unforeseen consequences of activity, fear of responsibility, loss of faith in one's strengths and capabilities.
Purposefulness is supposed to be the ability to correctly distribute time and organizing the work, to see the result of this work and its successive steps.
Key words: primary school student, elementary school, habit, skill, competence, research, creativity, teacher-psychological development of personality, education.
Сведение об авторе:
Табаров Дилшод Давлатхуджаевич - ассисент кафедры методики начального образования Таджикского государственного педагогического университета имени С.Айни Электронная почта : [email protected] Тел (+992) 934000369 Алимов Сироджидин Шералиевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания химии Таджикского государственного педагогического университета имени С.Айни, Тел: (+992) 918499602 электронная почта jmaveuda @inbox.ru
About the author:
Tabarov Dilshod Davlatkhujaevich — Assistant of the Chair of Primary Education Teaching Methodology, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni. Email: [email protected] Тел:(+992) 934000369
Alimov Sirodzhidin Sheralievich - Candidate of Pedagogical Sciences, Dotsent of the Chair of Chemistry Taching Methodology, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni, Тел: (+992) 918499602 E-mail: jmaveuda @inbox.ru
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
Махмадуллаева Ш.Н.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Ещё на начальной стадии своей независимости, таджикское правительство, в соответствии с потребностями экономического, политического, социального развития общества, столкнулось, с тем, что реформированию и изменению подлежали многие сферы жизни, среди которых важное место занимала система образования на всех уровнях. Естественно, когда образовани определяется в узком смысле - как единый процесс воспитания и обучения, при котором приобретаются совокупность ценностных установок, таких как знания, навыки, умения, функции, компетенции и опыт, а в широком смысле её можно определить как процесс вырабатывания характера и физических способностей формирования ума, личности. В переходном же периоде, в первую очередь, данная сфера нуждается во внедрении такой технологии образовательного процесса, которая была бы способна помочь субъекту войти в культуру, освоить её ценности и c успехом выступать в развитом бытие. Поэтому, обновление содержания и форм образовательного процесса нуждается во внедрении универсальных требований к компетентности подрастающего поколения, которые опять-таки зависят от технологии. Система образования в данном случае должна включать комплекс мер, устремленных на постижение не только необходимых особенных запасов знаний, но и на вырабатывание важнейших элементарных качеств человека, таких как коммуникативная и речевая активность. [7, с.226-229]
Нет никаких сомнений в том, что технология коммуникативно-речевой деятельности в процессе развития, воспитания и обучения ребенка является главным инструментом. Любая деятельность в воспитании и образовании сегодня не представляется без осознания или практического использования таких понятий, как «воспитательные технологии», «образовательные технологии», «педагогические технологии», «технологии воспитания» «технологии обучения», «технологии управления», «дидактические технологии» и т.п.
Ещё в XVII веке основоположник научной педагогики Я.А. Коменский одним из первых заложил и создал предпосылки для интерактивных и проектных технологий и таким образом идеи технологизации воспитания и образования принадлежат ему. Или же можно и привести такой пример: «сравнение учебного процесса с часами в произведении «Великая дидактика», интерпретируется как введение технологического подхода»: «Итак, искусство обучения не требует ничего, кроме умелого распределения времени, предметов и метода ... ». [5, с.27-30]
Методология науки утверждает, что любая технология создаётся с целью овладения процессом при помощи поставленные последовательно задачи с применением необходимых средств и действий, т.е. в практическом и процессуальном смысле именно технология
должна давать результаты, которые бы смогли отвечать на вопрос: Как достичь определённого результата в процессе совместной деятельности (имеется в виду каким образом?) Понятие технологии при этом отражает направленность научных или практических действие (в том числе образовательных, воспитательных или педагогических) на действенное совершенствование активности человека, повышения ее результативности.
В современных педагогических исследованиях по проблеме разработки и внедрений технологий воспитания и обучения рациональной является классификация технологий по направлениям: 1) технологии, выявленные на уровне теории воспитания, педагогических теорий и концепций, методологические технологии подходов в воспитательные и образовательные процессы 2) технологии организационной формы взаимодействия; 3) тактические образовательные технологии (на уровне методики, метода, приема воспитания и обучения.[5, с. 192]
К тому же, в условиях современного информационного общества и формирования глобального информационно-коммуникативной среды нужны новые подходы к организации воспитательно-образовательных процессов. Сознавая такую важность технологии в Таджикистане, система образования направлена на удовлетворение запросов на услуги определенного уровня и качества. Отсюда важно, чтобы подготовка детей отвечала динамичным изменениям во всех областях, в том числе развитии новой технологии и прогресса в социальной среде для получения и совершенствования умений и знаний на всех этапах развития человека.
Современная концепция модернизации предусматривает внедрение компетентностного подхода, который характеризуется углублением внимания к качеству воспитания и образования детей, их подготовки к жизни и социализации.
Персональная ориентация общения, является одним из важных компонентов развития коммуникативно-речевой деятельности. Каждый человек отличается и своими природными свойствами (способностями), и способностью осуществлять речевую деятельность, и характеристиками как личностью. Набор специфических чувств и эмоций в коммуникативном обучении предполагает рассмотрение всех личностных характеристик, поскольку только таким способом можно достигнуть результата в способе общения. Благодаря коммуникативной мотивации обеспечивается целенаправленная речь, сформированные отношения, коллективное взаимодействие и т. д.
К примеру, в школах фонетические навыки практикуются в скороговорках, короткие тематические рифмы или использование игр (фонетических, орфографических, грамматических и лексических), которые позволяет делать тоскливую работу более увлекательной и интересной для детей. Самостоятельность в решении коммуникативно-речевых задач в отдельных формах работ, быстрое реагирование при работе с групповыми формами, предельная мобилизация коммуникативно-речевых навыков, всевозможные качества коммуникативно-речевой деятельности проявляются во время игр [8].
Таким образом, новая модель современных технологий подготовки позволяет сделать акцент, как на психологическое развитие, так и на интеллектуально-нравственное развитие личности, формирование у детей мировоззренческих, поведенческих качеств, нужных и необходимых для продуктивной активности в условиях развития современного общества.
Забегая вперед скажем, что еще труднее обеспечивать гарантию достижения целей коммуникативно-речевых умений и прогнозировать результат, поскольку в образовательных и воспитательных процессах ведущую роль играет их педагогический фактор и технология их внедрения. Хотя, значение родителей в воспитании детей дошкольного возраста существеннее, чем в обучении, но результат педагогических действий деятельнее от врожденных способностей, но даже при этом технология выступает в качестве ведущей. Следовательно, необходимо найти элементы такого воспитания, которые называют технологиями. И, наоборот, реализуя воспитательно-образовательные технологии, нужно соблюдать обоснованные требования.. Ещё до появления терминов «воспитательная технология», «образовательная технология» и «педагогическая технология» в Таджикистане, как и во всех странах постсоветского пространства, использовались методики, которые теперь трактуются как технологии:
- технология жесткого коллективного воспитания и обучения (А. Макаренко);
- технология гуманного коллективного воспитания и обучения (В. Сухомлинский)
В последние десятилетия одной из распространенных воспитательных технологий в формирования коммуникативно-речевых умений является технология личностно ориентированного воспитания, место которой в классификации воспитательно-
образовательных технологий окончательно не определено, поскольку они тесно взаимосвязаны с социально-общественными процессами в нашем современном мире.
Да и сама коммуникативная функция, которая присуща как семье, так и обществу, в том числе сфере образования, удовлетворяет потребности человека в общении и от характера общения, морально-психологического климата зависит здоровье человека, его эмоциональная культура. Поэтому неслучайно сегодня во всем мире усиливается интерес к технологиям раннего развития и образования ребенка.
Дошкольное воспитание и обучение заключается в том, чтобы как можно больше развивать различные формы личностной активности детей, их самостоятельное творчество во всех видах деятельности, формировать широкий и устойчивый интерес к познанию различных сторон окружающей действительности. [4] Исследователи физиологии мозга ребенка, также как и детской психологии, указывают на то, что ключ к хорошему развитию его умственных способностей лежит в личном опыте познания, которые формируются посредством коммуникативно-речевой деятельности ещё в первые сознательные годы жизни.
На наш взгляд, то, что было предложено ещё на заре формирования педагогической науки, издавать для детей раннего возраста книги с картинками, имеющих важное значение для их наглядности остаётся актуальным и по ныне. Или то, что было предложено классиками педагогики для формирования и развития активности через игру - не теряет своего значения для вида деятельности детей. Таким образом, немаловажную роль в развитии детей «материнская школа», и отсюда проблема сотрудничества семьи, педагога и психолога в проблемах воспитания детей является архиважной. Но опять-таки слова классика педагогической науки, о том, что родители являются законными представителями ребёнка и остаются главным воспитателем и учителем, но после наставника [5, с.56-60].
В гуманитарных науках к формированию и развитию коммуникативных умений подходят как к сложному процессу постепенного превращения биологического индивида в социальное существо, т.е. - личность, а к речи и языку, как к социальным явлениям, существующие независимо от того или иного индивидуума. Ясно, что человеческие формы поведения, психические функции и способности, коммуникативно-речевые навыки не предоставлены ребенку от рождения, а они формируются в первые годы жизни под влиянием целенаправленного воспитания, обучения и условий жизни в обществе. Одна из важных задач совместных усилий родителей и воспитателей - ранняя и полноценная помощь детям в приобретении коммуникативно-речевых навыков является развития языковой устной и письменной речи, интеграции их в процесс обучения, повышения уровня независимости в школе и социальной жизни.
Однако, в формировании личности, как родителям так и педагогам необходимо соблюдать определенные правила: всесторонне познавать объект воспитания и обучения, тщательно пытаться их понимать; найти в каждом нечто исключительное и рассказать им об этом; распознавать настоящие интерес объектов, предлагая деятельность по душе; организовать занятия, посвященные обсуждению хобби, чтобы узнать друг друга; найти область, в которой каждый воспитанник и ученик может достичь успеха. Эти правила будут действенными, если родители и педагоги поддерживать у этих объектов веру в себя и высокую самооценку.
Технология личностно-ориентированный подход основан на новейших достижениях педагогической науки, а технология индивидуального подхода- на традиционных истинах. Они могут отличаются также по целям: целью личностно ориентированного подхода является развитие особых качеств, склонностей, способностей, привлечение к самодеятельности, а цель индивидуального подхода - развитие социально-типичных качеств (воспитание среднего). Внедрение индивидуального подхода предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей объектов.[6]
К тому же, в раннем возрасте формирование у детей коммуникативно-речевая активность в устном языке особенно важно для взаимодействия, социальных отношений и дружбы, а также для построения чувство принадлежности. Эти навыки являются решающим фактором для взаимодействия, как родителей и детей, так и педагога и ребенка в развитие устной речи, начиная с раннего этапа его развитии. Семья и педагоги при этом помогают развивать хорошие устные языковые навыки как напрямую через их языковое взаимодействие с ними и косвенно путем создания среды, богатой в процессе освоения и формирование мировоззрения. Различие этих навыков семьи и родителей от педагога в том, что навыки устной коммуникации учителей способны активно поддерживать реализация учебной программы и достижение ее целей.
Коммуникативные теории ставят вопрос о создании педагогически целесообразных условий общения. Некоторые представители этого направления, считают, что педагогическое общение предполагает прежде всего изменения установок молодежи, их знаний, умений, ориентаций, поведения и т.п. В последние годы коммуникативная педагогика внедряется в педагогическом процессе. Согласно ее установками разрабатываются цели воспитание, содержание обучения, учебники, методическая литература для учителей. В системе подготовки х кадров придается большое значение процесса формирования коммуникативных умений. Разрабатываются специальные программы коммуникативных тренингов, широко применяются методы визуальной, аудиовизуальной коммуникации. К примеру, спецификой протекания коммуникационного процесса межличностное общение непосредственно или опосредованно), существует ряд феноменов, требующих рассмотрения: психологическая обратная связь, наличие коммуникативных барьеров, коммуникативное влияние и существование различных уровней передачи информации. [9]
В этом смысле, недостаточно изученной в Таджикистане остается пока даже сама проблема теоретических основ коммуникативного развития на ранних этапах онтогенеза и определяющих его факторов, К тому же исследования должно акцентировать внимание на особенностях структуры межличностных отношений детей. Когда изменились требования к подготовке подрастающего поколения и будущих специалистов, таджикское правительство рассматривая различные варианты при реформе посчитало более приемлемой кредитная технология обучения. Система обучения, которая признанно на основе свободного выбора и свободного планирования изучения дисциплин с применением кредита как унифицированной единицы измерения объема работы обучающегося и преподавателя.
Безусловно, главной задачей образования считается формирование субъекта, способного увидеть проблемы, противоречия этого мира, найти новые комбинации известных элементов своей деятельностью, создать недостающие элементы, для того чтобы творческое освещение породило новую культурную реальность, деятельность по созданию культурных ценностей, то Однако, в конечном итоге ведущую роль в образовании сыграет процесс коммуникации (общения)-как основное средство и технология, которые позволяют осуществление и реализации целей и задач воспитания и обучения.
Само по себе «педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса», тогда как теоретически видно, что репутация и привлекательность всякой системы образования в любом виде определяется в правильных методах, которые в свою очередь взаимосвязаны с воспитательными и учебными программами. Именно в программах раскрываются общие основы воспитания и педагогики, проблем их становления и развития, вопросы теории обучения, воспитания и управления учебно-образовательным учреждением, синергетические подходы к формированию личности субъекта учебно -познавательной деятельности. Методическая разработка опирается на тщательных исследованиях известных науку мыслителей: философов, антропологов, педагогов, историков, психологов, социологов, физиологов и других. В совокупности этих факторов подтверждаются слова А. С. Макаренко, который выделял главной задачей педагога в процессе социализации детей - учет системы действующих социальных факторов и обеспечения педагогически целесообразной организации отношений во взаимодействии детей со средой. Он считал, что целью работы педагогов должна быть «программа человеческой личности, программа человеческого характера, проявления внешней и внутренней убежденности, знания и вся картина человеческой пола» Он определял школу как важный социализирующий фактор развития ребенка, который должен согласовываться с другими, как мощное средство воспитания. [1, с. 150].
Эффективное формирование коммуникативных умений основывается на организации коммуникативно направленного обучения. Коммуникативная направленность в обучении формируется с помощью речевой направленности учебного процесса, индивидуализации обучения, функционального подхода к анализу языковых явлений и средств. Коммуникативное обучения предполагает организацию процесса обучения как модели процесса общения. Такой подход обеспечивает воспитание языковой личности во время речевой деятельности, предусматривает формирование коммуникативных умений и навыков [1, с.35].
Наконец, самое главное, коммуникативная деятельность осуществляется средствами речи, а речь играет важную роль в общении через реализацию различных функций. Учет такой взаимосвязи позволяет системно взглянуть на процесс коммуникации и
коммуникативную деятельность и естественно при таких условиях целесообразно рассматривать деятельность- как коммуникативно-речевую.
Коммуникативно - речевые умения — это умения, необходимые для эффективного осуществления речевой деятельности в условиях между личностного взаимодействия, то есть в разных ситуациях общения: с разной целью. Основой коммуникативно - речевых умений является частично - речевые умения и обще речевые (умение слушать-понимать, говорить, читать, писать).
Воспитание и обучение речи целесообразно начинать в дошкольном возрасте, ведь наиболее интенсивно "открывает" для себя окружающий мир ребенка 2-5 лет, а в школе активное время усвоения знаний до 10 лет. Способы руководства познавательной и речевой деятельностью, являются технологиями и предусматривают поэтапный характер управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журавлева В.И. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / под ред. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
2. Коменский Я. А. О воспитании: для педагогов, родителей и педвузов / сост. Н. М. Матвеева. -Москва: Школьная Пресса, 2003. - 192 с.
3. Марчукова С.М. Идеи гуманизма в учении Я. А. Коменского // С.М. Марчукова. Вестник Санкт -Петербургского университета. Сер. 12. Психология, социология, педагогика. - 2010. - Вып.4. С. 5660.
4. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года //Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2012 года, №334
5. Пережовская А. Н. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки//Инновационные педагогические технологии: материалы II Международного научного конференции. — Казань. 2015. — С. 27-30.
6. Назирова Л. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях дифференцированного обучения гуманитарно-естественным дисциплинам. Дисс. пед. наук, -Душанбе. 2006 г.
7. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 226-229
8. Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 87-90.
9. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
10. https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12045/ (дата обращения: 01.11.2019).
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОС ОБЕННОСТЯХ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
Статья посвящена вопросам, посвященным особенностям технологии формирования коммуникативно-речевых умений, их разработке и использованию в процессе воспитания и обучения в современных условиях. Автором рассматриваются разные методические и практические аспекты технологии формирования научно подтверждённой коммуникативно - речевой активности детей, а также их содержания.
Автор в обобщённом виде освещает разнообразие технологических подходов, которые могут быть использованы родителями, воспитателями, учителями и педагогами. По мнению автора, каждый, кто занимается с детьми, должны организовать эффективные воспитательные и образовательные процессы, для которых должен сам обладать многими разнообразными воспитательно-образовательными технологиями.
Коммуникативно- речевая деятельность детей может быть эффективной в том случае, если процесс концептуально содержит и объединяет приоритетные цели, а также связанные между собой задачами и содержанием, формами и методами, при которых родители, воспитатели и педагоги создают воспитательно-образовательную систему, в основе которой лежат специфические для данного типа процесса приемы и методики реализации целей.
Ключевые слова: технология, коммуникативно-речевая деятельность, язык, образовательные технологии, педагогические технологии, научные или практические действия, воспитательные и образовательные процессы, формы взаимодействия, тактические методы, методика воспитания и обучения.
ON SOME FEATURES OF TECHNOLOGY FORMATION OF COMMUNICATIVE SPEECH SKILLS
The article is devoted to the issues of technological features of the formation of communication and speech skills, their development and use in the process of education and training in modern conditions. The author examines various methodological and practical aspects of the technology for the formation of scientifically proven communicative and speech activity of children, as well as their content.
The author summarizes the variety of technological approaches that can be used by parents, educators, teachers and educators. According to the author, everyone who deals with children should organize effective educational processes, for which he must have many diverse educational technologies.
Communicative and speech activities of children can be effective if the process conceptually contains and combines priority goals, as well as interconnected tasks and content, forms and methods in which parents, educators and educators create an educational system based on specific to this type of process techniques and methods.
Keywords: technology, communicative-speech activity, language, educational technologies, pedagogical technologies, scientific or practical actions, upbringing and educational processes, forms of interaction, tactical methods, methods of education and training.
Сведения об авторе:
Махмадуллаева Шамсия Негматуллаевна - ассистент кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни
About the author:
Makhmadullaeva Shamsiya Negmatullaevna - Assistan of the Chair of General Pedagogy, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni
ТАШАККУЛИ ФАЪОЛИЯТИ КАСБИИ ОМУЗГОРИ ОЯНДА ДАР МАР^ИЛАИ ГУЗАРИШ БА НИЗОМИ КРЕДИТИИ ТА^СИЛОТ
Азизова Ф.Ш., Саидов М.В.
Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни
Мувофики талаботи стандартной байналмиллалии тахсилоти тайёр намудани мутахассиси баландихтисос дар асоси хусусиятхои хоси низомии миллии маълумот ва воридшави Чумхурии Точикистон ба фазои ягонаи тахсилоти чахони тавассути истифодаи технологияи кредитии таълим такозои замон аст. Бинобар ин, баркарор намудани хамкорихо доир ба мукаммал намудани стандартхои маълумоти касбй, такмили барномахои корй ва таълимй (СИЛЛАБУС), аз худ намудани технологияи нави таълим, шаклхои муосир ва самараноки ташкили раванди таълим, бо нигох доштани арзишхои миллй, баромадан аз доираи махдуди тахсилот, ивази тачриба байни донишчуён ва устодони мактабхои олй, баробарарзишии хуччатхое, ки дар асоси низоми маълумоти миллй дода мешаванд, аз масъалахои мухим ва халталаби имруза ба хисоб мераванд.
Ислохоти куллии сохаи маориф, дар замони чахонишавии фархангхо бо ташаббус ва тахти рохбарии бевоситаи Асосгузори сулху вахдати миллй, Пешвои миллат, Президенти мамлакат мухтарам Эмомалй Рах,мон чараён дорад, ба болоравии сифати таълим, тайёр намудани муттахассиси дар бозори мехдат ракобатпазир, гузариш ба фазои ягонаи тахсилоти чахонй равона карда шудааст.
Президенти мамлакат Эмомали Рахмон, дар вохурй бо намояндагони зиёиёни мамлакат 18 марти соли 2015 таъкид намуданд: «Рушди хамачонибаи сохаи маориф ва тандурустй омили асосии пешрафти чомеа, баланд шудани сатхи дониш, маърифат ва солимии мардум мебошад... Бе ноил шудан ба ин хадафхо мо наметавонем дар радифи давлатхои пешрафтаи чахон чой ёфта, амнияти чомеа ва арзишхои фарханги худро пуштибонй намоем».
Дар шароити чахонишавии маълумот, шарти асосии сифати тайёрии касбии мутахассиси ояндаро дар махорати мунтазам ва аз болои донишандузии худ мустакилона кор карданро махсуб медонанд.
Фаъолияти касбии омузгори оянда бояд ба талаботхои хозиразамон, ки вобаста ба тагйирёбии технологияхои иттилоотию коммуникатсионй иваз мегарданд, мутобик карда шавад. Вай бояд ба таври мунтазам ва бефосила муккамал гардад. Дар ин