ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СПЕЦИФИКЕ ПРОФИЛАКТИКИ НЕХИМИЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ Саломатова Е.А. Email: Salomatova669@scientifictext.ru
Саломатова Елена Александровна — преподаватель, кафедра гражданского права и процесса, Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассматриваются различные подходы к понятию аддиктивного поведения; особое внимание уделяется понятию нехимических аддикций, а также созависимости как одной из разновидностей аддиктивного поведения. Рассматриваются основные подходы к профилактике и коррекции аддиктивного поведения, более подробно рассмотрены методики арт-терапии и технологии развития эмоционального интеллекта как средства профилактики и коррекции нехимических аддикций. Особенное внимание уделяется вопросам профилактики и коррекции созависимого поведения женщин с использованием данных методик.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, нехимические аддикции, профилактика зависимости, созависимость как разновидность аддиктивного поведения.
ON THE CONCEPT AND SPECIFICITY OF PREVENTION OF NON-CHEMICAL ADDICTIONS Salomatova EA.
Salomatova Elena Alexandrovna - Teacher, DEPARTMENT OF CIVIL LAW AND PROCEDURE,
SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA, KRASNOYARSK
Abstract: this article discusses various approaches to the concept of addictive behavior; special attention is paid to the concept of non-chemical addictions, as well as co-dependence as one of the varieties of addictive behavior. The main approaches to the prevention and correction of addictive behavior are considered, the methods of art therapy and the technology of emotional intelligence development as a means of prevention and correction of non-chemical addictions are considered in more detail. Particular attention is paid to the prevention and correction of co-dependent behavior of women using these techniques.
Keywords: addictive behavior, non-chemical addictions, prevention of dependence, codependence as a kind of addictive behavior.
УДК 159.9
Повышенный интерес к изучению аддиктивного поведения как среди отечественных, так и зарубежных исследователей, связан с эпидемией развития химической зависимости, охватывающей многие слои популяции и непосредственно приводящей к росту смертельно опасных заболеваний. Любая зависимость, будь то тяжелая наркомания либо патологическая ревность, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации.
С понятием «аддиктивное поведение» тесно связано понятие «созависимость». Большинство современных исследователей понимают созависимость как нарушение личностных границ в области интимных и духовных взаимоотношений; слияние всех интересов человека с аддиктом.
Одной из главных причин возникновения созависимости называют отношения (личные или профессиональные) с озабоченными, зависимыми или нуждающимися людьми. О другой -обычно умалчивают. Это отчасти культурные, религиозные, моральные нормы и догмы, мешающие обсуждать свои проблемы с другими людьми, давать волю чувствам и т.д.
Несмотря на то, что в современной психологии созависимость в последнее время подвергается тщательному и всестороннему научному исследованию, в этой области остаётся много неразрешенных вопросов. До сих пор, в частности, остаётся открытым вопрос об определении понятия созависимости. Созависимость приводит к психопатизации личности, сходной с изменением личности химически зависимого. Вместо любви к близким нарастает
ненависть, появляется болезненная ревность и зависть, теряется вера во всех и надежда на лучшее, нарастает социальная изоляция и дезадаптация.
Исходя из вышеизложенного, необходимость своевременной профилактики и коррекции созависимого поведения является на сегодняшний день актуальной проблемой.
Особое внимание следует уделить способам развития у зависимых и созависимых клиентов навыков эмоционального интеллекта, так как это напрямую связано с навыками распознавания своих эмоций и управления эмоциями и своим психологическим состоянием, которые, как правило, у таких клиентов недостаточно развиты, или не развиты вообще.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д. Мейер и П. Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и других [2, с 84]
По вопросу возможности развития эмоционального интеллекта современные исследователи выделяют существование двух позиций в психологии. Согласно первой (Дж. Мейер) эмоциональный интеллект описывается как относительно устойчивая способность, вследствие чего повысить его уровень практически невозможно, однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Оппоненты первой позиции, считают, что эмоциональный интеллект можно развивать. Эмоциональное развитие проявляется в сознательном регулировании эмоций. Последней точки зрения придерживается Т.П. Березовская, результаты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения и воспитания.
В зарубежной психологии на позиции возможности развития эмоционального интеллекта стоят практически все популистские направления в психологической науке. В качестве доказательства правоты данной позиции зачастую приводят исследования между ^ и EQ. Так, например, С. Стейн и Г. Бук, сравнивая ^ и EQ, показывают, что отличие когнитивных и эмоциональных способностей состоит в том, что ^ сохраняет практически постоянную величину, а EQ повышается с возрастом. В результате они приходят к выводу о том, что EQ -не природная склонность, которая имеет отношение к способности человека хорошо проявлять себя в каком-то конкретном навыке, роде занятий или отрасли науки. По мнению ученых, эмоциональный интеллект складывается из рода сиюминутных, тактических, «динамичных» умений и навыков, которые можно применять в зависимости от ситуации. Таким образом, С.Стейн и Г.Бук делают вывод о том, что можно повышать уровень эмоционального интеллекта посредством тренировки, обучения и жизненного опыта [2, с. 90].
В отличие от ^ - левополушарный интеллект, который в основном предопределяется генетически и мало меняется с детства, эмоциональный интеллект - EQ можно развивать в любом возрасте. Однако это не так легко, повышение EQ требует практике и упорства. На совершенствование навыков эмоционального интеллекта уходят месяцы. Дело в том, что в этом процессе учувствуют эмоциональные центры правого полушария мозга, которые «обучаются» не очень быстро в отличие от неокортекса, т.е. Развитого левого полушария коры головного мозга, отвечающего за освоения технических навыков и когнитивных способностей. Но чтобы новую модель поведения усвоили эмоциональные центры, необходимы многократные тренировки и повторения. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта сродни искоренению старых привычек. Механизмы мозга, которые отвечают за лидерское поведение, должны забыть старые и закрепить новые навыки. Чем чаще повторяется некая поведенческая последовательность, тем прочнее становятся соответствующие мозговые схемы. Наступает момент, когда новые нейронные связи становятся для мозга «выбором по умолчанию». Эмоциональный интеллект можно развивать, тренируясь в адекватном выражении своих чувств и их конструктивном использовании.
В настоящее время за рубежом открыты институты и исследовательские центры, занимающиеся проблемой взаимосвязи чувств и разума, а также созданы специальные программы для развития эмоционального интеллекта детей и взрослых.
Исследователи выделяют следующие методы развития эмоционального интеллекта: групповой тренинг, индивидуальный тренинг, коучинг, тренинг детей в семейно-общественных центрах, семейное воспитание.
По мнению большинства авторов (Бар-Он, Гоулман, Майер), наиболее оптимальным средством развития эмоционального интеллекта является именно тренинг. Причем Бар-ОН предлагал проводить тренинговые занятия на протяжении 6 месяцев. Он считал, что это даст
возможность не просто развить необходимые компоненты эмоционального интеллекта, но и закрепить полученные изменения в поведении человека [2, с. 91-93].
По определению Короленко Ц.П. и Донских Т.А., аддиктивное поведение - один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций - то в основе любой аддикции лежит эмоциональная составляющая человеческой психики [6, с. 18]. А созависимое поведение мы в настоящей работе рассматриваем как одну из разновидностей аддиктивного поведения. Поэтому важное значение в психопрофилактике и психокоррекции созависимого поведения следует отвести также методам арт-терапии в широком смысле (терапии творческим самовыражением).
На начальных этапах арт-терапия отражала представления психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е гг. Принцхорн Х. провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты.
Первые попытки использовать арт-терапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арт-терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арт-терапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.
Одним из достоинств методов арт-терапии в профилактике, коррекции и реабилитации аддиктов и созависимых является то, что эти методы основаны на невербальном выражении чувств, что обеспечивает более свободное раскрытие пациентами своего внутреннего мира, высокий уровень их психологической защищенности и комфорта в процессе занятий, по сравнению с вербальной психотерапией. Часто эффекты арт-терапии могут проявляться благодаря изобразительной деятельности, даже при отсутствии последующей вербализации переживаний, что связано с действие целого ряда терапевтических факторов и механизмов (переживания легче выразить в образах, контейнирование в образах своих конфликтов, релаксация, катарсис, развитие навыков самоорганизации и принятия решений, переживание инсайта и др.). Изобразительная деятельность в группе создает предпосылки для обмена опытом на вербальном и невербальном уровнях, осознанию общности переживаний, ведущих к преодолению характерных для клиентов чувств одиночества и изоляции, проработке внутриличностных конфликтов, изменению представлений о себе и других, получению нового опыта и освоению новых навыков, укреплению групповых отношений. С целью сближения участников группы и формирования взаимного доверия применяются такие техники, как кинотерапия, фототерапия, мандалотерапия, акватипия, сказкотерапия, маскотерапия, и другие методы творческого самовыражения. Не следует забывать и о работе с телом. Ведь в теле, как в зеркале, отражается весь жизненный опыт человека. Воздействуя на двигательные и дыхательные стереотипы можно изменить стереотипы поведения на уровне психики.
По мере укрепления групповых отношений и самораскрытия участников группы используются интерактивные техники, такие, как групповой, парный рисунок и скульптура, техники драматизации, телесной и танцевальной терапии, перформанс.
Весьма ценным является и то, что арт-терапия стимулирует раскрытие творческого потенциала личности и активизирует ее защитно-приспособительные механизмы.
Таким образом, в качестве методики профилактики и коррекции аддиктивного, в том числе созависимого, поведения, мы можем сформулировать следующие рекомендации: посещение занятий в арт-терапевтической группе, а также ведение ежедневника эмоционального интеллекта, и выполнение упражнения «колесо жизненного баланса».
Как правило, мы можем наблюдать, что по итогам работы клиенты отмечают значительное снижение уровня тревожности, способность лучше понимать свои чувства, эмоции и желания, наличие новых творческих интересов в жизни. Таким образом, мы полагаем, что программа профилактики и коррекции аддиктивного поведения, основанная на арт-терапии и технологиях развития эмоционального интеллекта, оказывает стабилизирующие воздействие на клиентов, а, следовательно, рекомендуется дальнейшая разработка и использование данной методики в практической работе с зависимыми (в том числе созависимыми) клиентами.
Список литературы / References
1. Авилов Г.М. К глубине развития игровой аддикции. Кемерово, 2004. 33 с.
2. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии, 2008. № 5. С. 83—95.
3. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект. / Артемцева Н.Г. М.: РИО МГУДТ, 2012. 222 с.
4. Белов В.Г. Профилактика аддиктивного поведения. Учебное пособие / В.Г. Белов, В.А. Кулганов, Ю.А. Парфенов. СПб., 2013. 260 с.
5. Ганишина И.С. Анализ моделей профилактики наркотической зависимости личности в отечественной и зарубежной психологии / И.С. Ганишина // Новаинфо. Психологические науки. № 32, 2015.
6. Короленко Ц.П. Стратегии коррекции созависимости / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. М.: Эксмо, 2012. 157 с.
7. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не - зависимости. Учебное пособие по курсу «Профилактика аддиктивного поведения». Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003.
8. Матасова И.Л. Особенности формирования различных форм нехимических зависимостей / И.Л. Матасова // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований». Том 2 / Под ред. В.П. Шорина. Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН, 2011.
9. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей М.: Когито-Центр. Серия: Клиническая психология, 2006. 368 с.