Tyurina Yuliya Gabdrashitovna, Troyanskaya Mariya Alexandrovna TO THE QUESTION OF THE TAXATION OF THE EXTRACTIVE ..
economic sceinces
УДК 336.025, 336.22
К ВОПРОСУ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© 2018
Тюрина Юлия Габдрашитовна, доктор экономических наук, доцент,
профессор Департамента общественных финансов Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: [email protected]) Троянская Мария Александровна, доктор экономических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected])
Аннотация. Ресурсное налогообложение широко применяется в целях осуществления национальной политики в разных государствах мира с учетом их особенностей - государственного устройства, экономических условий развития, культурных или географических аспектов. Плата за природопользование занимает главное место в экономическом механизме использования природных ресурсов и является формой осуществления экономических взаимоотношений между владельцем природных ресурсов и их пользователем. В силу высокой значимости природных ресурсов для экономического развития Российской Федерации необходимо уделять должное внимание налогообложению природопользования, как богатству, принадлежащему в равной степени каждому гражданину Российской Федерации. Авторами проведена систематизация налоговых инструментов изъятия природной ренты и дана их характеристика. Сделан акцент на имеющихся подходах к группировке платежей за использование природных ресурсов. Представлена совокупность налоговых платежей, применяемых в добывающей промышленности в странах дальнего и ближнего зарубежья. По результатам исследования сделан вывод о довольно широком наборе инструментов, применяемых в сфере налогообложения добычи полезных ископаемых (рентные платежи (в большинстве своем роялти); специальные налоги на финансовый результат; экспортно-импортные пошлины; налоги, применяемые при общей системе обложения во всех отраслях экономики), которые чаще всего имеют фискальную направленность.
Ключевые слова: налоговые инструменты, природная рента, ресурсные платежи, классификация ресурсных платежей, налог на добычу полезных ископаемых, налогообложение добывающей промышленности.
TO THE QUESTION OF THE TAXATION OF THE EXTRACTIVE INDUSTRY
© 2018
Tyurina Yuliya Gabdrashitovna, doctor of economic sciences, associate professor, Professor of the Department of public Finance Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: [email protected]) Troyanskaya Mariya Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate professor, acting head of the department of state and municipal management Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. Resource taxation is widely used to implement national policies in different countries of the world, taking into account their characteristics - the state structure, economic development conditions, cultural or geographical aspects. The payment for the use of natural resources takes the main place in the economic mechanism for the use of natural resources and is a form of economic relations between the owner of natural resources and their user. Due to the high importance of natural resources for the economic development of the Russian Federation, it is necessary to pay due attention to the taxation of nature management, as the wealth of an equally owned citizen of the Russian Federation. The authors have systematized the tax instruments for the extraction of natural rent and have given their characteristics. The emphasis is on existing approaches to the grouping of payments for the use of natural resources. A set of tax payments applied in the extractive industry in the countries of the far and near abroad is presented. According to the results of the study, a conclusion is drawn about a fairly wide range of instruments used in the field of taxation of mining operations, which often have a fiscal focus.
Keywords: tax instruments, natural rent, resource payments, the classification of resource payments, the tax on the extraction of minerals, taxation of the extractive industry.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- инструментов изъятия природной ренты в России [1],
ными научными и практическими задачами. Мировая станах дальнего (Саудовская Аравия [2], Норвегия [3],
практика обложения полезных ископаемых свидетель- США [4], Канада [5], Великобритания [6]) и ближнего
ствует о том, что каждая страна обладает своим набором (Украина [7], Белоруссия [8], Казахстан [9], Азербайджан
природных ресурсов, которые подлежат налогообложе- [10], Туркменистан [11], Узбекистан [12], Таджикистан
нию. Среди них могут быть земля, вода, полезные ис- [13], Молдова[14], Кыргызстан [15]) зарубежья позволя-
копаемые, объекты животного и растительного мира. ет выделить подходы в реализуемой государствами по-
Подходы к налогообложению природных ресурсов об- литики налогообложения природных ресурсов. В тоже
условлены степенью их исчерпаемости и различиями в время, отсутствуют работы, обобщающие совокупность
экономико-географическом положении стран. Любое налоговых платежей, применяемых в добывающей про-
современное государство заинтересовано в рациональ- мышленности в странах ближнего и дальнего зарубежья,
ном использовании природных ресурсов. В связи с наличие которых позволило бы учесть положительный
этим система налогообложения должна способствовать зарубежный опыт в российской практике.
равномерному и планомерному пользованию природны- Формирование целей статьи (постановка задания).
ми ресурсами, сокращению негативного воздействия на Развитие и совершенствование налоговых инструментов
окружающую среду, как на площадку устойчивого раз- изъятия природной ренты в России должно происходить
вития настоящих и будущих поколений. с учетом имеющегося опыта в мировой практике. В этой
Анализ последних исследований и публикаций, в ко- связи целью статьи является изучение и систематизация
торых рассматривались аспекты этой проблемы и на позиций правительств зарубежных стран в вопросах на-
которых обосновывается автор; выделение неразре- логообложения добывающей промышленности.
шенных раньше частей общей проблемы. Имеющееся Изложение основного материала исследования с пол-
налоговое законодательство по вопросам применения ным обоснованием полученных научных результатов. 292 Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)
экономические науки
Тюрина Юлия Габдрашитовна, Троянская Мария Александровна К ВОПРОСУ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОБЫВАЮЩЕЙ ...
Необходимость налогообложения природных ресурсов определяется уникальными свойствами последних, за счет использования которых образуется сверхприбыль, не зависящая от факторов производства. Сверхприбыль, в свою очередь, должна принадлежать государству, как собственнику природных ресурсов. Доходы от использования природных ресурсов в основном изымают путем установления не одного вида налога или платежей, а через их систему. Только система платежей способна обеспечить оптимальное получение доходов в бюджет от сверхприбыли.
Характеристика налоговых инструментов изъятия природной ренты представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Изъятие природной ренты посредством
налоговых инструментов *Источник: составлено авторами Использование того или иного инструмента имеет свои преимущества и недостатки. Так, с помощью налога на прибыль возможно поддерживать определенный уровень рентабельности и создавать стимулы для развития добывающей отрасли, но при этом его сложно администрировать.
Роялти, наоборот, просты в администрировании и к тому же обеспечивают относительно стабильные поступления в бюджет. Вместе с тем они имеют ряд недостатков, связанные с нечувствительностью к изменениям цен и реализованному уровню прибыли, с возможным искажением операционных решений, а также с созданием препятствий для инвестиций в менее эффективные месторождения.
Взимание акцизов связано с необходимостью ограничения использования природных ресурсов. Они предусматривают относительно «раннее» получение дохода государством, и одновременно с этим слабо учитывают прибыльность компании. В нашей стране из природных ресурсов подакцизным является лишь природный газ.
Посредством бонусов государство имеет возможность изъятия финансовых ресурсов у производителя не только до момента осуществления добычи или получения им чистого дохода, но и до начала его деятельности, связанной с инвестированием. Это является их несомненным плюсом. Однако в силу своей разовости, бонусы не являются значительным источником пополнения государственного бюджета и рассматриваются лишь в качестве дополнительных государственных доходов.
Платежи за пользование месторождением (ренталс) тоже не находятся в зависимости от фактической прибыльности месторождения или объемов добычи, но в отличие от бонусов они являются систематическими. К тому же, при установлении прогрессивных ставок, увеличивающихся с течением времени, ренталс имеет большой потенциал по ускорению освоения законтрактованной территории.
Что касается специальных инструментов, то они преследуют получение государством всей стоимости определенного объема полезных ископаемых, рост части изымаемой ренты при увеличении ее размера. В качестве недостатка можно указать на то, что стоимость до-
бываемых полезных ископаемых находится в зависимости от цен на них.
В литературе предложено несколько подходов к группировке существующей системы ресурсных платежей. К примеру, Б.Д. Клюкин [16] выделяет три группы налогов, среди них:
- налоги на собственность (включая собственность в виде месторождения полезного ископаемого, горного имущества и т.д.);
- налоги с единицы добытых полезных ископаемых;
- подоходный налог, который уплачивается в случае получения прибыли.
В классификации, представленной В.Г. Князевым [17], все платежи за природные ресурсы объединены в две группы:
- платежи, которые предназначены для перераспределения ренты;
- платежи, установленные с целью поддержания существующей системы управления пользованием природными ресурсами.
Рентные платежи являются основой формирования государственных доходов многих арабских стран, Канады, США, Венесуэлы, Норвегии, России. При этом практика показывает, что создание эффективной системы налогообложения минерально-сырьевого сектора - весьма не простая задача. Многие страны до сих пор находятся в поиске оптимальной комбинации платежей. Сложность заключается в том, что рассматриваемый сектор является довольно специфичным. С одной стороны в нем формируются значительные рентные доходы, которые в большей части должны принадлежать собственнику. С другой стороны, он сопряжен с повышенными рисками, которые отличаются размером и характером от рисков в других отраслях экономики и связаны с проведением поисково-разведочных работ, большим уровнем капиталоемкости, высоким разрывом во времени между осуществлением затрат и производством, а также с существенными колебаниями цен на минеральное сырье. От государства требуется создание такой системы ресурсных платежей, которая обеспечивала бы максимально эффективное изъятие сверхприбыли при одновременном сохранении нейтральности в налогообложении и стимулировании экономической активности.
Таблица 1 - Налогообложение добывающей промышленности в различных странах
Государств Рентные платежи прибыль Специальные результат Косвенные налоги Налоги на экспорт/ импорт
Саудовская Аравия [2] Отсутствуют От 30% до 85% Отсутствуют НДС 5%(с01 января 2018 г.), некоторые налоги с (налог на нефтяной ras, налог на нефть) Отсутствует
Норвегия Р] лицензирование 24% Специальный ^ 51 % Налог с пр одаж 2 5 % Отсутствует
США [4] Налог на добытую продукцию, налог на недвижимость с рыночной стоимости горных предприятий -федеральная 35%; -уровень штата: 0-12 % Отсутствуют Акцизы, налог с продаж (ставка Импортные
Канада [5] Плата за право пользования недрами, охрану недр и др. устанавливаемые на уровне провинций -федеральная часть: 15 %; -уровень провинций: 1116% Отсутствуют Аналог НДС: -федеральный налог на товары и услуги 5%; - объединенный налог с продаж 1215%; Акцизы Отсутствует
Великобритания [6] Роялти, ренталс, налог на доходы от нефти для видов деятельности с учетом ведения раздельного учета: -разведка и добыча нефти и газа-30%; сбыт-20 % Дополнительный нефтяные 32 %; Налог на доход от нефти: 50 % скорр ектнр ованн ой прибыли НДС: общая ставка 20 %, 5 % - на реализацию топлива на внутреннем рынке Таможенная (на импорт входящих Б ЕС)
Россия [1] вдпи, имущественные аукционы, лицензии на разработку месторождений, плата недрами прибыль 20 % Отсутствуют НДС: общая ставка 18%, экспорт 0%; Акцизы Экспортная
*Источник: составлено авторами
Tyurina Yuliya Gabdrashitovna, Troyanskaya Mariya Alexandrovna TO THE QUESTION OF THE TAXATION OF THE EXTRACTIVE ..
economic sceinces
В то же время не существует идеального и используемого во всех случаях налогового режима для минерально-сырьевой отрасли. Власти каждой конкретной страны, основываясь на общих принципах, разрабатывают свою систему налогообложения, адаптированную к существующим условиям социально-экономического развития. В таблице 1 представлены налоговые платежи, применяемые при налогообложении пользования природными ресурсами в разных государствах.
Информация приведенной таблицы 1 демонстрирует довольно широкий круг инструментов, используемых в сфере ресурсного налогообложения в развитых нефтедобывающих странах (США, Канада, Саудовская Аравия, Великобритания, Норвегия). Во всех государствах предприятия-недропользователи обязаны уплачивать рентные платежи, налог на прибыль, косвенные налоги. В тоже время некоторые страны отказались от специальных налогов на финансовый результат, экспортно-импортных пошлин. Уровень налоговой нагрузки на добывающую промышленность также существенно разнится между странами.
В России в структуре ресурсных платежей лидирующая позиция принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых, который занимает главное место в формировании доходов национального бюджета и считается базовым для экономики страны.
Налогообложение добывающей промышленности в странах ближнего зарубежья также имеет свою специфику (таблица 2).
Таблица 2 - Налогообложение добывающей промышленности в странах ближнего зарубежья
Государст Роялти, налог на добычу с лооычеи природных ресурсов Налог на сверх прибыль Налогна экспорт
Название
и™ Рентная недрами ДЛЯ добычи Ставки рентной платы за пользование недрами для добычи у станавливаются в процентах от стоимости товарной продукции горного предприятия. В зависимости ставкам применяются корректирующие коэффициенты. Рентная плата за недр в целях, которые не связаны с добычей Нет Нет
Белорусе ы[8] Налог за добычу природны хресурсов В общем случае налоговая база фактически добытых (изъятых) природных ресурсов. Установлены твердые ставки. Льготы не предусмотрены. Нет Нет Бывозна
Казахстан и Налог на добычу Налоговой базой признается фактический объем добытых предусмотренном законом порядке денежная форма уплаты налога натуральную. Специальные недропользователе - подписной бонус; - бонус коммерческого обнаружения; возмещению исторических Облагается дохода недро- превышающая сумму, равную 25% от суммы вычетов недро- Ставки адвалорные. Рентный экспорт конденс
Азербайд жан [10] Проыые- Налоговой базой признается оптовая цена добытых полезных ископаемых. Применяется адвалорная ставка. Устанавливается с учетом вида добываемого из недр применяется к оптовой цене на них Нет Нет Нет
Туркме- недрами Налоговой базой по углеводородным ресурсам признается стоимость, определяемая исходя из их цены, которую налогоплательщик получает или рассчитывает получить от любого другого лица, по другим полезным ископаемым - прибыль, полученная от их реализации. Налоговые ставки адвалорные, для неуглеводородных р есур сов - днффер енцируются по прогрессивной шкале с учетом Нет недрами для неуглеводородных ресурсов сконструирован сверхприбыль Нет
Утаешста и [12] недрами Налоговой базой признается стоимость объема добытого готового продукта, рассчитанная по средневзвешенной цене реализации за отчетный период. Ставки адвалорные Подписной бонус; коммерческого обнаружения Облагается разница между кой от реализации и расчетной ценой, установ- дательсгвом Нет
■жсрн Роялти за добычу Налоговойбазой является стоимость добытых полезных ископаемых, для отдельных видов полезных ископаемых - количество добытых натуральном выражении Подписной бонус; коммерческого обнаружения. Нет Нет
Молдова [14] добычу Объектом сбора является стоимость добытых полезных ископаемых. Ставки адвалорные. От уплаты сбора освобождаются предприятия пенитенциарной системы геологическую разведку полезных Нет Нет
Кыргызст дм [15] Роялти Налоговой базой признается выручка от реализации полезных ископаемых или продукции, которая получена в результате переработки реализованной продукции в натуральном выражении; объем отбираемой воды из недр Нет Нет
*Источник: составлено авторами
Во всех рассмотренных странах (Украина, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Молдов, Кыргызстан) существуют налоги, основанные на принципах взимания роялти. При этом отличия кроются не только в самом названии налогов, но и в особенностях определения их элементов. В одних странах обложению подлежит стоимость товарной продукции горного предприятия (Украина), в других - фактический объем добычи (Белоруссия, Казахстан), в третьих - стоимость реализации продукции (Кыргызстан), в четвертых - средневзвешенная стоимость продукции (Узбекистан) и т.д. Среди установленных ставок встречаются как адвалорные, так и специфические. Рентные налоги в основном взимаются в денежной форме, только в Казахстане предусмотрена возможность замены денежной формы уплаты налога на натуральную. В ближнем зарубежье весьма распространена практика обложения недропользователей дополнительными налогами на добычу. Примером последних могут служить подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения, взимаемые в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, а также сборы за поиск полезных ископаемых и их геологическую разведку, установленные в Молдове. Примечателен опыт налогообложения сверхприбыли, который распространен в таких странах как Казахстан, Туркменистан, Узбекистан.
На фоне вышесказанного не стоит забывать, что наряду с рентными платежами в странах бывшего СССР, как в России и во многих других зарубежных странах, применяются также и общие налоги, которые применяются ко всем отраслям экономики (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
Выводы исследования. Как показало исследование, зарубежная практика демонстрирует довольно широкий набор инструментов, применяемых в сфере налогообложения добычи полезных ископаемых. Многообразие ресурсных платежей представлено рентными платежами (в большинстве своем роялти), специальными налогами на финансовый результат (в том числе налогом на сверхприбыль), экспортно-импортными пошлинами, налогами, применяемыми при общей системе обложения во всех отраслях экономики. Анализ показал, что ресурсные платежи чаще имеют фискальную, реже - стимулирующую направленность. На превалирование тех или иных налоговых инструментов оказывают влияние различные факторы: политическая обстановка, уровень экономического развития, позиции на мировых рынках, степень разработки месторождений, проводимая налоговая политика, установившиеся традиции налогообложения и т.д. С точки зрения обстановки, сложившейся в системе ресурсного налогообложения в России, особый интерес представляет зарубежный опыт обложения сверхприбыли, некоторые элементы которого могут быть заимствованы. Такое заимствование особенно актуально в сфере добычи углеводородов и природного газа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. [принят Гос. Думой 19.07.2000 г.] (с изм. и доп. по состоянию на 29.12.2017 г.) // Режим доступа: http:// www.consultant.ru
2. Saudi Arabia: Tax system / Trade Portal // https://en. portal.santandertrade.com/establish-overseas/saudi-arabia/ tax-system
3. Norway: tax system / Trade Portal // https://en.portal. santandertrade.com/establish-overseas/norway/tax-system
4. United states: tax system / Trade Portal // https://en. portal.santandertrade.com/establish-overseas/united-states/ tax-system
5. Canada: tax system / Trade Portal //https://en.portal. santandertrade.com/establish-overseas/canada/tax-system
6. United Kingdom: tax system / Trade Portal // https:// en.portal.santandertrade.com/establish-overseas/unit-ed-kingdom/tax-system
7. Налоговый кодекс Украины № 2755-VI от
294
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)
экономические науки
02.12.2010 г. (с изм. и доп. по состоянию на 07.09.2017 г.) // Режим доступа: http://online.zakon.kz
8. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) № 71-З от 29.12.2009 г. (с изм. и доп. по состоянию на 09.01.2017 г.) // Режим доступа: http:// online.zakon.kz
9. Кодекс Республики Казахстан № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10.12.2008 г. (с изм. и доп. по состоянию на 11.07.2017 г.) // Режим доступа: http://online.zakon.kz
10. Налоговый кодекс Азербайджанской Республики [утв. Законом Азербайджанской Республики № 905-IQ от 11.07.2000 г.] (с изм. и доп. по состоянию на 28.10.2016 г.) // Режим доступа: http://online.zakon.kz
11. Налоговый кодекс Туркменистана от 25.10.2005 г. (с изм. и доп. по состоянию на 26.08.2017 г.) // Режим доступа: http://online.zakon.kz
12. Налоговый кодекс Республики Узбекистан [утв. утвержден Законом Республики Узбекистан № ЗРУ-136 от 25.12.2007 г.] (с изм. и доп. по состоянию на 14.09.2017 г.) // Режим доступа: http://online.zakon.kz
13. Налоговый кодекс Республики Таджикистан № 901 от 17.09.2012 г. (с изм. и доп. по состоянию на 30.05.2017 г.) // Режим доступа: http://online.zakon.kz
14. Налоговый кодекс Республики Молдова № 1163-XIII от 24.04.1997 г. (с изм. и доп. по состоянию на 14.07.2017 г.) // Режим доступа: http://online.zakon.kz
15. Налоговый кодекс Кыргызской Республики № 230 от 17.10.2008 г. (с изм. и доп. по состоянию на 12.07.2017 г.) // Режим доступа: http://online.zakon.kz
16. Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки (Англия, Канада, США, Франция, ФРГ). - М.: Городец. 2010. - 443 с.
17. Князев В.Г.Налоговые системы зарубежных стран: учеб. для вузов / В.Г. Князев, Д.Г. Черник. - М.: Закон и право. ЮНИТИ, 2009. - 495 с.
Статья поступила в редакцию 11.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
Тюрина Юлия Габдрашитовна, Троянская Мария Александровна К ВОПРОСУ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОБЫВАЮЩЕЙ ...