УДК 349
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАУКЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Реброва Татьяна Павловна
кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и административного права ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», Саранск
Е-mail: [email protected] Алямкин Сергей Николаевич канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры государственного и административного права ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск
Е-mail: [email protected]
THE QUESTION OF THE CONCEPT OF LOCAL GOVERNMENT
IN SCIENCE AND LAW
Tatyana Rebrova
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head the Department of State and Administrative Law of Mordovian humanitarian institute, Saransk
Sergey Alyamkin
сandidate of philosophy, senior Lecturer, Department State and Administrative Law of Mordovian humanitarian institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье проанализированы подходы к определению местного самоуправления. Проанализировано научное понятие местного самоуправления в сравнительном аспекте. Местное самоуправление рассмотривается как одна из основ конституционного строя, форма народовластия, элемент правового статуса гражданина.
ABSTRACT
The article analyzes the approaches to the definition of local government. It analyzed the legal concept of local government in comparative perspective. Local government is considered as one of the foundations of the constitutional system; form of democracy; member of the legal status of a citizen.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное право, уровень власти, публичная власть, государство, вопросы местного значения, народовластие, правовой статус человека и гражданина.
Keywords: local self-government, municipal law, the level of government, public power, state, local issues, democracy, the legal status of man and citizen
Термин «местное самоуправление» (МСУ) в отечественной науке муниципального права не имеет единого толкования, которое разделяли бы все ученые.
Существует несколько традиционных подходов к определению сущности местного самоуправления [1-4]. По мнению одних ученых, в основе этого определения лежит общественное, самоуправленческое независимое начало. Другая группа правоведов настаивает на том, что местное самоуправление является частью государственного механизма. Существует мнение, что местное самоуправление сочетает в себе как государственные, так и общественные черты, являясь самостоятельным уровнем публичной власти.
Местное самоуправление целесообразно рассматривать как низовой уровень публичной власти в государстве. При реализации своих полномочий оно не должно нарушать определенные законом рамки, его функционирование не вправе противоречить государственной власти. [6].
В ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. и ратифицированной Федеральным Собранием Российской Федерации 11 апреля 1998 г., «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. восприняла положения Европейской хартии 1985 г. и хотя не содержит определения местного самоуправления, на конституционном уровне закрепила право населения на МСУ и признала его одной из основ конституционного строя (ст. 3, 12, 18, 130 и др.).
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации», местное самоуправление -это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральным законодательством, а в случаях, установленных им, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление можно рассматривать как:
а) одну из основ конституционного строя;
б) форму народовластия;
в) элемент правового статуса гражданина.
Среди основ конституционного строя местное самоуправление является важнейшим институтом, в большой мере определяющим Российское государство как демократическое и правовое. В Конституции о МСУ говорится в связи с осуществлением народом своей власти, распределением форм собственности. При этом подчеркивается роль самоуправления в общем механизме управления обществом. Учитывая, что данные нормы имеют особую юридическую силу, законодатель должен руководствоваться ими при дополнении или изменении Конституции.
Европейская хартия МСУ закрепляет, что именно на местном уровне непосредственно может быть обеспечено участие граждан в управлении государством.
В соответствии с Конституцией РФ единственным источником власти в Российской Федерации признается народ (источник власти един). Формы реализации власти различны. Народовластие осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ.
Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Данное положение создает предпо-
сылку для противопоставления государственной и муниципальной власти, государства и МСУ. В действительности ст. 12 Основного Закона говорит об относительном организационном обособлении МСУ.
Представительные органы МСУ состоят по преимуществу или полностью из депутатов, для которых эта работа "на общественных началах". Объем вопросов, которые решаются посредством прямой демократии, у МСУ выше, чем у органов государственной власти. Иначе говоря, возможности прямого воздействия населения на местные дела значительно весомее, чем на государственные дела. Следует признать муниципальную власть самой близкой к населению.
Право гражданина на осуществление МСУ не относится к числу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако, несомненно, что оно имеет конституционное значение, на что обращает внимание Конституционный Суд РФ.
В Постановлении от 01.12.2015 № 30-П [5] Конституционный Суд установил, что закрепляя самостоятельность МСУ в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами госвласти, Конституция Российской Федерации исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, она не предполагает отрицания организационного и иных форм взаимодействия органов МСУ и органов госвласти, но, однако, исключает решающее участие органов госвласти в собственно формировании органов МСУ, равно как и подмену органов МСУ органами госвласти при решении вопросов местного значения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 9-П и от 24 декабря 2012 года N 32-П). Самостоятельность МСУ, проявляющаяся и в вопросах определения структуры его органов, служит, таким образом, не только пределом, ограничивающим произвольное вмешательство органов власти в дела МСУ, но и базой для его интеграции в систему публичной власти и поддержания в ней - на основе баланса интересов - межуровневого взаимодействия.
Органы государственной власти призваны оказывать на МСУ регулирующее воздействие, в частности путем определения основных, принципиальных параметров организационного устройства муниципальной власти и взаимосвязей между ее элементами, обусловленных конституционно-правовой природой МСУ как одного из уровней публичной власти, наиболее приближенного к населению, и учитывающих необходимость достижения с участием МСУ конституционных целей развития РФ; в свою очередь, права и обязанности МСУ, деятельность его органов и должностных лиц должны соответствовать Конституции РФ и основанным на ней законам и иным нормативным правовым актам.
Исходя из этого структура органов МСУ должна определяться населением не произвольным образом, а в рамках установленных федеральным законом общих принципов организации МСУ, в т.ч. относящихся к формам осуществления МСУ, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям и т.п.
Соответственно, федеральный законодатель, определяя на основе баланса конституционных ценностей и общенациональных интересов наиболее эффективный в конкретных исторических условиях организационно-правовой механизм достижения конституционных целей с участием всех уровней публичной власти, вправе не только выбирать оптимальные, на его взгляд, на данном этапе варианты (способы) формирования органов МСУ, но и осуществлять разграничение относящихся к установлению общих принципов организации МСУ полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Вместе с тем, законодательное регулирование вопросов МСУ должно соответствовать требованиям Конституции РФ, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и обеспечивать уважение и защиту права на осуществление МСУ как равноценного наряду с иными непосредственно действующими правами человека и гражданина, определяющими смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.
Право гражданина на осуществление МСУ воплощает в себе широкий круг возможностей человека принимать участие в решении местных вопросов. Так, важнейшее значение имеют права: избирать и быть избранными в органы МСУ; принимать участие в местном референдуме; поступать на муниципальную службу; обращаться в органы МСУ.
Осуществление местного самоуправления включает и иные полномочия граждан:
а) индивидуальные (принадлежат каждому гражданину и реализуются отдельными членами местного сообщества независимо от других его членов), например, право на доступ к муниципальной службе;
б) коллективные (осуществляются посредством коллективных действий членов местного сообщества). Например, право на правотворческую инициативу, право принятия решений по местным вопросам, право формировать органы МСУ.
В последние годы принимаются решения по повышению эффективности МСУ. Их можно разделить на несколько блоков:
а) совершенствование вопросов территориальной организации МСУ,
б) оптимизация разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между уровнями власти, недостаточно.
Устойчивые темпы экономического роста, модернизация экономики, могут быть достигнуты только с активным участием субъектов РФ и муниципалитетов. Органы МСУ должны иметь больше полномочий по формированию инвестиционного климата и решения социально-экономических вопросов на местных территориях. Поэтому им необходимы соответствующие публично-властные полномочия и финансовая база.
Список литературы:
1. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. - 400 с.
2. Реброва Т.П., Алямкин С.Н. Проблемы организации местного самоуправления: учеб.-метод. комплекс / Мордов. гуманит. ин.-т. Саранск, 2010. 39 с.
3. Становление государственности и местного самоуправления в регионах России. На примере Саратовской области : сборник научных статей / под ред. Н. И. Матузова. Саратов : Изд-во Саратовской высшей школы МВД РФ, 1997. 144 с.
4. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 2. СПб., 1909. 748
с.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». [Электронный ресурс]. // Спра-вочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1866. - 553 с.