К вопросу о модернизации
К. ЧУРКИН, профессор, ректор системы педагогического
образования
Идея «коренной модернизации системы педагогического образования» впервые достаточно жёстко прозвучала в докладе «Инновационное развитие образования - основа повышения конкурентоспособности России », подготовленном к заседанию Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» (24 марта 2006 г.). (Доклад опубликован в Интернете: www.kremlin.ru/text/ арреаге2/ 200б/03/24/104571.8Ььт1).
Подозреваю, что буду обвинён в защите корпоративных интересов, но ситуация, в которой оказались сегодня региональные педагогические университеты, заставляет высказаться по поводу некоторых позиций доклада, не ожидая окончательного решения, «спущенного сверху».
Прежде всего, по существу не вызывает особого сомнения необходимость «формирования нового содержания педагогического образования» и «новой организации образовательного процесса». Усиление доли психолого-педагогического, философско-культурологического и экологогигиенического циклов, нацеленность на практико-ориентированное обучение, освоение инновационных форм, методов, технологий учебной, воспитательной, организационной, проектной, психолого-кон-сультативной работы и коммуникаций, введение одновременной подготовки каждого будущего педагога общеобразовательной школы как по основному предмету, так и дополнительно (по желанию) по од-ному-двум предметам для более полного удовлетворения потребностей школ (особенно сельских и поселковых) и повышения доступности для них качественного образования; свободное владение компьютером, использование информацион-
но-телекоммуникационных технологий, баз данных и знаний в образовательном процессе, создание соответствующей материально-технической (информационно-сетевой и компьютерной) инфраструктуры во всех учреждениях педагогического образования, введение годичной обязательной педагогической практики - все это проблемы, которые давно на слуху, и их скорейшее решение, безусловно, давно назрело.
Однако предметно и осмысленно эти меры можно будет обсуждать только после утверждения проекта государственного образовательного стандарта по направлениям. Вместе с тем ясно, что реализация нового стандарта группы направлений «Образование» под силу лишь педагогическим университетам с их солидной материальной базой и кадровым составом преподавателей. Рассуждения же разработчиков доклада о «тотальной университетизации педагогических институтов », которая якобы усугубила «противоречие между реальными целями педагогических учреждений, сложившимися формами и содержанием
84
Высшее образование в России • № 6, 2008
образовательной деятельности этих учреждений», не имеют, на мой взгляд, сколько-нибудь серьёзных оснований. К примеру, большой процент (40-50% в ОмГПУ) выпускников, которые не идут работать по специальности, объясняется сложившейся кадровой ситуацией в школе, а также социальным положением учителя (в том числе материальным и общественным). Что касается статуса педагогических университетов, то ещё никогда отечественные педвузы не получали такого развития, как в 1990-е - начале 2000 гг. И если повышение статуса при переименовании происходило не всегда в соответствии с реальным уровнем их развития, то последующая история университетов связана со значительным расширением спектра предлагаемых специальностей, с открытием магистратуры, аспирантуры, созданием специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций.Педуниверситеты стали крупными центрами науки, образования и культуры в регионах, подлинными очагами гуманитарного образования. При этом освоение сферы гуманитарного образования было вызвано не только экономическими соображениями, но и востребованностью подготовки специалистов данного профиля. Немалую роль здесь сыграли соответствующие условия в педагогических вузах: кадры, материально-техническая база. Так, с 2002 г. наш университет ведёт набор на специальность «Философия». Это, конечно, нетрадиционная специальность для педуниверситета, но ее открытие стало возможным только в связи с наличием квалифицированного кадрового состава кафедры, сильной гуманитарной составляющей в программах обучения. У нас есть и другие, не менее уникальные специальности: «Биоэкология» (такого потенциала биологов и экологов больше нет в области и городе), «Связи с общественностью» (проект «Современный русский» кафедры массовой информации и коммуникации, поддержанный талантом преподавателей и студентов, известен по всей стране) и т.п.
В докладе рабочей группы говорится, что педуниверситеты «наращивают несвой-
ственные им конъюнктурные специальности». Разве философию, биоэкологию можно отнести к таковым? А разве в системе образования не требуется подготовка собственных управленцев (менеджеров)? Переход на нормативное подушевое финансирование школы, когда деньги «пойдут» за учеником, сделает ее субъектом конкуренции с другими учебными заведениями за «своего» ученика. Школе потребуется руководитель-профессионал, а не учитель-директор, ничего не понимающий в менеджменте. Вхождение в цивилизованное пространство в конце концов заставит нас готовить и специалистов ювенальной защиты - юристов-педа-гогов. Таким образом, параллельное освоение студентом педагогической специальности образовательных программ «Менеджер », «Специалист по связям с общественностью», «Иностранный язык» сделает его более востребованным на рынке именно педагогического труда.
В педагогическихуниверситетах студент получает образование разных уровней. Оно ориентировано на широкий спектр профессиональной деятельности и вместе с тем обращено к конкретике общественной жизни, к индивидуальным, духовным аспектам человеческого бытия.
Продвижение сибирских педвузов в 1990-е гг. стало возможным в результате:
а) реализации принципов университетской автономии в условиях демократических преобразований в обществе; б) успешной конкуренции с классическими и техническими университетами, открывшими свои гуманитарные факультеты, где готовили в том числе учителей. Педагогические вузы сумели сохранить свои позиции на рынке труда специалистов образования благодаря высокому качеству подготовки выпускников.
Серьезные вопросы вызывает и идея «оптимизации сети педагогических образовательных учреждений ». Предлагается их деление на две группы: переименование в педагогические институты или включение в состав классических университетов в качестве факультетов; вновь созданные федеральные педагогические университеты (по одному в федеральном округе) будут, по мнению авторов доклада, решать задачи
обеспечения инновационного развития образования, в том числе и педагогического, интеграции педагогической науки и образовательной практики, проведения научнометодических исследований и разработок в области образования, подготовки кадров для педагогических учебных заведений. При этом высшие учебные заведения, которые продолжат подготовку специалистов по социально-гуманитарным дисциплинам непедагогического профиля, по замыслу разработчиков, сохранятся как самостоятельные учреждения или вольются в состав классических университетов.
Правда, авторы «коренной модернизации » признают, что надо учитывать демографическую ситуацию и зональные особенности. Надо! И не только это! Необходимо учитывать в том числе исторический фактор. В течение XIX и ХХ столетий при разном политическом строе, в разных социально-экономических ситуациях система педагогического образования стремилась отделиться от классических университетов. Особенностями подготовки учителя объясняется появление в начале XIX в. педагогических институтов и педагогических курсов при университетах, Главного педагогического института в С.-Петербурге, а в советское время - сети педагогических институтов, охватившей всю страну. Можно, конечно, говорить, что целью при создании пединститутов в СССР была их идеологическая составляющая. Но ведь и сегодня она не менее значима: молодежь надо воспитывать на основе главных ценностей -свободы, демократии, правового государства, толерантности и т.п.!
Географическое и экономическое положение сибирских регионов отличается значительной удалённостью как от центральной России, экономически и социально более развитой, так и от крупных культурных центров в самой Сибири. Бедность рынка предоставляемых образовательных услуг объясняется не только малым количеством вузов, узким спектром направлений подготовки и специальностей в Сибири, но и значительными расстояниями, отсутствием развитой сети телекоммуникаций, т.е. географической труднодоступностью обра-
зования. Свёртывание реального производства в Сибири в конце XX в. привело к стабильному оттоку трудоспособного населения из восточных регионов, а внутри регионов - из села в город. Одной из причин миграции в молодом возрасте является отсутствие возможности получения профессионального образования в регионах вообще и в малых городах, недалеко от места проживания в частности.
Защита равноправного положения окраинных, богатых природными ресурсами регионов лежит не только в экономической, но и в интеллектуальной плоскости. В этом смысле развитие высшего образования, выравнивание потенциалов регионов через образование становятся особенно приоритетными.
При рассмотрении проблемы доступности высшего образования необходимо учитывать также плотность населения, его разбросанность по региону (который развивался по преимуществу как аграрный и добывающий), значительные расстояния между населёнными пунктами и крупными промышленными и культурными центрами. Когда речь идёт о доступности, нужно иметь в виду и уровень благосостояния населения -очень разный в различных регионах и значительно более низкий (в разы) в сравнении с Москвой и С.-Петербургом. Все сказанное относится и к проблеме доступности гуманитарного образования, которое, как считают социологи, позволяет человеку ориентироваться в социокультурных процессах, делает его более лояльным к власти, толерантным, менее агрессивным, более мобильным в трудоустройстве и адаптированным в различных сферах деятельности.
Исключение педагогических вузов из числа готовящих специалистов по гуманитарным специальностям приведет к монополизации этой сферы классическими университетами, к сужению доступа к гуманитарному образованию. Это опасно не только для гуманитарного измерения сибирского общества. Такой ход событий станет, по существу, изощренным способом выкачивания капитала из региона. «Свято место пусто не бывает»: рынок образовательных услуг легко займут филиалы сто-
86
Высшее образование в России • № 6, 2008
личных вузов, организовав в них коммерческую подготовку сибирской молодёжи.
Вряд ли какой-либо из педагогических университетов Сибири может в одночасье претендовать на федеральный статус с теми задачами, которые определены в докладе Госсовету. Скорее всего, он будет создаваться «по определению». Однако даже потенциал НГПУ не сможет в одиночестве обеспечить решение задач научного и научно-методического плана (хотя бы из-за отсутствия научныхкадров по всем направлениям).
Упомянем и демографический фактор. В течение более 10 лет социологическая лаборатория ОмГПУ проводит исследования рынка педагогического труда в контексте действия демографического фактора. Данные исследований позволяют констатировать, что увеличение рождаемости начиная с 2002-2006 гг. принципиально не изменит ситуацию с потребностью в специа-листах-педагогах. Количество рабочих учительских мест будет продолжать снижаться до 2012 г. (за исключением мест учителей начальных классов, потребность в которых начнёт расти ориентировочно с 3900 человек в 2009 г. до 4550 в 2012 г.) Особенно интенсивно будет расти спрос на специалистов дошкольного образования (численность детей дошкольного возраста по прогнозу, выполненному социологической лабораторией отдела маркетинга ОмГПУ, увеличится ориентировочно с 116 000 человек в 2004 г. до 160 000 в 2012 г.). Надо ли уменьшать наборы в педагогические вузы, закрывать или объединять их с классическими университетами? Думаю, вопрос риторический. В докладе Комиссии Общественной палаты «Образование и общество: Готова ли Россия инвестировать в свое будущее? » (сентябрь, 2007) отмечается, что в Корее и Финляндии учителями становятся люди, входящие в 10% выпускников университетов, в Сингапуре и Англии - в лучшие 30% выпускников. Замечу, что лучшие студенты педуниверситета интерес к педагогической профессии сохраняют до 3-го курса. Дальше его поддерживать чрезвычайно сложно в связи с будущими условиями труда учителей (зарплата и жилье). Причем эти лучшие не только на хорошем
и отличном уровне знают предмет, но и, пройдя через систему дополнительного образования, вполне готовы к решению задач воспитательной работы, чего, к сожалению, не скажешь о выпускниках классических университетов. Вся система подготовки в педагогических университетах традиционно сориентирована на работу с детьми.
В конце 1990-х гг. - начале 2000 г. начала изменяться возрастная структура учителей региона. Сегодня пенсионеры по старости в школах Омска и области составляют порядка 12-17%, а это 2-3 тыс. учителей. Социологический прогноз позволяет предположить уход на пенсию ежегодно около 400-500 человек. Если к этому добавить процент «текучести кадров», то ежегодный выпуск специалистов ОмГПУ в количестве 700 человек в течение нескольких лет будет находить себе работу в школе. На наш взгляд, продолжать ссылаться на «демографическую яму» с целью сокращения наборов на педагогические специальности и тем более закрытия вообще педагогических университетов и превращения их в факультеты классических университетов просто некорректно.
И последнее. Для осуществления коренной модернизации потребуется разработка механизмов её осуществления. Наиболее простой с точки зрения бюрократии способ - это внести изменения в источники финансирования: проще всего «сбросить» педвузы на местные бюджеты. Можно предположить, как поведёт себя местная власть. Ещё 15 лет назад мы говорили о незавершённости становления федерации как принципа государственного устройства России. Процессы централизации и децентрализации развивались параллельно, попеременно выдвигаясь на передний план, что и предопределило противоречивость и запутанность общей ситуации. Усиление унитаристской тенденции в территориально-государственном устройстве страны в начале XXI в. обеспечило сокращение раскачивания маятника «централизм - децентрализм», уменьшило ресурсные возможности региональных элит, включив их в «вертикаль власти ». Вертикальная зависимость местной власти от центра сформиро-
вала не только подчинённость, но и желание доказать продвинутость в реформах, чтобы максимально привлечь к развитию региона федеральные деньги. Именно этим желанием будет обусловлена политика властных структур по слиянию педагогических и, возможно, других вузов в один вуз под эгидой классических университетов. Целью будет получение федерального финансирования.
Читатель может сказать, что анализируемый нами фрагмент доклада «Инновационное развитие образования - основа повышения конкурентоспособности России», подготовленного к заседанию Госсовета в 2006 г., сегодня не является актуальным. Отнюдь. Так, в докладе Комиссии Общественной палаты «Образование и общество: Готова ли Россия инвестировать в свое будущее? » (сентябрь 2007 г.) подчёркивается: «в целях принципиального исправления ситуации предлагается посмотреть на эту проблему (подготовки учителей. - К.Ч.) открыто, не боясь радикальных решений... целесообразно перепрофилировать большинство педагогических вузов в гуманитарные университеты, создавая в них специальные программы подготовки к учительской профессии на последних курсах бакалавриата и в магистратуре » (см.: www.hse.ru). А в докладе «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» (апрель 2008 г.) отмечается, что «возможно, целесообразно отказаться от выделения педагогических вузов как отдельных институтов и не сопротивляться их стихийному превращению в классические университеты или гуманитарные университеты с сохранением специализаций для будущих педагогов»
(www.hse.ru). То есть речь идёт фактически об уничтожении педагогического образования как цельной системы высшего профессионального образования!
Налицо продолжение по-
литики «до основания, а затем. ». При этом позитивный опыт прошлого не принимается во внимание. Между тем известно, что в 70-80-е годы XX в. в классических университетах существовала практика дополнительных программ (около 500 часов) по подготовке учителя, однако их выпускники не составили сколько-нибудь заметной конкуренции выпускникам педагогических вузов. Недавно в Казахстане были воссозданы педагогические институты, выделившиеся из университетов, организованных в 90-е годы XX в. из классических, технических, медицинских и педагогических вузов.
Подводя итоги, следует отметить, что система педагогического образования нуждается в модернизации: а) содержания образования и практической подготовки;
б) структуры - в плане создания комплексов педагогического образования, в которые в том числе должны войти педагогические училища и институты повышения квалификации. Во что бы то ни стало нужно сохранить в рамках системы педагогического образования направления подготовки гуманитарного профиля.
При всём том следует очень осторожно относиться к институциональной ломке (изучая опыт, в том числе Казахстана, прошедшего этот этап), которая может привести к разрушению системы педагогического образования. А восстановить её будет очень непросто.