Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / муниципальное управление / органы местного самоуправления / муниципальное управление сферой образования. / education / municipal administration / local government / municipal management of the field of education.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Нарушева С. Е.

Рассматривается муниципальное управление системой образования как важный элемент государственного управления на местном уровне. Описаны основные функции муниципального управления образованием. Дана характеристика муниципального управления сферой образования. Приведены примеры успешных муниципальных инициатив и государственно-частных партнерств, подчеркивающие важность эффективного взаимодействия в создании единой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF MUNICIPAL MANAGEMENT OF THE EDUCATION SYSTEM

The article considers municipal management of the education system as an important element of public administration at the local level. The main functions of municipal education management are described. Examples of successful municipal initiatives and public-private partnerships are given, emphasizing the importance of effective interaction in creating a unified educational environment. Keywords: education, municipal administration, local government.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 352.075

Нарушева С.Е. студент

Научный руководитель: Круталевич М.Г. доцент кафедры государственного и муниципального управления

Оренбургский государственный университет

К ВОПРОСУ О МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Рассматривается муниципальное управление системой образования как важный элемент государственного управления на местном уровне. Описаны основные функции муниципального управления образованием. Дана характеристика муниципального управления сферой образования. Приведены примеры успешных муниципальных инициатив и государственно-частных партнерств, подчеркивающие важность эффективного взаимодействия в создании единой образовательной среды.

Ключевые слова: образование, муниципальное управление, органы местного самоуправления, муниципальное управление сферой образования.

Narusheva S.E. student

Supervisor: Krutalevich M.G., MD Orenburg State University

ON THE ISSUE OF MUNICIPAL MANAGEMENT OF THE EDUCATION

SYSTEM

Abstract: The article considers municipal management of the education system as an important element of public administration at the local level. The main functions of municipal education management are described. Examples of successful municipal initiatives and public-private partnerships are given, emphasizing the importance of effective interaction in creating a unified educational environment. Keywords: education, municipal administration, local government.

Keywords: education, municipal administration, local government, municipal management of the field of education.

Образование — это один из важнейших процессов в жизни общества. Оно только передает знания об окружающем мире, помогает человеку осваивать опыт предыдущих поколений, приобщаться к культуре и формировать личностные качества.

Управление образованием можно рассматривать как часть социального управления, которое включает в себя организацию, координацию и контроль общественных процессов. В этом контексте социальное управление — это целенаправленное воздействие на общественные группы и отдельных людей для достижения определенных целей. Например, управление системой образования нацелено на обеспечение доступности и качества образовательных услуг для всех граждан, независимо от их социального статуса или места проживания.

На текущем этапе развития система управления образованием в России характеризуется более четким разграничением полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами. Ключевыми тенденциями являются активная децентрализация и переход от государственной к общественно-государственной модели управления образованием.

В последние годы все большее внимание уделяется процессу муниципализации управления образованием. Этот подход предполагает, что центр тяжести в управлении образовательными учреждениями будет смещен на муниципальный уровень. Муниципализация необходима для создания эффективного местного самоуправления, что, в свою очередь, является важным условием для развития гражданского общества.

Важной особенностью системы муниципального управления является то, что на территории любого муниципального образования могут находиться образовательные учреждения, не подчиненные местной администрации напрямую. Это могут быть ведомственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, например, колледжи, институты, университеты.

Суть децентрализации в образовательной сфере заключается в передаче части полномочий от федеральных органов власти на уровень регионов и муниципалитетов. Федеральные органы сосредотачиваются на разработке стратегий и стандартов, а местные органы власти — на решении конкретных задач, таких как обеспечение школ ресурсами, подбор кадров и организация учебного процесса.

Примером эффективного муниципального управления можно назвать города, где муниципальные власти активно поддерживают образовательные учреждения, выделяя средства на модернизацию учебных зданий и оборудования.

Муниципальное управление образованием - особый вид государственного управления, который сосредоточен решении нескольких задач [1]:

1. Организация образовательного процесса. В рамках муниципального управления обеспечивается работа школ, детских садов, учреждений дополнительного образования. Она включает решение вопросов с финансированием, кадровым обеспечением и материально -технической базой образовательных учреждений.

2. Контроль качества образования. Муниципальные органы обязаны контролировать соблюдение образовательных стандартов, соответствие учебных программ требованиям федеральных и региональных стандартов, а также обеспечивать проведение мероприятий, направленных на повышение качества образования.

3. Обеспечение доступности образования. Муниципалитеты обязаны гарантировать доступ к образованию для всех слоев населения, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями, а также способствовать сокращению социального неравенства в образовательной системе.

4. Социальная поддержка учащихся и работников образования. Важно оказывать социальную помощь учащимся из малообеспеченных семей, предоставлять льготы и поддержку педагогическим кадрам, стимулировать их профессиональный рост.

Муниципальное управление образованием играет важную роль в том, чтобы образовательные учреждения — школы, детские сады, центры дополнительного образования — функционировали эффективно и соответствовали установленным стандартам [2]. В рамках этой системы реализуются управленческие и координационные функции:

- разработка и реализация образовательной политики на муниципальном уровне. Например, муниципалитеты разрабатывают программы, направленные на поддержку талантливых детей, оказывают поддержку детям с особыми образовательными потребностями, а также создают условия для инклюзивного образования;

- организация, контроль и сопровождение образовательного процесса. Муниципальные органы следят за соблюдением образовательных стандартов, занимаются мониторингом успеваемости и взаимодействуют с руководителями образовательных учреждений для решения возникающих проблем. Примером может служить организация питания в школах или контроль за состоянием школьных зданий;

- поддержка и развитие материально-технической базы. Оснащение школ современным оборудованием, обеспечение доступа к интернету и другие инфраструктурные задачи. В некоторых регионах России эта задача стоит особенно остро, так как школы в сельских районах часто нуждаются в капитальном ремонте и обновлении техники.

Муниципальное управление системой образования сталкивается с рядом вызовов, которые требуют внимательного анализа и проработки. Среди наиболее значимых можно выделить:

- финансовые ограничения: муниципальные бюджеты часто недостаточны для полного удовлетворения потребностей образовательных учреждений, что приводит к нехватке средств на модернизацию школ и внедрение современных технологий в образовательный процесс;

- демографическая проблема: в сельских районах и малых городах наблюдается снижение числа учеников в связи с миграцией населения в более

крупные города, что ставит под угрозу существование образовательных учреждений в этих регионах;

- несоответствие инфраструктуры современным требованиям: многие образовательные учреждения, особенно в отдаленных регионах, нуждаются в капитальном ремонте и обновлении материально -технической базы.

Муниципальные органы власти не могут напрямую влиять на их организационную деятельность или изменять образовательные программы. Однако они могут выступать инициаторами партнерских проектов или оказывать поддержку в рамках социальной политики. Таким образом, все образовательные учреждения на территории муниципалитета могут взаимодействовать друг с другом, представляя собой единый образовательный комплекс.

Примером успешного взаимодействия может служить проект создания центров дополнительного образования для детей и молодежи, реализуемый на уровне многих российских муниципалитетов. Примером может выступать «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» в г. Оренбурге, Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области «Центр дополнительного образования детей». Как правило, подобные центры реализуют одновременно несколько направлений, например, естественно-научное, туристско-краеведческое , технопарк, модельный центр. Подобные центры организуют бесплатные занятия по программированию, робототехнике и другим востребованным направлениям, привлекая детей из разных образовательных учреждений - как муниципальных, так и областных. Такие инициативы помогают развивать творческий потенциал школьников и готовить их к будущим профессиональным вызовам.

В ряде регионов также наблюдаются примеры успешного использования механизмов государственно-частного партнерства, когда частные компании совместно с муниципалитетами модернизируют школы, вводят в них новые программы по техническим и инженерным направлениям, что позволяет учащимся получать качественное образование на базе современного оборудования. Так, в Ворошиловском районе Волгограда частные инвесторы реализуют проект по модернизации школьных столовых

[4].

Муниципальное управление системой образования играет ключевую роль в развитии и обеспечении доступности качественного образования на местах [3]. Управления образованием являются важным звеном между государством и образовательными учреждениями, выполняя как административные, так и социальные функции. Вопросы, связанные с управлением образованием на муниципальном уровне, требуют внимательного подхода, поскольку именно здесь решаются вопросы практической реализации государственной образовательной политики, а также создаются условия для устойчивого развития образовательных учреждений.

Для повышения эффективности муниципального управления системой образования необходимо внедрять комплексные меры, направленные на решение существующих проблем:

1. Увеличение финансирования. Важно пересмотреть бюджетную политику в отношении муниципальных образовательных учреждений, предоставляя больше средств на развитие инфраструктуры и улучшение условий труда педагогов.

2. Повышение квалификации управленческих кадров. Необходимо организовывать регулярные курсы повышения квалификации для муниципальных работников, отвечающих за образование, а также внедрять современные управленческие практики.

3. Внедрение и развитие партнерских программ. Муниципалитеты могут сотрудничать с частными компаниями, общественными организациями и региональными властями для привлечения дополнительных ресурсов и внедрения инноваций в образовательный процесс.

4. Оптимизация управления. Внедрение современных информационных технологий и цифровых платформ позволит более эффективно управлять образовательной системой на местном уровне, улучшая контроль за качеством образования и оперативно реагируя на возникающие проблемы.

Таким образом, муниципальное управление системой образования играет важную роль в развитии общества, поскольку именно на этом уровне происходит взаимодействие образовательных учреждений с населением. Несмотря на существующие проблемы, многие из них могут быть решены при условии внедрения инновационных подходов, повышения квалификации кадров и обеспечения должного финансирования. Эффективное управление образованием на муниципальном уровне — залог успешного будущего как для отдельных регионов, так и для страны в целом.

Использованные источники:

1. Кожевников О.А. Органы местного самоуправления в новой структуре единой системы публичной власти: вопросы нормативной регламентации [Электронный ресурс] // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2022. - № 1. - С. 69-73. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organy-mestnogo-samoupravleniya-v-novoy-strukture-edinoy-sistemy-publichnoy-vlasti-voprosy-normativnoy-reglamentatsii?ysclid=m1ibvnze71112808502 (дата обращения: 16.09.2024).

2. Овсепян С. И. Сфера образования как объект муниципального управления: проблемы реализации полномочий [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2021. - № 20 (362). - С. 267-269. - URL: https://moluch.ru/archive/362/81086/ (дата обращения: 16.09.2024).

3. Юревич С. Н. Управление образованием: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс]. -Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 424 с. - URL: https://e.lanbook.ru/book/238829?category=43862&ysclid=m1ibxlllmy444884565 (дата обращения: 16.09.2024).

4. Марченко И. В Волгограде обсудили концепцию модернизации школьных столовых [Электронный ресурс] // Волгоградская правда, 16.02.2021. - URL: https://vpravda.ru/obshchestvo/v-volgograde-obsudili-koncepciyu-modernizacii-shkolnyh-stolovyh-105545/ (дата обращения: 16.09.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.