6. Mullis I.V.S. & Martin M.O. (Eds.). PIRLS 2016 Assessment Framework. Retrieved from Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center website, 2015. - 190 р. - URL: http://timssandpirls.bc.edu/pirls2016/framework.html (дата обращения: 10.11.2017).
7. PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA. - Paris: OECD Publishing, 2017. - 259 р.
8. Herbers J.E., Cutuli J.J., Supkoff L.M. et al. Early Reading Skills and Academic Achievement Trajectories of Students Facing Poverty, Homelessness, and High Residential Mobility // Educational Researcher. 2012. Vol. 41. №9. P. 366-374.
9. Мальченко О.В. Метод кодирования информации как инструмент повышения читательской грамотности обучающихся // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 2 (6). С. 75-77.
10. Брэдбэри Р. И грянул гром. 100 рассказов. - М. : Эксмо, 2010. - 1168 с.
11. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
12. Богословская И.В. Экспериментальное исследование степени и глубины понимания текста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. №3(3). С. 756-760.
УДК 378.147
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Свиридова Г.Ф., к. филол. наук, доцент, 2017 Российский государственный социальный университет
Аннотация: проведенный анализа результатов диагностического среза определил недостаточный уровень сформированности грамматической компетентности учащихся старших классов. В этой связи в работе предложены некоторые рекомендации по формированию грамматической компетентности учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса.
Ключевые слова: грамматическая компетентность, синтаксис, методы обучения, речь, общение.
TO THE QUESTION OF THE NECESSITY OF DEVELOPMENT OF THE METHOD OF FORMING THE GRAMMARTICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF SENIOR CLASSES
Sviridova G.F., Ph.D., Associate Professor, 2017 Russian State Social University
Abstract: the analysis of the results of the diagnostic cut determined the insufficient level of grammatical competence of students in the upper grades. In this regard, the paper suggests some recommendations on the formation of grammatical competence of students in the senior high school in the process of studying the syntax.
Key words: grammatical competence, syntax, teaching methods, speech, communication.
В современном обществе особое значение приобретает проблема формирования грамматической компетентности как одной из ведущей составляющей языковой подготовки и развития личности, обеспечивая эффективное использование опыта общения в различных сферах деятельности. В номом законе «Об образовании», государственной национальной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы», федеральных государственных образовательных стандартах, отражены те изменения, которые произошли за последние десятилетия в образовании, где усилен практический аспект обучения языку в основной школе, определены требования к формированию ключевых и предметных компетенций учащихся, определены ориентиры в достижении результатов обучения путем направления их на предметные компетентности учащихся. Поэтому возникает необходимость совершенствования методики обучения синтаксиса на уроках русского языка в старших классах общеобразовательных учебных заведениях.
Проведенный анализ понятия «грамматическая компетентность» выявил следующие основные подходы к его определению:
- как часть коммуникативной компетентности [17];
- как способность пользоваться синтаксическими понятиями (предикативностью, синтаксическими средствами связи в предложении и тексте, способами различения членов предложения) [7];
- как возможность оперировать знаниями об основных формах реализации отношений между подлежащим и сказуемым, об основных признаках синтаксической структуры предложения [12] (интонационное оформление предложения, относительная завершенность высказывания), о типах и классификационных признаках предложений, способах выражения главных и второстепенных членов предложения.
Отсюда, «грамматическая компетентность учащихся» может быть объяснена как важная составляющая коммуникативной компетентности учащихся основной школы; комплекс знаний о грамматических единицах, средствах выражения грамматических категорий и грамматических значений; умений и навыков строить эффективное речевое поведение с учетом особенностей функционирования грамматических единиц в текстах различной жанрово-стилевой принадлежности; сложившихся ценностей, которые проявляются, прежде всего, в осознании учащимися роли языка в развитии личности.
На основе изучения и анализа специальной психолого-педагогической литературы [1; 10; 20] определены положения, имеющие важное значение для формирования грамматической компетенции, в частности учтено, что у учащихся старших классов активно формируется абстрактное мышление, умение обобщать, осуществлять логические операции, рассуждения и умозаключения, которые становятся более сознательными, обоснованными; меняются соотношения в учебной деятельности между перцептивными, мыслительными и практическими действиями, является средством применения полученных учащимися знаний. Психологами (Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин, М. Жинкин, Л. Карамушка, Г. Костюк, А.А. Леонтьев, С. Максименко, А. Маркова, Ю. Пассов, С. Рубинштейн и др.) доказано, что для успешного обучения необходимо формировать у учащихся умения сосредоточенно думать, логически рассуждать, сравнивать, анализировать и синтезировать изученный материал, осознавать ход рассуждений, самостоятельно делать определенные выводы, обобщения, соотносить поступающую из разных источников информацию.
В этой связи важным представляется лингводидактичный аспект формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса, который предусматривает всесторонний анализ принципов, методов, приемов и средств обучения. Нами на основе работ лингводидактов выделены общедидактические (научности, системности, преемственности, перспективности, связи теории с практикой, последовательности, наглядности, доступности, сознания, мотивации обучения) и собственно методические (коммуникативный, этнокультурологичный, функционально-стилистический, когнитивный, изучение языка в структурной целостности) принципы обучения синтаксиса. По нашему мнению, именно на этих принципах должно основываться содержание формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса.
Так, в частности, важную роль в процессе формирования грамматической компетенции учащихся старших классов играют методы [9; 16]: 1) как традиционные: беседа, наблюдение над языком, работа с учебником, метод упражнений, рассказ учителя; 2) так и нетрадиционные: исследовательские, теоретические, практические, производительные, репродуктивные, поисковые, рефлексия.
Анализ научной литературы [8; 21] показал, что для формирования грамматической компетенции учащихся старших классов эффективны такие формы организации учебной деятельности (фронтальная, коллективная, работа в группах, индивидуальная) и средства обучения (учебник, схемы, дидактический материал, пособие, тексты, индивидуальные карточки, электронные пособия, словари, упражнения и т.д.). Важным при этом является придание системного характера выполнения упражнений в процессе изучения синтаксиса. Упражнения, направленные на формирование грамматической компетентности в процессе изучения синтаксиса, определены как комплексные
культурно-языковые, поскольку каждая из них должна способствовать усвоению учащимися теоретических знаний по синтаксису и активно формировать их грамматическую компетентность.
Вместе с тем анализ содержания действующего учебно-методического обеспечения показал недостаточный уровень разработанности выбранной для исследования проблемы, а также неиспользованные ресурсы для повышения его качества. Кроме того, дополнительную важность и необходимость приобретает разработка методики формирования грамматической компетенции учащихся старшихклассов в процессе изучения синтаксиса, поскольку в действующих учебниках формированию грамматической компетентности учащихся уделено недостаточно внимания, что проявляется в отсутствии системы упражнений, направленных на развитие умений и навыков учащихся старших классов основной школы.
Наблюдение за учебно-воспитательным процессом на уроках русского языка в общеобразовательных учебных заведениях, анкетирование, беседы с учителями и учениками, анализ ученических контрольных, творческих работ, систематическое ознакомление с уровнем устной и письменной речи учащихся, тестирование, выполнение экспериментальных контрольных работ, устный фронтальный опрос, выполнение упражнений позволили констатировать, что формирование грамматической компетентности учащихся старших классов и студентов начальных курсов в процессе изучения синтаксиса рассматривается фрагментарно. Анализ опыта работы учителей и преподавателей русского языка, беседы и опросы показали, что во многих словесниках не прослеживается четкой системы в организации обучения синтаксиса русского языка.
Изучение и обобщение практики формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса позволило выяснить причины недостаточной сформированности грамматической компетентности учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса, заключающиеся в сложности самого грамматического материала, ненадлежащего учета возрастных особенностей учащихся старших классов, отсутствии разработанной методики формирования грамматической компетенции.
Для диагностирования уровней сформированности грамматической компетентности учащихся старших классов и студентов начальных курсов в процессе изучения синтаксиса и получения достоверных результатов при констатирующем этапе педагогического эксперимента осуществлялись разнообразные формы и способы проверки.
На основе анализа результатов диагностического среза были определены уровни сформированности грамматической компетентности учащихся в процессе изучения синтаксиса: высокий, достаточный, средний и низкий.
Высокий уровень сформированности грамматической компетентности учащихся характеризуется сложившимися умениями анализировать словосочетание и предложение с точки зрения их структуры и коммуникативного назначения, уместно использовать в устной и письменной речи словосочетания и предложение различных типов; соблюдать грамматические нормы; разграничивать словосочетание и предложение, выделять из предложения словосочетания с различными типами связи; различать в предложении главные и второстепенные члены, характеризовать их, строить предложения разных типов; определять виды односоставных и осложненных простых предложений; распознавать и анализировать сложные синтаксические единицы в готовом тексте; строить тексты разных типов, стилей и жанров речи; наблюдать за логической интонацией в предложении, ритмомелодикой синтаксических конструкций; интонировать предложения различных видов, учитывая и логическое ударение для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков значения; использовать выразительные возможности предложений различных видов в собственной речи и др.
Достаточный уровень характеризуется владением умениями распознавать и различать словосочетания и предложения в тексте, определять главные и второстепенные члены предложения, находить односоставные предложения в предлагаемом тексте, различать неполные двусоставные предложения от полных односоставных; определять строение простых, простых осложненных и сложных предложений в соответствии с коммуникативной задачей; различать структурные различия простых и сложных предложений, наблюдать за логической интонацией в предложении, ритмомелодикой синтаксических конструкций; интонировать предложения различных видов,
учитывая и логическое ударение для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков значения; использовать выразительные возможности предложений различных видов в собственной речи и др. Однако учащиеся допускают незначительное количество (1-2) ошибок в определении типов предложения, способов выражения главных и второстепенных членов предложения.
Средний уровень характеризуется умением правильно строить и уместно использовать в речи словосочетания и различные виды простых и сложных предложений; распознавать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения, сложные предложения с различными видами связи, определять их структуру, смысловые и языковые средства связи; коммуникативно целесообразно пользоваться синтаксическими средствами. В то же время недостаточно применяют полученные знания по синтаксису, допускают ошибки в процессе моделирования, редактирования синтаксических категорий, выполняют задания на репродуктивном уровне, в результате чего высказывания отмечается несовершенством, бедностью и стереотипностью.
Низкий уровень характеризуется слабым уровнем знаний теоретического материала: у учащихся отсутствует целостное представление о синтаксических единицах, они не умеют определять структуру и средства связи в словосочетании и предложении, стилистическую роль предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; их ответы характеризуются отсутствием сформированных умений и навыков практического применения знаний. Ученики не проявляют достаточной сформированности умений и навыков синтаксической грамотности, прослеживается слабая коммуникативная активность (изложение мыслей простой, словарный запас ограничен и т.д.).
Показатели уровней сформированности грамматической компетентности учащихся свидетельствуют, что большинство учащихся не владеют синтаксическими умениями и навыками: не умеют распознавать главные и второстепенные члены предложения; анализировать языковые сложные синтаксические явления (не осознают различий между простыми осложненными предложениями и сложными синтаксическими конструкциями); анализировать сложноподчиненное предложение с несколькими подрядными частями; строить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Результаты констатирующего среза педагогического эксперимента подтвердили необходимость создания эффективной методики формирования у учащихся старших классов грамматической компетентности в процессе изучения синтаксиса.
В новых методиках должны быть учтены закономерности и особенности содержания учебного предмета, предусмотрены цель, принципы, содержание, методы, приемы и средства обучения. В соответствии с задачами и содержания формирующего этапа экспериментальной методики в процессе формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса было выделено четыре этапа экспериментального обучения: мотивационно-познавательный, оперативно-конструктивный, продуктивно-творческий, оценочно-обобщающий. Каждый этап исследовательского обучения имел конкретные цели и задачи, содержательное наполнение, а затем доминирующим методы, приемы и средства обучения; сопровождался контрольными срезами, с помощью которых было установлено уровень сформированности грамматической компетентности учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса.
Вновь предлагаемая методика предусматривает поэтапное внедрение в учебный процесс компетентностного, системного, личностно ориентированного, субъектно-деятельностного, коммуникативно-деятельностного, функционально-стилистического, проблемного, когнитивно-коммуникативного, социокультурного подходов, применение системы упражнений и заданий (аналитических, репродуктивных, конструктивных, продуктивно-творческих), построенных с учетом основных этапов формирования умений и навыков: воспринимать и воспроизводить синтаксические конструкции, грамматически правильно оформляя их в устной и письменной речи [5]; подбирать синтаксические средства в целях и условиях общения [19]; самостоятельно свободно использовать различные синтаксические конструкции в собственной речи [13].
Продуктивному формированию грамматической компетентности учащихся старших классов способствуют интерактивные методы обучения (метод непрерывной шкалы мыслей, мозговой штурм, мозговая атака, дискуссия с элементами игрового моделирования) [11]. Наиболее эффективными являются методы беседы, наблюдения за языковым материалом, проблемного изложения материала, работы с учебником, моделирование, трансформации, дополнения, конструирование и др. Для
формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса могут быть использованы формы организации учебной деятельности (фронтальная, коллективная, работа в группах, индивидуальная) [3] и средства обучения (учебник, схемы, дидактический материал, пособие, тексты, индивидуальные карточки, электронные пособия, словари, упражнения и т.д.) [6].
Таким образом, установлено, что в основе методики формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса лежит комплекс факторов [4; 18]: учет возрастных особенностей, осознание учащимися языковой системы, осмысление особенностей функционирования различных синтаксических единиц в устной и письменной речи, коммуникативно ориентированного изучения синтаксических тем и выполнение учащимися учебных действий, направленных на формирование у них грамматической компетентности.
Процесс формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса обеспечивается использованием форм, методов и средств обучения. Среди методов и приемов обучения эффективными являются [2; 14]: анализ смысловых отношений в словосочетаниях, предложениях; наблюдение за практическим применением различных синтаксических конструкций в устной и письменной речи; трансформации, воспроизведение, редактирование, выработки собственных высказываний; проблемные, творческие задания.
Содержание и система задач должна быть направлена на последовательную, постепенно осложненную деятельность учащихся с целью сформированности у них грамматической компетентности.
Уровень сформированности грамматической компетентности учащихся в процессе изучения синтаксиса может проверяться по специально разработанным критериям и показателям [9; 15]: владение грамматическими нормами языковой системы в устной и письменной форме; работа с основными принципами синтаксиса русского языка; наличие навыков грамматических средств языка, применение в условиях коммуникации; логическая последовательность и точность изложения мыслей в процессе выполнения умственных операций; умение редактировать предложения, тексты различных стилей речи; умение оценивать устные и письменные ответы одноклассников, исправлять ошибки.
Предложенная методика формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса, по нашему мнению, будет способствовать эффективному использованию всех видов речевой деятельности в соответствии с различными ситуациями общения.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования грамматической компетенции учащихся старших классов, а лишь отражает основные положения этой работы. Перспективы дальнейшего исследования нами видятся в разработке лингводидактических основ электронной поддержки формирования грамматической компетентности, учащихся общеобразовательных учебных заведений; разработке коммуникативного компонента формирования грамматической компетенции учащихся старших классов на уроках русского языка, о чем пойдет речь в наших следующих работах.
Список литературы:
1. Andryukhina L.M., Dneprov S.A., Sumina T.G., Zimina E.Y., Utkina S.N., Mantulenko V.V. Vocational pedagogical competencies of a professor in the secondary vocational education system: approbation of monitoring model // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 14. С. 7045-7065.
2. Gryaznukhin A.G., Gryaznukhina T.V. Cross-cultural communication in Russia and Siberia in the context of the biographical research method // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 5. № 8. С. 1157-1164.
3. Portnova T.V. The scientific aspects in art history-conducting and culturological excursions // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2013. № 2. С. 262.
4. Zhabo N.I., Utkina E.A., Avdonina M.Yu. Avantages du savon organique à la lavande pour la peau mixte: aspects psycho-physiologiques // В сборнике: Современная парадигма научного знания: актуальность и перспективы Сборник статей по материалам четвертой международной научно-практической конференции. 2016. С. 24-27.
5. Андреева К.А. Когнитивная стилистика как новая парадигма исследования литературного текста // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2005. № 2. С. 179-184.
6. Баранова Л.А., Фильцова М.С. Народные топонимы симферополя (к вопросу о формировании лингвокраеведческой компетенции иностранных учащихся) // В сборнике: Русский язык в поликультурном мире X Международная научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Ответственный редактор ЕЯ. Титаренко. 2016. С. 40-47.
7. Белоцерковская Н.В., Григорьева В.В. Обучение иностранным языкам в условиях билингвизма в Якутии // В сборнике: Лингвистические, культурологические и дидактические аспекты коммуникации в поликультурном пространстве Сборник I Региональной лингвистической конференции. СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, под редакцией О.А. Мельничук. 2013. С. 63-67.
8. Беляева И.Г. Работа с ментальными картами в процессе обучения немецкому языку в неязыковом вузе // В сборнике: Перспективы развития современных гуманитарных наук Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 44-46.
9. Елькина О.Ю. Коллективная творческая деятельность - средство подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников // Высшее образование сегодня. 2007. № 2. С. 55-57.
10. Кохичко А.Н. Педагогическая концепция осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Челябинск,
2011. - 46 с.
11. Кротовская М.А. Важность использования фонетики в неязыковом вузе на управленческом факультете // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 2 (19). С. 126-133.
12. Маджаева С. Структурно-семантические особенности медсестринской терминологии (на материале английского языка) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Астрахань, 2005. - 242 с.
13. Мижит Л.С. Триада в тувинской словесности: поэтический жанр ожук дажы (трехстишие) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Кызыл, 2007. - 162 с.
14. Нагога О.В. Особенности употребления прилагательных и наречий в немецких законодательных текстах // Язык и мир изучаемого языка. 2015. № 6 (6). С. 86-90.
15. Петривняя Е.К. Немецкая романтическая баллада первой половины XIX в. (К. Брентано, Э. Мерике) // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - Новгород, 1999. - 207 с.
16. Петрова Л.Н. Различия языковой ментальности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 2. С. 59-65.
17. Прохорова А.А. Реализация медиативной функции английского языка в процессе формирования лингвострановедческой компетентности студентов технического вуза (опытно-экспериментальное исследование) // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2015. № 3 (57). С. 220-227.
18. Свиридова Г.Ф. Исследование номинативных предложений в современных парадигмах лингвистического знания // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 6-7 (10-11). С. 714.
19. Солтаханов И.Э. Становление и развитие общественно-политической лексики в нахских литературных языках: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Москва, 2009. - 17 с.
20. Хусиханов А.М. О нравственном аспекте прозы Гюнтера Грасса // Вестник Чеченского государственного университета. 2014. № 2. С. 124-126.
21. Черникова В.Е. Теория концепта в контексте гуманитарного знания // Гуманитарные исследования.
2012. № 1. С. 46-53.