УДК 37.02; 371
У.М.Рыщанова
К ВОПРОСУ О НОВЫХ ГРАНЯХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ (НА ПРИМЕРЕ КОСТАНАЙСКОГО ОБЛАСТНОГО МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИБРАЯ АЛТЫНСАРИНА)
Музейная педагогика предполагает формирование потребности в общении с культурным наследием. Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина имеет широкий спектр музейных проектов, с помощью которых активно реализует культурно-просветительские идеи педагога-просветителя. Направлениями деятельности музейной педагогики являются: поисково-собирательское, экспозиционное (оформительское), экскурсионное, культурно-массовые мероприятия. В статье рассматриваются подходы к организации музейной педагогики и педагогики музейной деятельности, позволяющие организовывать культурно-просветительную деятельность.
Ключевые слова: музейная педагогика, музей, экспонирование выставки, педагог-просветитель, культурно-просветительная деятельность, мультимедийная игра - викторина, музейно-образовательные программы, музейный проект, совместные проекты.
U.M.Ryschanova ON THE ISSUE OF NEW GRANITE MUSEUM PEDAGOGY (ILLUSTRATED KOSTANAJSKY REGIONAL MEMORIAL MUSEUM IBRAI ALTYNSARIN)
Museum pedagogy involves the formation of the need for contact with the cultural heritage. Kostanay Regional Memorial Museum of Ibrai Altynsarin has a wide range of museum projects with the help of it actively realize cultural and educational ideas of the teacher- educator. Activities of museum pedagogy are: search - collecting, exposure (decoration), excursion, cultural events. The article discusses approaches to museum pedagogy and pedagogy of the museum's activities, allowing to organize cultural and educational activities.
Keywords: museum pedagogy museum, exhibition show, teacher - educator, cultural and educational activities, multimedia game - quiz, museum and educational programs, museum project, joint projects .
Решение практической задачи воспитания молодежи представляется возможным средствами музейной педагогики. В современных музеях создаются условия для проявления их активности, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Являясь связующим звеном между эпохами и культурами, музей способствует развитию чувственного восприятия окружающего мира, просвещает подрастающее поколение [7, с.86-91].
Как перспективное направление музейная педагогика предполагает формирование потребности в общении с культурным наследием, желание понять его. Педагогика приобщения подрастающего поколения к культуре с помощью музея не нова, постоянно развивается и в настоящее время характеризуется широкой инновационной деятельностью, созданием экскурсионных туров, разработкой музейно-образовательных мероприятий.
Особенность музейной педагогики обусловлена многомерностью пространственной среды музея и многозначностью экспозиции, которые дают возможность вариативности восприятия, развития внимания, памяти, мышления, социальной и личностной рефлексии.
В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурологический аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для творческого самоопределения личности.
Педагог-просветитель второй половины XIX века Ибрай Алтынсарин свою практическую деятельность сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа. С его именем связано открытие русско-казахских школ, сельскохозяйственных и ремесленных училищ в степи, начало женского образования в Казахстане. Ибрай Алтынсарин является автором двух учебников «Казахской хрестоматии» и «Начального руководства к обучению киргизов русскому языку».
Ибрай Алтынсарин продолжал лучшие традиции русской педагогики XIX века, был первым глашатаем педагогических взглядов Ушинского в Казахстане, его педагогические идеи формировались под влиянием передовой демократической культуры России.
В Костанайском областном мемориальном музее Ибрая Алтынсарина на протяжении многих лет особое внимание уделяется научно - исследовательской, собирательской работе по следующим темам: «Мусульманское обучение в дореволюционном Казахстане», «Начало жизненного пути и педагогической деятельности ИАлтынсарина», «ИАлтынсарин - создатель школьной системы края», «И. Алтынсарин и казахские просветители, деятели мировой и русской педагогики и культуры» и другим. В результате научных командировок в Алматы, Оренбург, Санкт - Петербург, Москву, Астану фонды музея пополнились ценными архивными материалами ученых-исследователей жизни и творчества И. Алтынсарина, выпускников алтынсаринской школы.
Интерактивность - основной методологический прием в работе современного музея, когда он
перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи: расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, гармонизация развития творческой личности, формирование национальной идеологии, сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества; создание новой музейной аудитории и расширение пространства влияния музея. Например, в последние годы в мемориальном музее Ибрая Алтынсарина активно работал проект музейной педагогики «Школа + музей», направленный на укрепление основ взаимного сотрудничества творческого коллектива музея и специализированной школы для одаренных детей им. Ибрая Алтынсарина, где акцент в преподавании ставится не на накопление информационного материала, а на духовное и нравственное развитие воспитанников, способное направить подрастающее поколение по пути духовного роста, культурного самосовершенствования.
В настоящее время мемориальный музей Ибрая Алтынсарина, имеющий широкий спектр музейных проектов, дает возможность учащимся глубже осмыслить прошлое своего народа, понять исторический путь развития Казахстана, вникнуть в суть культурных и духовных традиций и ценностей, помогающих постичь основы отечественной культуры и уникальность казахской литературы.
Основные направления деятельности проекта «Школа + музей»:
-краеведческое: работа в рамках совместной краеведческой программы «Костанай литературный» (проект музея Ибрая Алтынсарина) и программы «Истоки» (проект специализированной школы для одаренных детей им.И. Алтынсарина), в результате которой становится возможным объединение литературного и школьного краеведения. В стенах школы разместили музейную выставку «Старый Костанай, исчезнувший и сохранившийся», проводили экскурсии и беседы;
-литературное: экспонирование в школе передвижных выставок «Алтынсаринские места», «Ибрай Алтынсарин - педагог-просветитель»; чтение цикла лекций для учащихся школы по истории казахской литературы XIX-XX вв., раскрывающих не только определенные тенденции развития литературного процесса в Казахстане, но и позволяющих глубже изучить творчество великих казахских поэтов и писателей; ежегодное участие сотрудников Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина в качестве членов жюри в ежегодной научно-практической конференции для учащихся «Наследие Ибрая Алтынсарина»;
-экологическое: участие в программе «Наследие. Экологическое пространство, культурное и духовное прошлое и настоящее костанайского края» (проект специализированной школы для одаренных детей им. И.Алтынсарина), предполагающее изучение истории костанайских школ, памятников культуры и искусства, восстановление алтынсаринских троп. Сотрудники музея подготовили и оформили выставку «Школы старого Костаная», на фоне которой проводили экскурсии. В рамках экологической акции «Природа нашего края» был организован цикл бесед.
-социальное: экспонирование передвижных выставок «STOP!», «Молодежь против наркотиков»; проведение мультимедийной игры - викторины «Вершины покоряются сильными»; проведение беседы «Какая она - современная молодежь?» (вопросы образования, самореализации и досуга, службы в армии, здоровья и спорта), «Роль музея в гармоничном развитии личности».
-патриотическое: экспонирование передвижной выставки «Золотой венец Победы»; участие в литературно-музыкальной гостиной «По дорогам войны»; слайд - презентация из фронтовых фотографий, экспонаты Костанайского областного историко-краеведческого музея, а также экспозиция хранящихся в фондах ОУНБ им. Л.Н.Толстого репродукций, произведений изобразительного искусства «И помнит мир спасенный: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»; вечер памяти совместно с облкиновидеопрокатом «За эту прекрасную жизнь».
-духовное: экскурсии по выставкам «Школы старого Костаная», «Жизнь и творческая деятельность Ибрая Алтынсарина».
-историческое: экспонирование в стенах школы выставки «Мы этой памяти верны».
Особое внимание уделялось приобщению учащихся к величайшим ценностям казахского народного творчества, составляющего основу национальной культуры. Интерес у учащихся школы вызвал рассказ о национальных праздниках РК, о культуре и этнографии казахского народа, казахских национальных играх, о традициях казахского народа.
Реализация данного проекта способствовала:
- установлению взаимных деловых и дружеских контактов на основе общих интересов;
- формированию у ребят ценностных ориентиров в отношении литературного и культурного наследия
края;
- развитию воображения и фантазии, творческой активности, возможности максимально реализовать способности учащихся;
- использованию и популяризации новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов;
- получению дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно приобрести в других образовательных учреждениях;
- созданию адресных программ, ориентированных на специфику обучения в Костанайской специализированной школе для одаренных детей им. ИАлтынсарина, развитию восприятия музейной информации и понимания языка музейной экспозиции через призму духовно-нравственных ценностей;
- проведению и поэтапному восприятию с помощью музейных уроков истории казахской литературы XIX-XX. вв. как целостного литературного процесса.
Музейная педагогика становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., современный музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
Если до недавнего времени возрастная категория посетителей практически отсутствовала в музеях, или работа с младшими школьниками носила эпизодический характер, то на сегодняшний день ученики начальных классов уже не редкие гости музеев, а постоянные посетители, без которых трудно представить работу музея.
Наряду с традиционным проведением экскурсий, все чаще сотрудники музея проводят мероприятия, опираясь на принцип интерактивности учащихся в музейной среде, когда дети активно взаимодействуют с другими субъектами музейно-образовательного процесса.
Формы проведения мероприятий с учащимися отличаются большим разнообразием - это путешествие по рассказам Ибрая Алтнсарина, игра-занятие, литературно-музыкальные гостиные, путешествие в прошлое, посиделки, сюжетно-ролевая игра, интеллектуально-познавательная игра, игра - путешествие по алтынсаринским местам.
Интересно прошла беседа за круглым столом «Мусылманшыльщ туткасы» («Основы мусульманства») с участием имама мечети им. Марала Ишана Ертая Исламулы, руководителя научно-меди-цинского центра «Шапагат» при Социальной Академии Едресовой Г.Е. и студентов КГУ им. А.Байтур-сынова, которая помогла раскрыть содержание книги И.Алтынсарина «Шариат-ул-ислам», а также определить роль религии на современном этапе [2,с.387-389].
Вариант смешанного показа (экспонаты в витринах) и авангардного (игровые и театральные приемы) был использован в литературной поляне «Народный фольклор в творчестве И. Алтынсарина» (использованы «Киргизская хрестоматия» и очерки «Обычаи при сватовстве и свадьбе, при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства»).
Детская интерактивная выставка «Загадки Ибрая Алтынсарина» и одноименное занятие в ее рамках носят и обучающий, и воспитательный характер, ориентированы на детскую аудиторию и направлены на формирование познавательных интересов, углубление знаний об истории просвещения края, творческой деятельности просветителя, изучение его трудов. Выставка «Загадки Ибрая Алтынсарина» в доступной форме знакомит детей младшего и среднего школьного возраста с азами культуры и быта казахского народа, с редкими объектами из мира школьных принадлежностей, связанными с историей развития образования в крае. Ролевая экскурсия - игра «Ремесленная мастерская» рассчитана на школьников, студенческие группы и взрослых посетителей. Независимо от возраста участники игры с желанием знакомятся с инструментами того периода, узнают, что умели изготавливать своими руками ученики знаменитого педагога. В свое время ремесленные мастерские были открыты при алтынсаринской школе. Игра расширяет кругозор, учит ребят работать в команде, вызывает интерес к краеведению, литературе и искусству.
Кроме того, в рамках областной программы по патриотическому воспитанию молодёжи сотрудниками музея разработан цикл лекций о героических страницах истории края, боевом и трудовом подвиге костанайцев в годы Великой Отечественной войны. Дополняют занятия данного цикла «Уроки истории», парад книг «С мыслями народом поделюсь», викторины и творческие конкурсы, посвящённые ветеранам педагогического движения, виртуальная экскурсия «Ибрай Алтынсарин - педагог-просветитель», летний видеозал «По страницам алтынсаринских сказок», пресс-клиппинг «Культурное наследие - история нации», литературные раскопки «Возвышенность помыслов и стремлений», семейный час чтения «Путь к счастью» (по произведениям И.Алтынсарина), поэтический медиачас «Времен переплетения», литературные гонки (экспресс-викторина) «Великий Алтынсарин», электронный обзор книжной выставки «Земля Ибрая» и другие.
Методы работы с посетителями в музее можно разделить на две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Музейная педагогика позволяет находить новые приемы в подаче сложного, серьезного исторического материала, так, чтобы он становился понятным, доступным, вызывал эмоциональный отклик у учащихся.
Новым направлением культурно - образовательной и воспитательной деятельности музея стала работа клуба «Юный краевед».
Клуб имеет оптимальные условия для физического и духовного развития детей и юношества на базе музея, изучения истории края, пропаганды традиций и обычаев казахского народа. Основная направленность работы клуба способствует привлечению внимания общественности к музею, городу, всему региону.
Клуб доступен для участия широких слоев молодежи. Основные формы работы - теоретические занятия с просмотром видеоматериалов, участие в массовых мероприятиях музея, встречи с ветеранами педагогического движения области.
Эстетическая программа мемориального музея Ибрая Алтынсарина опирается на творческие, нестандартные формы совместной работы со школами. В рамках творческой программы «Музей и дети» проводятся музыкальные концерты и творческие встречи с писателями, учеными, кинолектории, лекции, выставки. В музее есть место для творчества детей, которые представляют свои изделия в стиле прикладного народного творчества и для небольшой выставки работ местных художников, посвященных культуре и истории казахского народа, природе степного края.
Результатом проведения такого крупного творческого проекта стало заметное расширение контактов мемориального музея Ибрая Алтынсарина с творческими кругами региона, более тесное сотрудничество с музыкальными коллективами, издание сборника сценариев массовых мероприятий по реализации культурно - просветительского наследия Ибрая Алтынсарина в воспитании молодежи.
Художественное направление включает в себя проведение художественных выставок, мастер-классов, пленэров для учащихся художественных школ и студий; детских художественных конкурсов, приуроченных к юбилейным датам, различным музейным событиям.
Все формы работы в музейном центре «Юный краевед» направлены не только на углубление знаний молодежи об истории просвещения края, жизни и творческой деятельности Ибрая Алтынсарина, его последователях, но и на повышение их общего интеллектуального и культурного уровня, воспитание чувства любви к родному краю, на продвижение ценностей казахской культуры в сфере молодежных отношений, способствуют получению качественного образования.
В педагогическом словаре даётся следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями» [4]. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования».
Без сомнения, одна из главных функций музея - образовательно-воспитательная, поэтому центральное место в музейно-образовательной деятельности отводится музейному сотруднику как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах XX столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена [10, с.44-50].
Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация. Направлениями деятельности музейной педагогики являются: поисково-соби-рательское, экспозиционное (оформительское), экскурсионное, культурно-массовые мероприятия.
В деятельности музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Задача музейного сотрудника заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Иными словами, речь идет об «омузеивании» образования или об «образовании культурой» [10, с.44-50].
При разработке и проведении культурно-массовых мероприятий в рамках музейной педагогики учитываются принципы: интерактивности, комплексности, программности.
Музей органично вписывается в систему проводимых мероприятий, становится местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Групповыми формами работы являются кружок, общество, выпуск мультимедийных презентаций, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, района, области. Уже несколько лет работает интерактивный тур «Имя Ибрая Алтынсарина вечно» (виртуальная
экскурсия по алтынсаринским местам Костанайской области с помощью новейших технологий) [8, с.48-57].
Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний «Живые голоса», наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научно-исследовательских работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образова-тельных маршрутов с экспонатами музеев по экспозициям.
В этой связи решаются задачи музейной педагогики, а именно: определение специфики педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории; выявление наиболее рациональных форм и методов совместной работы музеев с другими педагогическими учреждениями и др. [3, с.272].
Создается особое воспитательное пространство, где музейные сотрудники реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии.
Традиционное сотрудничество музея с системой образования выходит на новый уровень, открывая большие возможности для обогащения педагогического процесса целями, содержанием и технологиями, ориентированными на развитие личности учащихся.
Таким образом, одна из главных задач, которая стоит сегодня - это воспитание человека, осведомленного в вопросах культуры Республики Казахстан, небезразличного к наследию своих предков. Музейная педагогика содействует пропаганде историко-культурного наследия.
Главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научить, ценности необходимо пережить» [9, с.58].
Сегодня в пространстве современного музея знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах и мастерских. Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся личным приобретением каждого ребенка. Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях - творческие задания, выполняемые на музейных экспозициях, музейные праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и наибольшие самостоятельные исследования, например, в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моем доме», «Культуры, которые живут в моем доме». Так, в мемориальном классе Алтынсарина, где отчетливо ощущается дух того времени, в котором жил и работал педагог-просветитель, огромный интерес у посетителей вызывают письменные принадлежности, лампа, чернильный прибор, а также уголок ремесленной мастерской [6, с.77-79].
Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.
Реализация принципов музейной педагогики при проектировании культурно-просветительских идей Ибрая Алтынсарина в деятельности музея способствует решению следующих задач:
-учит ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
-формирует понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
-формирует способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
-формирует устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки; -развивает способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
-вызывает уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; -развивает потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
-формирует активную жизненную позицию [5, с.26].
Задачи, которые ставит перед собой музейный сотрудник, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.
Долгие годы музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными.
В практике работы современного музея апробированы следующие формы работы с аудиторией: организация интерактивных выставок (экспонаты и предметы выставки созданы руками детей); создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых); организация праздников (с привлечением деятелей культуры, театра, филармонии); работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи); игротека для детей, педагогов и родителей; организация совместной художественной деятельности; авторские художественные выставки групп детского сада в холле [1, с.6-7].
На основе проведенного анализа принципов музейной педагогики, воспитательных возможностей современного музея можно сделать следующие выводы:
1.Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс.
2.Сегодня музейному сотруднику необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно - педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа (способствовать развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности).
3.Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного
вкуса.
4.К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности -формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
5.Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
Литература
1. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.67.
2. Коныратбай Т.А. Почитание Ибраем Алтынсариным мусульманства/ Т.А.Коныратбай// «Валихановские чтения- 13»:материалы межд. Науч.- практ. конф.-Кокшетау: Кокшетауский гос.ун.-т им. Ш.Уалиханова, 2008г. - С.387-389.
3. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по спец. «История»/под ред. К.Г.Левыкина, В.Хербста.-М.,1988.-С.272.
4. Педагогический словарь Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000.
5. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. ЛогиноваДИ.Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.-С.26.
6. Рыщанова У.М. Музей как открытая педагогическая система. / У.М.Рыщанова//«Высшая школа Казахстана».- 2009.- № 2.- С.77-79.
7. Рыщанова У.М. Роль наследия Ибрая Алтынсарина в развитии личности сегодня/ У.Рыщанова//Этнокуль-турный и этнопедагогический аспекты в теории и практике современного образования Республики Казахстана: материалы респ .науч.-практ. конф.- Петропавловск: СевероКазахстанский гос.ун.-т им. М.Козыбаева, 2009.- С. 86-91.
8. .Рыщанова У.М.: Ибрай Алтынсарин: выдающийся казахский педагог-просветитель (к 170-летию И.Алтынсарина)/ У.М.Рыщанова //К информационному обществу: использование информационно-коммуни-кационных технологий - новые возможности для библиотек: материалы межрегион. науч.-практ.конф.- Оренбург: ОУНБ им.Н.К.Крупской, 2011.- С.48-57.
9. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова-Дошкольное воспитание,2008, №3.-С.58.
1. Vasil'chenko N.R. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie sredstvami muzejnoj pedagogiki / N.R.Vasil'chenko - Doshkol'naja pedagogika, №5, 2009. str.6-7.
2. Konyratbaj T.A. Pochitanie Ibraem Altynsarinym musul'manstva/ T.A.Konyratbaj// «Valihanovskie chtenija-13»:materialy mezhd. Nauch.- prakt. konf.-Kokshetau: Kokshetauskij gos.un.-t im. Sh.Ualihanova, 2008g. - S.387-389.
3. Muzeevedenie. Muzei istoricheskogo profilja: ucheb. posobie dlja vuzov po spec. «Istorija»/pod red. K.G.Levykina, V.Herbsta.-M.,1988.-S.272.
4. Pedagogicheskij slovar' G.M. Kodzhaspirova, A.Ju. Kodzhaspirov. - M.: Akademija, 2000.
5. Ryzhova N.A. Mini-muzej v detskom sadu / N.A.Ryzhova, L.V. Loginova,A.I.Danjukova - M.: Linka-Press, 2008.-S.26.
6. Ryshhanova U.M. Muzej kak otkrytaja pedagogicheskaja sistema. / U.M.Ryshhanova//«Vysshaja shkola Kazahstana».- 2009.- № 2.- S.77-79.
7. Ryshhanova U.M. Rol' nasledija Ibraja Altynsarina v razvitii lichnosti segodnja/ U.Ryshhanova//Jetnokul'-turnyj i jetnopedagogicheskij aspekty v teorii i praktike sovremennogo obrazovanija Respubliki Kazahstana: materialy resp .nauch.-prakt. konf.- Petropavlovsk: Severo-Kazahstanskij gos.un.-t im. M.Kozybaeva, 2009.- S. 86-91.
8. .Ryshhanova U.M.: Ibraj Altynsarin: vydajushhijsja kazahskij pedagog-prosvetitel' (k 170-letiju I.Altynsarina)/ U.M.Ryshhanova //K informacionnomu obshhestvu: ispol'zovanie informacionno-kommuni-kacionnyh tehnologij -novye vozmozhnosti dlja bibliotek: materialy mezhregion. nauch.-prakt.konf.- Orenburg: OUNB im.N.K.Krupskoj, 2011.-S.48-57.
9. Chumalova T. Osnovnye principy muzejnoj pedagogiki / T.Chumalova-Doshkol'noe vospitanie,2008, №3.-S.58.
10. Chumalova T. Muzejnaja pedagogika dlja
10. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова-Дошкольное воспитание, 2007, № 10.-С.44-50.
doshkol'nikov / T.Chumalova-Doshkol'noe vospitanie, 2007, № 10.-С.44-50.