Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2019. № 1(35)
4
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ СТРАТЕГИИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Г. Анненкова, Т.Л. Мягкова, Р.А. Агишев
Статья посвящена вопросам определения категории «экономическая безопасность», анализу отдельных положений Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, а также иных нормативных правовых актов, закрепляющих критерии состояния экономической безопасности в Российской Федерации и определяющих структуру экономики России. Обозначены общие положения обеспечения экономической безопасности с учетом изменений в законодательстве и принятия обновленной Стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Кроме того, в статье рассматриваются внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Базой обеспечения порядка в стране, а также составной частью национальной безопасности выступает государственная стратегия экономической безопасности. Она направлена на создание такой обстановки, которая была бы способна стабилизировать политические, военные и социально-экономические процессы в стране, создавать выгодные и приемлемые условия для жизни и развития каждого отдельного гражданина.
Ключевые слова: экономическая безопасность; национальная безопасность; глобализация; Стратегия экономической безопасности Российской Федерации; национальная экономика.
V.G. Annenkova, T.L. Myagkova, R.A. Agishev. TO THE QUESTION OF THE ECONOMIC SECURITY UNDERSTANDING IN THE CONTEXT OF A NEW STRATEGY FOR ITS SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article is devoted to the definition of the «economic security» category, the analysis of certain provisions of the Russian Federation Strategy of economic security for the period up to 2030, approved by the decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 № 208, as well as other regulatory legal acts that enshrine the criteria for the economic security state in the Russian Federation, and determine the structure of the Russian economy. The General provisions of economic security, taking into account changes in legislation and the adoption of an updated Strategy of economic security of the Russian Federation. In addition, the article deals with internal and external threats to the economic security of Russia. The basis for ensuring order in the country, as well as an integral part of national security is the state strategy of economic security of Russia. It is aimed at creating an environment that would be able to stabilize the political, military and socio-economic processes in the country, to create favorable and acceptable conditions for the life and development of each individual citizen.
Keywords: economic security; National security; globalization; Economic Security Strategy of the Russian Federation; National economy.
Одной из основополагающих тенденций XXI в. становится глобализация, которая подвергает испытанию на прочность систему
управления страной, провоцирует изменения традиционной модели поведения, мировоззрения, образа жизни населения, его ценностей
и ориентаций. В связи с этим обеспечение национальной экономической безопасности предстает своеобразной гарантией стабильности в стране, ее независимости. Безопасность национальной экономики является важнейшим национальным приоритетом.
В силу сложившихся в процессе исторического развития обстоятельств, детерминированных как объективными, так и субъективными причинами, именно экономическая сфера жизнедеятельности как российского общества, так и российского государства подвержена прямому воздействию колебаний мировой экономической и политической ситуации. Причем, как показывает практика последних лет, такое воздействие нередко носит негативный характер.
Проблемы экономической безопасности всегда существовали в мире и будут существовать в будущем. Однако с распадом СССР и переходом страны к рыночным отношениям, с начала 90-х гг. ХХ в. и по настоящее время, обеспечение экономической безопасности стало одной из первостепенных актуальных задач России. Если проследить за политикой развитых стран, становится ясно, что все больший вес набирает экономическая политика. Экономическое пространство, по сути, безгранично, и каждая страна пытается стать здесь лидером. В России накопилось немалое количество проблем, связанных с экономической безопасностью, и это свидетельствует о необходимости проведения более полных исследований в рамках предотвращения основных внутренних угроз.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Более подробно основные элементы национальной экономики раскрыты в приказе Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Так, под общеэкономическими вопросами (в разрезе планирования бюджетных расходов на их разрешение), согласно данному документу, предлагается понимать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих
руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе промышленности и энергетики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг, технического регулирования и обеспечения единства измерений, регулирования естественных монополий, регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора, а также обеспечение государственной политики в области занятости населения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ядром экономики России является «государственный сектор».
Обеспечение уровня экономической безопасности - приоритетная задача государства, приводящая к устойчивому развитию экономики страны и стабильному росту уровня жизни. Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:
- грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в том числе в других государствах);
- прогнозирование, предполагающее анализ риска появления угроз безопасности, детальный прогноз возможных исходов;
- разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
- создание независимых источников информации, включая научную и технологическую сферу;
- нормализация и поддержка благоприятных международных отношений;
- разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
- формирование финансовой независимости (снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов).
Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлены первоочередные меры, необходимые для обеспечения экономической безопасности государства.
Критериями обеспечения безопасности также выступают:
- достойные качество и уровень жизни населения;
- суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность страны;
- устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных факторов со всей очевидностью подтверждает вывод о смещении приоритетов защиты с позиции приоритета прав и свобод граждан и социально-эконо-
мических аспектов на позицию первостепенной важности экономической независимости и стабильности российского государства в условиях сложной геополитической ситуации.
Говоря об оценке безопасности, необходимо учитывать наличие определенных угроз, возникающих в тех или иных временных интервалах, и мерах, принимаемых для выявления и предотвращения этих угроз, а также о конкретных показателях, характеризующих ситуацию в конкретной стране. Угрозы экономической безопасности - это действия и процессы, оказывающие отрицательное воздействие на национальную экономику страны и каждого проживающего в ней гражданина.
Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику государства, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.
Из рекомендаций по улучшению работы в рамках обеспечения национальной экономической безопасности стоит назвать развитие социальной политики (создание дополнительных программ поддержки малоимущих граждан, стимулирование создания рабочих мест, разработка программ сокращения имущественной дифференциации), сглаживание структуры экономики (разумное использование топливно-сырьевой базы, усиление производства товаров с добавленной стоимостью, поддержка отечественных производителей), усиление мер по борьбе с коррупцией. Некоторые из них уже сейчас достаточно успешно реализуются в нашем государстве.
Для того чтобы избежать проблем в сфере экономической безопасности, необходимо обеспечить два важных элемента:
1) экономическую независимость, и речь идет даже не о господстве, а о повышении качества продукции, производимой в стране, для ее равного конкурирования в мировом масштабе;
2) стабильность и устойчивость экономики, защиту и поддержку всех форм собственности, а также обеспечение необходимых условий для увеличения предпринимательской деятельности.
Государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности страны должна быть направлена на поддержание уровня жизни населения на высочайшем уровне. Она должна решать уже существующие на данный момент проблемы, а не создать новые, не решив старые. Одна из задач системы, которая обеспечивает экономическую безопасность
страны, - это своевременный анализ проблем, а также разработка и реализация мер по их решению.
Задачами обеспечения экономической безопасности России на данном этапе должны стать:
1) поддержка отечественного производителя, занимающегося экспортом за рубеж, в целях сохранения позиций на мировых рынках;
2) ведение политики, направленной на погашения внешнего долга;
3) попытка стабилизации рубля относительно других валют.
Создание условий для экономического роста страны - это, прежде всего, внедрение в производство конкурентоспособных технологий, которые позволят «по-новому» выйти на рынок. Россия - страна, богатая разнообразными ресурсами, этим мы и пользуемся. В основном ВВП складывается из объемов продажи нефти, газа и т.д., но обрабатывающая, машиностроительная отрасли находятся на низком уровне развития относительно других передовых стран. Таким образом, необходимо поднять уровень технологий, используемых в производстве, тем самым увеличив конкурентоспособность на мировом рынке.
Задача экономической безопасности - это защита национальной экономики от внешних угроз. Цель - продумывание планов, стратегий, с помощью которых будет возможно устойчивое развитие страны, а также обеспечение достойного уровня жизни и удовлетворения социальных и экономических нужд для каждого гражданина страны. Проблем много, их надо решать, и, на наш взгляд, уже сейчас нужно продумывать новые экономические стратегии и реформы в экономической сфере. Россия может быть мировой державой: мы имеем самую большую площадь, но не умеем грамотно построить и реализовать экономическую стратегию, позволяющую вывести нашу страну в число лидирующих в экономике стран.
Имущественное разделение населения и повышение уровня бедности способствуют росту неровности различных слоев населения, а также неравномерности социально-экономического развития регионов. Безнаказанность олигархов перед законом - еще одна проблема России. Пресечение коррупции, выведение всех субъектов страны на новый уровень, ведение эффективного контроля, создание специальных органов, регулирующих и решающих данные проблемы - это направления обеспечения безопасности в экономике. Государство должно вести такую политику в мире, чтобы
наша страна не опускалась ниже рейтинга главенствующих стран.
Базой обеспечения порядка в стране, а также составной частью национальной безопасности является государственная стратегия экономической безопасности России. Она направлена на создание такой обстановки, которая была бы способна стабилизировать политические, военные и социально-экономические процессы в стране, создавать выгодные и приемлемые условия для жизни и развития каждого отдельного гражданина. Реализация государственной политики на практике сможет обеспечить:
1) экономический рост страны;
2) укрепление суверенитета России;
3) повышение качества и уровня жизни как населения в целом, так и каждого отдельного гражданина;
4) поддержание на мировом уровне научно-технического потенциала экономики и ее конкурентоспособности.
Данные цели можно будет достичь посредством комплексной модернизации производственно-технологической базы, создания государственных материальных резервов, развития инновационного потенциала страны, интеграции науки и образования для повышения конкурентоспособности на мировой арене, регулярной государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Проблемы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации постепенно обостряются в связи с увеличением различного рода санкций в отношении нашей страны со стороны ряда промышленно развитых государств в условиях глобализации. Данная позиция влечет за собой определенные изменения в государственной политике, которая, в свою очередь, направлена на создание условий для продуктивного инновационного развития России. Однако в сложившихся условиях увеличивается вероятность возникновения угроз для экономической безопасности, что может повлечь за собой снижение эффективности государственного управления. Государственная политика и национальные интересы нашей страны нуждаются в эффективной и надежной системе экономических и правовых механизмов, способных предотвращать возникающие угрозы экономической безопасности.
Таким образом, в первую очередь необходимо нивелировать отрицательное воздействие указанных угроз: 1) желание развитых стран использовать свои преимущества и высокие технологии для ключевого конкурентного фактора; 2) увеличение конфликтных ситу-
аций с представителями Российской Федерации; 3) усиление колебаний конъюнктуры рынков; 4) создание экономических объединений в различных сферах отношений без участия Российской Федерации; 5) отсутствие российских несырьевых компаний на мировом рынке; 6) возрастание неравномерного развития регионов Российской Федерации. Нужны приоритеты для решения данных проблем, и, на наш взгляд, это прежде всего повышение конкурентоспособности экономики страны.
Список литературы
1. Арбузов С.Г. Методологические основы оценки уровня экономической безопасности // Общество и экономика. 2017. № 6. С. 28-37.
2. Бабина К.И., Еремина Е.А. Финансовая безопасность государства: экономико-правовое измерение // Наука и общество. 2016. № 1 (24). С. 22-26.
3. Галкин А.А. Структура национальной экономики и ее преобразование в современной России: дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2005. 180 с.
4. Горохова С.С. Об определении экономической безопасности в контексте новой стратегии ее обеспечения в Российской Федерации // Российская юстиция. 2018. № 6. С. 2-4.
5. Ковалев А.А. Ресурсная безопасность как составляющая общей системы безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 9. С. 1775-1784.
6. Крылов А.А., Латов Ю.В. Мониторинг национальной и региональной экономической безопасности в современной России: проблемы, подходы, перспективы // Микроэкономика. 2018. № 2. С. 107-119.
7. Кузнецова Е.И. Стратегическое управление экономической безопасностью государства. М.: Русайнс, 2017. 214 с.
References
1. Arbuzov S.G. Metodologicheskie osnovy' otsenki urovnya e'konomicheskoj bezopasnosti [Methodological basis for assessing the level of economic security] // Obshchestvo i e'konomika. 2017. № 6. S. 28-37.
2. Babina K.I., Eremina E.A. Finansovaya bezo-pasnost' gosudarstva: e'konomiko-pravovoe izme-renie [Financial security of the state: economic and legal dimension] // Nauka i obshchestvo. 2016. № 1 (24). S. 22-26.
3. GalkinA.A. Struktura natsional'noj e'konomiki i ee preobrazovanie v sovremennoj Rossii [The structure of the national economy and its transformation in modern Russia]: dis. ... kand. e'kon. nauk. Voronezh, 2005. 180 s.
4. Gorokhova S.S. Ob opredelenii e'konomi-
cheskoj bezopasnosti v kontekste novoj strategii ee obespecheniya v Rossijskoj Federatsii [On the definition of economic security in the context of a new strategy to ensure it in the Russian Federation] // Rossijskaya yustitsiya. 2018. № 6. S. 2-4.
5. Kovalev A.A. Resursnaya bezopasnost' kak sostavlyayushhaya obshhej sistemy' bezopasnosti gosudarstva // Nacional'ny'e interesy': prioritety' i bezopasnost'. 2017. T. 13. № 9. S. 1775-1784.
6. Kry'lov A.A., Latov Yu.V. Monitoring natsio-
nalnoj i regional'noj e'konomicheskoj bezopasnosti v sovremennoj Rossii: problemy', podkhody', per-spektivy' [Monitoring of national and regional economic safety in modern Russia: problems, approaches, and perspectives] // Mikroe'konomika. 2018. № 2. S.107-119.
7. Kuznetsova E.I. Strategicheskoe upravlenie e'konomicheskoj bezopasnost'yu gosudarstva [Strategic management of economic security of the state]. M.: Rusajns, 2017. 214 s.
АННЕНКОВА Виктория Геннадьевна - доктор юридических наук, профессор, ректор. Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Энгельс. E-mail: [email protected].
МЯГКОВА Татьяна Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий. Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Энгельс. E-mail: myagkovatl@ mail. ru.
АГИШЕВ Рустям Аипович - преподаватель кафедры права и правоприменительной деятельности. Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Энгельс. E-mail: [email protected].
ANNENKOVA, Victoria Gennadyevna - Doctor of Sciences (Law), Professor, Rector. Volga Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Engels. E-mail: [email protected].
MYAGKOVA, Tatyana Leonidovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Accounting and Information Technologies. Volga Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Engels. E-mail: [email protected].
AGISHEV, RustamAipovich - Lecturer of the Department of Law and Law Enforcement. Volga Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Engels. E-mail: ops_ [email protected].
УДК 004.414.23:330.43
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ПОРТФЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
В.И. Баран, Е.П. Баран
В условиях неопределенности имитационное моделирование является значимой и наиболее эффективной технологией системного анализа. Авторы статьи применяют метод имитационного моделирования для моделирования портфельных инвестиций, направленных на разработку новых продуктов. Построена математическая модель, описывающая динамику изменения портфельных инвестиций и капитала фирмы. Модель представляет собой систему двух дифференциальных уравнений первого порядка. В первом из них скорость изменения инвестиций на разработку новых продуктов задается как разность между суммарными инвестициями и суммарными расходами на разработку и внедрение продуктов, во втором - скорость изменения капитала фирмы связана с поступлениями от суммарной выручки и суммарными расходами на продажу. На основе этой модели с помощью инструментальных средств Anylogic 8 построена имитационная модель, состоящая из двух компонентов: главной части, служащей для описания денежных потоков, и класса «Продукт», моделирующего бизнес-процессы, связанные с проектированием, созданием и продажей продуктов. Разработанная модель может успешно применяться в задачах финансового планирования и прогнозирования.
Ключевые слова: имитационное моделирование; инвестиции; математическая модель; ин-