Г. В. Агапова
К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Работа представлена кафедрой педагогики, психологии и профессионального образования Воронежского института высоких технологий. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. М. Коровин
В статье рассматриваются подходы к организации патриотического воспитания студентов учреждений высшего профессионального образования в рамках учебно-воспитательного процесса.
The article deals with different approaches to organizing of patriotic upbringing of students through the educational process in higher educational institutions.
В рамках развития воспитательной системы вуза в последнее время особое место отводится работе по формированию гражданственности и воспитанию патриотизма в студенческой среде. Патриотическое воспитание входит в общую систему воспитания высшего учебного заведения и является его составной частью.
Качественно новые задачи в рамках социально-экономического и политического развития общества по обеспечению экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности, предполагают необходимость формирования у студенческой молодежи нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к ее защите.
Система работы по патриотическому воспитанию предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, патриотизма в процессе воспитания и обучения в учреждениях высшего профессионального образования, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую административными структурами, общественными, научными и другими организациями.
Содержание воспитания патриотизма определяется развитием качеств гражданина и патриота, способности его активно участвовать в созидательном процессе. С учетом этого содержание патриотического воспитания выступает в широком социально-педагогическом плане. Оно связано: с нравственным развитием личности, составной частью которой является формирование личности гражданина-патриота, основанного на способности к усвоению важнейших ценностей, позитивных научно-мировоззренческих взглядов и позиций по
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
основным социальным, историческим, нравственным, идеологическим, военным и другим проблемам; умением реализовать важнейшие духовно-нравственные, деловые и иные качества в деятельности; проявлением таких высоких чувств, как любовь к Родине, ответственность за ее будущее, осуществлением социально значимой деятельности для достойного выполнения основных обязанностей гражданина России. Оно обуславливается целым рядом факторов, связанных с обеспечением защиты Отечества, степенью готовности молодых людей к выполнению задач в условиях военной и государственной службы.
В соответствии с этим подходом можно сформулировать главную цель патриотического воспитания: развитие институциональной системы воспитания студенческой молодежи на основе взаимодействия многоуровневой системы организаций, патриотических учреждений и служб в деле обеспечения целенаправленной работы по патриотическому воспитанию.
Формирование патриотизма может осуществляться только в познавательной и практической деятельности при использовании методов, форм и средств воспитания, которые стимулируют стремление (потребности) молодых людей к личностному развитию, способствуют формированию сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствуют поведение.
Работа по патриотическому воспитанию строится на принципе интегратив-ности процесса обучения и воспитания. В процессе познания студент овладевает необходимыми знаниями. Молодой человек проходит процесс интериориза-ции, когда преобразования строения предметной деятельности переходят в структуру внутреннего цикла сознания, поэтому выбранные методы, формы и средства работы во внеучебное время призваны сформировать правильное от-
ношение к социальным ценностям. Знания должны обеспечить понимание. С помощью воспитания осуществляется внесение идей в общественное и индивидуальное сознание, происходит превращение их в убеждения, которые реализуются в социальной практике. Воспитательное значение обучения связано с тем, что оно является одним из основных общественно необходимых видов деятельности, в процессе которого студенты получают определенные знания, которые в дальнейшем они используют в практической деятельности по патрио-тическому, гражданскому служению Родине.
При организации и реализации процесса патриотического воспитания особое внимание обращается на согласованность основных направлений работы во время учебной и внеучебной деятельности.
Содержание вопросов формирования патриотического сознания, приобретение навыков практической деятельности находит отражение в учебных планах и программах, в планах воспитательной деятельности вуза, при организации работы с общественными организациями (объединениями). В соответствии с целью патриотического воспитания определяются методы, формы и средства в соответствии с содержанием учебной и внеучебной деятельности.
Теоретические и практические формы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях не должны замыкаться только на цели воспитания, которая заложена в самом понятии «патриот», т. е. любви к своему Отечеству. Разделяя мнение А. Н. Вырщикова, М. П. Бузского1 мы согласны с тем, что эта цель должна рассматриваться в широком социальном контексте понимания патриотизма как важнейшего социально-культурного, духовно-мобилизационного ресурса, где главный упор делается на идеалы служения Отечеству во всех его проявлениях.
К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи
В процессе организации работы по воспитанию патриотизма предусматривается внедрение многообразных форм общевоспитательного характера, которые целесообразно использовать в процессе решения общей задачи патриотического воспитания. Их реализация осуществляется в учреждениях высшего профессионального образования в рамках учебно-воспитательного процесса учебных заведений и предусматривает преподавание учебных дисциплин гуманитарных, социально-экономических циклов, организацию исследовательской и практической социально значимой общественной и личностной деятельности студентов, на специализированных факультетах и факультативах гуманитарного профиля, при организации мероприятий патриотической направленности. Предусматриваются и формы расширенного характера, обусловленные спецификой содержания патриотического воспитания. Они характеризуются более выраженной военной и военно-прикладной направленностью. То есть это вид деятельности, который позволяет расширить познания по вопросам военной службы. К формам этой группы относятся практические занятия на военных кафедрах, организация практических учений, тактико-строевых занятий, проводимых на сборах, организация совместной работы с высшими военными учебными заведениями, воинскими частями и др.
Эффективность работы по воспитанию патриотизма во многом зависит от организации и управления данным процессом. В данной связи определенное значение уделяется работе координационного совета вуза по патриотическому воспитанию. В деятельность координационного совета входят следующие направления работы: координация досуго-вой деятельности студентов, их участие в работе клубов, секций, общественных организаций, советах, мероприятиях патриотической направленности; подго-
товка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, разработка и проведение мероприятий по подготовке молодежи к достойному служению Отечеству; разработка учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию; подготовка и издание методических материалов по вопросам реализации процесса патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; организация и проведение научно-практических конференций по вопросам патриотического воспитания молодежи, конкурсов научных работ, олимпиад; проведение социологических исследований по вопросам отношения молодежи к патриотическому воспитанию, проблемам организации свободного времени молодежи; разработка методов, форм и организация работы по формированию правильного репродуктивного поведения; организация и проведение работы по формированию традиционных моральных ценностей; разработка и внедрение программ формирования у молодежи устойчивых стереотипов здорового образа жизни; организация мероприятий по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде; координация досу-говой деятельности студентов, их участие в работе клубов, секций, общественных организаций, советов, мероприятиях патриотической направленности.
Показателями уровня патриотического воспитания студентов является их участие в мероприятиях патриотической направленности, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну от внешних воздействий, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Вырщиков А. Н., БузскийМ. П. Патриотическое воспитание: Методологический аспект. Волгоград: ГУ «Издатель», 2001.