Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 5 (182)
УДК 374:373.2 (045)
DOI: 10.23951/1609-624^2017-5-156-159
К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
Е. В. Барцаева
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск
Представлен теоретический анализ литературы по проблеме изучения педагогических условий адаптации детей в организациях дополнительного образования, который позволил определить ключевые понятия исследования: «дополнительное образование», «организации дополнительного образования», «структура адаптации», «педагогические условия». Определена актуальность и значимость дополнительного образования в адаптации детей дошкольного возраста. Раскрыты составляющие адаптации детей указанного возраста: личностный, коммуникативный, деятельностный, познавательный. Обоснованы педагогические условия адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования (создание развивающей среды, организация педагогического сопровождения адаптации детей, взаимодействие субъектов образования, индивидуальный и дифференцированный подходы к детям).
Ключевые слова: педагогические условия, дети дошкольного возраста, дополнительное образование, организации дополнительного образования, адаптация.
В основных нормативно-правовых документах («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.), определяющих стратегию развития образования, особое внимание уделяется образовательным системам, в которых дети получали бы необходимые возможности для адаптации их в социально-экономических условиях, а также быть готовыми действовать в активно меняющихся условиях. Этому способствует дополнительное образование.
В Федеральном законе «Об образовании» дается следующее определение дополнительного образования - вид образования, направленный на удовлетворение тех или иных образовательных потребностей человека, не сопровождается повышением уровня образования [1]. Концепция развития дополнительного образования детей определяет такие характеристики дополнительного образования, как свободный выбор человеком деятельности, вариативность форм и содержания процесса образования, доступность информации для каждого, способность адаптироваться в изменяющихся условиях окружающей среды [2].
В данном исследовании интерес представляют организации дополнительного образования, которые осуществляют в качестве основной цели ее деятельности - образовательную по дополнительным
общеобразовательным программам [1]. Н. Г. Тихомирова определяет их основное предназначение в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [3]. По мнению В. П. Голованова в таких организациях наблюдается устойчивый процесс коммуникации, который направлен на мотивацион-ную составляющую ребенка к познавательному и творческому развитию [4]. М. И. Рожков указывает, что организации дополнительного образования обеспечивают личностную целостность детей за счет использования досуговых форм деятельности, позволяющих выстроить индивидуальную траекторию развития [5]. Согласно взглядам Л. Г. Логиновой, такие организации представляют собой согласованное упорядочение различных видов деятельности, которая осуществляется субъектами образования, входящими в состав, структуру конкретной организации» [6]. Таким образом, организации дополнительного образования предоставляют детям свободный выбор одного или нескольких видов деятельности, которые направлены на развитие познавательных способностей, положительной мотиваци-онной направленности и т. д.
В современном мире актуальным становится вопрос адаптации личности к социокультурным условиям окружающей среды. В данном исследовании интерес представляют дети дошкольного возраста, так как именно он является сенситивным для развития тех или иных качеств, овладения умениями, на-
* Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2017 год. Тема проекта «Теоретико-методологические и научно-методические основы психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики».
выками и др. Организации дополнительного образования оказывают помощь ребенку в жизни. Это определяет актуальность изучения проблемы адаптации детей дошкольного возраста в таких организациях.
Автором разработана структура адаптации детей-дошкольников в организациях дополнительного образования, которая включает такие составляющие, как личностная, коммуникативная, деятельностная и познавательная. С целью успешного включения ребенка в среду организаций дополнительного образования он должен обладать определенными свойствами личности, элементарными представлениями и навыками. Так, личностный компонент адаптации включает в себя качества (адекватная самооценка, уверенность, эмоциональное благополучие), которые проявляются в отношении ребенка к посещению организации, к деятельности, к самому себе и окружающим; коммуникативный - умения слушать, сопереживать, давать оценку себе и другим, работать в группе сверстников, общаться со старшими, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение; деятельностный компонент определяется наличием мотивации, активности, любознательности; познавательный - элементарные представления о себе, об окружающих людях и мире, элементарные основы грамматики, элементарные математические представления [7]. Таким образом, целью данного исследования является разработка педагогических условий адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования.
В рамках философского аспекта условие определяется как «нечто, зависящее от другого» [8]. В русле психологического подхода термин «условие» рассматривается как: 1) совокупность причин, которые включают психологическое развитие человека, придающих ускорение или замедление его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты (Р. С. Немов) [9]; 2) некая категория, включающая отношения объекта к окружающим его социокультурным явлениям, без которых он не возникает и существует (С. Л. Рубинштейн)
[10]. В аспекте педагогики - как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность формирования педагогической системы.
В данной работе интерес представляют педагогические условия. Согласно взглядам В. И. Андреева, педагогические условия - это определенный комплекс мер, содержание, методы (приемы), а также организационные формы обучения и воспитания
[11]. По мнению Н. В. Ипполитовой, под педагогическими условиями понимается «компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних и внешних элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование, дальнейшее развитие [12]. М. В. Зверева рассматривает педагогические условия как содержательную характеристику
одного из компонентов педагогической системы, в качестве которой выступает содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками» [13]. Ю. К. Бабанский в своих работах дает следующее определение: «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии» [14].
Применительно к данному исследованию под педагогическими условиями понимается совокупность определенных возможностей, сопровождающих образовательный процесс и способствующих успешной адаптации детей в организациях дополнительного образования. В качестве педагогических условий успешной адаптации детей в данных организациях были выделены следующие: создание развивающей среды; организация педагогического сопровождения адаптации детей; взаимодействие субъектов образования; индивидуальный и дифференцированный подходы к детям.
В настоящем исследовании создание развивающей среды предполагает реализацию ее основных компонентов: предметно-пространственного (предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование), его пространственная организация (распределение группового пространства)); изменение в зависимости от времени (изменение среды от приближающихся событий, времени года и т. д.); образовательного (образовательных областей «Познавательно-речевое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Региональный компонент»), обеспечивающего разностороннее их развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей); воспитательного (связывает воедино сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение детей друг к другу); развивающего (атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса, включающего инновационные педагогические технологии); субъективного (объединяет педагогов и детей). Все компоненты среды выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены [15]. Таким образом, создание развивающей среды является источником успешной адаптации ребенка, так как каждый ее компонент способствует формированию у него опыта освоения средств и способов взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками. Другим условием является организация педагогического сопровождения, которое в данной работе понима-
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 5 (182)
ется как комплексный процесс, включающий сле- ный процесс: педагоги дополнительного образова-
дующие этапы: диагностический (сбор информа- ния, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учи-
ции); поисковый (анализ полученной информации тель-логопед, социальный педагог, воспитатели,
развития ребенка, его социальной ситуации разви- родители. Далее необходимое условие - учет ин-
тия); консультативно-проективный (совместная дивидуального и дифференцированного подхода к
выработка рекомендаций для ребенка, родителей и детям, который предполагает разработку индиви-
специалистов); деятельностный (реализация инди- дуального образовательного маршрута для детей, в
видуального образовательного маршрута и прове- ходе которого будет осуществляться процесс адап-
дение программы); рефлексивный (анализ реализа- тации.
ции задач сопровождения). Следующим условием, Таким образом, анализ литературы свидетель-
которое оказывает значимый эффект на успешную ствует, что для успешной адаптации ребенка в сре-
адаптацию детей, является организация взаимодей- де организаций дополнительного образования не-
ствия субъектов образования. На взгляд автора, обходимо создать педагогические условия, реали-
взаимодействие специалистов - совместная дея- зация которых будет способствовать овладению
тельность, направленная на включение ребенка в детьми личностными качествами, элементарными
среду организаций дополнительного образования представлениями, общеучебными, коммуникатив-
[15]. Субъекты образования, осуществляющие дан- ными, социально-бытовыми навыками.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 12.01.2017).
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://base.garant.ru/70733280/ (дата обращения: 10.01.2017).
3. Тихомирова Н. Г. Оценка качества формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2, № 4. С. 27-30.
4. Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей // Теория и практика дополнительного образования. 2007. № 9. С. 23-27.
5. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение детей как функция организаций дополнительного образования детей // Науч.-метод. журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2009. № 8. С. 8-13.
6. Логинова Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России. М., 2004. 132 с.
7. Barcaeva Е. V., Ryabova N. V. The components of successfully adapting child with health limitatons // Biology and Medicine (Aligarh). № 7(4): BM-130-15. 5 p.
8. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.
9. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. М.: Владос-Пресс, 2008. Ч. 2. 352 с.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Академия, 2008. 628 с.
11. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
12. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
13. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. 1987. № 1. С. 29-32.
14. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
15. Рябова Н. В., Барцаева Е. В. Дополнительное образование как институт социализации детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9. С. 159-163.
Барцаева Елена Васильевна, старший преподаватель, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430007). E-mail: ezhovkina.elena@mail.ru
Материал поступил в редакцию 21.01.2017.
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-156-159
TO THE QUESTION ABOUT THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
E. V. Bartsaeva
Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk, Mordovia, Russian Federation
The article presents a theoretical analysis of the literature on the problem of studying of pedagogical conditions of adaptation of children in institutions of additional education, which allowed us to determine the key concepts of the study: «additional education», «organization of additional education», «structure adaptation», «conditions», «pedagogical conditions». Identified the relevance and importance of additional education in the adaptation of children of preschool age. Disclosed components of the adaptation of children of this age: personal (self-esteem, confidence, emotional well-being), communication (ability to listen, to empathize, to assess themselves and others, to work in a group of peers, to communicate with seniors, to help others, to explain and prove their own opinion, activity (motivation, activity, curiosity), cognitive (basic beliefs about themselves, about other people and the world, elementary grammar, elementary mathematical representations) components. Justified pedagogical conditions of adaptation of preschool children in the organizations of additional education (the creation of the developing environment: spatial, educational, developmental, subjective; the organization of pedagogical support of adaptation of children, involving the implementation of phases: diagnostic, search, advisory-projective, active, reflective stages; interaction of subjects of education, defined as a joint activity of specialists, teachers, parents, aimed at enabling the child to the environment of supplementary education organizations; individual and differentiated approach to children, determining individual help to each child, taking into account his features and abilities in different situations in the learning process, as well as work in the group of children in which through the selection of content, forms, methods, rates and norms of education are optimal conditions for studying of each child).
Key words: pedagogical conditions, preschool children, supplementary education, institutions of supplementary education, adaptation.
References
1. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law of the Russian Federation of 29 December 2012 № 273-FZ «On education in Russian Federation»] (in Russian). URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (accessed 12.01. 2017).
2. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey ot 4 sentyabrya 2014 g. № 1726-r [The concept of development of additional education of children from 4 September 2014 No. 1726-p] (in Russian). URL: http://base.garant.ru/70733280/ (accessed 10.01.2017).
3. Tikhomirova N. G. Otsenka kachestva formirovaniya organizatsionnoy struktury uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Assessment of quality of formation of the organizational structure of institutions of additional education of children]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik -Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2010, no. 4, vol. 2, pp. 27-30 (in Russian).
4. Golovanov V. P. Razvitiye polisfernosti dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [The development of polysphere of additional education of children]. Teoriya i praktika dopolnitel'nogo obrazovaniya - Theory and Practice of Additional Education, 2007, no. 9, pp. 23-27 (in Russian).
5. Rozhkov M. I. Sotsial'no-pedagogicheskoye soprovozhdeniye detey kak funktsiya organizatsiy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Socio-pedagogical support of children as a function of the organizations of additional education of children]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal zamestitelya direktora shkoly po vospitatel'noy rabote - Scientific-methodical journal of the deputy director of school for educational work, 2009, no. 8, pp. 8-13 (in Russian).
6. Loginova L. G. Razvitiye sistemy upravleniya kachestvom dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v sovremennykh usloviyakh Rossii [The development of the quality management system of additional education of children in modern Russia]. Moscow, 2004. 132 p. (in Russian).
7. Bartsaeva E. V., Ryabova N. V. The components of successfully adapting child with health limitations. Biology and Medicine (Aligarh), 7 (4): BM-130-15, 5 p.
8. Filosofskiy slovar'. Pod red. I. T. Frolova [Philosophical dictionary. Under the editorship of I. T. Frolov]. Moscow, Respublika Publ., 2001. 719 p. (in Russian).
9. Nemov R. S. Psikhologiya: slovar'-spravochnik: v 2 ch. Ch. 2 [Psychology: dictionary: in 2 parts. Part 2]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2008. 352 p. (in Russian).
10. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 628 p. (in Russian).
11. Andreev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoy lichnosti [The dialectics of education and self-education of a creative personality]. Kazan, Izd-vo KSU Publ., 1988. 238 p. (in Russian).
12. Ippolitova N. V., Sterkhova N. S. Analiz ponyatiya «pedagogicheskiye usloviya»: sushchnost, klassifikatsiya [The analysis of the notion «pedagogical conditions»: essence, classification]. General and Professional Education, 2012, no. 1, pp. 8-14 (in Russian).
13. Zvereva M. V. O ponyatii «didakticheskiye usloviya» [About the concept of «didactic conditions»]. Novye issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh - New research in the pedagogical sciences, 1987, vol. 1, pp. 29-32 (in Russian).
14. Babanskiy Yu. K. Optimizatsiya uchebno-vospitatel'nogo protsessa [Optimization of the educational process]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1982. 192 p. (in Russian).
15. Ryabova N. V., Bartsaeva E. V. Dopolnitel'noye obrazovaniye kak institut sotsializatsii detey doshkol'nogo vozrasta [Additional education as an Institute of socialization of children of preschool age]. Sovremennye naukoemkiye tekhnologii Modern high technology, 2016, no. 9, pp. 159-163 (in Russian).
Bartsaeva E. V., Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Mordovia, Russian Federation, 430007). E-mail: ezhovkina.elena@mail.ru