УДК 343.163 ББК 67.411
© 2016 г. А. В. Агутин,
профессор кафедры прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации доктор юридических наук, профессор (г. Москва). E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ (СООБЩЕНИЙ)
О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Статья посвящена осмыслению мировоззренческих оснований организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Определено место принципов организации и деятельности прокуратуры и системно-деятельностного подхода в качестве мировоззренческих оснований организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Обращено внимание на обусловленность организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях менталитетом, мировоззрением и культурной системой российского народа.
Ключевые слова: основания, организация, системный подход, системно-деятельностный подход, прокурорский надзор, прием, регистрация, разрешение, сообщение, преступление, менталитет, смысл, мировоззрение, российская культура, духовность российского народа.
A. V. Agutin - Professor of the Department of prosecutorial supervision over implementation of laws in the
operational and search activities and participation of the Prosecutor in criminal proceedings, Academy of the
General Prosecutor Office of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor (Moscow).
TO THE QUESTION OFTHE PHILOSOPHICAL BASES OF ORGANIZATION OF PROSECUTOR'S
SUPERVISION OVER EXECUTION OF LAW IN THE ADMISSION, REGISTRATION AND SETTLEMENT
OF STATEMENTS (MESSAGES) ABOUT CRIMES
The article is devoted to the comprehension of world view grounds of organization ofpublic prosecutions directorate after complying of laws at a reception, registration and permission of reports about crimes. The article defines the location ofprinciples of organization and activity ofpublic prosecutor office and system and activity approach as world view grounds of organization of directorate ofpublic prosecutions after execution of laws at a reception, registration and permission of reports about crimes. It pays attention to conditionality of organization ofpublic prosecutions directorate after execution of laws at a reception, registration and permission of reports about crimes by mentality, world view and cultural system of the Russian people.
Key words: grounds, organization, approach of the systems, system and activity approach, public prosecution's control, reception, registration, permission, report, crime, mentality, sense, world view, Russian culture, spirituality of the Russian people.
Мировоззренческие основания внешне-системной организации прокурорского надзора* за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в прокуратуре включает в себя
«конкретные, введенные в процесс деятельности прокуратуры элементы, свойства, взаимосвязи, которые в целом дают представление о системе и структуре управления» [1, с. 46].
* На уровне методологии науки прокурорского надзора профессор А. Ф. Смирнов в системе органов прокуратуры условно выделяет три группы предметов управленческих функций. Первую группу, сформулированную с позиции внутреннего управления органов прокуратуры, представляют: распределение обязанностей, планирование, организация взаимодействия структурных единиц и т. д. Во вторую группу входят предметы управленческих функций, связанных с реализацией целей и задач внешнефункциональной деятельности системы органов прокуратуры. К ним относятся вопросы организации общего надзора прокуратуры, надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и т. д. Третья группа предметов управленческих функций связана с обеспечивающей подсистемой управления. Сюда можно включить вопросы организации работы с кадрами, систематизации законодательства, статистики и т. д.
При рассмотрении мировоззренческих оснований внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях речь должна идти о введении в процесс деятельности прокуратуры конкретных элементов, свойств, связей, которые бы давали целостное представление
и т» и
о рассматриваемой организации. В этой связи нам хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Если рассматривать мировоззренческие основания внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, опираясь сугубо на господствующие в науке прокурорского надзора постулаты теории [2, с. 140-148], то они предстанут перед нами в виде схемы: «объект - предмет - пределы». Однако такое рассмотрение имеет один серьезный недостаток: оно не учитывает мировоззренческие основания и по этой причине не дает целостного представления о внешнесис-темной организации прокурорского надзора за приемом, регистрацией и разрешением сообщений.
На наш взгляд, учета мировоззренческих оснований внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях можно добиться исходя из нескольких обстоятельств.
Первое обстоятельство. Господствующую в науке прокурорского надзора схему мировоззренческих оснований внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов необходимо дополнить принципами организации и деятельности прокуратуры. «Именно в принципах, - пишут В. Г. Даев и М. Н. Маршунов, - находит свое выражение сущность надзора. При этом принципы организации и деятельности прокуратуры, обладая собственной спецификой, являются, в конечном счете, производными от общих принципов функционирования советской политико-государственной системы» [3, с. 48].
Производными от общих принципов функционирования современной политико-государственной системы являются принципы организации и деятельности российской прокуратуры. Подобная их производность позволяет нам вести речь о том, что принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одним из системообразующих компонентов мировоззренческих оснований внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при прие-
ме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В свою очередь, системообразующий характер принципов организации и деятельности прокуратуры свидетельствует в пользу того, что они должны быть включены в методологическую схему организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В преобразованном виде мировоззренческие основания внеш-несистемной организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях схематично могут быть представлены в следующем виде: «принципы организации и деятельности прокуратуры -объект - предмет - пределы».
Принципы организации и деятельности прокуратуры служат основополагающими началами, определяющими сущность и назначение прокурорского надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации отражены в ст. 129 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и приказах Генерального прокурора РФ. Главными из них являются: единство, централизация системы органов прокуратуры, независимость, законность деятельности, гласность [1, с. 30]. Перечисленные принципы организации и деятельности прокуратуры выступают в качестве одного из компонентов мировоззренческих оснований внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Принципы организации и деятельности прокуратуры обладают и метафизической составляющей. В этом смысле потенциал принципов организации и деятельности прокуратуры состоит в том, что он способен включать в себя метафизические [4, с. 146-149] и мировоззренческие основания внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Принципы организации и деятельности прокуратуры как сами по себе, так и в своей совокупности, с одной стороны, способны оказывать регулирующее воздействие на прокурорскую деятельность по осуществлению надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а с другой - воспринимать систему ценностей российского народа. Только в этой ситуации можно говорить о трансформи-
ровании его системы ценностей в личностные убеждения и нравственную установку прокурора. Сама же трансформация ценностей российского народа* в принципы организации и деятельности прокуратуры при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях является фактом высокой гражданской и профессиональной зрелости прокуроров.
Следует отметить, что на уровне науки управления на такую значимость ценностей при их трансформации в принципы обращает внимание также Н. И. Глазунова. В частности, она пишет: «Идейно-политические цели, нравственные приоритеты ориентируют служащего в том, какое поведение в организации является допустимым или недопустимым. Ценности, ценностные ориентации трансформируются в принципы государственного служащего и отражают факт его высокой гражданской и профессиональной зрелости» [6, с. 275]. В этом смысле ценности предстают своеобразной мировоззренческой основой принципов организации и деятельности прокуратуры, которые в свою очередь образуют мировоззрение внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
При этом следует иметь в виду, что и сам прокурорский надзор в рассматриваемой сфере представляет собой единство научного (рационалистического) и метафизического мышлений, например творческого и интуитивного. Отсюда следует весьма значимый для нас вывод: принципы организации и деятельности прокуратуры и внешнесистемная организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в своей совокупности образуют мировоззренческое единство.
Мировоззренческое единство принципов организации и деятельности прокуратуры и внешнесистемная организация прокурорского надзора за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях не означают, что они тождественны. Вовсе нет. Эти принципы соотносятся друг с другом как целое и часть. В таком соотношении и проявляется методологизм принципов организации и деятельности прокуратуры.
На уровне теории методологизм принципов организации и деятельности прокуратуры - это, прежде всего, воплощение в качестве единого целого особенностей ментали-
тета и мировоззрения российского народа при внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. С практической точки зрения методологизм принципов организации и деятельности прокуратуры в ходе внешнесистем-ной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях состоит в следующем. Внешнесистем-ная организация прокурорского надзора осуществляется на основе господствующей парадигмы мышления, определяющей образ, место и роль прокурорского надзора в системе государственной деятельности.
Методологизм принципов организации и деятельности прокуратуры является решающим условием приемлемости внешнесистем-ной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешением сообщений о преступлениях. Приемлемость же рассматриваемой внешне-системной организации прокурорского надзора нами отождествляется с «соответствием теоретической конструкции реальности, то есть истиной, или по меньшей мере с объективностью» [7, с. 44].
Методологизм принципов организации и деятельности прокуратуры преимущественно выступает в роли способа объяснения и описания внешнесистемной организации прокурорского надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Отсюда следует один значимый вывод. Эффективное осуществление внешнесистемной организации прокурорского надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возможно только в том случае, если дидактически в своих размышлениях методологически опираться на принципы организации и деятельности прокуратуры. Рассуждая подобным образом, мы исходим из методологического единства менталитета, включая и систему ценностей российского народа, мировоззрения (сознания) и прокурорского надзора. Их единство можно объяснить следующим образом. Согласно методологическим постулатам мышление не только проявляется в деятельности, но и формируется в ней. Этой стороне мышления в юридической науке не было уделено должного внимания. В результате произошло обособление мышления от прокурорской деятельности, в том числе и той ее части, которая имеет
* В науке уголовного судопроизводства на это обстоятельство указывал И. Е. Адаменко [5, с. 96-98].
непосредственное отношение к организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Обособление мышления от организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях свидетельствует об оторванности сознания (мировоззрения) и прокурорского надзора от менталитета (особенно в части системы ценностей российского народа) либо прокурорского надзора от менталитета и мировоззрения общности. В любом случае обособление мышления при внешне-системной организации прокурорского надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях приводит к дисгармонии самого прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. Поэтому с целью недопущения такой дисгармонии на методологическом уровне должна быть решена одна весьма важная задача - обеспечение единства менталитета (в нашем случае - системы ценностей российского народа), мировоззрения (общественного и индивидуального сознания) и прокурорского надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. При внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях формой и одновременно способом обеспечения такого единства становятся принципы организации и деятельности прокуратуры.
В мировоззренческом аспекте принципы организации и деятельности прокуратуры не абстрактны. Они являются воплощением конкретных проявлений особенностей культурно-исторического и духовно-нравственного наследия российского народа в рассматриваемой сфере, а иначе и быть не может. Ибо в противном случае мировоззренческий потенциал принципов организации и деятельности прокуратуры может быть использован для активизации дезорганизационных процессов, свойственных внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Второе обстоятельство. Схемой «принципы организации и деятельности прокуратуры -объект - предмет - пределы» не исчерпывается особенность наших размышлений, связанных с рассмотрением мировоззренческих оснований организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступ-
лениях. Немаловажное значение имеет и способ организации мышления для объяснения и описания явлений и процессов, свойственных мировоззренческим основаниям внешнесис-темной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
В предшествующих исследованиях, связанных с рассмотрением вопросов теории прокурорского надзора, мы методологически опирались на положения системного подхода [8, с. 72-74]. В этом плане наши рассуждения для науки прокурорского надзора являлись традиционными. Так, один из признанных методологов науки прокурорского надзора профессор А. Ф. Смирнов пишет: «Среди способов, обеспечивающих успешное уяснение сложных управленческих ситуаций, следует назвать системный подход. Он позволяет анализировать ситуацию с разных сторон» [1, с. 95]. На продуктивность системного подхода в деле организации прокурорского надзора указывает и В. В. Гаврилов. Исследуя сущность прокурорского надзора в СССР, он акцентирует внимание на опыте использования инструментария системного подхода [9, с. 76] для изучения права и деятельности Т. Н. Добровольской. Со своей стороны Т. Н. Добровольская отмечает, что системный подход имеет две плоскости: «а) внешнюю, анализирующую связи и взаимодействие права и правовых явлений с явлениями, лежащими вне самого права; б) внутреннюю, раскрывающую связь и взаимодействие внутри самой правовой системы, - и что прокурорский надзор должен рассматриваться как целостная функциональная система, имеющая свои структурные элементы и складывающаяся из сложного взаимодействия этих элементов» [10, с. 30-31].
При всей привлекательности системного подхода для описания процессов и явлений, свойственных прокурорскому надзору как целостной функциональной системы, он имеет один серьезный изъян - это искусственно созданная исследовательская система. Отсюда потенциалом системного подхода невозможно объяснить и описать характер связей, возникающих в ходе организации прокурорского надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, на стыках культурной, социальной и правовой систем
и 1 Л ______и
российского народа. В силу этого системный подход своим инструментарием не способен объяснить и описать способ (форму) связи (систему связей) организации мышления в ходе осуществления прокурорского надзора.
Ограниченность системного подхода в объяснении и описании формы связи в организации мышления дает повод утверждать о необходимости поиска научного похода (метода), который позволял бы, с одной стороны, восполнить имеющийся недостаток, а с другой -целостно воспринимать прокурорский надзор в качестве функциональной системы. В нашем случае, прежде всего, речь идет о мировоззренческих основаниях внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Невозможность системного подхода выступить в качестве инструментария объяснения формы связей, свойственных мышлению, в ходе формирования мировоззренческих оснований внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях позволяет нам обратиться к потенциалу научного подхода, расположенного на вышестоящем системном уровне, а именно - к системно-деятельност-ному подходу. Востребованность данного подхода для рассмотрения внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях обусловлена ее многоуровневостью (многослой-ностью). Объяснить и описать мировоззренческие основания внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях - значит провести многоуровневую и системно-организованную мыслительную деятельность.
Преимущество системно-деятельностно-го подхода в объяснении, описании и прогнозировании (проектировании) мировоззренческих оснований внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях состоит в следующем. Согласно этому подходу внешнесистемная организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях является продуктом истории и культуры российского народа и опирается на его ценности.
В контексте мировоззренческих оснований внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях ценности российского народа должны выступать для прокуроров в каче-
стве системы наиболее важных предпочтений. Они дают им ориентир (выступают в роли ментальных моделей) в ходе внешнесис-темной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и придают смысл в целом прокурорскому надзору в рассматриваемой сфере. Не случайно, специалисты по системному мышлению Джозеф О' Коннор и Иан Макдермот указывают: «Любую нашу деятельность направляют глубоко укоренившиеся идеи, стратегии, способы понимания и руководящие идеи. В литературе по системному мышлению они известны как ментальные модели. Почему мы их так называем? - исследователи задают вопрос и сами на него отвечают, -"Ментальные" - потому что они существуют в нашем уме и направляют наши действия, а "модели" - поскольку мы строим их на основании своего опыта. Они представляют собой общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах. Эти теории, которыми мы руководствуемся, вырастают из опыта и наблюдений, но они окроплены общепризнанной мудростью и разбитыми надеждами. Они были полезны в прошлом и, как мы надеемся, пригодятся в будущем. Такие теории подобны картам местности, которые используют путешественники, идущие по стопам успешных первопроходцев. Они образуют те убеждения и верования, на которые мы ориентируемся в реальной жизни. Мы можем их не проповедовать, но мы ими руководствуемся в реальной жизни» [11, с. 81].
Восприятие ценностей российского народа в ходе внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях наполняет ее дополнительным мировоззренческим смыслом, который состоит в акцентировании внимания при моделировании алгоритма прокурорского надзора на качественных критериях прокурорской деятельности, а именно его действенности.
Действенность прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях является одним из его ключевых критериев. Так, п. 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 года № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и
предварительного следствия» обязывает начальников подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур исходя из своей компетенции организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Мировоззренческие основания внешне-системной организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о пре-
Литература
1 . Смирнов А. Ф. Организация работы и функции управления в органах прокуратуры // Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учеб. / под ред. А. Ф. Смирнова. М., 2005.
2. Настольная книга прокурора: в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. 4-е изд., пере-раб. и доп. М., 2016.
3. Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990.
4. Кравцов Ф. И. К вопросу о метафизических источниках нравственных основ уголовно-процессуальной деятельности // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2011. № 3.
5. Адаменко И. Е. Уголовно-процессуальная деятельность: социокультурные основания и сложившиеся концепции. Краснодар, 2014.
6. Глазунова Н. И. Государственное управление: учеб. для вузов. М., 2004.
7. Ивин А. А. Современная философия науки. М., 2005.
8. Агутин А. В. К вопросу о «древе» целей прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела // Бизнес в законе. 2013. № 3.
9. Гаврилов В. В. Сущность прокурорского надзора в СССР. М., 1984.
10. Добровольская Т. Н. Прокурорский надзор как одно из средств обеспечения социалистической законности // Проблемы прокурорского надзора. М., 1972.
11. Коннор Д. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: пер. с англ. М., 2006.
ступлениях являются объектом прокурорского надзора и включены в него. Их невозможно рассматривать в отрыве от самого осуществления надзора в данной сфере. Мировоззренческие основания внешнесистемной организации прокурорского надзора за исполнением законов не существуют сами по себе. Они исчезают вместе с прекращением прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Поэтому для организации действенного прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в соответствии с его мировоззренческими основаниями необходим анализ прежде всего самой надзорной деятельности в рассматриваемой сфере.
Bibliography
1. Smimov A. F. Organization of the work and control functions in the Prosecutor's Office // Basics of organization and management in the Russian Federation Prosecutor's Office: textbook / ed. by A. F. Smirnov. Moscow, 2005.
2. Handbook of a Prosecutor: in 2 parts. Part 1 / ed. by S. G. Kekhlerova, O. S. Kapinus; scien. ed. A. Yu. Vinokourov. 4th ed., revised. and added. Moscow, 2016.
3. Daev V. G., Marshunov M. N. Basis of the theory of public prosecutor's control. Leningrad, 1990.
4. Kravtsov F. I. On the question of the metaphysical sources of moral foundations of criminal procedure // «Black Holes» in the Russian legislation. 2011. № 3.
5. Adamenko I. E. Criminal procedure activity: social and cultural foundations and determined concepts. Krasnodar, 2014.
6. Glazunova N. I. Public administration: textbook for Institutes. Moscow, 2004.
7. Ivin A. A. Modern philosophy of science. Moscow, 2005.
8. Agutin A. V. On the question of the «tree» of purposes of prosecutor's control at the stage of a criminal case // Business in law. 2013. № 3.
9. Gavrilov V. V. The nature of the prosecutor's control in the USSR. Moscow, 1984.
10. Dobrovolskaya T. N. Prosecutor's control as one of a means of ensuring of socialist legality // Problems of prosecutor's control. Moscow, 1972.
11. Connor D. Systematic Thinking Art: Necessary knowledge about systems and creative approach to problem solving: transl. from English. Moscow, 2006.