Научная статья на тему 'К вопросу о независимой оценке пожарного риска'

К вопросу о независимой оценке пожарного риска Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев А. А., Русских Д. В.

В статье рассмотрено понятие аудита системы пожарной безопасности субъектов предпринимательской деятельности. Определена цель аудита пожарной безопасности. Рассмотрены объекты защиты, на которых проводится обязательный аудит с периодичностью его проведения. Определен перечень документов, прилагаемых к аудиторскому заключению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреев А. А., Русских Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о независимой оценке пожарного риска»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ №123-Ф3 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

3. ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования».

4. ГОСТ 12.1.041-83*. «ССБТ. Пожаровзрывобезопасность горючих пылей. Общие требования».

5. ГОСТ 12.1.044 - 89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов».

6. ГОСТ Р 12.3.047-2012 «ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».

7. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

8. Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

УДК 614.8

А.А. Андреев, Д.В. Русских

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

К ВОПРОСУ О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ ПОЖАРНОГО РИСКА

В статье рассмотрено понятие аудита системы пожарной безопасности субъектов предпринимательской деятельности. Определена цель аудита пожарной безопасности. Рассмотрены объекты защиты, на которых проводится обязательный аудит с периодичностью его проведения. Определен перечень документов, прилагаемых к аудиторскому заключению.

Ключевые слова: аудит пожарной безопасности, система обеспечения пожарной безопасности, независимая оценка пожарного риска.

A.A. Andreev, D. V. Russian

THE QUESTION OF AN INDEPENDENT FIRE RISK ASSESSMENT

The article deals with the concept of audit of fire safety of business entities. The purpose of fire safety audit is defined. The objects of protection on which the mandatory audit is carried out with the frequency of its conduct are considered. The list of documents attached to the audit report is defined.

Key words: fire safety audit, fire safety system, independent fire risk assessment.

Введение

Одним из методов сохранения высокого уровня пожарной безопасности на разных объектах является расчет пожарного риска. Данная деятельность направлена на выявление качества пожарной безопасности и её соответствия тем требованиям, которые установлены законом.

Пожарный риск изучается не только для того, чтобы снизить вероятность возгорания и повысить на объекте пожарную защиту. Также исследование дает возможность уменьшить административное давление со стороны пожарного надзора.

Согласно ст. 144 Технического регламента «Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности», оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и

16

условиям договоров проводится в разных формах, в том числе в форме независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) [1].

Аудит системы обеспечения пожарной безопасности

Аудитом системы обеспечения пожарной безопасности субъектов предпринимательской деятельности является предпринимательская деятельность по независимой оценке соответствия системы обеспечения пожарной безопасности субъектов предпринимательской деятельности установленным требованиям пожарной безопасности [2].

Организация по аудиту пожарной безопасности - аккредитованная в установленном Законом порядке коммерческая организация, основная уставная цель которой - проведение аудита пожарной безопасности [2].

Аудитор пожарной безопасности - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным Законом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора пожарной безопасности [2].

Цель аудита пожарной безопасности - проверка соответствия объектов защиты (территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества) субъектов предпринимательской деятельности установленным требованиям безопасности или оценка пожарного риска, а также подготовка заключения (акта) по результатам проверки или оценки и предложений по устранению нарушений требований безопасности [2].

Аудит пожарной безопасности проводится в обязательном и добровольном порядке в соответствии с договором между организацией по аудиту пожарной безопасности и собственником объекта защиты [2].

При проведении аудита проверяется деятельность хозяйствующих субъектов по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности и соответствие системы обеспечения пожарной безопасности территорий, зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности.

Обязательный аудит пожарной безопасности проводится на объектах защиты, которые:

- подлежат обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта;

- подлежат обязательному страхованию риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

- имеют на своей территории производственные и (или) складские здания и сооружения, а также технологические установки категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности;

- относятся к социально значимым организациям (объектам обеспечения жизнедеятельности);

- эксплуатируют общественные здания и сооружения с массовым пребыванием людей.

Обязательный аудит проводится также на объектах, системы обеспечения пожарной

безопасности которых спроектированы на основе анализа пожарной опасности и оценки пожарного риска (т.е. для них должна быть разработана декларация пожарной безопасности).

Периодичность проведения обязательного аудита пожарной безопасности - не реже одного раза в три года [3,4].

Аудиторское заключение

По результатам проведения аудита составляется официальный документ — аудиторское заключение, в котором должно быть отражено обоснованное мнение организации по аудиту пожарной безопасности или индивидуального аудитора пожарной безопасности о соответствии деятельности и имущества проверяемого требованиям пожарной безопасности [3,4].

К заключению прилагаются:

- акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании территории, зданий, сооружений, помещений и технологических установок;

- протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз;

- объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности;

- другие документы или их копии, связанные с результатами проведения аудита пожарной безопасности [3,4].

В ходе независимой оценки пожарного:

- анализируются документы, характеризующие пожарную опасность объекта защиты;

- проводится обследование объекта защиты с целью получения объективной информации о состоянии его пожарной безопасности, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также с целью определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

- проводятся необходимые исследования, испытания, экспертизы и расчеты, в том числе по оценке пожарного риска;

- подготавливается вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а в случае их невыполнения разрабатываются меры по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности [3,4].

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, которое направляется или вручается собственнику.

В заключении должны быть указаны:

- наименование и адрес экспертной организации;

- дата и номер договора, в соответствии с которым проводилась независимая оценка;

- реквизиты собственника;

- описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка;

- фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки;

- результаты проведения независимой оценки пожарного риска;

- вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности [3,4].

Заключение должно быть подписано должностными лицами экспертной организации, которые проводили независимую оценку пожарного риска, утверждено руководителем экспертной организации и скреплено печатью экспертной организации.

В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения [3,4].

Генерал-лейтенант внутренней службы Ю.И. Дешевых «Эхо Москвы» 28.04.09 г.

«...идея проведения независимого аудита, независимой оценки рисков принадлежит нашему министру. Мы порядка четырех лет над этим работали, провели ряд экспериментов, посмотрели международный опыт. На сегодняшний день принято соответствующее постановление правительства, которое регламентирует эту работу. Я хочу сказать, что сделано в качестве сдерживающих моментов, чтобы не было всё за деньги.

Первое — аудиторская компания, которая будет осуществлять пожарный аудит, должна застраховать свою профессиональную ответственность.

Второе — она на рынке будет работать не бесконтрольно, она будет работать, получив предварительно аккредитацию в МЧС России. И МЧС России периодически будет контролировать, проверять качество подготавливаемых ими заключений. Если эта

организация будет замечена в недобросовестности, естественно, аккредитация будет отозвана, и организация уйдет с рынка оказания таких услуг» [2].

Система независимой оценки рисков в области пожарной безопасности представлена на рисунке:

МЧС России

- ведет государственный реестр СРО;

- осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО;

- согласовывает документы разработанные СРО по выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности.

Субъекты хозяйственной деятельности

инициируют проведение независимой оценки рисков;

осуществляют мероприятия по

устранению нарушений

требований пожарной безопасности.

Центральный орган - саморегулируемая _(некоммерческая) организация_

устанавливает порядок и проводит аккредитацию организации по независимой оценке рисков;

- устанавливает порядок и аттестует экспертов по независимой оценке рисков;

- осуществляет контроль за деятельностью аккредитованных организаций;

ведет соответствующие государственные реестры.

Организации по независимой оценке рисков

- проводят независимую оценку рисков;

- информируют надзорные органы о не устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе

Надзорные органы (государственный пожарный надзор)

проводят мероприятия по надзору (контролю);

- не проводят мероприятия по надзору (контролю) в случае устранения на объекте защиты нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проведения независимой оценки рисков.

Страховые организации

инициируют проведение независимой оценки рисков на объектах защиты с целью определения страховых тарифов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»от 22.07.2008 N 123-ФЭ

2. Методическое пособие подготовлено редакционной группой сотрудников НЭБ ПБС ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко и НПО «Ассоциация Крилак» для специалистов, занимающихся решением проблем обеспечения пожарной безопасности;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 304 «Об утверждении правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.