Научная статья на тему 'К вопросу о методах государственного финансового контроля'

К вопросу о методах государственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2168
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликов А. П.

Статья посвящена актуальной теме исследования методов государственного финансового контроля. Особое внимание автор уделил глубокому изучению вопросов классификации методов государственного финансового контроля, с помощью которых достигаются цели контрольных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методах государственного финансового контроля»

7.9. К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Беликов А. П.

Адъюнкт Академии управления МВД России, кафедры «Организации финансово-экономического и тылового обеспечения»

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Статья посвящена актуальной теме исследования методов государственного финансового контроля. Особое внимание автор уделил глубокому изучению вопросов классификации методов государственного финансового контроля, с помощью которых достигаются цели контрольных мероприятий.

Многогранность задач и функций государственного финансового контроля определяет и разнообразие способов его проведения. Так, для некоторых ситуаций достаточно контроля финансовой отчетности и документации, а для других необходим анализ всей финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Чем разнообразнее будет набор методов контроля, тем выше будет качество и эффективность контрольных мероприятий1.

К основным методам государственного финансового контроля традиционно, различные авторы относят ревизию, проверку и анализ, забывая при этом об инвентаризации.

Права Е.Е. Курочкина, утверждая, что: «...применение конкретного метода зависит от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансово-контрольную деятельность, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольного действия»2.

Так, Н.И. Химичева отмечает, что: «Основной метод государственного финансового контроля - ревизия (от лат. ге\ЧБЮ - пересмотр), т.е. наиболее глубокое, полное всестороннее обследование финансовохозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности»3.

Имеется и другое мнение, созвучное с нашей точкой зрения, данное специалистом-практиком Л.Н. Овсянниковым, согласно которому «. ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций4.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различают ревизии полные и выборочные. По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. По характеру материала, на основе которого производятся ревизии, они подразделяются на документальные и фактические (рис. 1)5.

1 Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль: курс лекций. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 174.

2 Курочкина Е.Е. Проблемы совершенствования механизма финансово-контрольной деятельности Российского государства. Дис. ... к. ю. н. - СПб., 2006. С. 22.

3 Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. С. 147.

4 Овсянников Л.Н. Ревизия сегодня и завтра. // Финансы. -1997, № 4. С. 52.

5 Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 60-61.

Беликов А.П.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

«Проверка осуществляется, - пишут М.Е. Карато-нов и И.А. Цинделиани, - по отдельным вопросам в финансовой и хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов (например, проверка целевого использования бюджетных средств, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности). В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий» .

Нам представляется наиболее убедительной позиция Н.П. Ефимовой, считающей что: «... проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого лица»7.

Мы придерживаемся позиции, согласно которой проверки подразделяются на комплексные, тематические и счетные (рис. 2).

Анализ (от гр. - analysis) - прием исследования, который включает изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные объекты (по его признакам, свойствам, отношениям). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого (комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности юридического лица с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и изыскания внутрихозяйственных резервов)8.

Нам представляется наиболее убедительной позиция А.Л. Полищука, который считает, что аналитическая процедура является неотъемлемой частью любой контрольной работы - сбор данных осуществляется посредством аналитических процедур.

При этом, как отмечает А.Л. Полищук, в результате анализа формируется оценка достоверности проверяемого объекта учета. Данная оценка является косвенным свидетельством, на основе которого принимается решение о необходимости применения определенных контрольных процедур, в большей степени ориентированных на получение прямых свидетельств, если эта необходимость вытекает из предварительного анализа, учета и контроля.

Особое значение анализ имеет на ранних стадиях проверки, в том числе при планировании контроля. На данном этапе планируются временные рамки, глубина проверки фактического материала, намечаются процедуры, которые целесообразно применить для эффективного выполнения задач контроля.

Цель анализа реализуется в форме решения конкретной управленческой задачи, поставленной перед контролем. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Примером аналитических задач могут быть: анализ ликвидности баланса, анализ финансового состояния и платежеспособно-

Комплексные

Представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации при участии в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности учреждения по широкому кругу вопросов.

Проверки

1 г

Темати ческие

Используются для контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых организациями. Также применяются государственными органами при контроле за целевым использованием бюджетных средств и выполнением федеральных целевых программ; возвратом государственных кредитов.

Напр

Счетные

ление достоверности бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской отчетности. Данные проверки обычно проводятся после сдачи бухгалтерской отчетности подразделениями налоговых органов, контролирующими платежи юридических лиц по налогу на прибыль.

Рис. 2. Классификация проверок

6 Финансовое право: учебник / Бельский К.С. и др. / Под ред. С.В. Запольского - М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006. С. 98.

7 Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. - М.: Медицина, 2000. С. 34-35.

8 Курочкина Е.Е. Проблемы совершенствования механизма финансово-контрольной деятельности Российского государства. Дис. ... к. ю. н. - СПб., 2006. С. 22-23.

сти, анализ динамики и структуры баланса, факторный анализ прибыли, объема производства и издержек, мониторинг важнейших финансовых индикаторов, комплексный анализ финансово-

хозяйственной деятельности предприятий и др9.

Инвентаризация (от лат. туегЛапит - роспись, опись) первый технический прием хозяйственного учета, возникший более шести тысяч лет тому назад. Древнейший из дошедших до нас законодательных актов, упоминающих инвентаризацию, -кодекс Хаммурапи10.

Впервые теоретическую интерпретацию инвентаря дал в 1949 году Лука Пачоли. Он писал: «. купец должен составить подробно свой инвентарь, то есть вписать на отдельные листы или в отдельную книгу все, что, по его мнению, принадлежит ему как в движимом, так и в недвижимом имуществе, начиная всегда с таких вещей, которые были ценны и легко утрачиваются, как-то: наличные деньги, драгоценности, серебряные изделия и др.» .

В зависимости от порядка проведения инвентаризации и ее целей, Я.В. Соколов и С.М. Бычкова выделяют несколько ее видов:

1) по принадлежности (имущество на предприятии, вне предприятия);

2) по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные);

3) по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту);

4) по субъекту (ординарные - инициатива собственника, экстраординарные - инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.);

5) по использованию данных (информативные, доказательные - первые решают экономические, вторые - юридические задачи);

6) по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные);

7) по форме описи /устные. письменные, на механических носителях)1 .

Таким образом, с помощью инвентаризации мы можем не только осуществлять контроль за сохранностью собственности организации, но и обеспечивать достоверность фактических данных о наличии имущества.

Между тем, имеющий место факт отсутствия законодательного закрепления методов государственного финансового контроля, дает простор ненужной в данном случае ведомственной самодеятельности и порождает произвол, ущемляющий интересы юридических лиц и права граждан. К примеру, в подзаконных нормативных документах Счетной палаты Российской Федерации и Минфина России, вопросы регламентирования ревизии и проверки решены весьма различно, хотя речь идет об одних и тех же объектах и предметах контрольной деятельности, и с явным ущемлением прав проверяемой стороны. К примеру, Л.Н. Овсянников еще 11 лет назад в статье «Время узаконить ревизию» с горечью констатировал: «Если ревизия - действие законное, что в общем-то ни у кого не сомнения не вызывает, если она нужна государству, министрам, прокурорам, следователям, финансистам, .то почему до сих пор не узаконено понятие ревизии? »13.

9 Полищук А.Л. Современные тенденции трансформации системы государственного финансового контроля. Дис. ... к. э. н. - М., 2003. С. 63-65.

10 Лозинский А.И. К истории развития бухгалтерского (балансового) учета. - Саратов, 1939. С. 66

11 Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. - М., 1974. С. 14.

12 Соколов Я.В., Бычкова С.М. Бухгалтерский учет, аудит и судебная бухгалтерия // Аудиторские ведомости. - 2000, № 4. С. 18.

13 Овсянников Л.Н. Время узаконить ревизию. // Финансы.

- 1997, № 11. С. 49-52.

Подводя итог, хотелось бы акцентировать внимание на том, что сегодня назрела необходимость законодательного определения и закрепления методов государственного финансового контроля. В этой связи представляется, что усиление государственного финансового контроля требует внесения изменений в раздел IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации14. Статья в данном разделе должна иметь название «Методы осуществляемые органами финансового контроля» (Приложение № 1).

Приложение № 1

Проект

Модель статьи

«Методы проводимые органами финансового контроля»

1. Органы осуществляющие следующие методы финансового контроля:

• - ревизия (определение);

о документальная (определение) о фактическая (определение)

• - проверка (определение);

• - инвентаризация (определение)

• - анализ (определение);

2. Обязательность исполнения требований должностных лиц осуществляющих финансовый контроль.

3. Ответственность за неисполнение требований должностных лиц осуществляющих финансовый контроль

4. Ответственность должностных лиц осуществляющих финансовый контроль

5. Организация ревизий, проверок и инвентаризаций.

6. Привлечение к ревизиям, проверкам и инвентаризациям независимых экспертов.

7. Оформление результатов ревизий, проверок и инвентаризаций, осуществляемых органами финансового контроля.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Беликова Александра Павловича «К вопросу о методах государственного финансового контроля»

Представленная научная статья посвящена изучению методов государственного финансового контроля. Как верно отмечает автор исследования, имеющий место факт отсутствия законодательного закрепления методов государственного финансового контроля, дает простор ненужной в данном случае ведомственной самодеятельности и порождает произвол, ущемляющий интересы юридических лиц и права граждан.

Автор аргументировано утверждает, что сегодня назрела необходимость законодательного определения и закрепления методов государственного финансового контроля.

Достоинством статьи является то, что автор правильно ставит цели, решение которых предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования органов государственного финансового контроля.

Считаю, что рецензируемая научная статья соответствует уровню такого рода научных работ, и может представлять теоретическую и практическую значимость для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практических работников контрольно-счетных органов и для всех тех, кто интересуется проблемами государственного финансового контроля.

Полагаю, что статья А.П. Беликова может быть допущена к опубликованию в открытой печати.

Научный руководитель - доцент кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России кандидат юридических наук, доцент В. В Казаков, 28 июля 2008 г.

14 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.