случае неинформирования продавцом о возможности вернуть товар надлежащего качества
- в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Следует отметить, что законодатель не зря отходит от принципа юридического равенства участников договора, предоставляя покупателю при заключении договора купли
- продажи дистанционным способом больше прав. В данном случае покупатель -экономически более слабый и незащищенный субъект, системой сдержек и противовесов удовлетворяются его интересы и права, направленные в первую очередь на удовлетворение каких-либо бытовых потребностей.
Литература
1. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 03.07.2016 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., № 15. Ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 2016 г., № 27 (часть I). Ст. 4198; Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007. № 41. Ст. 4894; 2012. № 41. Ст. 5629.
2. Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 48. Ст. 4553, 2016. № 27 (часть I). Ст. 4194.
К вопросу о понятии и сущности правового государства
Лайтер А. В.
Лайтер Андрей Владимирович /ЬаНег Лп^еу УЫттукк - соискатель, кафедра общепрофессиональных и специальных дисциплин по юриспруденции, филиал Южно-Уральского государственного университета в г. Нижневартовске, г. Салехард
Аннотация: в статье анализируется понятие правового государства в современной науке, выделяются его основные признаки, акцентируется внимание на режиме демократии, законности и конституционности, которые определяют сущность исследуемого феномена.
Ключевые слова: правовое государство, режим демократии, режим законности, режим конституционности, право, закон.
В современной российской науке идея правового государства нашла широкое освещение в исследованиях отечественных юристов [см., например 1, 6, 8], философов и политологов. В их работах, прежде всего, отмечается, что в основе правового государства лежит стремление оградить человека от произвола властей различных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека и его свободу. Кроме того, идет речь о государстве, ограничивающем свои действия правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
Так, по мнению представителей философии, правовое государство - это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости [3, с. 406].
В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а
31
закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя [9, с. 101]. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.
В отечественной юридической науке также предлагаются различные дефиниции правового государства. Доктор юридических наук А. В. Малько считает правовым такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений [5, с. 40]. Другой ученый А. Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства как государства, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признаёт и охраняет права и свободы граждан [10, с. 148]. В. А. Четвернин полагает, что «правовое государство - государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина» [11, с. 6]. А. И. Коваленко под правовым понимает государство, основанное на верховенстве закона, неуклонном исполнении и соблюдении всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривающем взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базирующемся на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, что закрепляется и гарантируется нормативно -правовыми актами государства, обеспечением прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества [2, с. 9].
Как видно, вышеуказанные определения правового государства включают наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, состоящая из ряда элементов. В этой связи, на наш взгляд, можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти в высокоразвитом гражданском обществе, которой свойственны верховенство права, режим демократии, законности и конституционности, реализация механизма самоограничения власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
Таким образом, понятие правового государства многогранно. Также многообразны и его признаки. В юридической литературе называется и обосновывается более полутора десятков признаков [см., например 7, с. 295]. При этом, чем выше уровень обобщения, тем большее количество признаков приписывается правовому государству.
Можно выделить следующие основные (принципиальные) признаки правового государства, которые взаимообуславливают и дополняют друг друга:
1. Наличие полноценного, дееспособного гражданского общества с высоким уровнем правовой культуры, свободно и независимо функционирующего параллельно с государством.
2. Верховенство права и его господство над государством.
3. Существование эффективно действующего механизма самоограничения власти.
4. Признание и гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина.
5. Взаимная ответственность государства и личности.
6. Создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.
Остановимся более подробно, на последнем признаке правового государства, поскольку
он, на наш взгляд, наиболее полно характеризует и определяет его сущность.
Общеизвестно, что подлинно демократичным может быть только правовое государство. Демократичность государства - это степень предоставления им своим гражданам возможностей решать и защищать личные интересы без ущерба интересам других. Демократия очень тесно взаимосвязана с законностью. Так, Е. А. Лукашина в своей работе «Социалистическое правосознание и законность» отмечает, что «... демократия и законность неотрывны одна от другой. Всякое серьезное нарушение демократии выливается в нарушение законности, а всякое нарушение социалистической законности есть акция, не
32
демократичная по существу» [4, с. 164]. Законность существует там, где есть развитая правовая система, детальное, упорядоченное, лишенное существенных пробелов и противоречий законодательство, высокий уровень правосознания и юридической культуры.
Ключевым аспектом любого демократического правового государства наряду с законностью выступает режим конституционности, который подразумевает реально действующую систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой Конституции, ее соблюдение всеми членами общества, в том числе и должностными лицами органов государственной власти.
Как видно из вышеизложенного, внутреннее содержание правового государства определяется его подлинной народностью, уважительным отношением к праву, демократичностью взаимоотношений как с обществом в целом, так и каждым членом общества. Это и есть его главные, сущностные показатели.
Таким образом, правовое государство - это сложный продукт цивилизованного общества, нацеленный на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни только в народных интересах.
Литература
1. Гаджиев К. С. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения, 1991. № 2.
2. Коваленко А. И. Правовое государство: концепция и реальность. М., 1993.
3. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.
4. Лукашина Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М. Юридическая литература, 1973.
5. Малько А. В. Правовое государство // Правоведение, 1997. № 3.
6. Нерсесянц В. С. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность // Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990.
7. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.
8. Раянов Ф. М. Введение в правовое государство. Уфа: из-во Башкирского государственного университета, 1994.
9. Словарь по политологии. Ярославль: Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова, 2002.
10. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М, 2002.
11. Четвернин В. А. Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России. М., 2003.