Власова С.В. К вопросу о планировании работы специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений
УДК 34.04
Власова Светлана Владимировна Vlasova Svetlana Vladimirovna
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of sciences (law), associate professor department of criminal procedure
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
К вопросу о планировании работы специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений
On work planning in a specialized investigation unit for the investigation of traffic offenses
В данной статье на примере исследования мы хотим показать, что планирование деятельности специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений — это программирующая функция управления, в результате выполнения которой руководителем данного подразделения принимается сложное управленческое решение — план, который определяет цели и задачи органа на предстоящий календарный период, а также мероприятия, средства и сроки их выполнения,исполнителей.
Ключевые слова: планирование, специализированный следственный отдел по расследованию дорожнотранспортных преступлений, функция управления, план.
This paper studies on the example we want to show that the planning of a specialized Investigation unit to investigate road traffic offenses — that are programmed control function, as a result of which the head of this department to make difficult management decisions — a plan that defines goals and objectives authority for the calendar period, as well as activities, resources and their due dates, performers.
Keywords: the planning, a specialized Investigation unit to investigate road traffic offenses, control function, a plan.
Для того чтобы деятельно и эффективно осуществлять руководство специализированным следственным отделом по расследованию дорожно-транспортных преступлений, необходимо осуществлять правильное планирование работы вышеупомянутого подразделения. Ведь любой целенаправленной деятельности всегда предшествует планирование, и большинство авторов постулируют, что именно без него невозможно эффективное руководство как в нашем случае специализированным следственным отделом по расследованию дорожно-транспортных преступлений, так и иным подразделением и ОВД в целом [1; 2, с. 149].
Планирование является основополагающим принципом организации работы органов предварительного следствия и в частности специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений [3, 4]. Планирование необходимо для обеспечения успешного расследования уголовных дел и естественно разрешения задач, стоящих перед следователем в ходе производства по делу. При планировании работы
специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений от руководителя требуется применение более подвижных форм реагирования, которые наиболее приближены к задачам практической деятельности, а конкретно каждодневной будничной организации расследования по делам о дорожно-транспортных преступлениях.
Планирование в органах внутренних дел осуществляется в целях выполнения требований федеральных законов, актов Президента РФ, поручений и указаний Президента РФ, поручений, содержащихся в актах Правительства РФ и протоколах заседаний Правительства РФ, поручений Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, решений федеральных органов государственной власти, решений координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, государственных программ Российской Федерации, по которым Министерство внутренних дел Российской Федерации является ответственным исполнителем (соисполнителем), федеральных (региональных) целевых программ,
национальных и иных планов Российской Федерации по реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью, нормативных правовых актов МВД России, решений коллегиальных органов МВД России, поручений руководства Министерства [5].
Руководитель специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений в ходе планирования утверждает график дежурств следователей в составе следственно-оперативной группы. Так, согласно приказу от 13 января 2012 года № 6 начальника ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области начальник отдела обязан утверждать ежемесячные графики суточных дежурств следователей ССО по ДТП ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области до 25 числа каждого месяца, с предоставлением их в дежурные части УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области и ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Нижнему Новгороду [6]. Кроме того, руководитель отдела проводит итоговые совещания о результатах работы за месяц, квартал, полугодие, год, а также при необходимости заслушивает отчеты следователей о проделанной ими работе по расследованию конкретных уголовных дел [7]. Руководитель специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений также планирует изучение и обобщение практики расследования наиболее сложных уголовных дел данной категории, а также он готовит обобщенные сведения в органы власти и управления. Очень хорошо, на наш взгляд, если руководитель будет планировать проведение следователями специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений мероприятий профилактической направленности, в частности проведение бесед с сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Нижнему Новгороду, с которыми осуществляется прямое взаимодействие, выступления следователей на собраниях водителей и начальников служб безопасности дорожного движения различных автопредприятий, выступления следователей в учебных заведениях высшего и среднего звена и т. д.
Теперь обратимся к самому понятию планирования, что же это такое? Планирование — это важный инструмент производственной деятельности, составляющая успеха любой структуры [8]. По мнению Д. Ямпольской, М. Зониса, планирование — это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения [9]. Р. Аркофф полагает, что планирование является одним из наиболее тяжелых видов работ, которые доступны человеку [10, с. 56].
Мы полностью разделяем мнение авторского коллектива ученых Академии управления МВД России в том, что планирование — это программирующая функция управления, реализуемая непосредственно субъектами управления или с привлечением специальных сотрудников, посредством установления на определенный в будущем
временной период в особом управленческом решении (плане): целей и задач процессуальной и служебной деятельности органов предварительного следствия и дознания, мероприятий, средств и исполнителей с учетом разнообразных факторов, воздействующих на развитие возглавляемого подразделения (органа) и на условия его деятельности [2, с. 151]. Если быть проще, то можно сказать, что планирование является неотъемлемой составной частью управления, которая заключается в разработке планов и их практическом осуществлении, определяющих будущее состояние структурного подразделения следственного органа, состояние по расследуемым уголовным делам, а также поиск путей, способов и средств достижения положительных результатов. Планирование является инструментом, при помощи которого совершенствуется система управления расследованием преступлений, что в свою очередь влечет за собой повышение роли предварительного следствия в предупреждении, пресечении и раскрытии дорожно-транспортных преступлений.
Организовывая планирование, руководитель специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений обязан вырабатывать управленческие решения, обобщая, анализируя и систематизируя информацию, которая необходима для разработки планирующего документа. Он собирает конкретные предложения от следователей своего подразделения, подготавливает проект плана, утверждает его у начальника ГСУ по данному субъекту, после этого он знакомит с ним исполнителей и соисполнителей и организует выполнение запланированных мероприятий [5]. Согласно Приложению к приказу МВД России от 26 сентября 2012 года № 890 руководитель (начальник) органа (подразделения) вправе предусмотреть подведение промежуточных итогов выполнения плана и его отдельных мероприятий, определить порядок их подведения [5]. При обсуждении планов может возникнуть много ценных соображений. Автор полагает, что коллективное обсуждение полезно и в плане выравнивания профессионального уровня сотрудников специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений, так как в процессе планирования происходит активный обмен опытом.
То, на что направлено планирование в специализированном следственном отделе по расследованию дорожно-транспортных преступлений, — это процессуальная и непроцессуальная деятельность следователей данного отдела, то есть именно это является предметом планирования в исследуемом нами случае.
Только на основе проведенного анализа работы сотрудников своего отдела, учитывая «острые углы» современного законодательства, требования вышестоящих и надзорных органов, а также иные проблемные моменты, руководитель специализированного следственного отдела по расследованию
Власова С.В. К вопросу о планировании работы специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений
Власова С.В. К вопросу о планировании работы специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений
дорожно-транспортных преступлений может и должен разрабатывать плановые мероприятия. Весь объем планируемых мероприятий должен характеризоваться обоснованностью, проверяемостью, исполнимостью и достаточностью (нерационально перегружать планы работы большим количеством мероприятий), а также соответствием существующей оперативной обстановке с учетом прогноза ее развития.
Планирование в специализированном следственном отделе по расследованию дорожнотранспортных преступлений должно основываться на мировоззренческих идеях основополагающего характера (концептуальный подход к определению принципа как мировоззренческой идеи принадлежит В.Т Томину), а именно директивности, законности, научности, пропорциональности, и соответствовать требованиям преемственности, единства, целеустремленности, полноты, реальности, стабильности, конкретности, компетентности и др. В случае если планирование осуществлялось без учета перечисленных мировоззренческих идей основополагающего характера, то план, являясь последствием процесса планирования, естественно не будет отвечать и обозначенным требованиям, и как следствие этому просчеты в планировании повлекут недостатки в работе, на которые обращается пристальное внимание в ведомственных нормативных правовых актах, аналитических обзорах и справках. При планировании непременно должны учитываться изменения в уголовно-правовом и уголовно-процессуальном законодательстве, а мероприятия по организации их исполнения находить отражение в плане.
При расследовании уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, планирование помогает определить основные направления деятельности, пути и средства разрешения возникающих проблем в расследовании. Кроме того, оно координирует действия следователей, помогает рационально и экономично произвести расстановку сил и средств, достигнуть слаженности и системности в работе. Планирование помогает координировать деятельность следователей специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений с подразделениями территориальных органов МВД России на районном уровне, иными правоохранительными и квазиправоохранительными органами, учреждениями и организациями различных форм собственности, общественностью в раскрытии и расследовании уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Согласно Инструкции по организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации под планами подразумеваются соответствующим образом оформленные управленческие решения, предусматривающие комплекс мероприятий, направленный на достижение целей и реше-
ние задач в определенный период времени, содержащий сроки исполнения, перечень исполнителей, а также иные положения, конкретизирующие порядок исполнения таких мероприятий [5].
Планирование должно осуществляться с учетом результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений, новый план обязательно включает в себя незавершенные или перенесенные по срокам исполнения мероприятия. В плане должны быть учтены мероприятия ГСУ ГУ МВД по Нижегородской области с подстраиванием к возможностям собственного подразделения и потребностям оперативной обстановки. В связи с тем что планы составляются на полугодие и на год, их формирование должно начинаться и заканчиваться еще до наступления очередного планового периода. Руководитель специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений обязан организовывать процесс постоянного накопления информации для составления плана.
Планирование как вид управленческой деятельности может быть классифицировано по различным критериям — по степени охвата, по содержанию, по предмету, по срокам и пр. В нашем случае в зависимости от степени охвата объекта управления и решаемых задач в специализированном следственном отделе по расследованию дорожнотранспортных преступлений производится общее и специальное планирование. Общее планирование регулирует деятельность отдела в целом. При специальном планировании регулируется направление деятельности либо обеспечивается решение определенной проблемы. Этот вид планирования осуществляется по мере надобности с целью разрешения какой-либо специфической задачи (план по раскрытию конкретного дорожно-транспортного преступления, к примеру, в случае если водитель скрылся с места ДТП). Дежурный следователь специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений, являясь руководителем следственно-оперативной группы, по результатам осмотра места происшествия зачастую составляет план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, который в обязательном порядке рассматривается и изучается начальником специализированного следственного отдела и при наличии оснований утверждается им.
Нормативно-правовое регулирование планирования составляют приказ МВД России от 26 сентября 2012 года № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации», статутные приказы, утверждающие Типовые положения об органах предварительного следствия и подразделениях дознания в системе МВД России, приказ МВД России от 10 июля 2013 года № 535 «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне», приказы
МВД России, которые регулируют вопросы организации деятельности на отдельных направлениях, например порядок профессиональной подготовки сотрудников, отбора кандидатов на службу [11].
В действующих на настоящий момент нормативных правовых актах не закреплена типовая структура плана работы специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений да и органов предварительного следствия в целом. Существующие требования, которые отражены в приказах МВД России, рекомендуют отражать в плане работы перечень основных проблем и мероприятий по их решению на всех направлениях деятельности специализированного отдела.
Так, к примеру, служебная деятельность ССО по ДТП ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области за 12 месяцев 2013 года была направлена на выполнение Директивы Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 октября 2012 года № 1 дсп «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2013 году», приказов МВД РФ, указаний МВД России, а также решений коллегии МВД России № 1км от 6 февраля 2009 года, коллегий, приказов и указаний ГУ МВД России по Нижегородской области, направленных на исполнение основных принципов уголовного процесса, увеличение раскрываемости преступлений, улучшение качества расследования уголовных дел, соблюдение законности.
За указанный период ССО по ДТП ГСУ в условиях сложной оперативной обстановки выполнен значительный объем следственной работы. Внедрялись новые формы и методы раскрытия и расследования преступлений, укреплялась материально-техническая оснащенность. Широко использовалась криминалистическая техника при осмотрах мест происшествий, исследовании следов преступлений и вещественных доказательств. Принимались меры по укреплению взаимодействия между службами, повышению организующего влияния следователей на раскрытие неочевидных преступлений.
Осуществлялись организационно-штатные мероприятия по оптимизации деятельности ССО по ДТП, укреплялся ее кадровый аппарат. Активно осуществлялось обучение следственных работников. Большая работа проводилась по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава, повышению культуры и служебной этики следователей. Сотрудниками ССО по ДТП ГСУ осуществлялись мероприятия, направленные на повышение результативности следственной работы, сокращение сроков следствия, повышение качества расследования на основе строгого соблюдения законности, укрепления учетно-регистрационной дисциплины по уголовным делам.
Проведенные мероприятия позволили за 12 месяцев 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, принять к производству больше уголовных дел (с 87 до 88), увеличить количество
уголовных дел, направленных в суд (с 75 до 79), уменьшить количество прекращенных (с 12 до 9), существенно снизить количество уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследование (с 23 до 15).
Вместе с тем, количество приостановленных уголовных дел увеличилось (с 21 до 24); взаимодействие служб и подразделений органов внутренних дел не отвечает в полной мере предъявляемым требованиям; отдельными следователями допускались нарушения дисциплины и законности в служебной деятельности.
В первом полугодии 2014 года в соответствии с приказами МВД РФ ССО по ДТП ГСУ необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях деятельности: сокращение сроков расследования и повышения качества следствия; повышение раскрываемости и сокращение количества приостановленных производством уголовных дел; укрепление законности при расследовании уголовных дел; повышение результативности работы; совершенствование планирования следственной работы; укрепление учетно-регистрационной дисциплины при расследовании уголовных дел; усиление процессуального контроля за расследованием уголовных дел; углубление специализации следователей; повышение организующей роли следователей в раскрытии неочевидных преступлений; укрепление взаимодействия следователей с подразделениями УГИБДД и другими службами, экспертно-криминалистическими подразделениями; совершенствование тактики и методики раскрытия и расследования преступлений; повышение эффективности профилактической работы; внедрение в практическую деятельность передовых отечественных и зарубежных форм и методов организации работы; совершенствование работы по качественному комплектованию отдела и повышению профессиональной подготовки сотрудников; укрепление дисциплины и законности, повышение культуры и профессиональной этики следователей; укрепление материально-технической оснащенности, обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников [12].
Инструкцией по организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации недельное и месячное планирование не предусмотрено. Тем не менее автор полагает, что весьма продуктивное и рациональное влияние на деятельность следователей специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений оказывает составление личных планов работы на неделю, месяц, которые те согласуют со своим непосредственным руководителем.
Так, в соответствии с Приказом МВД России от 10 июля 2013 года № 535 руководитель специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений проводит планирование работы возглавляемого им отдела и контроль за выполнением намеченных мероприятий, а также несет персональную
Власова С.В. К вопросу о планировании работы специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений
Власова С.В. К вопросу о планировании работы специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений
ответственность за организацию и результаты работы специализированного следственного отдела, осуществляет исполнение возложенных на него задач. Вышеобозначенные планы подлежат утверждению начальником ГСУ ГУ МВД по соответствующему субъекту за пять дней до начала планового периода. В трехдневный срок после утверждения план должен быть доведен до исполнителей.
Автор полагает, что при осуществлении контроля за производством запланированных (плановых) мероприятий не должно допускаться формализма, контроль должен осуществляться постоянно и должен быть системным. Должным образом организованный контроль дает возможность обнаружить просчеты в планировании, выявить объективные и субъективные причины невыполнения мероприятий, уточнить расстановку сил и средств, при необходимости скорректировать сроки осуществления мероприятий. Но все-таки, по мнению автора, необходимо стремиться к стабильности выполнения плана и его безусловной реализации.
В итоге мы приходим к выводу, что планирование деятельности специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений — это программирующая функция управления, в результате выполнения которой руководителем данного подразделения принимается сложное управленческое решение — план, который определяет цели и задачи органа на предстоящий календарный период, а также мероприятия, средства и сроки их выполнения, исполнителей.
Примечания
1. Шелепанов Н.И. Доклад на Всероссийском совещании-семинаре руководителей органов предварительного следствия в системе МВД России // Информационный бюллетень СК при МВД России. 2009. № 3.
2. Колесников И.И., Валов С.В., Гаврилов Б.Я. Организация расследования преступлений органами внутренних дел: курс лекций / под ред. И.И. Колесникова. М., 2011. Ч. 1.
3. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г № 1422 (вместе с «Положением о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации», «Положением о помощнике следователя»): приказ МВД РФ от 4 января 1999 г. № 1 (ред. от 30.04.2011). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.03.2014).
4. Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 10 июля 2013 г. № 535. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.03.2014).
5. Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 сентября 2012 г. № 890. 11Р1_: http://petrovka38.ru
6. О суточных дежурствах следователей ССО по ДТП ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области и порядке их работы на местах происшествий: приказ начальника
ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области от 13 января 2012 г № 6.
7. Об усилении процессуального контроля за расследованием уголовных дел: распоряжение начальника ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области от 2 августа 2013 г. № 11/131-р.
8. URL: http://www.klubok.net/pageid671.html
9. URL: http://www.inventech.ru
10. Аркофф Р Планирование будущего корпорации. М., 1985.
11. О порядке утверждения правил внутреннего служебного распорядка органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 13 августа 2012 г № 783. Об утверждении порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений: приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827. Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575. Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха: приказ Министерства внутренних дел РФ от 19 октября 2012 г № 961.
12. План основных организационных мероприятий ССО по ДТП ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области на первое полугодие 2014 года.
Notes
1. Shelepanov N.I. Report on the national conference-seminar of heads of the preliminary investigation in the Interior Ministry of Russia // Newsletter Committee at the Ministry of internal affairs of Russia. 2009. № 3.
2. Kolesnikov I.I. , Valov S.V., Gavrilov B.Ya. Organization of crime investigation by internal affairs bodies : lectures / ed. by I.I. Kolesnikov. Moscow, 2011. P 1.
3. On measures to implement the Presidential Decree of November 23, 1998 № 1422 (with the «Regulations on the Investigation Committee of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation», «Regulations on assistant investigator»): order of Ministry of internal affairs of the Russian Federation from 04.01.1999 № 1 (as amended on 30.04.2011).
4. On approval of the Model Regulations on the department (department , section) police territorial authority of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the district level: order of Ministry of internal affairs of Russia from July 10, 2013 № 535.
5. On the organization of planning in the internal affairs of the Russian Federation: order of Ministry of internal affairs of the Russian Federation of 26.09.2012 № 890. URL: http:// petrovka38.ru
6. On daily duty accident investigators MTR CSO GU MVD of Russia in Nizhny Novgorod region and the order of their work at the scene: order of from 13.01.2012 № 6 head of research affairs GUS Russia Nizhny Novgorod region.
7. On strengthening the procedural control over the investigation of criminal cases: ordinance of from 02.08.2013 № 11/131-r the chief of research affairs GUS Russia Nizhny Novgorod region.
8. URL: http://www.klubok.net/pageid671.html
9. URL: http://www.inventech.ru
10. Arkoff R. Planning for the future of the corporation. Moscow, 1985.
11. On the Procedure for approval of internal regulations of official bodies of the Russian Federation: order of Ministry of internal affairs of Russia from August 13, 2012 № 783. On approval of the formation of personnel reserve the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies and divisions: order of Ministry of internal affairs of the Russian Federation from August 30, 2012 № 827. Issues of
service members of the Interior of the Russian Federation: Presidential decree of November 22, 2012 № 1575. On approval of the involvement of police officers of the Russian Federation for duty in excess of the normal hours of work time , as well as at night, weekends and public holidays, providing employees of the Interior of the Russian Federation extra days of rest: order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation dated October 19, 2012 № 961.
12. Outline of the main arrangements MTR accident CSO GU MVD of Russia in Nizhny Novgorod region in the first half of 2014.
Власова С.В. К вопросу о планировании работы специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений