№ 4 (47), 2012 "Культурная жизнь Юга России"
Н. А. ГАНГУР, Л. Ю. БРЫЛОВА
К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРИКЛАДНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (Взаимосвязь народного и профессионального)
Авторы статьи рассматривают узловые вопросы преподавания прикладной композиции в художественных учреждениях высшего профессионального образования на современном этапе, но с экскурсами в художественную практику конца XIX - середины XX века. В центр исследовательской оптики поставлена проблема взаимосвязи профессионального / народного в теории и практике изучения студентами базовых принципов орнаментальной композиции.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, теория орнамента, орнаментальная композиция, профессиональное искусство, народное творчество.
Декоративно-прикладное искусство - одна из важнейших областей современной художественной культуры, обширный раздел искусства, охватывающий различные виды творчества, ориентированные на создание изделий бытового назначения. В последнее время в связи с развитием дизайна, который сродни декоративно-прикладному искусству, в образовательных художественных учреждениях Краснодарского края возникла необходимость в более глубоком, систематическом изучении основ прикладной композиции и как следствие - обновлении форм и методов ее преподавания.
Рост национального самосознания, стремление глубже понять историю и культуру своего народа активизировали обращение к традиционному народному искусству в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений разного уровня. Народное творчество - накопленный поколениями продукт многовекового опыта, хранимый мастерами, в нем наглядно воплощены такие базовые принципы, как стилизация, трансформация, плоскостность, декоративность, орна-ментальность целого и его частей, отказ от всего случайного, малозначительного, акцентирование наиболее выразительного. Еще в конце XIX века С. Ноаковский под впечатлением от выставки в рисовальных школах настоятельно призывал вернуться к природе, представляющей, по его словам, «неисчерпаемый клад для орнаментали-стики» и рекомендовал учащимся тщательно изучать растения, а затем стилизовать их, превращая в орнамент [1]. В это же время в Строгановском училище был введен новый предмет «стилизация цветов», в основу преподавания которого положен декоративный метод [2].
Е. Д. Поленова в письме к В. Стасову выделяет в качестве одной из существенных черт русского народного орнамента использование природных мотивов, «стилизацию растений и животных» [3]. В целом под стилизацией в декоративно-прикладном искусстве понимают подчинение художественного изображения условным, упрощенным формам; при этом анализ и обобщение выступают как взаимообусловленные звенья единого творческого процесса, связанного с абстрагирующей работой мышления, фантазии, воображения. По-
этому стилизацию рассматривают как творческий метод, особенно в той области, где требуется декоративность как способ художественного мышления, проявляющийся во время работы с натуры. Австрийский искусствовед Алоиз Ригль в своей известной работе «Вопросы стиля. Основы истории орнаментики» (1893) подчеркивает: художественная ценность растительного орнамента не есть воспроизведение растения в его реальных чувственных формах, это преобразование, трансформация в соответствии с особыми закономерностями [4].
В изобразительном искусстве орнамент проявляется в двух ипостасях: на предметной плоскости и как способ организации композиции. Не случайно «орнаментальное искусство» часто служит синонимом понятия «прикладное искусство». Орнамент соединяет в себе различные художественные планы: эстетический, архитектонический, семантический. В плане архитектоники он выступает самостоятельной художественной структурой и когда находится на поверхности украшаемого предмета, и когда является самостоятельным произведением искусства [5]. М. С. Каган характеризует художественный язык орнамента как архитектонический, «который лишь вобрал в себя в той или иной степени элементы изобразительности и переработал их согласно своим потребностям» [6]. В орнаменте свободно совмещаются предметы, в действительности не связанные друг с другом; они изображены условно (стилизованы, схематизированы) и включены в орнаментальную композицию согласно законам ритма, симметрии, повторяемости.
Принцип опоры на народную традицию при изучении принципов построения орнамента не является новым. В середине XX века специалист по русскому художественному металлу искусствовед А. Е. Горпенко читал в Научно-исследовательском институте художественной промышленности курс орнаментальной композиции. Подготовленные им наглядные пособия - фотоматериалы, графические схемы, рисунки народных орнаментов - иллюстрируют такие базовые принципы, как ритм, метр, симметрия, асимметрия (см. архивный сб. «Неопубликованные труды НИИХП». М., 1955; 1959; 1960). «В народе настолько остро было
"Культурная жизнь Юга России" 68 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
№ 4 (47), 2012
чувство орнаментальности, что на основе изучения произведений народного орнамента удалось наметить те пути, которые можно положить в основу теоретического построения орнамента», -отметил в своем выступлении на научной конференции Академии художеств (1951) Н. Б. Бакланов [7]. Профессор В. Н. Козлов («Основы художественного оформления текстильных изделий». М., 1981) рекомендовал студентам в художественной практике обращаться непосредственно к природе и народному искусству. В последние годы появились учебные пособия по русскому народному искусству, в которых композиция рассматривается с точки зрения ее структуры, средств и приемов, основных понятий и истории развития [8]. Обращение к народному орнаменту способствует более глубокому уяснению основных закономерностей и принципов построения орнаментальной композиции. Оно активизирует творческую деятельность студентов: дает возможность понять образный строй через постижение закономерностей формообразования, на основе изобразительных тропов. Мы имеем в виду олицетворение (антропоморфизм, зооморфизм), параболу, перифраз, метонимию, синекдоху, а также такие приемы, как антитеза (в геральдической композиции), литота, гипербола.
Однако практика показывает, что принцип взаимосвязи профессионального / народного иногда понимают слишком прямолинейно и сводят все к копированию народных образцов - в лучшем случае с некоторой импровизацией в деталях или композиции.
Между тем сложнейшие задачи сближения профессионального и народного искусства в конце XIX века успешно решались в кустарных мастерских (творческих лабораториях) Талашкина, Абрамцева, Сергиева Посада. Копирование было лишь первым этапом на пути формирования собственного художественного стиля в абрамцевской мастерской, которую в 1885 году возглавила талантливая и энергичная Е. Д. Поленова. Творческое использование традиций при создании новых современных вещей, а не механическое перенесение образцов из одной среды в другую - такую задачу она поставила и успешно осуществила
[9]. Аналогичным образом обновление художественного содержания в опоре на народную традицию (калужская цветная перевить) гармонично представлено в творчестве выдающегося мастера художественной вышивки М. Н. Гумилевской
[10]. В 1970-е годы на Краснодарской фабрике художественных изделий предпринимались попытки создания орнаментальных композиций по мотивам кубанской ковани (включение их в декор современных изделий), к сожалению, практика свелась к изготовлению единичных «экспериментальных» образцов и не получила дальнейшего развития.
В вышивке и кружеве орнамент является главным средством выражения. Однако произведения кубанского народного текстиля «^ оси^» демонстрируют характерные черты переходной эпохи - историзма и модерна. В этот период в на-
родное искусство перекочевали «отредактированные цитаты» из арсенала классических стилей и своеобразно понятого «русского стиля». Вместо орнаментальной композиции - компоновка отдельных, не связанных пластически элементов, «цитат» из разных печатных источников. Выявление специфики регионального стиля или местного колорита, своеобразия («couleur locale») в этом случае осложняется «интернациональным» характером многих мотивов, сюжетов. Из-за характерных черт эклектики (отсутствие оригинальности, поверхностное заимствование, противоречивое смешение) исследователи зачастую отказывают народному искусству этого периода в самобытности, смысловой и образной целостности. И понимание этого обстоятельства весьма существенно при обращении к произведениям народных мастеров.
В процессе преподавания основ прикладной композиции необходимо выстроить четкую многоступенчатую структуру, все звенья которой между собой взаимосвязаны. Их взаимообусловленность позволит студентам системно и поэтапно овладевать основными закономерностями. Безусловно, переходить к стилизации форм растительного и животного мира целесообразно только после изучения законов и принципов построения орнаментальной композиции (закон пропорциональности, трех-компонентности, принципы одинаковости / разнообразия, статики / динамики, симметрии / асимметрии и пр.). При этом региональный компонент может органично входить в структуру курса в качестве наглядной иллюстрации основных положений, освещаемых при изложении той или иной темы. Лишь после изучения базового курса целесообразно переходить непосредственно к работе в материале (батик, гобелен, резьба, роспись по дереву и т. д.).
В заключение хотелось бы отметить, что авторы предлагают свое видение проблемы, синтезируя многолетний опыт педагогической практики и теоретические разработки, методические рекомендации других исследователей, с опорой на народное искусство во всем многообразии его локальных вариантов.
Литература
1. Ноаковский С. В. Выставки в рисовальных школах // Мир искусства. 1899. № 6. С. 58.
2. Шульгина Е. Н., Пронина И. А. История Строгановского училища. 1825-1918. М., 2002. С. 135.
3. Поленова Н. В. Елена Дмитриевна Поленова. 1850-1898. М., 1902. С. 27-28.
4. Арсланов В. Г. История западного искусствознания ХХ века. М., 2003. С. 77-78.
5. Фон Арб-Кнорозок Т. Ю. Орнамент в художественной практике декоративно-прикладного искусства второй половины XIX века (на примере творчества У. Морриса): автореф. дис. ... канд. ис-кусствовед-я. СПб., 2002. С. 9.
6. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. С. 298.
№ 4 (47), 2012
"Культурная жизнь Юга России" ^^
7. Монументально-декоративное и декоративно-прикладное искусство: тр. науч. конф. Академии художеств СССР (Москва, 21-24 февр. 1951). М., 1953. С. 110.
8. Кошаев В. Б. Композиция в русском народ-
ном искусстве (на материале изделий из дерева): учеб. пособие для студентов вузов. М., 2006.
9. Абрамцево. Л., 1988. С. 146-152.
10. Вышивка. Художник М. Н. Гумилевская: альбом. М., 2005.
n. a. gangur, l. yu. brylova. about the teaching methods of applied composition in high school ( The correlation of folk and professional)
The article deals with key issues of the teaching of applied composition in art institutions of higher education at the present stage, but with excursuses into artistic practice of the late XIX - mid XX century. The attention is also paid to correlation of professional / folk art in the theory and practice of studying by students the basic principles of ornamental composition.
Key words: decorative and applied art, theory of ornament, ornamental composition, professional art, folk art.
E. Г. ВАКУЛЕНКО, В. А. БЕРДЮГИНА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
В работе раскрываются система психолого-педагогических принципов передачи опыта народной художественной традиции и методы обучения декоративно-прикладному искусству на факультете народной художественной культуры.
Ключевые слова: восприятие народного искусства, народная педагогика, этнопсихология, народная художественная культура, профессиональное образование.
Психолого-педагогические подходы в работе профессиональных учебных заведений, как и форма организации, типы учреждений, система и методы работы в них, сейчас динамично обновляются и требуют поиска, уточнения, корректировки. В комплексе с принципами и методами исследований, применяемых в современной педагогике и психологии, это позволяет сформулировать новые цели и задачи образования, освоить прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, выйти к их органичному сочетанию, пересмотрев ряд ключевых моментов.
В современных условиях - с попытками форсированного перехода к рыночной экономике -в стране наступил социально-экономический кризис, который не мог не отразиться на образовании, в том числе и профессиональном. Это потребовало с современных научных позиций наметить стратегию обновления - новые ориентиры развития образования в целом. Происходит, прежде всего, серьезное изменение его установок, а следовательно, и критериев эффективности. Не качество знаний как таковое (и тем более не объем усвоенных знаний и умений), а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования [1].
Психологические основы вузовской подготовки специалистов в сфере народной художественной культуры (НХК) определяются целями образования, особенностями процесса усвоения, характером и возможностями развития обучающихся и т. д. При этом важнейшее значение имеет управление процессом восприятия традиций родной культуры.
Восприятие, по определению «Педагогического энциклопедического словаря», есть «психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. Восприятие формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимоотношений с предметами» [2]. В учебной ситуации на развитие способностей восприятия и мышления направлены специальные формы работы - беседы, подготавливающие к освоению традиций народного искусства, наблюдения за работой мастеров. Предпосылкой к постижению выступает единство интеллектуального и чувственного аспектов: важен не только эмоциональный отклик, надо и мысленно воспринимать, понимать произведения народных мастеров. Понимание трактуется как мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Слияние восприятия и понимания происходит через эмоции.
Всестороннее изучение произведений народного искусства неразрывно с эстетической природой художественного образа, специфически соотнесенной с конкретно-чувственным своеобразием содержания каждого произведения. Вскрытие этого единства невозможно вне конкретной практической деятельности. В процессе изучения произведений народного искусства обучаемые должны получить комплекс определенных знаний, уме-