Литература
1. Black C. The dynamics of modernization. A study in comparative history. - N.Y.: Harper colophon books, 1975.
2. Eisenshtadt S. Modernization: protest and change. -Englewoodcliffs, 1966.
3. Васильева Н.А., Лагутина М.Л. К вопросу о предмете философии мировой политики // Полис. - 2012. - №2.
4. Гуссерль Э. Кризис европейской науки и трансцендентальная феноменология. - Иллинойс: Изд-во Северозападного ун-та, 1970.
5. Далмейр Ф. Модернизация и постмодернизация: теоретические комментарии на примере Индии. - Чикаго: Изд-во Института Кэллог, 1993.
6. Красильщиков В.А., Зибров Г.М., Рябов А.В. Шанс на обновление России (зарубежный опыт модернизации и российские перспективы). - Мир России, 1993. - Т.1.
7. Лапкин В.В. Размышления о соразмерности глобальности и модерна // Мегатренды мирового развития. -М., 2001.
8. Мартьянов В.С. Политический проект модерна. От мирэкономики к мирполитике. Стратегия России в глобализирующемся мире - М.: Росспэн, 2010.
9. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). - М.: Весь мир, 2011.
10. Побережников И.В. Модернизация: определение понятия, параметры и критерии [Электронный ресурс]. -URL: http://mmj.ru/index.php?id=36&article=112.
11. Побережников И.В. Теория модернизации: основные этапы эволюции [Электронный ресурс]. - URL: http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/2769/1/pristr-04-10.pdf.
12. Рац М. Модернизация как проблема // Полис [Электронный ресурс]. - URL: http://www.polisportal.ru/files/ File/puvlication/New_electr/Ratz_2009_Modernisaciya_kak_pr oblema.pdf.
13. Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития // Социс. - 1998. - №8.
Бальчиндоржиева Оюна Баировна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: baoyu2008@yandex.ru. Balchindorzhieva Oyuna Bairovna, candidate of philosophical sciences, senior lecturer, department of philosophy, Burayt State University, Ulan-Ude, e-mail: baoyu2008@yandex.ru.
УДК 316.42 © М.М. Бурдуковская
К ВОПРОСУ О НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В статье описываются позитивные возможности сетевых взаимодействий, которые открылись человечеству при появлении новых технологий. Раскрываются понятия «глобализация», «краудсорсинг», приводятся примеры успешных практик внедрения сетевых проектов, призванных решать глобальные проблемы.
Ключевые слова: глобализация, краудсорсинг, социальные взаимодействия.
M.M. Burdukovskaya
ON THE ISSUE OF NEW OPPORTUNITIES OF ONLINE INTERACTIONS IN THE MODERN WORLD
In the article positive opportunities of network interactions are described, they have become available to mankind with the development of new technologies. The concepts of «globalization», «crowd sourcing» are revealed, the examples of the successful practices of network projects approbation are submitted, they should solve global challenges.
Keywords: globalization, crowd sourcing, social interactions.
В относительно недавнем прошлом лучшие умы мира говорили об «обществе потребления», смерти культуры, деградации человечества в целом и других неминуемых опасностях глобализации, несущей с собой, в частности, глобальные проблемы, с которыми, несмотря на уровень развития технологий, мы уже не одно столетие не можем справиться. В их числе загрязнение окружающей среды, снижение биоразнообразия, проблема «север-юг» - разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность, проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.
Сегодня мы видим, что ведущие исследовательские центры, изучающие социум, выдвигают иные концепции: в современном глобализирующемся мире человек - созидатель, он уже не
хочет просто потреблять, он хочет участвовать в создании продуктов, правил, законов, он стремится управлять всей своей жизнью.
Исследование процессов глобализации позволяет выделить несколько принципиальных форм их проявления, изучение которых дает возможность лучше понять суть феномена [5, с. 22-24].
Во-первых, технический прогресс привел к изменению коммуникационных возможностей человека и общества в пространстве и времени. Медленно, в течение тысячелетий шел процесс коммуникационного сжатия мира. Этому способствовал целый ряд фундаментальных открытий и достижений: географическое освоение мира арабскими, китайскими и европейскими мореплавателями, создание Н. Коперником теории
14/2013
гелиоцентрической системы мира, развитие гуманистических традиций культуры и науки в эпоху Возрождения, изобретение книгопечатания, механических часов, развитие транспорта в индустриальную эпоху, распространение телевидения, освоение человеком космического пространства, создание глобальной сети Интернет. Пространственно-временное сжатие мира «уменьшило» не только физические, но и социальные дистанции, поставило людей многих слоев и классов на планете в относительно одинаковые условия жизнесуществования.
Во-вторых, резко возросли масштабы взаимосвязей и степень взаимозависимости современного общества. Еще А. Тойнби обращал внимание на то, что предстоит затратить немало усилий на исследование отношений «экуменического характера», понимая под ними социальные отношения вселенского, всемирного масштаба, и подчеркивал их принципиальное отличие от «международных отношений» [6, с. 34]. Сегодня этот процесс идет настолько интенсивно и наглядно между социальными общностями и движениями, странами и континентами, транснациональными корпорациями (ТНК) и развивающимися рынками, просто между отдельными жителями нашей планеты, что известный социолог М. Кастельс назвал возникающее общество «сетевым» [4, с. 125].
В-третьих, чрезвычайно интенсивным стало взаимодействие и взаимопроникновение различных культур. Прежде этот процесс медленно развивался посредством войн, морских экспедиций, торговли и прозелитизма. Современные электронные средства связи, дистанционного образования и массовой информации сделали возможным обмен культурными образцами в широчайших масштабах, детально и с огромными скоростями. Люди в разных концах света все больше проникаются сознанием, что они живут в едином плюралистическом мультикультурном мире.
В-четвертых, «разгосударствление» международных отношений привело к увеличению состава субъектов отношений иколичества транснациональных организаций. В мире в целом резко возросло значение ТНК.
С. Хантингтон предрекает миру столкновение цивилизаций, то есть конец знакомого нам мира [10, с. 33-48]. М. Хоркхаймер придерживается резко критической, даже апокалиптической точки зрения в отношении культурной глобализации. Основная часть российских исследователей согласна с ними (Ю.В. Яковец, Н.Н. Моисеев, В.М. Коллонтай).
Другая группа ученых подчеркивает объективный и закономерный характер рассматриваемого процесса. Так, швейцарский ученый лингвист Молино считает, что глобализация -это не только объективное, но и положительное явление. Он уверен, что существующее в европейских странах беспокойство относительно американской направленности глобализации мира не имеет серьезных оснований [8, с. 247]. Историки У. Макнил и М. Ходжсон указывают на то обстоятельство, что глобализация насчитывает около двух тысячелетий от роду и не является чем-то исключительным и характеризующим лишь современный период развития общества [7, с. 5].
Поддерживая указанную позицию, мы считаем, что дальнейшее расширение коммуникационных возможностей человека и общества и развитие Интернета и социальных сетей, как одной из его составляющих, позволяет общественным структурам по-новому подойти к решению глобальных проблем человеческого сообщества, будь то бедность в Африке, загрязнение Байкала или добыча нефти в Арктике. Именно социальные сети способны активизировать взаимодействие людей на глобальном уровне, позволив им не просто общаться, а присоединяться к реальным сообществам, планировать и выполнять конкретные совместные действия, добиваясь результатов и эффективности, невозможной подчас даже для команды профессионалов.
В подтверждение приведем результаты, полученные Дж. Хау и отраженные им в работе о новых ресурсах, открывающихся только в глобальной сети, вышедшей в свет в 2006 г. под названием «The Rise of Crowdsourcing». Хау ввел понятие «краудсорсинг» и описал феномен объединения людей для решения какой-либо задачи без вознаграждения или с очень маленьким вознаграждением. Автором были смоделированы последствия развития таких объединений для компаний, решающих аналогичные задачи профессионально.
Понятие «краудсорсинг» происходит от английского «crowdsourcing», где crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов». Краудсор-синг - передача некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий [3].
В своей работе Хау подчеркивает, что «кра-удсорсинг» как инструмент объединения людей для совместного творчества и действий стал
возможен лишь при появлении Интернета, начинавшегося как проект Министерства обороны США в конце 1960-х гг. и ставшего в XXI веке массовой технологией, изменившей не только характер коммуникаций, но и реальные социальные взаимодействия [11, с. 53]. Интернет стал обособленным миром с собственными законами и правилами, которые изменяются и совершенствуются с появлением все новых форм и проектов.
В разных уголках мира возникают проекты, реализуемые по принципу краудсорсинга, которые распространяются по всему миру, становясь глобальным проектом с неисчерпаемыми ресурсами. Такие проекты могут стать одним из инструментов решения глобальных проблем.
Одним из таких проектов стал успешно функционирующий в мировой паутине первый сайт микрокредитования kiva.org для фермеров из развивающихся стран и стран «третьего мира». Основная стратегия Юуа - использовать Интернет для установления контактов между малыми предприятиями из стран «третьего мира» и филантропами из «стран первого». Используя возможности Интернета, К^а облегчает доступ к свободному капиталу и направляет его тем, кто в этом особенно нуждается. За несколько лет своей работы благодаря одобрительным отзывам таких знаменитостей, как О. Уинфри, Б. Клинтон и многие другие, kiva.org смог привлечь 20 млн долларов для оказания финансовой помощи примерно 225 тыс. малым предприятиям в 11 странах мира.
Интернет стер географические и классовые различия, а также позволил изменить привычную точку зрения о сути и характере социальных взаимодействий. Последние, как известно, есть система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [9, с. 325]. Понятие «социальное взаимодействие» родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальных связей. Социальное взаимодействие как способ осуществления социальных связей и отношений предполагает наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий и факторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т.п.
Социальные отношения формируются в процессе взаимодействия людей и являются резуль-
татом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму. Социальные взаимодействия в отличие от социальных отношений представляют собой не «застывшие» социальные формы, а «живые» социальные практики людей, которые обусловливаются, направляются, структурируются, регламентируются социальными отношениями и способны воздействовать на эти социальные формы и изменять их.
Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие - это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т.е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.
Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь, что предполагает наличие реакции. Совсем недавно мы были свидетелями того, как, объединившись, пользователи социальных сетей «Вконтакте» и «Facebook» Бурятии собрали необходимые средства и подарили девушке с ограниченными возможностями новую инвалидную коляску. Так, коммуникации нескольких индивидов привели к конкретному результату. Конечно, эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.
Учитывая указанное обстоятельство в глобальных масштабах, бизнес и государство давно создают крупные проекты, которые позволяют людям применять творческие способности и знания, не используемые ими в обычной жизни, и получают нужный им результат.
Здесь в качестве еще одного подтверждения укажем на инновационную социальную сеть Innocentive, объединившую усилия ученых-любителей всего мира для решения научных задач, с которыми не могли справиться профессионалы таких крупных компаний, как Procter&Gambel, IBM, Hewlett Paccard и др.
14/2013
Проект 1ппосепйуе позволяет зарегистрироваться любому эксперту-любителю, выбрать свою область и решать различные задачи, поставленные корпорациями, будь то создание нового химического соединения или инженерное решение. Результатами труда экспертов пользуются мировые лидеры промышленности, использующие таким образом потенциал «толпы», не упускающие возможности постоянно включать новые ресурсы и возможности в структуру своих разработок и благодаря ему сохраняющие свои позиции на мировом рынке товаров и услуг.
В перспективе подобные проекты, на наш взгляд, могут работать не только на решение задач каких-то частных корпораций, но и на решение таких глобальных проблем, как лечение рака или СПИДа, поиск оптимальных способов сохранения окружающей среды, борьба с бедностью и т.д.
В статье приведены лишь отдельные успешные международные и местные практики, которые показывают, каким образом люди могут объединяться для решения поставленных задач или возникших проблем. Такие не связанные между собой проекты, но появившиеся на определенном отрезке времени, еще раз показывают нам безграничные возможности, которые дал нам Интернет, и возникший механизм социальных сетей.
Никто сегодня не отслеживает, как и зачем ежедневно тысячи людей объединяются в социальных сетях для совместных действий. Но и этих единичных примеров достаточно, чтобы понять реальный позитивный потенциал социальных сетей. Сегодня мы видим, как социаль-
ные сети все еще используются лишь для организации досуга, некоторые видят лишь негативные стороны развития таких сетевых взаимодействий, но в будущем их потенциал позволит человечеству объединиться для решения глобальных проблем.
Литература
1. Innocentive company [Электронный ресурс]: официальный сайт проекта. - URL: http://www.innocentive.com/.
2. Kiva [Электронный ресурс]: официальный сайт проекта. - URL: http: //www.kiva.org.
3. Merriam-websterdictionary [Электронный ресурс]: официальный сайт проекта. - URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/crowdsourcing/.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общества и культура. - М.: Высшая школа экономики, 2000. - 606 с.
5. Левашов В.К. Глобализация и устойчивое развитие // Устойчивое развитие. - М.: Наука и практика, 2002. -№1. - С. 22-24.
6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
7. Транскультура или культура в трансе? // Вопросы литературы. -2004. - №4. - С. 5.
8. Философия / под ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2008. - 785 с.
9. Фролов С.А. Социология. - М.: Логос, 1998. - 256 с.
10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - №1. - C. 33-48.
11. Хау Дж. Краудсорсинг. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288 с.
Бурдуковская Мария Михайловна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: Patriot20-10@ yandex.ru.
Burdukovskaya Maria Mikhailovna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: Patriot20-10@yandex.ru.
УДК 165.74 © Э.А. Тайсина, Т.Н. Халитов
ИСТОКИ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОВОРОТА В ГНОСЕОЛОГИИ:
ТЕОРИЯ БРЕНТАНО
В статье рассматриваются основные положения гносеологии Ф. Брентано. Анализируется формирование теории познания, ориентированной на человека, а не на абстрактный «субъект».
Ключевые слова: гносеология, антропология, философия сознания Ф. Брентано, истина, экзистенциальный материализм.
E.A. Taisina, T.N. Khalitov
THE ROUTS OF THE PHILOSOPHICAL-ANTHROPOLOGICAL TURN IN GNOSEOLOGY:
BRENTANO THEORY
The article considers general statements of F. Brentano 's theory of knowledge. The author analyzes the formation of theory of knowledge, which is oriented at a human being, and not at an «abstract subject».
Keywords: theory of knowledge, anthropology, Brentano's philosophy of mind, truth, existential materialism.