УДК 371.3
Панина Светлана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета
Туласынова Надежда Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Panina Svetlana Viktorovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Teacher Training Institute, North-Eastern Federal University
Tulasynova Nadezhda Yurievna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Department of Foreign Languages for the Humanities, Institute of Modern Languages and International Studies, North-Eastern Federal University
CONCERNING TRAINING OF MASTER'S PROGRAM STUDENTS MAJORING IN EDUCATION SCIENCE
Аннотация:
В статье рассматривается проблема непрерывного педагогического образования. Представлен опыт подготовки магистрантов педагогического профиля в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова. Показаны результаты опроса магистрантов о мотивации их поступления в магистратуру.
Ключевые слова:
подготовка магистрантов, педагогическое образование, непрерывное образование, мотивация обучения, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
Summary:
The article deals with the continuous teachers' training. The authors discuss North-Eastern Federal University's experience in training of Master's Program students majoring in Education Science. The paper reviews the results of interview of Master's degree students about their motivation to enter the Master's Program.
Keywords:
training of Master's degree students, teachers' training, continuous education, learning motivation, North-Eastern Federal University.
В настоящее время формируется единое образовательное пространство вузов, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования. Вместе с тем в последние годы актуализируются противоречия, которые непосредственно влияют на подготовку педагогов: между потребностью общества в высококвалифицированных компетентных педагогах, потенциальными возможностями федерального университета и немотивированностью абитуриентов с высокими баллами на обучение по педагогическим специальностям; между потребностью общества в подготовке педагога нового формата и недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения профессионального педагогического образования.
Анализ современной практики педагогического образования в российских вузах позволяет выделить следующие тенденции: развитие школьно-университетского партнерства и сетевого взаимодействия образовательных организаций, участвующих в подготовке и повышении квалификации, психолого-педагогическом сопровождении педагогов; разработка диверсифицированных образовательных маршрутов подготовки педагогов в вузе, разных сценариев вхождения их в профессию; увеличение числа образовательных программ магистерской подготовки по широкому спектру направлений, расширение магистратуры для подготовки учителей-методистов и управленцев, т. е. вузы трансформируются в магистерско-аспирантские университеты; повышение требований к преподавательскому корпусу, внедрение системы оценки эффективности деятельности НПР и др. [1].
Отечественная система педагогического образования включает в себя совокупность преемственных образовательных программ профессионального образования; сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций педагогического образования; федерально-региональную систему управления этим непрерывным процессом педагогического образования. Как справедливо отмечает Е.В. Бондаревская, педагогическое образование глобально влияет на все сферы общественной, производственной, культурной жизни, дает основание рассматривать его как «метаобразование», что позволяет представлять данное образование как систему деятельности, имеющую значимые последствия для преобразования и развития всех других систем и форм деятельности и тем самым определяющую вектор развития страны, общества, региона [2, с. 74].
В Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ) активно функционирует Межфакультетский совет по педагогическому образованию, объединяющий и координирующий деятельность подразделений, которые готовят специалистов педагогического профиля. Значимыми мероприятиями, как для университета, так и для педагогического образования региона в целом, стали выездное заседание Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров и научно-практическая конференция «Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя» с участием представителей Российской академии образования (РАО). Данное научное мероприятие проходило в формате дискуссионных площадок «Научно-образовательная школа новой формации» и «Императив качества педагогического образования», обсуждались перспективы развития научных школ в сфере образования, взаимодействие школы и вуза, учителей и ученых, а также вопросы развития педагогического образования в стране в целом и в СВФУ в частности. В работе конференции приняли участие С.Н. Чистякова, академик РАО, Е.А. Седова, зав. отделом естественно-математического образования Института содержания и методов обучения РАО, С.А. Боргояков, зав. лабораторией этнокультурного образования Института образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РАО. Итогом конференции явилась резолюция с рекомендациями университетскому сообществу о том, как способствовать дальнейшему внедрению механизмов эффективного развития школьного образования республики на основе интеграции науки и образования, выступающего в роли базового обеспечения подготовки качественного абитуриента, конкурентоспособного студента и многопрофильного специалиста; как сформировать новую модель выпускника университета по направлению «Педагогическое образование», отвечающую требованиям компетентности в своей профессиональной деятельности и социальной грамотности; как разработать собственные образовательные стандарты федерального университета и программы для малокомплектных школ, в том числе с правом преподавания нескольких предметов [3, с. 117].
При этом отметим позитивные аспекты педагогического образования СВФУ: стабильный научно-педагогический коллектив университета с преобладанием кадров высшей квалификации (из всего ППС (183 чел.) имеют ученые степени и звания 135 чел., что составляет 73 %); обеспечение фундаментальности образования, разнообразие образовательных программ; развивающаяся система дополнительного профессионального образования и повышения квалификации; наличие признанных научных школ и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; сложившаяся система взаимодействия с образовательными учреждениями и органами управления образования региона; информационная открытость вуза, активное взаимодействие со СМИ.
В университете открыты программы по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» по следующим профилям: «Технология преподавания иностранных языков», «Математическое образование в профильной школе», «Гражданское образование в России: традиция и современность», «Семейное тьюторство», «Педагогика и психология воспитания учащихся в поликультурном обществе», «Инновационные процессы в образовании» и т. д. Кроме традиционных программ по подготовке магистров (биологическое, химическое образование, дошкольное образование, начальное образование и т. д.), представленных во многих университетах, необходимо отметить актуальные программы: «Корпоративное электронное обучение (сетевая программа совместно с РГПУ им А.И. Герцена), «Проектный менеджмент в образовании», «Математическое образование в условиях билингвального обучения» и др.
Новый вектор развития инновационного образования в столице региона связан с проектом «100 магистров». Это совместный проект СВФУ и Управления образования г. Якутска. Так, сто работников образования были распределены по восьми учебным подразделениям вуза, наибольшее количество - 44 магистранта - обучаются в Педагогическом институте. Обучение в магистратуре муниципальных педагогов организовано в целях повышения уровня их профессиональной квалификации, сам проект дает право заниматься определенной профессиональной деятельностью и занимать должности, для которых в установленном законодательством РФ порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и квалификации.
Содержание учебных дисциплин в магистратуре основывается на последних научно-исследовательских разработках профессорско-преподавательского состава СВФУ, обладающего всеми необходимыми ресурсами для подготовки кадров высшей квалификации, способных успешно работать как в отечественных, так и иностранных организациях. К работе также привлекаются и зарубежные специалисты. Так, в учебном 2015/16 году для всех магистрантов СВФУ направления «Педагогическое образование» по дисциплине «Современные образовательные системы за рубежом» провела занятия доктор наук, профессор факультета образовательной психологии и управления образования Университета Виктория штата Британская Колумбия (Канада) Т. Гунько; по дисциплине «Методология педагогического исследования» - доктор педагогических наук, профессор Киргизского университета им. Раззакова Т.Э. Уметов.
С целью изучения факторов мотивации студентов к поступлению в магистратуру был проведен опрос магистрантов 1-2-х курсов по направлению «Педагогическое образование». Анкетирование проводилось на основе опросника Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования и анкеты, предложенной Д.И. Лапшиной [4]. Анализ результатов опроса магистрантов показал достаточно высокий уровень мотивации: 78 % студентов уверены в своем выборе, 17 % магистрантов пока не имеют четкого представления о своей профессии, 5 % сомневаются в правильности выбора направления программы или профиля магистратуры. Студенты выделяют следующие мотивы поступления в магистратуру: недостаточность образования на уровне бакалавриата - 59 %; перспективность обучения в магистратуре для своего личного саморазвития и профессионального роста - 11 %; рассматривают магистратуру в качестве стартовой площадки для продолжения научной деятельности и подготовки к поступлению в аспирантуру 12 %; 10 % связывают мотив поступления с требованиями работодателя повысить уровень высшего образования, 8 % хотели бы продлить студенческую жизнь.
В процессе преподавания дисциплины «Современные проблемы науки и образования» магистрантам было предложено написать эссе на тему «Зачем я поступил в магистратуру?». Приведем фрагменты из данных сочинений.
Например, эссе Е.Г. Винокуровой, магистранта по направлению «Преподавание филологических дисциплин»: «Мой жизненный путь - мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве, которое прошло в живописном месте, в селе Болугур Амгинского района. Мой улус славится красавицей-рекой Амма с кристально чистой водой, ароматной, самой вкусной земляникой, широкими полями, где растут различные зерновые культуры. Символом нашего района является цветок Сардаана. Очень любила бывать на природе в любое время года. От дома могла уходить далеко-далеко (как мне тогда казалось...), но никогда не боялась заблудиться, всегда интуитивно чувствовала, куда и как следует возвращаться. Недалеко от моего дома на опушке леса стоит большая сосна, похожая на дуб из сказки Пушкина. Под тенью этого чудо-дуба я вслушивалась в песни птичек. И мне все время хотелось понимать их интересный язык. Вот почему я заинтересовалась языком. В процессе обучения в школе немецкий стал моим самым любимым предметом, поэтому решила связать свою жизнь с изучением данного языка в университете. После упорных подготовок я успешно поступила на факультет иностранных языков на кафедру немецкого языка. И тут я вошла в мир профессионалов - преподавателей, настоящих знатоков моего любимого языка.
После университета я решила стать самостоятельной и начала карьеру учителя. Уехала в Олекминский район, где устроилась учителем английского языка в школе «Эврика», которая входила в сеть президентских школ М.Е. Николаева. В данной школе работали по развивающему методу, обучение было исключительно личностно ориентированным. Сложности были, бессонные ночи за конспектами уроков, пробы пера в воспитательной работе... Несмотря на трудности, мне все же очень понравилось работать со вторым языком, хотя внутреннее сопротивление действительности иногда не давало покоя, что как это так, немецкий язык канул в Лету.
Настоящий переворот у меня произошел на третьем году работы учителем английского, когда мне в первый раз посчастливилось принять участие в международном семинаре Ассоциации учителей английского языка (ТББОЦ. Мне стало понятно, что мир английского языка не менее интересен и увлекателен, что с этим языком можно открыть многие двери в науку, культуру, виртуальный мир. Мысль, что молодой учитель непременно должен стать профессионалом, пришла ко мне в 2013 г. У меня появилась цель поступить в аспирантуру. В связи с семейными обстоятельствами я снова отложила свою мечту в долгий ящик и дала себе слово обязательно поступить в аспирантуру в 30 лет. До этого времени я непрерывно повышала квалификацию на курсах разного уровня.
Сегодня мы живем в таком непостоянном, изменяющемся мире, в век великих технических открытий, что мы, учителя, обязаны все время обновлять и прибавлять багаж знаний. Без этого никак! Невозможно быть конкурентоспособным без необходимых инструментов. Современные образовательные стандарты предъявляют к учителям высокие требования. Поэтому не заниматься самообразованием - это просто преступление, я думаю. Повышение квалификации - это единственный способ выжить в педагогической деятельности. Сегодня в России ведется планомерная работа в отношении повышения статуса учителя, обновляется законодательная база образования, осуществляется материальная поддержка талантливых учителей на разных уровнях. Я буду разбираться: в обучении, воспитании, индивидуально-личностном развитии детей и родителей; психолого-педагогическом просвещении, социальном сопровождении обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализации.
Процесс обучения в магистратуре будет для меня увлекательным, познавательным и успешным. Обучение в магистратуре вооружает меня необходимыми научными знаниями. Являясь студентом магистратуры, я совершенствуюсь как педагог, развиваюсь как личность, становлюсь профессионалом».
Приведем фрагмент эссе М.П. Могдоевой (МСДО-14): «Я окончила педагогический институт в 2009 г. по специальности "Дошкольная педагогика и психология", после этого работала в детском саду. С тех пор прошло 6 лет, в течение этого времени я и не думала поступать в магистратуру. Думаю, это должно быть очень осознанным шагом, но в моем случае это не так. На этот шаг меня подтолкнул мой руководитель, предложив поучиться в магистратуре по направлению "Менеджмент в системе дошкольного образования". Я подумала, что судьба преподносит мне прекрасную возможность и от нее нельзя отказываться.
Мне нравится учиться в магистратуре, это, конечно же, и знакомство с новыми интересными людьми, студентами, преподавателями, познание новой информации. В дальнейшем хочу работать в сфере дошкольного образования, хочу карьерного роста, чтобы открылись новые горизонты».
Проанализировав рассуждения обучающихся, приходим к выводу, что обучение в магистратуре позволяет педагогу овладеть углубленным пониманием профессиональных практических проблем, развить навыки аналитической, исследовательской, консультативной и научно-педагогической деятельности. В качестве положительных моментов в процессе обучения магистранты отмечают балльно-рейтинговую систему оценивания, использование технологии электронного обучения Moodle, которая является высокоэффективной в вопросах оценки уровня знаний и контроля обучаемости.
Однако анализ процесса обучения позволил нам сделать выводы о неготовности многих магистрантов к работе с научной информацией и к принятию строгих требований программы и преподавателей. Так, в большинстве магистерских диссертаций педагогического профиля содержание анализа проблемы выражается только в перечислении позиций отдельных авторов без их классификации; также при этом часто не упоминаются первоисточники; в основном перечисляются работы, доступ к которым возможен через сеть Интернет; отсутствует сравнительный и обобщающий анализ различных точек зрения ученых, исследователей, практиков. Отличия выпускных работ бакалавриата от магистратуры носят преимущественно «формально-арифметический» подход (объем работы, количество источников и ресурсов, наличие публикаций и др.). В связи с этим преподавателям необходимо обратить внимание на дисциплины «Методология педагогического исследования», «Научно-исследовательский семинар» и на организацию исследовательской практики, что позволит повысить качество выполнения магистерских диссертаций.
Обобщая вышеизложенное, можно судить о том, что в основном в магистратуру поступают люди, имеющие четкую цель, готовность к личностному и профессиональному саморазвитию. При этом не все желающие поступить в магистратуру имеют полное представление о спектре возможностей, которые открываются по окончании данного уровня высшего образования. В связи с этим необходимо внедрять в образовательный процесс вуза современные образовательные технологии, направленные на индивидуализацию образовательных траекторий, повышение требований к научно-исследовательской работе магистрантов, развитие балльно-рейтин-говой системы контроля знаний, реализацию программ академической мобильности, повышение требований к преподавательскому корпусу, внедрение системы оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников.
Ссылки:
1. Концепция и технологии непрерывного педагогического образования в современном вузе : монография / под науч. ред. Е.И. Михайловой. Якутск, 2015. 226 с.
2. Бондаревская Е.В. Педагогическое образование - фундамент строительства будущего // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 74-80.
3. Ежегодник СВФУ - 2013. Якутск, 2014. 417 с.
4. Лапшина Д.И. Исследование отношения студентов магистратуры непедагогического профиля к освоению педагогической деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2407.htm (дата обращения: 11.05.2016).
References:
Mikhailova, EI (ed.) 2015, The concept and technology of continuous pedagogical education in modern high school: Monograph, Yakutsk, 226 p., (in Russian).
Bondarevskaya, EV 2014, 'Teacher education - the foundation of building the future', Vyssheye obrazovaniye vRossii, no. 1, pp. 74-80, (in Russian).
Yearbook NEFU- 2013 2014, Yakutsk, 417 p., (in Russian).
Lapshina, DI 2015, Research relations major profile graduate students to the development of educational activities, viewed 11 May 2016, <http://www.emissia.org/offline/2015/2407.htm>, (in Russian).