КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
| 45
К вопросу о методологии стандартизации и классификации профессий и специальностей среднего профессионального образования
БЛИНОВ
Владимир Игоревич,
доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования, Москва
Аннотация
В статье представлены основные принципы и этапы построения новой системы стандартизации и классификации профессий и специальностей среднего профессионального образования В основу создания нового формата перечней профессий и специальностей СПО заложена функциональная и содержательная гармонизация с системой классификации квалификаций, действующей в сфере труда
Ключевые слова:
профессиональное образование, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, квалификация, профессия, специальность
Историки нередко спорят о том, сколько сотен лет потребовалось человечеству для перехода от примитивной волокуши к колесной тележке. Очевидно, что первые изобретения, возможно самые оригинальные, требовали столетий творческого поиска. В дальнейшем периоды творческих озарений стремительно сокращались. Аэроплан и ракету люди придумали практически одновременно, время от идей до их воплощения уже в двадцатом веке измерялись максимум десятилетиями. Сегодня — месяцами, днями. Во многих отраслях время появления и сущность новых поколений технических и методических решений вполне успешно прогнозируется.
Прогнозируемость перспективных технических решений позволяет с большой вероятностью предполагать, каков будет характер изменений в профессиональной деятельности людей. Усовершенствование технологий, приборов, материалов и инструментов практически всегда приводит к высвобождению рабочих рук и повышению требований к уровню квалификации работников. Эта эмпирическая закономерность устойчиво проявлялась в течение последнего столетия. Исчезали кочегары, но появлялись операторы котельных, на смену операторам ЭВМ пришла целая плеяда высококвалифицированных профессионалов. Труд усложняется, повышается его наукоемкость. При этом следует обратить внимание еще на один факт — трансформацию профессий, существенное изменение привычных рамок за счет добавления трудовых функций.
Летом 2017 года случился обидный прецедент: сборная команда Белоруссии проиграла чемпионат ШогЫБкИЬ в Абу-Даби по компетенции «Сантехника и отопление». Действительно, страна не южная, с устойчивыми традициями в данной отрасли, большим опытом... Оказалось, что дело в совершенно новом видении перспектив этих профессий. Современный сантехник без компьютера и умений проектирования уже не конкурентоспособен. Через несколько лет ему потребуются еще и навыки в сфере аддитивных технологий, а еще через десяток лет .
Блинов В. И. К вопросу о методологии стандартизации и классификации профессий и специальностей среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 45-51.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Само слово профессия уже воспринимается многими как анахронизм.
Целью создания нового формата перечней профессий и специальностей СПО является их функциональная и содержательная гармонизация с системой классификации квалификаций, действующей в сфере труда. При этом необходимо решить еще ряд важных задач:
- повысить оперативность внесения изменений в образовательные программы СПО в связи с процессами разработки и актуализации профессиональных стандартов и других квалификационных требований;
- сформировать единую платформу (сферы труда и сферы образования) государственного статистического наблюдения;
- обеспечить переход на систему стандартизации профессионального образования, отвечающую ведущим мировым тенденциям, когда стандартизируется образовательная основа (общие и общепрофессиональные компетенции, знания и умения), применимая для формирования нескольких квалификаций;
- обеспечить создание современного электронного ресурса (государственной информационной системы), доступного для граждан, работодателей и специалистов сферы образования, объединяющего перечень профессий и специальностей СПО и Реестр областей и видов профессиональной деятельности под общим названием «Единый реестр областей и видов профессиональной деятельности и квалификаций по образованию (в части СПО)».
Единый реестр областей и видов профессиональной деятельности и квалификаций по образованию (в части СПО) представляет собой государственную информационную систему, полномочия по ведению которой распределены в равной степени между Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством образования и науки РФ. В качестве классификационного основания Перечня профессий и специальностей СПО лежит разделение на области и виды профессиональной деятельности, которое применяется в сфере труда (реестр областей и видов профессиональной деятельности). Вместо существующего (2017 г.) деления на 57 (44) укрупненных групп профессий и специальностей принимается деление на 40 областей и видов профессиональной деятельности, реализованное в Реестре областей и видов профессиональной деятельности (2017 г.) сферы труда.
Структура Единого реестра
Наименования укрупненных групп профессий и специальностей СПО (УГПС СПО) тождественны наименованиям областей и видов профессиональной деятельности (ОВПД).
В рамках УГПС СПО выделены группы профессий и специальностей СПО (ГПС СПО) в соответствии с видом профессиональной деятельности.
Современные тенденции развития «цифрового мира» требуют оцифровки многих ресурсов, в том числе перечней профессий и специальностей, что сделает их более доступными для разных потребителей. Информатизация позволяет обеспечить коммуникацию реестров и перечней из разных сфер, что дает возможность увидеть взаимосвязи, например квалификаций по образованию и производственных квалификаций.
В настоящее время системы классификации квалификаций в образовании и сфере труда абсолютно различны, имеют разные классификационные основания. При сопоставлении квалификаций, полученных в результате освоения программ СПО, с квалификациями, по которым, например, проводятся обследования занятости населения в регионах, рассчитываются перспективные потребности, что требует весьма трудоемкой процедуры, не всегда точной и требующей достаточно много времени. В условиях высоких темпов развития квалификаций поддержание соответствия квалификаций выпускников актуальному состоянию рынка труда не представляется возможным, не говоря уже об обеспечении опережающего характера среднего профессионального образования.
Практика применения ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 еще раз подтверждает низкую мобильность в принятии решений по актуализации номенклатуры выпускных квалификаций. Действительно, если Минтрудом принимается новый профессиональный стандарт, то для внесения изменений во ФГОС СПО необходимо примерно 6-8 месяцев, еще несколько месяцев для разработки, экспертизы и внесения в Реестр примерной программы, еще несколько месяцев на внесение изменений в основные профессиональные образовательные программы профессиональных образовательных организаций. Только на формальные изменения уходит 1-1,5 года. Даже если изменения в основные профессиональные образовательные программы вносятся только в части профессионального цикла, в программу последних двух лет обучения, то суммарное время реакции системы образования на обновление производственной квалификации составляет 3-4 года. Для некоторых областей профессиональной деятельности, например для информационных технологий, срок в 4 года сопоставим со «сроком жизни» самой квалификации.
Сопровождающим процессом развития региональных рынков труда является прогнозирование потребностей в рабочей силе. При этом совершенно естественно, что качественные параметры прогнозирования лежат в терминологии описания квалификаций, принятых в сфере труда, которые ни на одном уровне классификаций не совпадают с принятыми в образовании. Таким образом, даже очень качественный прогноз требует «перевода» на язык перечней системы СПО, этот процесс требует времени, а самое главное — снижает точность прогноза вследствие полного несовпадения с областями и видами профессиональной деятельности, взятыми из реестров Минтруда РФ.
Перспективы развития стандартизации в сфере профессионального образования, соответствующие мировым трендам, таковы, что разделение понятий «квалификация по образованию» и «производственная квалификация» становится делом ближайших лет. Многие исследователи обоснованно утверждают, что в условиях четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0) значение soft skills как результатов освоения профессиональных образовательных программ становится ведущим наравне с общепрофессиональными знаниями и умениями. Современная стандартизация требует нового предмета, в качестве которого как раз и выступают общепрофессиональные знания и умения, а также общие
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
компетенции. Отметим, что даже во ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 данный новый принцип и предмет стандартизации пока не применены. Новая система стандартизации требует иных подходов к перечням профессий и специальностей СПО. Важным представляется то, что должен измениться сам принцип формирования перечней. Сегодня позиции перечней формируются по факту возникновения нового ФГОС или отмены устаревшего. В перспективе должно быть с точностью наоборот: перечень формируется, реагируя на появление новой квалификации, нового вида профессиональной деятельности или даже целой области, давая сигнал для актуализации ФГОС СПО и примерных программ.
Отдельно следует обозначить проблему количества ФГОС СПО. Оперировать цифрами в 500-600 ФГОС весьма затруднительно. Кроме того, в этом нет особого смысла, так как если объектом стандартизации становятся общие компетенции и общепрофессиональные знания и умения, служащие содержательной основой формирования многих квалификаций в пределах своего уровня, ФГОС СПО должно быть не более 120. Возникновение новой квалификации на рынке труда потребует на первом этапе соотнести основания формирования профессиональных компетенций (готовности к выполнению трудовых функций) с уже имеющимися образовательными стандартами. Только совершенно новые профессиональные компетенции потребуют разработки действительно нового базиса знаний и умений. В итоге существенно сократится время на разработку и введение новых ФГОС СПО, Перечни вполне могут взять на себя ту содержательную нагрузку, которую несут приложения 1 и 2 в формате ФГОС по ТОП-50.
Проблема отличий в делении на укрупненные группы в перечнях высшего образования и среднего профессионального образования возникла в момент появления самих этих перечней. Очевидно, что полного соответствия добиться невозможно в связи с естественными различиями в содержании квалификаций, определяющих результаты образования. Пока не представляется возможным установить однозначно преемственность программ ВО и СПО, поскольку многие квалификации высшего образования (филолог, математик, физик и др.) не имеют преемственных аналогов на уровне СПО, как и многие профессии и специальности (стропальщик, машинист локомотива, слесарь) не имеют сопряженных квалификаций более высокого уровня. Общая преемственность обеспечивается тем, что все выпускники СПО получают полное общее образование и вправе продолжать образование по любому направлению высшего образования на общих основаниях. Остается ряд вопросов приема абитуриентов — выпускников программ СПО, претендующих на обучение по ускоренным программам в вузе. Методологически важно, чтобы решение этой проблемы не влияло на структуру перечней как среднего профессионального, так и высшего образования. Выявить сопряженные программы возможно путем сопоставления содержания подготовки и создания отдельного документа.
Основным принципом внедрения новых перечней профессий и специальностей СПО должен стать принцип эволюционности и синхрониза-
ции с процессами введения новой системы стандартизации в среднем профессиональном образовании. Другим важным принципом является постепенность, которая может быть обеспечена периодом параллельного действия старого и нового перечней, переходом образовательных организаций на новые ФГОС СПО по мере их готовности.
Введение новых перечней профессий и специальностей СПО потребует внесения изменений в действующий Закон об образовании в Российской Федерации, в ряд нормативных актов Минобрнауки и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, получения образовательными организациями новых лицензий на образовательную деятельность в СПО. Потребуется корректировка системы статистического наблюдения в системе образования, а также дополнительная профессиональная подготовка (повышение квалификации) руководителей, методистов и преподавателей системы СПО.
Разработка новых перечней профессий и специальностей СПО потребует непосредственного участия представителей сферы труда, предпочтительно специалистов советов по профессиональным квалификациям (СПК) по областям и видам профессиональной деятельности совместно с методистами и педагогами, представляющими федеральные учебно-методические объединения.
Уже сегодня такой документ, как Перечень профессионального обучения фактически утратил смысл, поскольку вступил в действие реестр областей и видов профессиональной деятельности, а также реестр профессиональных квалификаций. Эти документы в совокупности с содержанием профессиональных стандартов дают всю необходимую информацию, необходимую для разработки образовательных программ профессионального обучения. Целесообразно разработать документ методического характера, разъясняющий алгоритм работы с уже имеющимися информационными ресурсами при разработке программ.
Предварительный анализ показывает, что в рамках 40 областей профессиональной деятельности может быть сформировано 39 УГПС СПО, в структуре которых возможно выделить 100-120 групп профессий и специальностей с единым содержанием базовой общепрофессиональной подготовки. При укрупнении ФГОС СПО это позволит разработать такое же количество образовательных стандартов (без учета специальных ФГОС СПО для лиц с ОВЗ) при условии, что в одном стандарте будут прописаны требования к общепрофессиональной подготовке как на уровне программ подготовки квалифицированных рабочих, так и специалистов среднего звена.
Среди областей профессиональной деятельности в Реестре выделена отдельная — «сквозная» — группа квалификаций (№ 40). Предварительный анализ содержания данных квалификаций показал, что для подготовки специалистов по ним требуется определить содержание общепрофессиональной подготовки, которое в ряде случаев уже совпадает с имеющимися в других УГПС позициями. В этом случае квалификация вносится в перечень тех, по которым подготовка может проводиться в рамках уже имеющегося ФГОС СПО. Если «родственного» не обнаруживается, то должно приниматься решение о формировании отдельной
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ГПС в структуре уже имеющейся укрупненной группы.
Каким образом может выглядеть новая кодификация в перечнях профессий и специальностей СПО?
Пусть название каждой позиции перечня формируется из наименований квалификаций, относящихся к соответствующему виду профессиональной деятельности. Тогда получим следующую структуру кода:
- первый разряд (две цифры) — № УГПС, совпадающий с кодировкой из Реестра областей и видов профессиональной деятельности;
- второй разряд (три цифры) — № ГПС, совпадающий с кодировкой вида профессиональной деятельности (ВПД) из Реестра областей и видов профессиональной деятельности;
- третий разряд (две цифры + две цифры + две цифры) — уровни квалификации (УК) в соответствии с уровнями квалификации трудовых функций по соответствующим профессиональным стандартам, относящимся к виду профессиональной деятельности.
В случае если в рамках вида профессиональной деятельности имеются рабочие профессии, указывается сначала 04 УК, потом 05 УК, далее вместо 06 УК ставятся прочерки. В случаях когда специальность не имеет сопряженных рабочих профессий, вместо первых двух цифр ставятся нули, а далее указывается 05 УК или 06 УК. Так, например, по машиностроительным специальностям кодировка уровней квалификации будет выглядеть 04.05.00, что означает «имеются сопряженные рабочие профессии и квалификации, требующие среднего профессионального образования». Специальность «Учитель начальной школы» будет иметь кодировку уровней квалификации 00.00.06.
Пример
Код 33.004.04.05.00: Парикмахер
33 — область профессиональной деятельности «Сервис, оказание услуг населению»;
004 — вид профессиональной деятельности «Специалист по предоставлению парикмахерских услуг»;
04.05.00 — уровни квалификации 04 и 05 в соответствии с профессиональным стандартом.
Перспективы развития профессионального образования таковы, что уже в ближайшем будущем документы об образовании человека и о его квалификации станут разными. Документ об образовании должен подтверждать успешное освоение человеком образовательной программы, готовность к получению множества квалификаций и продолжению образования. Документ о квалификации должен свидетельствовать о готовности человека к выполнению определенных трудовых функций и трудовых действий. Как правило, документ о квалификации — это результат оценивания со стороны сферы труда. Наиболее сложен этап вхождения выпускника в производственные отношения. Главной причиной этого является низкий уровень доверия работодателей к документам об образовании и одновременно о квалификации, особенно когда потенциальный работник еще не имеет опыта работы, также являющегося подтверждением производственной квалификации. Попытки системы образования «убедить» работодателя в том, что документ об образова-
нии подтверждает одновременно и квалификацию человека не увенчались успехом в экономически развитых странах и в большинстве из них возникли системы раздельного оценивания образованности и производственной квалификации человека. При этом ценность образования не только не уменьшилась, но и существенно возросла, поскольку именно профессиональное образование открывает пути к получению широкого спектра квалификаций.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Берган С. Квалификации — осмысление понятия. — М.: ООО «АВАНГЛИОН-ПРИНТ», 2013.
2. Сазонов Б. А. О проекте нового Общероссийского классификатора специальностей по образованию. Инженерная педагогика: Сборник научных трудов в 3 т. / Центр инженерной педагогики МАДИ. — М., 2014. — Вып. 16. — Т. 1. — С. 194-198.
3. Сазонов Б. А., Яценко В. Е., Гиринович Ю. В. Общероссийские классификаторы в сфере образования: формирование, ведение, развитие. — М.: ФИРО, 2006. — 61 с.
4. Сазонов Б. А., Куртеева Л. Н. Задачи актуализации перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 10. — С. 21-25.
5. Сазонов Б. А. Классификация профессиональных образовательных программ в Российской Федерации: состояние и возможные перспективы // Высшее образование в России. — 2017. — № 11. — С. 20-30.
6. Формирование системы профессиональных квалификаций: сло-варно-справочное пособие / Авт.-сост.: И. А. Волошина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков и др. — М.: Издательство «Перо», 2016.