К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
TO THE QUESTION OF THE CONCEPT OF INNOVATION ACTIVITY ACCORDING TO THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
УДК 001.895: 34
Трапезникова Марина Михайловна
доцент кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат юридических наук, доцент, [email protected]
TRAPEZNIKOVA, Marina Mihajlovna
Associate Professor of the Public Administration and Municipal Management Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
В статье анализируется понятие инновационной деятельности и особенности его правового регулирования на федеральном и региональном уровнях. Выявлены цель, основные признаки инновационной деятельности, показан ее комплексный характер. Автор предлагает предусмотреть понятие инновационной деятельности в специальном Законе РФ «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» с целью устранения законодательной неопределенности, существующей в действующем российском законодательстве.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, нормативно-правовой акт, законодательство, правовое регулирование.
Abstract.
The article analyzes the concept of innovation activity and peculiarities of legal regulation at the Federal and regional levels. It identifies objective, main characteristics of innovation activity and its complex character. The author proposes to include the concept of innovative activity in the special Law on 'Innovation Activities in the Russian Federation', aiming at removing legal uncertainty existing in the Russian legislation.
Key words: innovations, innovative activity, regulatory legal act, legislation, legal regulation.
62
петербургский экономический журнал • № 4 • 2014
В результате перехода России к инновационному пути развития экономики возникла необходимость в реформировании нормативно-правового регулирования общественных отношений, которые связаны с научной, научно-технической и инновационной деятельностью. В настоящее время проблемы правового регулирования инновационной деятельности в России являются актуальными, так как, во-первых, существует потребность устранения пробелов и противоречий в законодательстве Российской Федерации, регулирующем инновационную деятельность; во-вторых, на данный момент недостаточно правовых исследований, относящихся к рассматриваемой области общественных отношений.
Правовое регулирование инновационной деятельности носит комплексный характер и основывается на законодательстве о науке и научно-технической политике, об интеллектуальной собственности, а также на положениях корпоративного и инвестиционного законодательства. К основным нормативно-правовым актам, регулирующим инновационную деятельность, следует отнести Конституцию Российской Федерации, которая гарантирует свободу научного, технического и других видов творчества. Конституция РФ в статье 73 закрепляет за субъектами право осуществления государственной власти в части вопросов, не отнесенных Конституцией (ст. 71, 72) к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и субъектов. Ввиду того, что инновационная деятельность не упомянута в вышеуказанных статьях, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти в регулировании данных правоотношений [1]. Другим основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим инновационную деятельность, является Гражданский кодекс РФ, в котором определены основные правила гражданско-правового регулирования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности [2]. Определенная роль в правовом регулировании инновационной деятельности принадлежит также Налоговому кодексу РФ. Говоря о роли налогового законодательства в инновационных
отношениях, следует отметить, что налоговое стимулирование является одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки инновационного процесса [3]. Следующим нормативно правовым актом является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», который регулирует отношения между субъектами научной или научно-технической деятельности, органами власти и потребителями [4]. Однако вышеперечисленные нормативные акты определяют только лишь общие вопросы регулирования данной сферы деятельности, в свою очередь, конкретные элементы регулирования поддержки инновационной деятельности предусматриваются только региональным законодательством. Следовательно, региональные законы могут восполнять пробелы в федеральном инновационном законодательстве.
Обращаясь к исследованию понятия инновационной деятельности, прежде всего, необходимо отметить, что термин «инновация» появился в отечественном экономическом и юридическом лексиконе в начале 1980-х гг., трактовался как новшество, нововведение и использовался в контексте понятия научно-технического прогресса. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» или «изменение». В переводе с английского «innovation» - это новаторство, нововведение, новшество и т. п. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Следует отметить, что, кроме понятия инновации, рассматриваемый закон раскрывает содержание таких дефиниций, как инновационный проект, инновационная инфраструктура, инновационная деятельность и др. В юридической литературе существует мнение, что инновации представляют собой «результат научно-ис-
петербургский экономический журнал • № 4 • 2014
63
следовательской и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности и направленный на совершенствование в любой сфере деятельности общества» [5, с. 82].
Анализируя определение «инновационная деятельность», прежде всего, необходимо обратить внимание на содержание понятия деятельности. В словаре русского языка С. И. Ожегова деятельность - это работа, занятие, труд. Работа - это производственная деятельность по созданию чего-либо, работу также можно рассматривать как качество, способ исполнения. Применительно к инновационной деятельности это может быть работа по созданию новаций, управлению и коммерциализации инноваций. Если рассматривать понятие труда, то «труд» по С. И. Ожегову - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Таким образом, для создания инновации необходим умственный и творческий труд человека. Кроме того, инновационную деятельность целесообразно рассматривать в контексте с понятием услуги, которое определяется С. И. Ожеговым как действие, приносящее помощь, пользу другому. Таким образом, инновационная деятельность представлена широким спектром выполняемых работ, оказываемых услуг, творческим трудом [6, с. 150, 747].
Под инновационной деятельностью законодатель понимает деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Раскрывая содержание данного понятия, отметим, что под инновационным проектом следует понимать комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов. В свою очередь, инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов,
включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг. Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и внедрению инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг). Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли.
В соответствии с законодательством к инновационной деятельности относятся:
• выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для практического применения;
• технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрения нового или усовершенствованного технологического процесса;
• осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;
• выпуск новой или усовершенствованной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса до достижения окупаемости затрат;
• деятельность по продвижению на рынке новой продукции;
• создание и развитие инновационной инфраструктуры;
• подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;
• передача либо приобретение прав на объекты промышленной собственности или
64
петербургский экономический журнал • № 4 • 2014
конфиденциальную научно-техническую информацию.
Следовательно, инновационная деятельность ориентирована, прежде всего, на создание и (или) внедрение прогрессивных нововведений. Ее содержание не исчерпывается исключительно внедрением новшеств, оно достаточно тесно связано с научными исследованиями и включает в себя разработку будущих инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений применительно к новому или усовершенствованному продукту, реализуемому на рынке. Помимо этого, инновационная деятельность направлена на создание нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также на новые или усовершенствованные решения в области организации производства и в социальной сфере, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Полагаем, что законодатель рассматривает данное понятие слишком узко, не отражая в нем основные признаки инновационной деятельности и не определяя ее основную цель - повышение эффективности производства, получение дополнительной прибыли.
Необходимо обратить внимание на то, что региональное законодательство также содержит ряд терминов, относящихся к правовому регулированию инновационной деятельности. Так, например, в Законе Санкт-Петербурга «Об основах инновационной политики Санкт-Петербурга» предусмотрено легальное понятие субъекта инновационной деятельности -физическое и юридическое лицо любой организационно-правовой формы (их объединения), в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие инновационную деятельность [7]. Между тем, данный Закон не содержит трактовку понятия инновационной деятельности. В 2013 г. в Санкт-Петербурге был разработан Комитетом по промышленной политике и инновациям и одобрен профильной комиссией Законодательного собрания проект Закона «Об инновационной деятельности в Санкт-Петербурге», который
до настоящего времени не вступил в силу. В рассматриваемом проекте закона понятие инновационной деятельности также не предусмотрено. Разработчики законопроекта в основном ограничиваются вопросами, связанными с инновационной политикой и инновационными продуктами. В Законе Санкт-Петербурга от 12.10.2009 № 411-85 «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга» и во многих законах субъектов Российской Федерации понятие инновационной деятельности также отсутствует [8]. Между тем, здесь раскрыты такие правовые понятия, как инновационная политика Санкт-Петербурга, инновационная продукция, приоритетный инновационный проект Санкт-Петербурга, субъект инновационной деятельности, инновационный территориальный кластер и некоторые другие определения, связанные с инновационной деятельностью.
В научных публикациях неоднократно указывалось на необходимость принятия специального Федерального закона «Об инновационной деятельности». При этом подчеркивается, что закон не должен носить рамочного и декларативного характера. Разработка такого закона требует от законодателя четкого понимания предмета его регулирования, задач, конкретных правовых последствий. В нормах статей закона должны быть определены понятийный аппарат, порядок формирования и реализации государственной инновационной политики, роль и место органов государственной власти и местного самоуправления в формировании и реализации указанной политики, а также меры государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления. Несмотря на внесение дополнений в Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в виде IV главы «Государственная поддержка инновационной деятельности», в которой определяются основные цели, принципы, субъекты и формы государственной поддержки инновационной деятель-
петербургский экономический журнал • № 4 • 2014
65
ности, отдельные понятия и правоотношения нуждаются в правовом регулировании.
В научной литературе и в правотворческой практике существуют различные трактовки понятия инновационной деятельности. Так, одни специалисты акцентируют основное внимание на творческой составляющей инновационной деятельности, другие - на ее производственной составляющей, третьи отмечают ее нацеленность на предпочтения потребителей. В этой связи, нельзя не согласиться с мнением М. В. Волынкиной о том, что ведущей характеристикой инновационной деятельности является то, что эта деятельность так или иначе связана с созданием и (или) реализацией нового знания вне зависимости от сферы ее осуществления [9]. Высказывается также мнение о том, что инновационная деятельность представляет собой хозяйственную, в том числе предпринимательскую деятельность в сфере организации, управления и непосредственного осуществления инновационного процесса (по получению, созданию, освоению, распространению, применению и реализации инновации (инновационного продукта)) [10]. Как отмечает И. Н. Кардаш, инновационная деятельность - это разновидность хозяйственной (экономической) деятельности, связанная с созданием и внедрением в гражданско-правовой (имущественный) оборот новых знаний, приобретающих гражданско-правовую форму объекта интеллектуальных прав [11]. Н. Ханчук в своей статье утверждает, что инновационная деятельность «представляет сложную категориальную структуру» и выделяет категории инновационной деятельности: историческая, экономическая, инструментальная, философская, юридическая,
коммерческая, предпринимательская, хозяйственная, организационно-управленческая. Инновационная деятельность имеет многогранный, многоплановый характер, воплощает в себе единство технологических, организационных и социальных нововведений, в ходе реализации которых формируется новая модель развития, преобразования и эффективного использования общественных, природных и экономических ресурсов, где конечной целью является повышение качества жизни населения страны [12]. Анализируя множественность подходов ученых к пониманию сути инновационной деятельности, С. Назаров справедливо утверждает, что всякий термин относителен и ограниченно применим, и лишь идя по пути синтеза гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний, можно истинно понять реалии XXI в. [13]. Такое многообразие определений инновационной деятельности приводит к тому, что достаточно сложно выявить ее основные признаки и сформулировать базовое понятие инновационной деятельности.
Таким образом, понятие инновационной деятельности носит комплексный характер. При этом законодатель рассматривает данное понятие в узком смысле, не отражая в нем основные признаки инновационной деятельности и не определяя ее основную цель -повышение эффективности производства, получение дополнительной прибыли. В связи с вышеизложенным представляется необходимым предусмотреть определение понятия инновационной деятельности в специальном Законе РФ «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», в котором будут учтены комплексный характер, цель и основные признаки инновационной деятельности.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 15.
66
петербургский экономический журнал • № 4 • 2014
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52. Ст. 5496 (ред. от 23.07.2013).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824 (ред. от 23.06.2014).
4. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства. 1996. № 35. Ст. 4137 (ред. от 02.11.2013).
5. Мызрова О. А. Развитие и современное состояние теории инновации // Инновации. 2006. № 7. С. 82.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1978. 846 с.
7. Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2009 № 411-85 (ред. от 17.07.2013) «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб. 16.09.2009) // Санкт-Петербургские ведомости. 2009. № 203.
8. Закон г. Москвы от 06.06.2012 № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 2012. № 8. Ст. 135.
9. Волынкина М. В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 8.
10. Евсеева Л. А. Правовое регулирование инновационной деятельности: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2005. 24 с.
11. Кардаш И. Н. Механизм правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2013. 25 с.
12. Ханчук Н. Инновационная деятельность в системе научных категорий // «Инновации в науке»: материалы XI международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (15 августа 2012 г.); [под ред. Я. А. Полонского]. Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 53-57.
13. Назаров С. Изобретение: сегодняшняя попытка определения // Инновации. 2006. № 6. С. 13-16.
петербургский экономический журнал • № 4 • 2014
67