УНИВЕРСИТЕТА „с
имени o.e. кугвфина (мпоа) «Об административном производстве»
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
В статье выделяется массив административно-процессуального законодательства, сформировавшегося в результате проводимых в стране административной и судебной реформ. В качестве составных частей выделенного массива рассматриваются исполнительное административно-процессуальное законодательство и судебное административно-процессуальное законодательство. Из анализа отечественных и зарубежных доктринальных и законодательных подходов раскрывается соотношение административной процедуры, административного производства и административного судопроизводства. Делается акцент на задачах, принципах и составе участников административного производства. В целях систематизации исполнительного административно-процессуального законодательства, сформировавшегося в России, предлагается в соответствии с интегративным подходом к пониманию административного процесса разработать и принять федеральный закон «Об административном производстве», в котором соотносимо с действующим Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации определить исходные начала нормативного правового регулирования административного производства в России. Раскрывается структура предлагаемого федерального закона.
Ключевые слова: административно-процессуальное законодательство, исполнительное административно-процессуальное законодательство, судебное административно-процессуальное законодательство, административный процесс, административная процедура, административное дело, административное производство, административное судопроизводство.
STAKHOVA. /.,
doctor of legal Sciences, Professor, head of the Department of administrative and legal studies Russian state University of justice
TO THE QUESTION ABOUT NECESSITY OF DEVELOPMENT OF THE FEDERAL LAW "ON ADMINISTRATIVE PROCEEDING"
The article highlighted an array of administrative procedure law, formed as a result of the country's administrative and judicial reforms. As constituent parts of the allocated array are considered to the Executive of administra-
Александр
Иванович
СТАХОВ,
доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом административно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия katyara-7@ya.ru
Ш m
А
4 □
"О
5
"О
X m
П
А □
НАУКИ
©А. И. Стахов, 2016
>
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
tive-procedural legislation and judicial and administrative procedural law. From the analysis of domestic and foreign doctrinal and legislative approaches the ratio of administrative procedures, administrative proceedings and administrative proceedings. Focuses on the objectives, principles and participants of administrative proceedings. In order to systematize the Executive of administrative-procedural law, formed in Russia, it is proposed in accordance with the integrative approach to understanding the administrative process to develop and adopt the Federal law "On administrative proceedings", which is correlated with the current Code of administrative court procedure of the Russian Federation to determine the source of the beginning of legal regulation of administrative proceedings in Russia. Reveals the structure of the proposed Federal law. Keywords: administrative procedural law, Executive administrative procedural legislation, administrativejudicialprocedurallaw, administrative procedure, administrative procedure, administrative proceedings, administrative proceedings, administrative proceedings.
Наиболее значимым результатом административной и судебной реформ, поступательно проводимых в России с 2003 г., является разработка отдельных массивов административно-процессуального законодательства, выделенного в части «к» статьи 72 Конституции РФ.
С одной стороны, в структуре административно-процессуального законодательства, сформировавшегося к настоящему времени, необходимо выделить массив федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых содержатся административные процедуры либо их отдельные фрагменты, регламентирующие деятельность публичной администрации (органов исполнительной власти и органов местного самоуправления), а также иных административно-публичных органов, связанную с разрешением в досудебном порядке разнообразных административных дел (лицензионно-раз-решительных, регистрационных, удостоверительных, контрольно-надзорных, дел об административных правонарушениях и др.). К примеру, составными частями современного административно-процессуального законодательства, регламентирующего деятельность публичной администрации и иных административно-публичных органов (по сути, составными частями исполнительного административно-процессуального законодательства), являются федеральные законы, регламентирующие лицензионно-разрешительную, регистрационную, контрольно-надзорную, административно-защитную и административно-юрисдикционную деятельность, деятельность по обеспечению принудительного исполнения судеб-но-административных и административных актов1, а также изданные на основа-
См., например: ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ; ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ; ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических
УНИВЕРСИТЕТА „с
имени о. е. кугвфина (мпоа) «Об административном производстве»
нии и во исполнение указанных законов нормативные правовые акты Правительства РФ2, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления3.
С другой стороны, неотъемлемой частью современного административно-процессуального законодательства в России являются федеральные законы, регламентирующие процессуальную деятельность судов по разрешению административных дел в порядке административного судопроизводства (по сути, судебное административно-процессуальное законодательство). Такими федеральными законами являются: КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ.
Выделенные массивы отечественного административно-процессуального законодательства, в отличие от уголовного и гражданского процессуального законодательства, до настоящего времени не приведены в научно обоснованную систему. При этом административно-процессуальное право в качестве самостоятельной отрасли системы права Российской Федерации выделяется лишь отдельными учеными4. В целях дальнейшего поступательного развития отечественной административистики предлагается сделать акцент на разработке научно обоснованных подходов к систематизации административно-процессуального законодательства в России, основанных на единообразном понимании таких специальных категорий, как «административный процесс», «административная процедура», «административное производство».
Если проанализировать нормы действующего административно-процессуального законодательства ближнего зарубежья, а также специальную отечественную литературу, раскрывающую понятие административной процедуры, то можно говорить как минимум о трех в основном схожих законодательных и док-тринальных подходах.
Первый подход заключается в том, что административная процедура понимается как некий определенный порядок. Так, например, в ст. 1 Закона Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 107-11 «Об административных процедурах» административная процедура определяется как «порядок принятия и исполнения решений при осуществлении государственными органами и должностными лицами государственных функций и должностных полномочий и их оформление, в том числе в электронной форме». В специальной литературе в данном контексте административная процедура отождествляется с порядком административно-властных полномочий, направленных на разрешение
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ; ФЗ 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ; КоАП РФ, ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об д
исполнительном производстве».
См., например: Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
I
См., например: административные регламенты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о предоставлении государственных услуг, исполнению государственных функций. гп
П
См., например: Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2008 ; Каплунов А. И. Административно-процессуальное право : Курс лекций. СПб., 2009; Зеленцов А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административно-процессуальное право России. М., 2016.
П
* к
3 К.
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
юридического дела или выполнение управленческой функции5; порядком последовательного совершения административным органом определенных действий, направленных на разрешение им индивидуального юридического дела6; порядком деятельности органов исполнительной власти по рассмотрению и разрешению индивидуальных дел, результатом которого будет издание индивидуального административного акта, который направлен на обеспечение реализации прав и законных интересов частных лиц в процессе их взаимодействия с органами исполнительной власти в рамках выполнения последними своих задач и функций7; порядком осуществления административным органом деятельности (производства по разрешению подведомственных дел) или совершения отдельных административно-правовых действий8 и др.
Второй подход сводится к тому, что административная процедура понимается как определенный вид деятельности. Например, в ст. 2 Кодекса Республики Таджикистан от 05.03.2007 «Об административных процедурах» административные процедуры определяются как «деятельность административного органа в целях подготовки, принятия и исполнения административно-правового акта, а также рассмотрения административных заявлений и жалоб». С позиции данного подхода административная процедура в специальной литературе воспринимается:
— какурегулированная нормами права правоприменительная деятельность органов исполнительной власти по разрешению подведомственных им юридических дел9;
— как нормативно урегулированная, ориентированная на достижение конкретного результата документируемая деятельность различных субъектов (по крайней мере один из которых является государственным, муниципальным органом или должностным лицом), которая состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения (этапов, стадий процедуры), в ходе которой реализуется компетенция указанных субъектов, применяются нормы различных отраслей права и принимаются различные акты управления (как промежуточные, так и окончательные), по содержанию не связанные ни с судебным рассмотрением споров о субъективном публичном праве, ни с применением мер административного принуждения10;
Цит. по: Старилов Ю. Н. От административной юстиции к административному судопроизводству. Серия: Юбилеи, конференции, форумы. Вып. 1. Воронеж, 2003. С. 41.
См., например: Управленческие процедуры. М., 1988. С. 5 ; Яковенко О. В. Правовая процедура : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 7 ; Тихомиров Ю. А., Талани-на Э. В. Административные процедуры и право //Журнал российского права. 2002. № 4. С. 4.
См.: Морозова О. В. Административные процедуры в Российской Федерации, США, ФРГ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9.
Административное право России/под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. М., 2009. С. 426.
Лазарев И. М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации : автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 7.
Никольская А. А. Административные процедуры в системе публичного управления: проблемы административно-правового регулирования. Воронеж, 2007. С 63.
УНИВЕРСИТЕТА „с
имени о. е. кутафина (мпоа) «Об административном производстве»
— как форма осуществления исполнительной власти11; как урегулирование правовых споров12;
— как защита прав и свобод человека и гражданина13 и др.
Третий подход сводится к пониманию административной процедуры в качестве определенного комплекса специальных правовых норм. Например, в ст. 1 Закона Кыргызской Республики от 1 марта 2004 года № 16 «Об административных процедурах» административные процедуры определяются как «установленные регламентные нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел». В таком же ключе в специальной литературе административная процедура понимается как нормативный регулятор14 или система (комплекс) норм, определяющих цикличность, целенаправленность, вид, характер, последовательность, нормативную продолжительность (срочность), порядок документального оформления административно-процессуальных действий органами и должностными лицами публичной администрации15.
С позиции интегративного подхода к пониманию административного процесса, выдвинутого рядом российских ученых-административистов16, наиболее предпочтительным для Российской Федерации представляется понимание административной процедуры в качестве системы (комплекса) норм, которые закрепляются в законах и иных нормативных правовых актах исполнительного административно-процессуального законодательства и регламентируют отдельные виды административного производства, обусловленные соответствующей категорией административных дел.
Представляется, что административная процедура, будучи специальным нормативным регулятором, определяет порядок деятельности (порядок совершения действий и принятия решений) административно-публичных органов и их должностных лиц по разрешению административных дел. Деятельность административно-публичных органов (должностных лиц) по разрешению административных дел осуществляется в
См., например: Дегтярева Е. А. Административные процедуры : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.
Соловцов С. Н. Проблемные вопросы, связанные с законодательным совершенствованием административных процедур урегулирования споров // Арбитражные суды: теория и практика правоприменения. Сборник статей к 75-летию Государственного арбитража — Арбитражного суда Свердловской области. Свердловск, 2006. С. 434—448.
Власенков В. В. Роль административных процедур в деятельности органов исполнительной власти по обеспечению прав и законных интересов граждан // Закон Российской Феде- д рации «О милиции»: 15 лет на защите прав и свобод граждан. Материалы научно-практической конференции 21 апреля 2006 г. М., 2006. С. 88—92. Р
Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник. М., 2009. С. 676.
"О
Зеленцов А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административно-процессуальное право России. М., 2016. С. 50. И
См., например, Зеленцов А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы развития // Административное право и процесс 2013. № 12. С. 3-15 ; Салищева Н. Г., Дубровский Д. С., Женетль С. 3., Штатина М. А. Административный процесс : учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2014. С. 17-22.
П
* к
s К.
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
соответствии с административными процедурами. Посредством административных процедур по возбуждению и разрешению административного дела деятельность административно-публичных органов (должностных лиц) в рамках данного дела приобретает многоэтапный (стадийный) характер, становится цикличной и таким образом превращается в административное производство.
Соответственно, административную процедуру предлагается определить как систему (комплекс) норм исполнительного административно-процессуального законодательства, определяющих целенаправленность, цикличность, вид, характер, последовательность, нормативную продолжительность (срочность), порядок документального оформления взаимосвязанных действий и решений административно-публичных органов, их должностных лиц по разрешению административных дел, а также взаимное процессуальное положение административно-публичных органов, иных органов, лиц и организаций, являющихся участниками административного дела.
Интегративный подход к пониманию административного процесса позволяет сделать акцент на судебно-административной процедуре как самостоятельной системе норм отечественного административно-процессуального законодательства, регламентирующих отдельные виды административного судопроизводства. Соответственно, предложенное понимание административной процедуры и судебной административной процедуры ведет к доктринальному разграничению административного производства и административного судопроизводства.
В этой связи административное производство предлагается определить как замкнутый цикл имеющих единую целевую направленность, взаимосвязанных, последовательных, ограниченных во времени, документально оформляемых действий и решений административно-публичных органов и их должностных лиц по разрешению в соответствии с установленными административными процедурами подведомственных административных дел.
Для всякого административного производства характерным признаком является наличие участников данного производства, в отношении которых административно-публичные органы совершают действия и принимают решения в соответствии с административными процедурами. Как правило, участниками административного производства являются: лица, имеющие законный интерес в административном деле; органы, организации, лица, обратившиеся в административно-публичный орган по административному делу в целях реализации прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц; лица, содействующие разрешению административного дела.
Основными задачами административного производства независимо от его вида являются:
1) обеспечение в досудебном (внесудебном) порядке баланса частных и публичных прав, законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в досудебном (внесудебном) порядке;
3) укрепление законности и предупреждение нарушений законодательства в сфере административных и иных публичных правоотношений.
УНИВЕРСИТЕТА „с
имени о. е. кутафина (мпоа) «Об административном производстве»
Типичными принципами административного производства являются:
1) разрешение административных дел на основе действующего законодательства Российской Федерации и в соответствии с установленными административными процедурами;
2) равенство перед законом всех лиц, участвующих в административном производстве, и административно-публичным органом, его должностными лицами;
3) гласность (открытость) разбирательства по административному делу;
4) всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств административного дела с вынесением по нему обоснованного решения;
5) участие защитника (адвоката) в административном производстве;
6) активность и оперативность административно-публичного органа, его должностных лиц при рассмотрении административного дела;
7) ответственность административно-публичного органа (должностного лица), осуществляющего производство по административному делу, за обоснованность и законность совершаемых в ходе этого производства действий и принимаемых решений;
8) рассмотрение административного дела на государственном языке Российской Федерации либо на языке республики в составе Российской Федерации. Разработанный выше подход к пониманию административного производства
в России является доктринальным, так как федеральный закон, устанавливающий исходные начала нормативного правового регулирования административного производства, отсутствует.
В отличие от России, законодательный опыт исходного нормативного правового регулирования административного производства имеет место в ближнем зарубежье. Так, например, в Республике Армения принят Закон от 16 марта 2004 года № ЗР-41 «Об основах администрирования и административном производстве», в котором административное производство выделяется в качестве системы действий административных органов, завершающихся принятием административного акта. В Литве действует Закон от 6 июня 2001 года «Об административном производстве», в котором административное производство определяется как деятельность административного органа при издании постановления или административного акта, при совершении действия либо при заключении административного договора.
Оценивая достигнутый уровень нормативного правового регулирования административного производства в России, необходимо отметить, что в изданных процессуальных законах и иных нормативных правовых актах содержатся административные процедуры, которые до настоящего времени не систематизированы и достаточно часто регламентированы фрагментарно. Например, такими федеральными процессуальными законами, по сути, явля- О
ются: ФЗ 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», федеральные законы о государственной регистрации (ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ от 14.03.2009 № 31-Ф3 «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», ФЗ от 08.08.2001 №\ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»),ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осущест-
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
влении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и др.
Показательным примером систематизированного комплекса административных процедур в России является КоАП РФ. В нем содержатся административно-принудительные процедуры, применяемые по делам об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и граждан органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями и должностными лицами, выполняющими функции административно-публичных органов по данной категории дел (в частности, функции по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях). Между тем необходимо отметить, что значительная часть мер административного принуждения до настоящего времени применяется административно-публичными органами в отношении юридических лиц и граждан за рамками производства по делам об административных правонарушениях (выдача предписаний, приостановления действия и аннулирование лицензий, снятие товара с производства, принудительный отзыв продукции и др.). Административные процедуры по применению данных мер регламентированы фрагментарно.
Вместе с тем из анализа сформировавшегося массива исполнительного административно-процессуального законодательства в научно-практических целях можно выделить отдельные виды административного производства, готовые в достаточной степени для систематизации: административное контрольно-надзорное производство, лицензионно-разрешительное административное производство, регистрационное административное производство. Обозначенные и некоторые другие виды административного производства, на мой взгляд, могут и должны быть систематизированы (т.е. содержать систематизированные комплексы административных процедур) посредством специальных федеральных административно-процессуальных законов, издаваемых на основании и в соответствии с ФЗ «Об административном производстве». Например, одним из первых может быть принят федеральный закон «Об административном контрольно-надзорном производстве».
Подводя итог изложенному, предлагается в соответствии с интегратив-ным подходом к пониманию административного процесса разработать и принять федеральный закон «Об административном производстве», в котором соотносимо с действующим Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации определить исходные начала нормативного правового регулирования административного производства в России.
Структура предлагаемого закона может иметь следующий вид:
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Глава 1. Основные положения
Глава 2. Участники административного производства
Глава 3. Доказательства и доказывание в административном производстве
УНИВЕРСИТЕТА „с
имени о. е. кутафина (мпоа) «Об административном производстве»
Глава 4. Процессуальные сроки в административном производстве Глава 5. Извещения и вызовы в административном производстве
Раздел II. ОБЩИЕ ПРАВИЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Глава 6. Подача административного заявления, административной жалобы, их принятие и отказ в принятии административно-публичным органом Глава 7. Возбуждение административного дела и подготовка его
к рассмотрению Глава 8. Рассмотрение административного дела по существу Глава 9. Решение по административному делу
Глава 10. Приостановление и прекращение административного производства Глава 11. Пересмотр решения по административному делу Глава 12. Исполнение решения по административному делу В обозначенных разделах и главах представляется целесообразным:
1. Закрепить систему таких важнейших терминов и определений, как «административное производство», «административная процедура», «административное дело», «административно-правовые меры», «административно-публичный орган», «должностное лицо административно-публичного органа», «исполнительное административно-процессуальное законодательство», «административно-процессуальный закон», «административный акт», «административно-процессуальные действия» и др.
2. Установить основные задачи, принципы, критерии законодательного выделения отдельных видов административного производства в России.
3. Определить типизированный состав лиц, участвующих в административном производстве, их процессуальные права и обязанности.
4. Разработать единые подходы к пониманию доказательств и доказывания по административному делу.
5. Ввести единые правила определения процессуальных сроков по административному делу.
6. Разработать общие правила административного производства, в том числе общие правила возбуждения и рассмотрения административного дела, принятия и исполнения административного акта и др.
В дальнейшем на основании и в соответствии с Федеральным законом «Об административном производстве» предложенного содержания будет логичным систематизировать административные процедуры в федеральных законах, регламентирующих отдельные виды административного производства. Так, например, процедуры организации и проведения контрольно-надзорных проверок, осуществляемых административно-публичными органами, можно систематизировать в федеральном законе «Об административном контрольно-надзорном производстве». Процедуры выдачи лицензий и разрешений, а также процедуры регистрации актов, прав, объектов логично закрепить в федеральных законах «Об административном лицензионно-разрешительном производстве», «Об административном регистрационном производстве». Административно-принудительные процедуры, применяемые административно-публичными органами, будет оптимальным систематизировать в Кодексе РФ административной юрисдикции, закрепив материальные нормы КоАП РФ в Кодексе ° РФ об административной ответственности.
П
* к Н К.
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
БИБЛИОГРАФИЯ Нормативные правовые документы
1. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
3. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)и муниципального контроля».
5. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Литература
1. Административное право России / под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. — М., 2009.
2. Арбитражные суды: теория и практика правоприменения. Сборник статей к 75-летию Государственного арбитража — Арбитражного суда Свердловской области. — Свердловск, 2006.
3. Дегтярева, Е. А. Административные процедуры : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е. А. Дегтярева. — Ростов н/Д, 2007.
4. Зеленцов, А. Б., Кононов, П. И., Стахов, А. И. Административно-процессуальное право России/А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — М., 2016.
5. Журнал российского права. — 2002. — № 4.
6. Закон Российской Федерации «О милиции»: 15 лет на защите прав и свобод граждан. Материалы научно-практической конференции 21 апреля 2006 г. — М., 2006.
7. Каплунов, А. И. Административно-процессуальное право : курс лекций / А. И. Каплунов. — СПб., 2009.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — 2007.
9. Лазарев, И. М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук/ И. М. Лазарев. — М., 2002.
Ю.Морозова, О. В. Административные процедуры в Российской Федерации, США, ФРГ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О. В. Морозова. — М., 2010.
11. Никольская, А. А. Административные процедуры в системе публичного управления: проблемы административно-правового регулирования / А. А. Никольская. — Воронеж, 2007.
12.Российский, Б. В., Старилов, Ю. Н. Административное право : учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — М., 2009.
13 Салищева, Н. Г. Административный процесс : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Салищева [и др.]. — М., 2014.
14.Сорокин, В. Д. Административно-процессуальное право / В. Д. Сорокин. — СПб., 2008.
15.Старилов, Ю. Н. От административной юстиции к административному судопроизводству. Серия: Юбилеи, конференции, форумы. Вып. 1 / Ю. Н. Старилов. — Воронеж, 2003.
16.Управленческие процедуры. — М., 1988.
17.Яковенко, О. В. Правовая процедура : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / О. В. Яковенко. — Саратов, 1999.
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о необходимости разработки Федерального закона
имени о. е. кутафина (мпоа) «Об административном производстве»