ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2016. № 4
Р.И. Беккин
(профессор РАН, ведущий науч. сотрудник Института Африки РАН)*
К ВОПРОСУ О МУСУЛЬМАНСКОМ КЛАДБИЩЕ В ПЕТЕРБУРГЕ В XVIII в.
История петербургских кладбищ в XVIII столетии (в особенности в первую его половину) — важная и малоизученная тема. Сведения о городских некрополях позволяют расширить наши знания о границах Петербурга, а данные о похоронных обрядах — понять отношение к личности в рассматриваемую эпоху. Отдельный интерес представляют кладбища, предназначавшиеся для погребения представителей религиозных меньшинств. С первых лет существования города в нем проживала небольшая, но заметная мусульманская община, насчитывавшая к концу XVIII в. около 600—700 человек обоего пола. Кроме того, в столицу империи приезжали по разным делам мусульмане не только со всей России, но и из-за рубежа. Сопоставляя различные источники, автор предпринимает попытку установить местонахождение кладбищ, где компактно хоронили петербургских мусульман в XVIII в.
Ключевые слова: мусульманское кладбище, Татарская слобода в Петербурге, Выборгская сторона, Волкова деревня, турецкое кладбище.
History of St. Petersburg cemeteries in the 18th century (especially in its first half) is an important yet not well studied topic. Information about the city's cemeteries allows us to deepen our knowledge about the boundaries of St. Petersburg. In its turn, data about funeral rites helps to understand the attitude towards an individual in the period under review. Of particular interest are cemeteries intended for the burial of members of religious minorities. A small but noticeable Muslim community (about 600—700 persons of both sexes at the end of the 18th century) lived in St. Petersburg from the first years of its existence. Comparing various sources of information, the author of this article makes an attempt to establish the location of cemeteries where Muslims of St. Petersburg were buried in the 18th century.
Key words: Muslim cemetery, Tatar village (Tatarskaya sloboda) in St. Petersburg, Vyborg district (Vyborgskaya storona), Volkova village, Turkish cemetery.
* * *
В работах по истории Петербурга можно встретить упоминание о том, что одним из первых мест компактного погребения мусульман в Петербурге в первой половине XVIII в., до создания Татарского кладбища в Волковой деревне в 1826 г., был участок на Выборгской стороне1. Предположительно, основным источником
* Беккин Ренат Ирикович, тел. 8(495)691-00-61; e-mail: bekkin@mail.ru
1 Ислам в Петербурге: Энцикл. словарь. М.; Н. Новгород, 2009. С. 152; Загидул-лин И.К. Мусульманская община в Санкт-Петербурге. Казань, 2003. С. 12; Файз-
для подобных утверждений является свидетельство ахуна2 М.-С. Бая-зитова, опубликованное в приложении к «Петербургскому некрополю» В.И. Саитова3: «Мусульманское кладбище в Петербурге, существует со времен Императора Петра Великого. Первоначально, для магометан было отведено место на Выборгской стороне, за Арсеналом, не доходя до Католического кладбища. Там хоронили до 1827 года4»5.
Однако приведенное сообщение содержит как минимум два утверждения, требующие серьезных уточнений. Во-первых, нет никаких документальных подтверждений тому, что при Петре I на Выборгской стороне существовало отдельное мусульманское кладбище. И, во-вторых, версия о том, что последователей ислама продолжали предавать земле на Выборгской стороне вплоть до 1827 г., также основана лишь на предположениях. В ее основе лежит метод исключения: историкам неизвестно какое-либо другое место, которое могло бы служить мусульманским кладбищем в Петербурге во второй половине XVIII — начале XIX в.
О том, что текст Баязитова — ненадежный источник, свидетельствует другой фрагмент его текста. Так, ахун завершает свою краткую справку о мусульманском кладбище следующими словами: «Кроме того, магометане погребены и на Преображенском кладбище, где для них отведено особое место»6. Действительно, в 1870-е гг. мусульманам был выделен участок земли в 5 десятин на Преображенском кладбище, находившемся тогда в 9,5 верстах от Санкт-Петербурга вдоль линии Николаевской железной дороги, недалеко от станции Обухово. Однако на этом участке так и не было произ-
рахманов И.З. Татарский след на берегах Невы: из истории строительства Санкт-Петербурга в первой четверти XVIII в. // Научный Татарстан. 2009. № 2. С. 231; и др.
2 Ахун — духовное звание мусульманского богослова; в ряде регионов Российской империи являлся главой мусульманского духовенства.
3 В письме к В.И. Саитову Баязитов обещает своему корреспонденту «к 15-му ноября доставить... всю работу» (РГАЛИ. Ф. 437. Оп. 1. Д. 39). Речь очевидно идет о сведениях, опубликованных в «Петербургском некрополе» (Сайтов В.И. Петербургский некрополь. Т. 4. СПб., 1913. С. 743-747).
4 В 1826 г. было открыто Татарское кладбище в Волковой деревне — один из старейших сохранившихся мусульманских некрополей в Европе. Подробнее см.: Андреев А.И., Кобак А.В. Ново-Волковское кладбище // Исторические кладбища Санкт-Петербурга / Под ред. А.В. Кобака и Ю.М. Пирютко. Изд. 2-е, дораб. и испр. М.; СПб., 2011. С. 585-592; Беккин Р.И. Мусульманский некрополь Санкт-Петербурга (Татарский участок Ново-Волковского кладбища) // Беккин Р.И., Та-гирджанова А.Н. Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. Жизнь мусульман в городе на Неве и его окрестностях. М.; СПб., 2016. С. 305-349; Беккин Р.И. Надмогильные памятники польско-литовских татар на Ново-Волковском кладбище в Петербурге // Zycie Tatarskie. 2014. № 39 (116). P. 18-36.
5 Саитов В.И. Указ. соч. С. 743.
6 Там же. С. 743.
ведено ни одного захоронения. Причина была следующей. За погребение умерших на Преображенском кладбище была установлена фиксированная плата. Для представителей различных вероисповеданий она была неодинакова. Так, для мусульман в конце 1870-х гг. стоимость погребения составляла: в первом разряде — 15 рублей, во втором — 10 рублей, в третьем — 3 рубля. Для младенцев до 7 лет плата составляла / платы за взрослого человека. И только в четвертом разряде было возможно бесплатное погребение. Для этого требовалось, чтобы бедность умершего была удостоверена полицией, мировым судьей или попечителем о бедных Императорского человеколюбивого общества7. Согласно же мусульманской традиции, плата за погребение взиматься не должна. Кладбища в мусульманском мире по своей правовой природе представляют как правило вакф — благотворительную неотчуждаемую собственность, пожертвованную на нужды общины частным лицом или государством. Вызывает удивление, что петербургский ахун Баязитов не знал об этом. Таким образом, сведения о Преображенском кладбище, которые легко можно опровергнуть документально, свидетельствует о ненадежности текста Баязитова как источника при изучении интересующего нас вопроса.
В настоящей статье мы попробуем ответить на два главных вопроса: 1) где в Петербурге XVIII в. хоронили мусульман и 2) имелось ли в городе в тот период специальное мусульманское кладбище?
Мусульманская община Петербурга в XVIII в.
Мусульмане были среди первых жителей Петербурга. Так, известно, что одними из первых строителей Петербурга были турки, захваченные в плен в ходе Азовских походов Петра I. Пленных доставили из Шлиссельбургской крепости в апреле 1704 г. Еще раньше на работах по строительству крепости использовались татары и башкиры, служившие под началом И.Е. Бахметева, и др. Татары принимали активное участие в возведении Кронверка — вспомогательного укрепления Петропавловской крепости8. Строго говоря, первые захоронения мусульман находились за Кронверком. В пользу этого говорит существовавшая тогда практика, когда работный люд
7 Подробнее о выделении мусульманского участка на Преображенском кладбище см.: Загородные кладбища в С.-Петербурге по линиям Николаевской и Финляндской железных дорог и порядок захоронения на них умерших. Правила для управления загородными кладбищами. Обязанности смотрителей приемных станций и загородных кладбищ. [СПб], [1893].
8 Беккин Р.И. Забытые мусульманские кладбища в окрестностях Петербурга // История Петербурга. 2014. № 1. С. 81-85.
хоронили недалеко от того места, где они умирали9. Смертность среди татар, строивших город, была высока даже по меркам не щадивших людей петровских сподвижников: «Татары, чуваши и мордва поступили в ведомство Канцелярии городовых дел, и его глава обер-комиссар У.А. Сенявин в донесении губернатору отмечал их "самоскудость", вследствие которой ему пришлось выдать им денежное жалованье за прошедшие полгода из денег работных людей. Из-за необеспеченности этой категории работников денежным и хлебным жалованьем среди них была большая заболеваемость и смертность, которую, как нечто из ряда вон выходящее, отмечает обер-комиссар в своем отчете губернатору: больных было почти половина — 1009 (45,27%), и большой процент скончавшихся — 417 (18,71%)»10. Там же, за Кронверком, находилась будущая Татарская слобода. Но ни о каком отдельном кладбище для последователей ислама в тех условиях не могло быть речи.
Вскоре к строительству города на Неве стали активно привлекать крестьян и посадских жителей российских губерний, в том числе Казанской и других, со значительным мусульманским населением. Примечательно, что при отправке татар предпочтение отдавали мусульманам, а не их крещеным соплеменникам. По указу Петра I для этих целей были присланы не только крестьяне (по одному человеку с четырех дворов), но и некрещеные служилые мурзы. Так, в 1717 г. было предписано прислать на несколько месяцев по 500 некрещеных мурз и татар. Всего же предполагалось привлечь до 4000 мусульман11.
Местом компактного проживания татар и других «азиатцев» в Петербурге служила Татарская слобода, возникшая в начале 1710-х гг. Татарская слобода впервые появляется на плане города 1716 г. Но ее история была недолгой, уже в 1722 г. ее жители были расселены12.
Значительную часть населения Татарской слободы составляли татары-военнослужащие, участвовавшие в возведении Кронверка. Но было немало мастеровых, прибывавших из Казанской, Азовской и Нижегородской губерний. Например, в 1710 г. в Петербург
9 Богданов А.И. Описание Санктпетербурга: [полное описание уникального российского историко-географического труда середины XVIII века] / Отв. ред., сост. вступ. части К.И. Логачев и В.С. Соболев. СПб., 1997. С. 320—321.
10 Андреева Е.А. Петербург — «город на костях»? (О мифологизировании истории) // Вопросы философии. 2013. № 6. С. 33.
11 Кошелева О.Е. Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени. М., 2004. С. 89.
12 В 1719—1722 гг. из 70 строений в слободе только 21 принадлежало татарам (см.: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до...1782 г. СПб., 1886. С. 97).
прибыли 1149 человек из числа татар, мордвы и черемисов. Правда, казанским губернатором П.М. Апраксиным было отправлено в столицу 5000 человек. Но остальные сбежали либо по дороге, либо по прибытии на место13. Уже в 1720-е гг. число мусульман, проживавших в городе, сокращается14. С этого времени и вплоть до середины XVIII столетия основную часть мусульманского населения Петербурга составляют военнослужащие15.
Проблема локализации мусульманского кладбища
на Выборгской стороне
В первой половине XVIII столетия на Выборгской стороне находилось четыре действующих кладбища.
Первое, общегородское, было устроено при церкви Св. Самп-сония Странноприимца в 1711 г. Это деревянная церковь была заложена в 1710 г. по приказу Петра I в память победы под Полтавой (1709 г.). В 1728—1740 гг. в два этапа рядом с деревянной церковью был возведен каменный Сампсониевский собор, сохранившийся до наших дней. Примерно в то время, когда строился собор, были запрещены любые захоронения на городских кладбищах при церквях. До той поры петербуржцев (в том числе и последователей инослав-ных вероисповеданий) хоронили во дворах их домов или рядом с приходскими церквями16. Простой люд хоронили где придется: «кладбище при Санктпетербурге с первоначалных лет было повсе-мественное, то есть всюду, где ни прилучилось... и кто где по Воли Божией умре, тут того и хоронили. И такими умершими телами все берега всех островов изнаполнены были»17. При строительстве города умирало действительно много народа18, и власти не очень церемонились с простым людом. Тем более было сложно ожидать деликатного отношения к телам умерших «басурман».
13 Файзрахманов И.З. Указ. соч. С. 225.
14 Там же. С. 230-231.
15 Это были преимущественно нижние чины. Только в 1783 г., после присоединения Крыма, мусульманам — российским подданным было разрешено присваивать офицерские звания.
16 В 1723 г. указом Петра I было запрещено хоронить людей в черте города. Исключение делалось для знатных особ. Но правило это соблюдалось далеко не всегда.
17 Богданов А.И. Указ. соч. С. 320-321.
18 В иностранных источниках первой половины XVIII в. называются разные цифры погибших при строительстве Петербурга — от 80 000 до 300 000 человек, в том числе в первые два года (1703-1704 гг.) — от 30 000 до 100 000 человек. При этом говорилось о том, что ежегодно умирало до 2/3 от общего числа присланных работников (Андреева Е.А. Петербург Петра I — «город на костях»: миф или правда? // Меншиковские чтения-2006: Сб. научн. ст. / Отв. ред. П.А. Кротов. СПб., 2006. С. 7).
Вместе с тем, в одном из писем Петра имеется косвенное указание на существование в Петербурге кладбища до 1711 г. В 1706 г. погиб один из сподвижников царя — М.И. Щепотев. В своем письме к «князь-папе» Н.М. Зотову Петр I писал: «Изволь тех с прочими на кладбище погресть, с провожанием единого батальона и о сем приобщить велению вице-адмирала и прочих... Тела их послал я к Петербургу»19. О каком кладбище идет речь в письме царя — установить невозможно.
Не следует забывать, что к моменту основания Петербурга на территории города и в его окрестностях оказались бывшие и действовавшие финские и шведские кладбища, в том числе на правом берегу Невы, на Выборгской стороне.
Первоначально на Выборгской стороне хоронили лиц православного исповедания, но вскоре по распоряжению царя была отведена территория под иноверческое кладбище (участок): «дабы умерших тела нигде у других церквей не погребали, кроме сия Самп-сониевской церкви, не только Российского народа, но иностранной нации»20.
Второе кладбище, предназначавшееся для погребения иностранцев (католиков и протестантов), появилось не позднее 1710-х гг. Оно находилось к югу от православного кладбища, выше по берегу Большой Невы, и было законсервировано в 1770-е гг.21 Здесь похоронены первые архитекторы А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Н.Ф. Гербель, Д. Трезини, Б. Растрелли, ученые Л.Л. Блюментрост, Г.З. Байер и др.
Третье кладбище находилось в Бочарной слободе. Это было небольшое православное кладбище «у компанейских дворов» при церкви во имя происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (Спасо-Бочаринская), построенной в 1714 г. Оно находилось к востоку от современной площади Ленина. О том, когда точно возникло и когда прекратило существование данное кладбище, неизвестно, но есть основания предполагать, что первые захоронения могли появиться вскоре после открытия церкви.
И, наконец, четвертое кладбище (иноверческое, или «неверче-ское», как оно называлось в документах того времени) было основано в Казачьей слободе в 1740 г. специально для погребения иноверцев нехристианских исповеданий. В последнем случае имела место преемственность между старым, не институализированным
19 Цит. по: Мегорский В. Осударева дорога // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1906. Петрозаводск, 1906. С. 329.
20 Богданов А.И. Указ. соч. С. 297.
21 До конца XVIII в. на Аптекарском острове вблизи Ботанического сада существовало также немецкое кладбище. Здесь в основном хоронили весной и осенью, когда была затруднена связь с Выборгской стороной, находившейся на другом берегу.
кладбищем на Волчьем поле, стихийно возникшем в 1710-е гг., и новым, устроенном примерно там же22. Примечательно, что на месте будущего кладбища между рекой Охтой и Казачьей слободой уже в середине 1730-х гг. практиковались погребальные обряды буддистов.
До нас дошло подробное описание похоронной церемонии, совершенной вблизи от места, где через четыре года было основано кладбище для язычников в Казачьей слободе23. Осенью 1735 г. в Петербург прибыло посольство во главе с калмыцким ханом Церен-Дондуком. В посольство входил и Шакур лама, духовный лидер калмыцких буддистов. В 1737 г. Шакур лама скончался. Его тело было предано огню на берегу Охты. Впоследствии золотая урна с прахом Шакур ламы была отправлена в Лхасу24. К тому времени кладбище для иноверцев-язычников еще не было официально учреждено, но как было отмечено выше, на Волчьем поле уже тогда хоронили людей.
Где же тогда хоронили петербургских мусульман? Очевидно, что не на православных кладбищах и не на участке для иностранцев на Выборгской стороне. На последнем, как уже было отмечено выше, предавали земле только католиков и протестантов: «Кладбище собственное всех иностранных народов христианских, на Выборгской Стороне, близ Церкви Сампсония Странноприимца, которое и огорожено особливым двором»25. Остается только кладбище в Казачьей слободе. Были ли среди погребенных здесь мусульмане?
Позволим себе привести пространную цитату из документа комиссии о Санкт-Петербургском строении. Она важна для понимания назначения кладбища в Казачьей слободе:
«Прошлого 1739, майя 24, да сего 740 годов, июня 30 чисел, присланными в Комисию о Санкт Питер Бурском строении из Главной Полицы Мейстерской Канцелярии промемориями ТРЕБОВАНО об отводе по представлениям Медицинской Канцелярии и Гене-ралного Сухопутного Гошпиталя для погребения умерших некрещеных неверцов мордвы, черемисы и протчих неверных тех мест, ибо де от того Генералного Сухопутного Гошпиталя представлено,
22 По свидетельству А.И. Богданова, на Волчьем поле «с первых лет [Петербурга] блиско тут много людей хоранивали, а наипаче в зимнее время для мерзлости земли оных мертвых не глыбоко в землю зарывали, и теми мертвыми телам волкам была примана, и оное место прохожим людем небезопасно бывало» (Богданов А.И. Указ. соч. С. 224).
23 Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии. СПб., 1997. С. 331-333.
24 Там же.
25 Богданов А.И. Указ. соч. С. 321.
что по усмотрению оного могилы копают неглубоко, ис которых вырывают телеса свиньи и сабаки и волочат по полю мерзко, от того может случитца по воздуху такой дух и вред, а что де по раз-суждению оной Комисии определитца о том бы в тою Главную полицию было сообщено и по определениям оной Комисии велено для погребения таких некрещеных неверцов удобное место на Вы-борской стороне повыше Гошпиталей к Пороховым заводам от реки подалее справить, с опробованным той части планом обыскать архитекторам и [нрзб.] подать в Комисию при репорте; а сего декабря 2 дня архитектор Земцов в той Комисии репортовал [нрзб.] для погребения тех некрещеных неверцов, мордвы, черемисы и протчих на той Выборгской стороне место он обыскал, которое на поданном от него, Земцова, при том плане назначено под лит. А, а по усмотрению в Комисии то место придется выше нынешней Казачьей слободы, где после состоявших Блаженные и Вечно Достойные Памяти Его Императорского Величества имянных августа 20 и декабря [утрата] 1739 году указов надлежит построить одному по левому полку Салдатские слободы за теми слободами в гору, разстоянием от оных более двух сот сажен, того ради, по указу Его Императорского Величества Комисия, учрежденная о Санкт-Петербурском строении ПРИКАЗАЛИ: таких умирающих некрещеных неверцов, мордву, черемису и протчих впредь погребать на том обысканном оным архитектором Земцовым месте, для чего оное от Главной Полиции означить вехами с надлежащими знаками, а того накрепко смотря, чтоб на том месте для погребения оных неверцов могилы копали глубиною не менее трех аршин и землю затаптывали б накрепко, чтоб духу не произошло»26.
Из процитированного документа ясно, что учрежденное в 1740 г. кладбище в Казачьей слободе предназначалось для язычников. Есть ли у нас основания предполагать, что там же хоронили мусульман?
В нашем распоряжении нет какой-либо информации, которая говорила бы в пользу данного тезиса. Во-первых, по имеющимся у нас данным, в Российской империи погребение мусульман на кладбищах для язычников не практиковалось. Во-вторых, если кладбище в Казачьей слободе предназначалось в том числе и для мусульман, то об этом обязательно было бы упомянуто в цитируемом выше документе27. Во всех документах первой половины XVIII столетия, где речь идет как о мусульманах, так и о язычниках, татары
26 РГИА. Ф.1601. Оп.1. Д. 18. Дело Комиссии о Санкт-Петербургском строении об устройстве кладбища для некрещеных на Выборгской стороне (1740). Л. 2-2об.
27 Если бы проблема с санитарными условиями касалась также мест погребения мусульман, то она была бы зафиксирована в цитируемом документе Комиссии о Санкт-Петербургском строении.
чаще всего упоминаются прежде мордвы и черемисов28. И, наконец, в-третьих, даже если бы было принято решение хоронить мусульман вместе с язычниками, это не могло не вызвать волнений среди последователей ислама.
Между тем из приведенного выше документа Комиссии о Санкт-Петербургском строении можно помимо прочего заключить, что до создания в 1740 г. кладбища для некрещеных «неверцов, мордвы и черемисов» их хоронили на специально выделенном участке у сухопутного госпиталя. Существование кладбища для язычников позволяет нам сделать предположение, что власти вполне могли дозволить создание отдельного мусульманского участка при тех же госпиталях29.
В 1715 г. на правом берегу Невы был учрежден адмиралтейский (морской), а затем в 1717 г. (по другим данным — в 1719 г.) — сухопутный госпиталь30. Они находились там, где в наши дни расположены корпуса Военно-медицинской академии. При госпиталях было разбито кладбище с церковью Иоанна Богослова31. В цитировавшемся выше документе Комиссии о Санкт-Петербургском строении говорится, что ходатайство об учреждении специализированного кладбища для иноверцев исходило, в том числе, от сухопутного госпиталя.
Как нам представляется, именно госпитальное кладбище, возникшее на несколько лет позже общегородского Сампсониевского, вполне могло служить местом погребения мусульман — жителей Петербурга, значительная часть которых была либо строителями,
28 См., например: Указ царя Алексея Михайловича о ведении судом и расправою понизовых городов «дворян и детей боярских, и всяких чинов служилых и жилецких русских людей, и мурз, и татар, и чуваш, и черемис, и мордву» от 12 июля 1672 г.; Указ царей Ивана и Петра Алексеевичей об освобождении от платежа «проестей и волокит» посадских людей дворцовых городов и слобод, дворцовых крестьян и иноверцев: татар, мордвы, чувашей от 19 марта 1686 г.; Указ императора Петра I о сборе рекрут с мордвы, черемис и татар от 19 января 1722 г.; Указ императрицы Елизаветы Петровны, объявленный из Синода Военной коллегии, об обращении полковым священникам в православную веру обретающихся в полках калмык, татар, мордву, чуваш, черемис и других иноверцев от 6 апреля 1742 г.; Сенатский указ «О невзыскании с Мурз, Татар, Мордвы, Чуваш и Черемис по судным делам проестей и волокит» от 18 сент. 1740 г., и др.
29 В первой половине XVШ столетия в Петербурге и его окрестностях также существовали кладбища: Ямское Крестовоздвиженское (основано в 1719 г.), Пре-ображенское в Колтовской слободе (до 1738 г.), Вознесенское в Переведенских слободах (до 1738 г.), Калинкинское (до 1746 г.) и др. Но ни об одном из них не имеется сведений, допускающих возможность погребения здесь последователей ислама. Перечень кладбищ приводится у Богданова: Богданов А.И. Указ. соч. С. 320-321. См. также: РГИА. Ф. 1601. Оп. 1. Д. 152; Ф. 796. Оп. 37. Д. 132; и др.
30 Исторические кладбища Санкт-Петербурга. С. 24.
31 Там же.
либо военными. Возможно, что там имелся специальный участок для мусульман, который перестали использовать не позднее 1770-х гг.
Вместе с тем, с большой долей вероятности можно утверждать, что мусульман хоронили и в других местах в городе. В пользу этого тезиса, во-первых, говорит тот факт, что в осеннюю и весеннюю непогоду перебраться на другой берег Невы было не всегда возможно. В таких случаях горожан хоронили на других кладбищах32. И, во-вторых, в нашем распоряжении имеется документ, косвенно указывающий на существование во второй половине XVIII в. места компактного погребения мусульман в районе Волковой деревни.
Турецкое кладбище в Волковой деревне
Первый известный нам документ, в котором впервые упоминается конкретное место вблизи Петербурга, где компактно хоронили мусульман, — прошение отставного армии подпоручика Шаги-Ахмета Тефкилева. В 1798 г. Тефкилев обратился на Высочайшее имя с ходатайством о пожаловании мусульманам молитвенного дома в Петербурге и отведении места для кладбища33. Тефкилев просил «для погребения же умирающих отвесть место за Волковой деревней мало не доходя, где прежде сего погребались военнопленные турки, которые потому и поднесь называется Турецким кладбищем, то подле самого онаго. И запретить притом класть на оном и смешивать тела самоубийц и утопленников»34.
Из документа следует, что пленных турок, определенных на пребывание в столицу, хоронили вместе с лицами, умершими без церковного покаяния. То есть, и в этом случае нельзя говорить о существовании отдельного мусульманского участка или кладбища. С большой долей вероятности можно предположить, что в прошении Тефкилева речь идет о территории, получившей впоследствии наименование Холерного кладбища. Оно было открыто в 1831 г. рядом с разбитым несколькими годами ранее Татарским кладбищем. На том месте в конце XVIII в. действительно хоронили утопленников и умерших без церковного покаяния. В разгар эпидемии холеры без церковного обряда провожали в последний путь и умерших от этой болезни. Как нам представляется, Турецкое кладбище появилось не ранее второй половины 1750-х гг. В 1756 г.
32 Там же.
33 РГИА. Ф. 1374. Оп. 2. Д. 1112. По прошению Шаги-Ахмета Тефкилева о молитвенном доме и отведении места для кладбища Копия данного документа опубликована в: Беккин Р.И., Тагирджанова А.Н. Указ. соч. С. 583-616.
34 Там же. Л. 3-3об.
было учреждено Волково кладбище (православное)35. Ранее этой даты появление специального кладбища для лиц, умерших без церковного покаяния, и иных категорий в Волковой деревне представляется маловероятным.
Хоронили ли на Турецком кладбище и других мусульман, проживавших в столице? Обратимся вновь к тексту прошения Тефкилева. В своем ходатайстве он просит «для отправления богослужения в мечети и других по закону нашему для человечества должностей учредить двух мулл и одного еще старшого...»36. В обязанности указанных мулл помимо прочего должно было входить исполнение погребального обряда в соответствии с требованиями шариата: «. дабы и по смерти исполнена была над ним законная должность, особливейше повелено б было в данному полку и всякой команде где кто служит тот час по кончине давать знать духовенству дабы умерший мог погребен быть с обрядом и молитвою, а не так как доселе подобно скотскому падалищу тела в землю опускались (курсив мой. — Р.Б.)»37. Этот фрагмент указывает на то, что до самого конца
XVIII в. мусульман в Петербурге хоронили где придется, в том числе вместе с самоубийцами, утопленниками, без соблюдения обряда.
Не является ли этот фрагмент прошения Тефкилева ответом на вопрос о том, где находилось мусульманское кладбище в Петербурге в начале XVIII в.? Ответ напрашивается один: мусульманского кладбища (или участка) в указанный период в Петербурге просто не существовало.
Как было отмечено выше, большинство мусульман Петербурга в XVIII в. были военными. В доверенности, выданной Тефкилеву воинскими частями, исповедовавшими ислам, было упомянуто 506 человек, однако реально свои подписи поставили только 315 человек. По данным, приводимым Г.Л. Аттенгофером, в самом начале
XIX столетия в Петербурге проживало «600 грузинцев и татар»38. Таким образом, мы можем заключить, что число мусульман в Петербурге в конце XVIII в. составляло около 600-700 человек обоего пола. Едва ли для такой сравнительно небольшой общины выделялось еще одно специальное место под кладбище. Скорее всего, некоторых мусульман до 1770-х гг. хоронили на госпитальном кладбище в Выборгской стороне, других (после 1756 г.) — на Турецком кладбище близ Волковой деревни. Третьих — где придется.
35 Подробнее об этом см.: РГИА. Ф. 796. Оп. 37. Д. 132. Дело об устройстве новых кладбищ на Адмиралтейской стороне и Васильевском острове (1756-1761).
36 РГИА. Ф. 1374. Оп. 2. Д. 1112. Л. 3об.
37 Там же. Л. 3об.-4.
38 Аттенгофер Г.Л. Медико-топографическое описание Санктпетербурга, глав-наго и столичнаго города Российской Империи. СПб., 1820. С. 112.
Прошение Тефкилева и других мусульман столицы оставались без удовлетворения до конца 1820-х гг. Только в 1826 г. в ответ на ходатайство военного ахуна Отдельного гвардейского корпуса Д. Хан-темирова было получено высочайшее разрешение выделить под мусульманское кладбище землю в районе Волковой деревни. В результате в том же году был предоставлен участок в две десятины на берегу реки Волковки — в трех верстах от города. В 1831 г. в разгар эпидемии холеры на месте бывшего Турецкого кладбища, находившегося по соседству с Татарским, было основано Холерное. В 1841 г. рядом с Татарским кладбищем возникло Персидское. В настоящее время оба они входят в состав Татарского участка Ново-Волков-ского кладбища39.
* * *
В самом начале работы мы сформулировали два вопроса: где в XVIII в. в Петербурге хоронили мусульман и существовало и в городе особое мусульманское кладбище?
Доступные нам источники не позволяют однозначно ответить на первый вопрос. До середины 1710-х гг. мусульман, как и других жителей Петербурга, хоронили во дворах домов или на территории стихийно возникавших кладбищ. Так, одним из мест компактного захоронения мусульман служила территория за Кронверком Петропавловской церкви. С появлением общегородского кладбища на Выборгской стороне в 1711 г. ситуация меняется. Вскоре к югу от православного кладбища появляется кладбище для иностранцев. Но оно предназначалось только для католиков и протестантов.
Согласно преданию, последователей ислама в XVIII в. хоронили на Выборгской стороне. Мусульман действительно могли предавать земле на кладбище при сухопутном и морском госпиталях. Однако это лишь рабочая гипотеза, не подтвержденная документально.
Между тем, со временем в мусульманской общине Петербурга сформировалось предание об отдельном магометанском кладбище на Выборгской стороне, существовавшем в течение всего XVIII столетия, со времен Петра I. Данное предание получило широкое распространение благодаря «Петербургскому некрополю» В.И. Саитова. Сам Саитов всецело полагался на сведения, предоставленные петербургским ахуном М.-С. Баязитовым. Однако Баязитов, не будучи ученым, глубоко проблему не изучал и, скорее всего, слышал о кладбище от мусульман-старожилов. Авторитет Саитова позволил устному преданию приобрести характер научного факта.
39 По вопросу о современном наименовании кладбища см.: Беккин Р.И., Тагир-джанова А.Н. Указ. соч. С. 347-348.
Примерно в середине XVIII в. в местности близи Волковой деревни (предположительно на месте возникшего в 1831 г. Холерного кладбища) появляется участок, где начинают компактно хоронить турецких военнопленных, содержавшихся в Петербурге. Там же предположительно стали предавать земле и мусульман, скончавшихся в столице. Некоторое время мусульман хоронили и на Выборгской стороне и в Волковой деревне, а также в других местах подобно «падалищу скотскому», без соблюдения обычаев.
Турецкое кладбище в Волковой деревне так же, как и предполагаемый участок на госпитальном кладбище на Выборгской стороне, не было институализировано. И хоронили там, как было принято говорить в те времена, «по безгласному дозволению начальства». Обращение мусульман Петербурга к императору Павлу I в 1796 г. было продиктовано, помимо прочего, намерением придать мусульманскому кладбищу в Волковой деревне официальный статус. Однако ходатайство мусульман было отклонено. Таким образом, турецкое кладбище могло использоваться для погребения всех мусульман, а не только военнопленных, до 1826 г., когда начало функционировать Татарское кладбище в Волковой деревне.
Список литературы
1. Андреева Е.А. Петербург — «город на костях»? (О мифологизировании истории) // Вопросы философии. 2013. № 6.
2. Андреева Е.А. Петербург Петра I — «город на костях»: миф или правда? // Меншиковские чтения-2006: Сб. науч. ст. / Отв. ред. П.А. Кротов. СПб., 2006.
3. Андреев А.И., Кобак А.В. Ново-Волковское кладбище // Исторические кладбища Санкт-Петербурга / Под ред. А.В. Кобака и Ю.М. Пирютко. Изд. 2-е, дораб. и испр. М.; СПб., 2011.
4. Беккин Р.И. Забытые мусульманские кладбища в окрестностях Петербурга // История Петербурга. 2014. № 1.
5. Беккин Р.И. Надмогильные памятники польско-литовских татар на Ново-Волковском кладбище в Петербурге // /уше Та1агеКе. 2014. № 39 (116).
6. Беккин Р.И., Тагирджанова А.Н. Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. Жизнь мусульман в городе на Неве и его окрестностях. М.; СПб., 2016.
7. Загидуллин И.К. Мусульманская община в Санкт-Петербурге. Казань, 2003.
8. Ислам в Петербурге: Энцикл. словарь. М.; Н. Новгород, 2009.
9. Кошелева О.Е. Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени. М., 2004.
10. Файзрахманов И.З. Татарский след на берегах Невы: из истории строительства Санкт-Петербурга в первой четверти XVШ в. // Научный Татарстан. 2009. № 2.
Поступила в редакцию 14 сентября 2016 г.