Научная статья на тему 'К вопросу о модели этногенеза Л. Н. Гумилева'

К вопросу о модели этногенеза Л. Н. Гумилева Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4193
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА ГУМИЛЕВА / ПАССИОНАРНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басаева Елена Казбековна, Каменецкий Евгений Самойлович, Хосаева Зарина Хетаговна

Чтобы сохранить основные положения теории Гумилева и избежать дополнительных гипотез о причинах пассионарного толчка и изменения числа пассионариев в процессе развития этноса, сделано предположение, что доля рождающихся пассионариев примерно постоянна, но в процессе развития этноса пассионарии закономерно переходят от одних видов деятельности к другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о модели этногенеза Л. Н. Гумилева»

ЧЕЛОВЕК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА

21

УДК 930.85 (008)

к вопросу о модели этногенеза л.н. Гумилева

Е.К. Басаева*, Е.С. Каменецкий**, З.Х. Хосаева***

Е.С. Каменецкий

Аннотация. Чтобы сохранить основные положения теории Гумилева и избежать дополнительных гипотез о причинах пассионарного толчка и изменения числа пассионариев в процессе развития этноса, сделано предположение, что доля рождающихся пассионариев примерно постоянна, но в процессе развития этноса пассионарии закономерно переходят от одних видов деятельности к другим.

Ключевые слова: теория этногенеза Гумилева, пассионарность, эволюция этнической системы.

Этногенетическая теория Л.Н. Гумилева предполагает наличие семи фаз этногенеза: подъема, акматической, надлома, инерционной, об-скурации, регенерации и реликтовой [1, с. 339]. Л.Н. Гумилев постулирует тесную связь между судьбой государства и его этническим ядром (структурообразующим этносом), что позволяет рассматривать формирование государства (по-литогенез) и этногенез как два аспекта единого динамического процесса [3].

Ключевое понятие теории Гумилева - пассионарность [4, с. 83]: наличие у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни [1, с. 260]. При этом отмечается, что «пассионарность отдельного человека ... не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло» [1, с. 285]. Поэтому в составе этносов почти всегда присутствует категория людей с «отрицательной» пас-сионарностью [1, с. 284], которые составляют группу субпассионариев.

Наиболее четко содержание каждой фазы изложено в книге [2]:

1. Фаза подъема - рост числа пассионариев и пассионарного напряжения, поддержка их гармоничными людьми (через интуицию). Экспансия этноса. Формирование социальных институтов. Введение новой морали, жесткая регламентация поведения членов этноса, введение ограничений в общественной жизни.

2. Акматическая фаза - избыток пассионар-ности в этносе, господство пассионариев жертвенного типа. Снижается сопротивляемость этнической системы. Растет число борющихся друг с другом группировок, вражда между ними не затихает даже при внешней опасности. Большое число пассионариев-честолюбцев, преследующих личный успех ценой интересов этноса. Трудности создания центрального руководства. Борьба в идеологической и религиозной сферах. Влияние субпассионариев незначительно. Наибольшее число субэтносов. Насыщенность истории событиями.

3. Надлом - резкое снижение пассионарного напряжения. Резкий рост числа субпассионариев за счет гармоничных людей. Острые конфликты внутри этнической системы. Резкое падение сопротивляемости этноса. Распространение антисистем.

4. Инерционная фаза - «золотая осень» цивилизации, плавное снижение пассионарного напряжения. Укрепление государства и социаль-

' Басаева Елена Казбековна - к. ф.-м. н., ЮМИ ВНЦ РАН, вр. и. о. директора (helen@smath.ru)

""Каменецкий Евгений Самойлович - д. ф.-м. н., ВНЦ РАН, ст. н. с. комплексного научно-исследовательского отдела , (esk@smath.ru)

""" Хосаева Зарина Хетаговна - ВНЦ РАН, м. н. с. комплексного научно-исследовательского отдела, (hzaiac83@mail.ru)

ТОМ 15

№ 2 2 0 15

22

ЧЕЛОВЕК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА

ных институтов. Рост культуры и науки. Активное преобразование ландшафта (часто губительное). Доминирование гармоничных людей и людей с низкой пассионарностью.

5. Фаза обскурации - низкая пассионарная напряженность, большое число субпассионариев. Долг, трудолюбие, совесть не в почете. Преступность, коррупция. Армия теряет боеспособность. Авантюристы во главе государства. сокращение численности этноса (хотя процесс этот тормозится притоком из окраинного или чужого этноса, или эмигрантов, доминирующих в общественной жизни).

6. Фаза регенерации - возможное восстановление этнической системы за счет сохраняющейся на окраинах ареала пассионарности.

7. Реликтовая (мемориальная) фаза - состояние, близкое к этническому гомеостазу. отсутствие пассионарности, сохранение культурных традиций прошлого. Жизнь памятью о былой славе этноса.

К слабостям предлагаемой Гумилевым теории относится то, что детали предлагаемого им механизма пассионарного толчка, приводящего к возникновению этноса, причины изменения числа пассионариев и появления значительного количества субпассионариев не объясняются в рамках современных научных представлений. В то же время отмечается, что «даже когда мы не согласны с предлагаемыми механизмами, трудно расстаться с чувством, что Гумилев выделил некоторые закономерности исторического процесса» [4, а 84]. Поэтому время от времени предпринимаются более научно обоснованные попытки объяснить пассионарные толчки и изменение числа пассионариев.

так, например, в [5, а 333] в качестве причины пассионарных толчков предлагается считать резкое изменение климата и стремительное (по историческим масштабам) смещение климатических зон, приводящее к необходимости быстрых изменений устоявшегося образа жизни людей. Дальнейшее изменение числа пассионариев можно описать с помощью математической модели, учитывающей рождаемость и смертность пассионариев и непассионариев, но при этом для получения такого же изменения числа пассионариев с течением времени, какое приводит Гумилев, используется предположение о том, что в начальный момент этнос состоит только из пассионариев, а непассионарии появляются только в следующих поколениях [5, а 331-332].

Другое возможное объяснение возникновения пассионариев предлагает Б.Г. сайфуллин, который считает, что «во-первых, условия для возникновения новой высокопассионарной этнической общности складываются в результате смешения двух (или нескольких) субстратов, различающих-

ся между собой в расово-антропометрическом плане. Во-вторых, источником пассионарности служит биологическая энергия гетерозиса, имеющая своей основой расово-антропологическую неоднородность формирующейся этнической общности. В-третьих, пассионариями являются не «мутанты», а некоторая часть метисов, родители которых относятся к разным антропологическим или расовым типам (разумеется, далеко не все дети от смешанных в расово-антропологическом смысле браков рождаются пассионариями; вероятно, таковых порядка 1015 %)» [3].

мы попытаемся объяснить процесс эволюции этнической системы, описанный Гумилевым без предположения об изменении доли пассионарных людей в обществе. Будем считать, что эта доля постоянна. она может составлять порядка 10 % от общего числа людей или быть несколько больше или меньше. отметим, что пассионарные люди, скорее всего, рождаются с одинаковой вероятностью как у пассионарных, так и у не пассионарных родителей. Важно то, как реализуют себя эти люди.

При таком подходе пассионарный толчок -это объединение некоторого количества пассионариев вокруг лидера. Если их количество достаточно велико - начинается успешная реорганизация общества. создаются или реформируются правила поведения, что позволяет отделить возникающий этнос от окружающих. именно поэтому на начальном этапе возникает жесткая регламентация жизни. Первоначальные успехи приводят к присоединению к активной этнической группе других пассионариев, что воспринимается как рост ее общей пассионарности. Противники, которые появляются в основном на начальном этапе преобразований, уничтожаются. Когда возникшая этническая группа становится достаточно многочисленной, она стремится расширить контролируемую область. Поэтому «фаза подъема этноса всегда связана с экспансией» [1, с. 371]. увеличение размеров контролируемой территории требует создания социальных институтов, обеспечивающих функционирование общества. Все это и является фазой подъема.

В дальнейшем наступает насыщение: все пассионарии вовлечены в управление или руководство войсками. завоевания становятся затруднительными - либо из-за удаленности и труднодоступности не завоеванных территорий, либо из-за наличия достаточно сильных соседей. Происходит раскол среди пассионариев и борьба за власть между отдельными их группами. часто эта борьба принимает формы идеологического или религиозного раскола. Это акма-тическая фаза.

ТОМ 15 № 2

2 0 15

БАСАЕВА Е.К., КАМЕНЕЦКИИ ЕС., ХОСАЕВА З.Х. К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ...

23

В результате борьбы за власть, если этнос при этом не погибает, образуется достаточно жесткая государственная система. такая система затрудняет вертикальную мобильность, и пассионарии, родители которых принадлежат к низшим слоям общества, как правило, не могут попасть в высшие слои. они либо начинают бороться за разрушение системы, что приводит к конфликтам внутри этнической системы и появлению антисистем, либо живут, отрицая сложившиеся правила, т. е., по крайней мере, часть из них воспринимается как субпассионарии. такая фаза определяется как фаза надлома.

дальнейшее укрепление государственной системы делает малоперспективной борьбу с ней. В то же время функционирование этой системы становится все более рутинным, и руководство государством все менее привлекает пассионариев. они занимаются творчеством в науке и искусстве или преобразованием природной среды. При этом аппарат управления государством постепенно деградирует, поскольку в него попадает все больше не пассионарных людей, которые не хотят что-либо менять даже при изменении ситуации. сначала деградация происходит медленно, поэтому происходящее воспринимается как расцвет - инерционная фаза.

В фазе обскурации государство окончательно деградирует. отдельные пассионарии, захватившие власть, озабочены ее сохранением. начинается процесс общей деградации общества, падения морали, роста преступности. значительная часть пассионариев пополняет ряды субпассионариев.

на окраинах большее число пассионариев участвует в управлении и поддерживает боеспособность армии, поскольку приходится бороться с внешними врагами. иногда им удается остановить развал государства - наступает фаза регенерации.

В реликтовой (мемориальной) фазе, если этнос еще сохраняется, основная часть пассионариев стремится сохранить этнические ценности, в значительной мере утерянные в предыдущие периоды.

таким образом, предположение о том, что доля рождающихся пассионариев примерно постоянна, но в процессе развития этноса они закономерно переходят от одних видов деятельности к другим, позволяет сохранить основные положения теории Гумилева и избежать дополнительных гипотез о причинах пассионарного толчка и изменения числа пассионариев и субпассионариев в процессе развития этноса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М.: МИШЕЛЬ и К, 1993. 503 с.

2. Гуц А.К. Глобальная этносоциология. - Омск: ОмГУ, 1997.212 с.

3. Сайфуллин В.Г. Пассионарность как один из ведущих факторов политической динамики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8, Ч. 1. С. 177-180.

4. Турчин П.В. Историческая динамика. На пути к теоретической истории. - М.: ЛКИ, 2007. 368 с.

5. Малков А.С., Малков С.Ю. Математические методы в исследовании закономерностей развития общества: моделирование эволюции этнических систем //В кн. Турчин П.В. Историческая динамика. На пути к теоретической истории. - М.: ЛКИ, 2007. С. 328-338.

ABOUT THE MODEL OF ETHNOGENESIS L. N. GUMILEV

Basaeva E.K.

Candidate of physical and mathematical sciences, South mathematical institute of VSC of the RAS (helen@smath.ru,)

Kamenetsky E.S.

PhD, Associate Professor, South mathematical institute of VSC of the RAS (esk@smath.ru,)

Hosaeva Z.H.

Junior Researcher of Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

(hzaiac83@mail.ru)

Abstract. In order to preserve the basic tenets of the Gumilev theory and avoid additional hypotheses about the causes of passionary push and change the number of passionaries in the process of development of ethnos, the assumption is made that the proportion of born passionaries are considered approximately constant, but in the process of development of ethnos they move from one activity to another.

Keywords: Gumilev's theory of ethnogenesis, the passion, the evolution of the ethnic system.

REFERENCES

1. Gumilev L.N. Etnogenez i biosfera zemli. - M.: MIShEL' i K, 1993. 503 s.

2. Guts A.K. Global'naya etnosotsiologiya. - Omsk: OmGU, 1997. 212 s.

3. Sayfullin V.G. Passionarnost'kak odin iz vedushchikh faktorov politicheskoy dinamiki // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. № 8, Ch. 1. S. 177-180._

4. Turchin P.V. Istoricheskaya dinamika. Na puti k teoreticheskoy istorii. - M.: LKI, 2007. 368 s.

5. Malkov A.S., Malkov S.Yu. Matematicheskie metody v issledovanii zakonomernostey razvitiya obshchestva: modelirovanie evolyutsii etnicheskikh sistem//V kn. Turchin P.V. Istoricheskaya dinamika. Na puti k teoreticheskoy istorii. - M.: LKI, 2007. S. 328-338.

TOM IS

№ 2 2 0 I S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.