К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Сучков М.А., преподаватель кафедры правоведения Казанского государственного технологического университета.
Место работы: Казанский государственный технологический университет.
Контакты автора: 89274169694
Аннотация. В статье рассмотрена проблема делегирования государственных полномочий органам МСУ в области социального обслуживания населения в Республике Татарстан. Проанализирован Закон Республики Татарстан от 30 декабря 2005 г. № 142-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан в области социального обслуживания населения». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития законодательства в данной области.
Ключевые слова: Органы местного самоуправления, социальное обслуживание, государственные полномочия, федеральные законы, социальная защита.
FOR THE QUESTION OF DELEGATION ORGANS OF LOCAL POVERTY IN SPHERE OF SOCIAL SERVICES OF POPULATION IN REPUBLIC OF TATARSTAN
Suchkov M.A. - teacher of department of Law of Kazan state technological university.
Contacts of the author: 89274169694
Annotation.In this article we saw the problem of delegation government functions for local poverty in sphere of social services population in Republic of Tatarstan. Analyses the Law of Republic of Tatarstan from 30 of December 2005 year, № 142 - ZRT «About giving for organs of local power municipal regions and city areas of government functions of Republic of Tatarstan in sphere of social services of population». Made conclusion about necessary lasting developing legislation in this sphere.
Keywords: organs of local poverty, social services, government functions, federal law, social protection.
Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государства. Социальная политика по своей природе муниципальная: человек должен получать необходимую поддержку в
той среде, где он живет, работает и где легко оценить уровень его материальной обеспеченности. Принятие в 2003 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который наделил должностные лица и органы местного самоуправления широким кругом полномочий, привело и к установлению основания и формы их ответственности перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами
Социальное обслуживание населения России особенно актуально в настоящее кризисное время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, пси-холого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особенно важно осуществлять эту деятельность на местном уровне.
На сегодня сеть социального обслуживания в Татарстане включает 151 учреждение государственного сектора, в том числе 24 государственных автономных учреждения. Совершенствование системы социального обслуживания осуществлялось путем структурных преобразований, оптимизации и модернизации процесса оказания социальных услуг. Вместе с тем, в отрасли существует ряд задач, включающих: стандартизацию и совершенствование технологии оказания социальных услуг; обеспечение межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов, ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы,
В настоящее время в законах ряда субъектов закреплены основные положения о взаимоотношениях государственной и местной власти, предусматриваются не только наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления, но и возможность передачи вопросов местного значения органам государственной власти в случае отсутствия материальных и финансовых ресурсов.
Такие законодательные акты были приняты и в Республике Татарстан. В свое время бывшее Министерство социальной защиты Республики Татарстан1 заключило со всеми муниципальными образованиями, соответствующие договора о совместном сотрудничестве, рассчитанные на пятилетний срок, по вопросам реализации государственной политики в области социальной защиты на-селения2. В этих документах содержатся статьи как о совместной деятельности в области социальной защиты и социального обслуживания населения, так и о специфической деятельности органов МСУ.
К основным прерогативам органов МСУ на территории муниципального образования были отнесены: участие в определении приоритетов развития системы социального обслуживания; участие в реализации федеральных и республиканских программ развития социального обслуживания и мер социальной поддержки населения; разработка муниципальных проектов и программ гуманитарной помощи населению и государственным учреждениям социального обслуживания и др.
1 В 2007 г. произошло объединение МСЗ РТ и Министерства труда и занятости в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ (МТЗиСЗ РТ). В связи с этим далее в тексте будет использоваться новое наименование данного министерства.
2 В Республике Татарстан понятие «социальная защита» практически равнозначно понятию «социальное обслуживание населения».
Сучков М. А.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Закон Республики Татарстан от 30 декабря 2005 года № 142-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан в области социального обслуживания населения» наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями Республики Татарстан в области социального обслуживания населения.
Органы местного самоуправления осуществляют переданные им государственные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Республики Татарстан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, регламентирующими вопросы социального обслуживания населения (ст. 4). Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по данному закону осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета Республики Татарстан.
Для осуществления государственных полномочий в сфере социального обслуживания республика передала органам местного самоуправления в безвозмездное пользование материальные средства, кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные средства для осуществления этих полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (ст. 6).
Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий получили следующие права:
1) участвовать в разработке и реализации федеральных и республиканских программ, направленных на социальное обслуживание населения Республики Татарстан;
2) издавать акты по вопросам реализации государственных полномочий;
3) направлять обоснованные предложения в орган, обладающий полномочиями по составлению и исполнению бюджета Республики Татарстан, в части уточнения соответствующего норматива в случае изменения в течение финансового года ожидаемых объемов расходов на осуществление государственных полномочий в области социального обслуживания населения Республики Татарстан по сравнению с утвержденными нормативами;
4) вносить в установленном порядке предложения в органы государственной власти Республики Татарстан по принятию, изменению нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам социального обслуживания населения Республики Татарстан;
5) получать в органах государственной власти Республики Татарстан консультационную и методическую помощь по вопросам осуществления государственных полномочий.
В прямые обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вошло:
1) определить органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, специально уполномоченных осуществлять деятельность по реализации государственных полномочий;
2) вести учет и обеспечивать надлежащее использование материальных средств, переданных для осуществления государственных полномочий;
3) использовать финансовые средства, выделенные для осуществления государственных полномочий, по целевому назначению;
4) представлять в специально уполномоченные органы исполнительной власти Республики Татар-
стан отчеты об осуществлении государственных полномочий и расходовании финансовых средств;
5) оказывать необходимое содействие специально уполномоченным органам исполнительной власти Республики Татарстан в осуществлении контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий;
6) возвратить неиспользованные финансовые средства, а также материальные средства в случае прекращения осуществления государственных полномочий.
Таким образом, в настоящее время государственные полномочия в области социального обслуживания в Татарстане распределены между федеральными, республиканскими и местными органами, при этом значительная часть практической деятельности в данной сфере переложены на уровень МСУ, что требует дальнейшего совершенствования законодательства. Следует особо подчеркнуть, что в Республике Татарстан до настоящего времени продолжается реформирование отрасли социальной защиты населения, перевод бюджетных учреждений в автономные.
Все эти тенденции, безусловно, требуют дальнейшей работы над региональным законодательством в области социального обслуживания населения, приспособления его для реализации нужд и потребностей граждан Республики Татарстан.
Список литературы:
1. Назаров Е.Г. Правовые проблемы установления
компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: Материалы международной научно-
практической конференции. М., 2006. С. 615-616.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ // Российская газета. 2003 8 октября.
3. Об итогах деятельности отрасли в 2008 году и зада-
чах на 2009 год. Доклад министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан А.Р. Шафигул-лина на коллегии 14 февраля 2009г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: //
http://mtsz.tatar.ru/rus/info.php7icN53161, свободный. -
Проверено 23. 04. 2009.
4. Закон Республики Татарстан от 30 декабря 2005 года № 142-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан в области социального обслуживания населения» // Республика Татарстан. 2005. 31 декабря.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья написана на актуальную тему, касающуюся полномочий органов местного самоуправления, форм их ответственности перед населением муниципального образования, государством и хозяйствующими субъектами. В ней проанализированы права и прямые обязанности органов местного самоуправления. Материалов на данную тему в научных журналах недостаточно.
Статья соответствует требованиям, предъявляемым такого рода научным публикациям. В связи с вышеизложенным статья рекомендуется к опубликованию в открытой печати.
Рецензент: Профессор кафедры экономики
Казанского государственного технологического университета, д.э.н. Останина С.Ш.