. Problemy operativno-rozysknogo ob-especheniya ispolnitel'nogo proizvodstva Federal'noj sluzh-boj sudebnyh pristavov Rossii. Dis. k.yu.n. M., 2008.
15. Zlobin V.S. Operativno-rozysknye mery po obespe-cheniyu rezhima v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah FSIN Rossii. Vladimir, 2010.
16. Interv'yu A.I. Bastrykina // Rossijskaya gazeta № 6489 ot 24 sentyabrya 2014 g.
130
3.A. BacmbeB, H.B. HjibUH, A.E. MnbUH
17. Arefev A.Yu. Yuridicheskaya nauka i praktika // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2011. № 2-15. S. 98-103.
18. Dolya E.A. Ispol'zovanie v dokazyvanii rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti: Monografiya. M.: SPARK, 1996.
19. Shumilov A.Yu. Operativno-rozysknoj slovar'. M.: Izdatel'skij dom Shumilovoj I.I., 2008. 175 s.
20. Polyakov M.P. Ugolovno-processual'naya interpre-taciya rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti: Monografiya / Pod red. prof. V.T. Tomina. N. Novgorod: Niz-
hegorodskaya pravovaya akademiya, 2001. 262 s.
21. Lugovik V.F., Davydov O.N., Ponomarenko S.I. Operativno-rozysknoe obespechenie gosudarstvennogo obvineniya: Monografiya. Barnaul: Yuridicheskij institut MVD Rossii, 2007. 152 s.
22. Gusev V.A. Ispol'zovanie rezul'tatov operativno-razysknoj deyatel'nosti: novye tendencii // Vestnik Volgo-gradskoj akademii MVD Rossii. 2014. № 1.
23. Firsov O.V. Ispol'zovanie rezul'tatov operativno-rozysknyh meropriyatij v grazhdanskom processe // Arbi-trazhnyj i grazhdanskij process. 2012. № 6.