Научная статья на тему 'К вопросу о нормах летной годности радиосвязного оборудования'

К вопросу о нормах летной годности радиосвязного оборудования Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
109
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Высоцкий Владимир Зиновьевич

Показывается, что в процессе технической эксплуатации радиосвязного оборудования возможно снижение его технических параметров до граничных значений, определенных нормами летной годности, без учета деграда-ционных процессов в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Высоцкий Владимир Зиновьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technical maintenance of telecommunication equipment can decrease performances to limit values without degradation own equipment.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нормах летной годности радиосвязного оборудования»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика и прочность, поддержание летной годности ВС

№103

УДК 347.822.4

К ВОПРОСУ О НОРМАХ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ РАДИОСВЯЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

А.И ЛОГВИН, В.З. ВЫСОЦКИЙ

Показывается, что в процессе технической эксплуатации радиосвязного оборудования возможно снижение его технических параметров до граничных значений, определенных нормами летной годности, без учета деграда-ционных процессов в образовании.

Безопасность полетов определяется в значительной мере соблюдением норм летной годности воздушных судов, куда включается и авиационное оборудование. Одним из важных компонентов авиационного оборудования является радиосвязное оборудование, так как согласно [1] потеря радиосвязи относится к категории особых случаев в полете. Для радиосвязного оборудования в [2] сформированы необходимые нормы летной годности. Например, для радиостанций ОВ4 диапазона чувствительность приемника должна быть равна 5 мкВ, но не хуже 3мкВ, выходное напряжение приемника должно быть не менее 8,5 В, но не более 15,6В, уровень шума приемника на должен превышать 25дБ.

Соответствие технических параметров данной связной радиостанции нормам летной годности свидетельствует о возможности использования ее на борту ВС. Но данное соответствие говорит только о том, что сама связная радиостанция находится в работоспособном состоянии и при этом не учитывается состояние радиоканала, по которому распространяется информационный сигнал. При определении соответствия, например, чувствительности приемника нормам летной годности проводятся измерения только в самом приемнике с помощью подачи специального испытательного сигнала. Значение чувствительности приемника оценивается в этом случае на основе действующего на выходе отношения сигнал/шум. Здесь под шумом понимаются все внешние и внутренние шумы, действующие в приемнике и приведенные к его входу. Следовательно, в данном случае чувствительность приемника зависит функционально от отношения сигнал/шум при условии, что радиоканал является идеальным, т.е. в нем не действуют никакие помеховые воздействия. Тогда, если для этого случая чувствительность приемника обозначить через СИ, мощность полученного сигнала - РС, а мощность шума - РШ, то можно

записать: СИ = / (Рс / РШ ) , где](£) - есть некоторая функциональная зависимость, обычно известная на практике.

Однако, на самом деле, в радиоканале всегда действуют помехи от других радиосредств и такой радиоканал не может рассматриваться, как идеальный. Поэтому на практике для проверки соответствия чувствительности приемника (как пример, так как данный вопрос может относится и к другим параметрам радиоприемника) нормам летной годности воздушных судов необходимо использовать чувствительность Сп при неидеальном канале передачи информации,

те. Сп = /

ґ Р Л

гс

Р + Р

К1 П^АШ У

где /£) — та же функциональная зависимость, но в знаменателе стоит

аддитивная сумма мощности шума РШ и мощности помех (суммарная) РП при предположении, что эти мощности складываются аддитивно.

Очевидно, что СП отличается от СИ в худшую сторону, что может привести к нарушению норм летной годности, хотя само оборудование является исправным. Поэтому для конкретных аэродромов и воздушных трасс необходимо путем облетов определить статистические характеристики РП и составить соответствующие таблицы. Если в конкретном аэропорту или на конкретной воздушной трассе выполнить требуемую норму летной годности не удается, тогда не-

обходимо принять ряд, в основном, организационных мер по снижению Рп до требуемого уровня. Эти меры достаточно подробно описаны в соответствующей литературе [3, 4].

Кроме воздействия помех в радиоканале, существует еще один фактор, влияющий на качество радиосвязи. Известно, что качество радиосвязи при речевом радиообмене определяется разборчивостью речи [5]. Разборчивость речи определяется по 5-ти балльной шкале и должна быть не ниже 3-х баллов при полете ВС по трассе и не ниже 4-х баллов при нахождении в зоне аэродрома. В приведенном выше анализе мы предполагали, что формирование самого радиосообщения является идеальным, а проблемы появляются после попадания речевого сообщения непосредственно в аппаратуру. На практике это не наблюдается. Первичное формирование речевого сообщения оператором (диспетчером УВД или экипажем ВС) уже будет влиять на разборчивость речи, что связано с психофизиологическими особенностями человека, особенно, если радиообмен ведется в особых условиях полета или в особых случаях в полете. Поэтому уже при формировании радиосообщения разборчивость речи может быть ниже стопроцентной (разборчивость определяется либо в баллах, либо в процентах), что эквивалентно воздействию некоторого дополнительного шума. Отсюда, с учетом неидеальности формирования самого радиосообщения реальную чувствительность приемника СР (как пример) следует записывать в

следующем виде: Cp = f

p

rC

p + p + p

c ^ гш^ Гз у

где РЭ - эквивалентная мощность, связанная с не-

идельностью формирования речевого сообщения.

В результате для оценки соответствия чувствительности приемника нормам летной годности следует рассматривать величину СР, а не СИ. Для определения РЭ необходимо проводить тестирование операторов, но не вообще, а для конкретных авиапредприятий, где используется данное конкретное радиосвязное оборудование. В этом случае степень оценки соответствия технических параметров нормам летной годности будет наиболее достоверной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наставление по производству полетов. НПП ГА-85. - М.: Воздушный транспорт, 1985.

2. Нормы летной годности самолетов. ЕНЛГС-85. - М.: Воздушный транспорт, 1985.

3. Виноградов Е.М. и др. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств. - М.: Судостроение, 1986.

4. Владимиров В.Н. и др. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств и систем. - М.: Радио и связь, 1985.

5. Вемян Г.В. Передача речи по сетям электросвязи - М.:. Радио и связь, 1985.

TO THE QUESTION ABOUT STANDARDS AIRCRAFT FITABLE OF TELECOMMUNICATION

EQUIPMENT

Vysotsky V.Z., Logvin A.I.

The technical maintenance of telecommunication equipment can decrease performances to limit values without degradation own equipment.

Сведения об авторах

Высоцкий Владимир Зиновьевич, 1962 г.р., окончил ЛГУ им. Жданова (1984), соискатель МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - навигация и УВД.

Логвин Александр Иванович, 1944 г.р., окончил КГУ (1966), академик Российской академии транспорта, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой МГТУ ГА, автор более 415 научных работ, область научных интересов - радиолокация, техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования, управление воздушным движением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.