ЭКОНОМИКС. 2013. № 1.
---- ФИНАНСЫ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
УДК 351.72
Тедеев А .А .* К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тедеев А.А. К вопросу о понятии и сущности валютного мониторинга в Российской Федерации. - Статья.
В статье на основе анализа основных документов международных и российских организаций по борьбе с финансовыми нарушениями рассматривается содержание такого нового инструмента финансовой политики как валютный мониторинг. Характеризуются его особенности и отличия от валютного контроля, выявлена структура органов и механизм осуществления.
Ключевые слова: финансовая политика, валютный контроль, валютный мониторинг, органы валютного мониторинга, противодействие легализации капиталов.
Tedeev A.A. About the notion and essence of currency monitoring in the Russian Federation. - Article.
In article on the basis of the analysis of the basic documents of international and Russian organizations for combating financial violations the content of such a new instrument for the financial policy as currency monitoring is considered. Its features and differences from currency control are characterized, the structure of currency monitoring bodies and mechanism of its realization are revealed.
Keywords: monetary policy, exchange controls, currency monitoring, bodies of currency monitoring, counteraction to legalization of the capital.
Тедеєв А.А. До питання про поняття та сутність валютного моніторингу в Російської Федерації. - Стаття.
У статті на основі аналізу основних документів міжнародних і російських організацій з боротьби з фінансовими порушеннями розглядається зміст такого нового інструменту фінансової політики як валютний моніторинг. Характеризуються його особливості та відмінності від валютного контролю, виявлена структура органів та механізм здійснення.
Ключові слова: фінансова політика, валютний контроль, валютний моніторинринг, органи валютного моніторингу, протидія легалізації капіталів.
* Тедеев Астамур Анатольевич - кандидат экономических наук, профессор, заместитель директора НМЦ «Кафедра ЮНЕСКО» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия.
Как известно, государственный контроль как форма контрольнонадзорных мероприятий публичного характера является неминуемым и необходимым условием эффективного функционирования экономической системы любого государства.
Одной из составляющих такого контроля в сфере обеспечения эффективности проводимой финансовой политики государства выступает такой новый для нашей финансовой политики инструмент как валютный мониторинг.
Если основной экономической целью валютного контроля выступает создание для субъектов валютной деятельности невыгодных условий для нелегального осуществления валютных транзакций, в том числе вывоза капитала за рубеж, валютный мониторинг в первую очередь направлен на пресечение развития отмывания нелегальных денежных средств, в том числе полученных преступных путем в целях обеспечения финансовой безопасности государства.
Легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, считается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Отметим, что до 30 июня 2013 г. исключение при этом составляли следующие преступления: не-
возвращение из-за границы средств в иностранной валюте, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. При этом доходами, полученными преступным путем, являются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.
Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из следующих преступлений: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, незаконное обращение с ядерными материалами или радио-
активными веществами, хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений (ст. 3 Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Таким образом, указанная совокупность правовых мер образует национальную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, необходимость наличия которой, как отмечается специалистами, обусловлена не только существующими международными стандартами ФАТФ (Международная организация по борьбе с финансовыми злоупотреблениями «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF)), которые Россия, как член международного сообщества, должна выполнять, но и задачами повышения прозрач-
ности и безопасности национальной финансовой системы, улучшения инвестиционного климата и обеспечения макроэкономической стабильности, в том числе путем снижения уровня угроз и рисков легализации преступных доходов и финансирования терроризма [1].
Эффективное осуществление указанных выше государственных контрольно-надзорных мероприятий в валютной сфере направлено на обеспечение устойчивого развития отечественной финансовой системы, и в частности, обеспечение устойчивости национальной валюты в условиях либерализации валютного законодательства. Поэтому современная система финансового мониторинга формируется в Российской Федерации с 2002 г.
Таким образом, под валютным мониторингом необходимо понимать комплекс организационноэкономических мероприятий, направленных на обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации, осуществляемых специально уполномоченными государством органами (органами и агентами финансового мониторинга) государственных контрольно-надзорных мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Объектом финансового мониторинга выступают подлежащие проверке (мониторингу)
операции с денежными средствами или иным имуществом, независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, которые могут контролироваться на основании информации, полученной в специально установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также в процессе проверке этой информации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Основным органом валютного мониторинга в Российской Федерации в настоящее время выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмо-ниторинг), - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а равно по выработке государственной политики в сфере ПОД/ФТ. В частности, при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операции, выступающие объектом мониторинга, связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Росфинмонито-ринг направляет соответствующие
информацию и материалы в компетентные правоохранительные или налоговые органы.
С июня 2012 г., после перепод-чинения указанного органа напрямую Президенту Российской Федерации, Росфинмониторинг выступает национальным центром по оценке угроз национальной финансовой безопасности и выработке мер по противодействию этим угрозам.
Выступая формой сбора и анализа задокументированной в установленном порядке финансовой информации, мониторинг может осуществляться эффективно только при содействии специально обязанными к тому законом лиц (публично-правовых и частноправовых), выступающих соответственно информационными и операционными агентами финансового мониторинга.
Публично-правовыми участниками таких валютных отношений выступают органы, обеспечивающие эффективность валютного мониторинга (информационные агенты валютного мониторинга), которые предоставляют Росфинмо-ниторингу необходимую информацию и документы (за исключением информации о частной жизни граждан), а также обеспечивают автоматизированный доступ к своим базам данных.
Такими информационными агентами валютного мониторинга выступают: Органы государствен-
ной власти Российской Федерации (например, Пенсионный фонд Российской Федерации; ЦБ РФ; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и др.); государственные корпорации и иные организации, созданные на основании федеральных законов; организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (например, ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации»); органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления.
Операционными агентами валютного мониторинга являются следующие организации и физические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могущие выступать объектами мониторинга: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры; лизинговые компании; почта; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изде-
лий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме); организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; риэлторы (организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества); операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; общества взаимного страхования; негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; операторы
связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи; индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, или оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; адвокаты, нотариусы, а равно лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Отметим, что в литературе имеются и несколько иные подходы к классификации субъектов валютного мониторинга. Так, М.М. Про-шунин в качестве таких субъектов выделяет «органы (Росфинмонито-ринг и надзорные органы) и агентов (уполномоченные организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом) финансового мониторинга» [2, с. 11].
В Российской Федерации применяется двухуровневая система организации финансового мониторинга, состоящая из внутреннего контроля (условно на нижнем уровне этой системы) и обязательного контроля (на верхнем уровне).
Внутренний контроль осуществляется агентами валютного мониторинга в целях выявления опера-
ций, подлежащих обязательному контролю, и иных подозрительных операций с денежными средствами или иным имуществом, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Отметим, что в литературе эти мероприятия называют также факультативным или дополнительным финансовым мониторингом [3; 4, с. 95, 99].
В целях эффективного осуществления внутреннего контроля агенты валютного мониторинга:
• разрабатывают специальные правила внутреннего контроля (с учетом требований, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - ЦБ РФ, по согласованию с Росфинмониторингом);
• назначают специальных должностных лиц, ответственных за реализацию этих правил;
• осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих сотрудников;
• идентифицируют клиентов, их представителей, выгодоприобретателей;
• осуществляют документальное фиксирование сведений (информации) имеющих значение для целей валютного мониторинга, обеспечивают их надлежащее хранение и передачу в Росфинмониторинг;
• предоставляют по запросам Росфинмониторинга необходимую информацию.
Отметим, что законодательство не содержит исчерпывающего перечня критериев, которые позволяли бы отнести ту или иную операцию с денежными средствами или иным имуществом к подозрительным, а информацию о ней - к имеющей значение для валютного мониторинга. Тем не менее, к некоторым основным критериями относят следующие:
• запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
• несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
• выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур в системе валютного мониторинга обязательного контроля;
• совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого Росфинмониторингом уже направлялся запрос;
• отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом законодательством установлен запрет на информиро-
вание клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов.
Обязательный контроль осуществляется Росфинмониторингом в форме проверочных мероприятий в отношении информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, представляемой ему агентами валютного мониторинга.
В настоящее время в рамках системы валютного мониторинга обязательному контролю подлежат следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
1) если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. руб. (эквивалентной ей сумме в иностранной валюте), а сама она по своему характеру является:
а) операцией с наличными денежными средствами (снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим
лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме);
б) зачислением или переводом на счет денежных средств, предоставлением или получением кредита (займа), операцией с ценными бумагами (в случае, если хотя бы одной из сторон является лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), не выполняющем рекомендации ФАТФ; либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в таком государстве (на такой территории);
в) операцией по банковским счетам или вкладам (размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на ано-
нимного владельца; зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия);
г) сделкой с движимым имуществом (помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; предоставление юридическими лицами, не являю-
щимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа);
2) если сумма, на которую была совершена сделка, направленная на переход права собственности на недвижимое имущество, равна или превышает 3 млн. руб. (эквивалентной сумме в иностранной валюте);
3) если сумма, на которую совершается операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства равна или превышает 200 тыс. рублей (эквивалентной сумме в иностранной валюте);
4) если хотя бы одной из сторон операции является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности, под контролем или в любой другой форме зависимости от таких лиц.
По результатам мероприятий валютного мониторинга операционные агенты валютного мониторинга, в случае выявления подозрительных операций в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны:
а) известить о таких операциях Росфинмониторинг в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их выявления (независимо от того, относятся ли они к операциям, подлежащим обязательному контролю). Порядок представления такой информации в Росфинмони-торинг установлен Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 245 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом» (в ред. от 23 апреля 2012 г.);
б) приостановить указанную подозрительную операцию на 2 рабочих дня (естественно, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица).
При этом если полученная Росфинмониторингом информация о сомнительности операций по результатам предварительной проверки признана им обоснованной, издается постановление о приостановлении операций с советующими денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток.
Далее Росфинмониторинг направляет соответствующие информацию и материалы о том, что та или иная операция связаны с легализацией (отмыванием) доходов,
Суть та основні методи боротьби з незаконною мінімізацією оподаткування
в Україні
полученных преступным путем, или с финансированием терроризма в соответствующие правоохранительные или налоговые органы.
Приостановление операций по банковским счетам (вкладам), а также другие операции организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их какой-либо причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществляется в судебном порядке на основании заявления Росфинмониторинга.
Список литературы
1. Чиханчин Ю.А. Антиотмывоч-ная система как фактор, способствующий модернизации экономи-
ки / Ю.А. Чиханчин. // Федеральный справочник. - 2010. - № 23.
2. Прошунин М.В. Правовые проблемы осуществления финансового мониторинга (российский и зарубежный опыт) / М.В. Прошунин. - М., 2010.
3. Прошунин М.М. Мониторинг операций и сделок в кредитной организации в целях противодействия легализации преступных доходов / М.М. Прошунин. // Банковское право. - 2010. - № 3. - С. 33-39.
4. Ворона-Сливинская Л.Г., Сли-винский Е.В. Институциональные аспекты государственного финансового мониторинга. Финансовый контроль / Л.Г. Ворона-Сливинская, Е.В. Сливинский // Вестник Санкт-петербургского государственного университета ГПС МЧС России. -2012. - № 1. - С. 94-100.
УДК 336.228.34
Кріль І.М.*, Кміть В.М.* СУТЬ ТА ОСНОВНІ МЕТОДИ БОРОТЬБИ З НЕЗАКОННОЮ МІНІМІЗАЦІЄЮ ОПОДАТКУВАННЯ В УКРАЇНІ
Криль И.М., Кмить В.М. Суть и основные методы борьбы с незаконной минимизации налогообложения в Украине. - Статья.
В статье рассмотрены теоретико-правовые аспекты возникновения незаконной минимизации налогообложения, проанализировано современное состояние противодействия уклонению от уплаты налогов и предложены основные методы борьбы с этим явлением.
* Кріль Ірина Михайлівна - студентка магістратури спеціальності «оподаткування», Львівський національний університет імені Івана Франка, м. Львів, Україна.
** Кміть Віра Мирославівна - кандидат економічних наук, доцент кафедри фінансів, грошового обігу і кредиту, Львівський національний університет імені Івана Франка, м. Львів, Україна.