Научная статья на тему 'К вопросу о материально-техническом обеспечении школ Чувашской АССР в период перехода к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию (1958-1964 гг. )'

К вопросу о материально-техническом обеспечении школ Чувашской АССР в период перехода к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию (1958-1964 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
289
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ВСЕОБЩЕЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВОСЬМИЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА / ПРЕДПРИЯТИЯ / КОЛХОЗЫ / СОВХОЗЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЗДАНИЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / MATERIAL AND TECHNICAL RESOURCES / REFORM / CORPORATES / COLLECTIVE FARM / STATE FARMS / CONSTRUCTION / CABINET / SCHOOLING / TREASURY FUNDS / NATIONAL SUBSIDY ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ласточкин Вячеслав Борисович

На основе опубликованных и архивных источников рассматриваются недостаточно освещавшиеся раннее вопросы материально-технической обеспеченности школ Чувашской АССР в период перехода к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию в 1958-1964 гг. Продемонстрированы основные механизмы реализации школьной реформы, включая введение политехнического обучения. Показано, как осуществлялось обеспечение школ новыми зданиями, учебными кабинетами и т.д. Эти сюжеты показывают, насколько трудным был процесс создания полноценной учебно-мате­риаль­ной базы в общеобразовательных учебных заведениях Чувашской АССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LOGISTICS OF SCHOOL-CHUVASH ASSR DURING THE TRANSITION TO UNIVERSAL COMPULSORY EIGHT-YEAR EDUCATION (1958-1964)

In this paper, based on published and archival sources are considered sufficiently early-profile issues of material-technical provision of schools in the Chuvash ASSR during the transition to universal compulsory eight-year education in the 1958-1964 years. Some of the basic mechanisms for the implementation of school reform, including the introduction of polytechnic education. Shows how to provide schools with new buildings, classrooms, etc. These plots show how difficult was the process of creating a full-fledged training facilities in secondary schools of the Chuvash ASSR.

Текст научной работы на тему «К вопросу о материально-техническом обеспечении школ Чувашской АССР в период перехода к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию (1958-1964 гг. )»

УДК 371.6 (470.344)

В.Б. ЛАСТОЧКИН

К ВОПРОСУ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ШКОЛ ЧУВАШСКОЙ АССР В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ВСЕОБЩЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ВОСЬМИЛЕТНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ (1958-1964 гг.)

Ключевые слова: материально-техническая база, всеобщее обязательное восьмилетнее образование, реформа, предприятия, колхозы, совхозы, строительство, здания, предметные учебные кабинеты, школьное образование, бюджетные средства, государственное субсидирование.

На основе опубликованных и архивных источников рассматриваются недостаточно освещавшиеся раннее вопросы материально-технической обеспеченности школ Чувашской АССР в период перехода к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию в 1958-1964 гг. Продемонстрированы основные механизмы реализации школьной реформы, включая введение политехнического обучения. Показано, как осуществлялось обеспечение школ новыми зданиями, учебными кабинетами и т.д. Эти сюжеты показывают, насколько трудным был процесс создания полноценной учебно-материальной базы в общеобразовательных учебных заведениях Чувашской АССР.

V.B. LASTOCHKIN

ON THE LOGISTICS OF SCHOOL-CHUVASH ASSR DURING THE TRANSITION TO UNIVERSAL COMPULSORY EIGHT-YEAR EDUCATION (1958-1964)

Key words: material and technical resources, reform, corporates, collective farm, state farms, construction, cabinet, schooling, treasury funds, national subsidy assistance.

In this paper, based on published and archival sources are considered sufficiently^ early-profile issues of material-technical provision of schools in the Chuvash ASSR during the transition to universal compulsory eight-year education in the 1958-1964 years. Some of the basic mechanisms for the implementation of school reform, including the introduction of polytechnic education. Shows how to provide schools with new buildings, classrooms, etc.

These plots show how difficult was the process of creating a full-fledged training facilities in secondary schools of the Chuvash ASSR.

В 1950-е гг. в советском государстве произошли существенные изменения во всей системе народного образования. С начала 1950-х гг. среднее образование стала получать значительная часть молодежи. Однако выпускники средней школы ориентировались на учебу в вузах и с неохотой шли на производство. Проблема заключалась в том, что в 1950-е гг. народное хозяйство страны испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны. Возникла необходимость реформирования школы таким образом, чтобы превратить ее в резерв пополнения кадров рабочего класса и технической интеллигенции.

Развернувшаяся в 1956 г. дискуссия о том, как приблизить школу к производству, завершилась принятием Верховным Советом СССР в декабре 1958 г. Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». На основе союзного закона в апреле 1959 г. Верховный Совет РСФСР также принял соответствующий закон, который наметил реорганизацию народного образования в двух направлениях. Одно направление предусматривало реорганизацию профессионально-технической школы, другое - совмещение общего среднего образования и профессионального обучения в рамках одиннадцатилетней общеобразовательной школы. Таким образом, учащиеся общеобразовательных учебных заведений, наряду с общим средним образованием, должны были получать массовые рабочие профессии для продолжения трудовой деятельности после окончания средней школы [6. С. 55] .

В Чувашии, как и в целом по стране, в 1958-1964 гг. началась реализация школьной реформы. Верховный Совет ЧАССР от 19 июня 1959 г. принял По-

становление «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Чувашской АССР» [5. С. 361]. В нём были определены пути дальнейшего развития и совершенствования народного образования в республике. Устанавливалась новая система школьного образования, которая являлась составной частью единой системы народного образования СССР. Она предусматривала следующие типы общеобразовательных школ: начальная, восьмилетняя политехническая, средняя общеобразовательная трудовая политехническая с производственным обучением, средняя вечерняя общеобразовательная школа рабочей и сельской молодёжи, школа-интернат и школа продлённого дня. В целях более эффективного руководства перестройкой школ на новый лад в 1959 г. в Чувашском обкоме КПСС был создан отдел школ и высших учебных заведений.

Переход на новую систему школьного образования потребовал напряжённой работы органов народного образования по созданию соответствующей учебно-материальной базы, обеспечению школ квалифицированными учительскими кадрами, разработке новых учебных планов и программ и перестройке на их основе учебно-воспитательного процесса в школах.

Говоря о состоянии материально-технической базы школ Чувашской АССР, необходимо отметить, что учебные заведения республики в 1959 г. размещались в 2191 здании. Из них лишь 1153 (52,6%) соответствовали требованиям, предъявляемым к школьным учебным заведениям. Остальные 1038 (47,4%) не соответствовали стандартам и были слабо приспособлены для осуществления учебного процесса, 50 (2,3%) были арендованы у частных лиц. Большинство из них не соответствовали требованиям времени. Об этом свидетельствуют следующие факты: 591 (27%) школьное здание было выстроено до 1918 г., 1057 (48,2%) -в период с 1918 по 1945 г., 67 (3%) школьных зданий были крыты соломой, 225 (10,2%) - находились в аварийном состоянии [1. Л. 10].

Темпы школьного строительства в Чувашской АССР намного отставали от темпов роста численности контингента учащихся. В послевоенные годы особенно замедлилось школьное строительство в сельской местности. Это было связано с ослаблением большинства колхозов республики, за счет которых в основном велось восстановление экономики. Если с 1930 по 1940 г. в сельской местности было построено 657 школ, то с 1945 по 1955 г. - 335 [2. С. 139]. Многие сельские школы размещались в тесных, малоприспособленных зданиях, классные комнаты не отвечали санитарным требованиям: из 6234 классных комнат 232 (3,7%) имели площадь до 20 кв. м, 1826 (29,2%) - от 20 до 30 кв. м, 2209 (35,4%) - от 30 до 40 кв. м [2. С. 140].

В 1958 г. острую нужду в школьных помещениях ощущали семилетние и средние учебные заведения, которые зачастую располагались не компактно, а были разбросаны по разным зданиям. К примеру, 548 школ республики занимались в 1504 зданиях, из которых только 679 (45,1%) являлись специально выстроенными для организации учебного процесса, а остальные 824 (54,7%) были мало приспособлены к проведению занятий. В связи с этим задача строительства новых зданий школ выдвигалась на первый план.

Улучшение материально-технической базы вызывалось и тем обстоятельством, что в новой реформе был сделан акцент на введение политехнического обучения. Для его осуществления школы имели слабую материальнотехническую базу. К моменту принятия Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» условия для такого обучения во многих школах отсутствовали. Об этом свидетельствуют следующие данные: в 1958 г. из 548 семилетних и средних школ не имели кабинетов физики - 384 (70%), химии - 477 (87%), биологии -

484 (88,3%), машиноведения - 494 (90,1%), электротехники - 535 (97,6%), спортивных залов - 495 (90,3%) школ [1. Л. 4]. К тому же 546 (99,6%) школ не имели мастерских по металлу, 389 (70,9%) - по дереву, 59 (10,7%) семилетних и средних школ вообще не имели мастерских. Таким образом, к моменту принятия закона о школе учебно-материальная база школ республики находилась в неудовлетворительном состоянии.

В 1959 г. положение с обеспеченностью школ учебными зданиями немного улучшилось, так как в связи с необходимостью выполнения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 мая 1959 г. «О мерах по развитию школ-интернатов в 1959-1965 годах» и от 22 июня 1960 г. «О школьном строительстве и мерах по укреплению материальной базы школ», а также Постановления Бюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 мая 1959 г. «Об улучшении строительства школьных зданий и общежитий для школ-интернатов в РСФСР в 1959 году» Министерство просвещения Чувашской АССР разработало мероприятия по укреплению материально-технической базы школ и строительству новых зданий. Из-за нехватки помещений из 167 738 школьников 22 343 занимались во вторую смену, т.е. во вторую смену учился практически каждый шестой ученик [1. Л. 8].

В процессе реализации реформы учитывалось, что обновление материально-технической базы и строительство новых школ будут осуществляться не только за счет бюджетных средств, но и инициативным способом, т.е. за счет средств промышленных предприятий, колхозов и совхозов. С самого начала осуществления реформы советское правительство планировало основную часть бремени материальных затрат на развитие новой системы школьного образования возложить на предприятия и особенно на колхозы, так как именно сельская местность нуждалась в срочном строительстве новых школьных зданий. Приведем некоторые данные. Если с 1956 по 1958 г. за счет государственных средств в республике было введено новых зданий для школ на 2820 ученических мест, то только за 1959 г. на средства колхозов было открыто школ на 5202 места [7. С. 117]. Это говорит о том, что уже за первый год реформы затраты колхозов почти вдвое опережали государственное субсидирование.

За первые пять месяцев 1959 г. силами колхозов и шефствующих организаций в республике было построено 16 школьных зданий на 74 классные комнаты, в стадии строительства находилась 41 школа на 223 класса. За этот же год строительство за счет государственных средств достигло объема 3620 новых школьных мест, тогда как на средства колхозов и предприятий было построено 10 621 новое школьное место [7. С. 118]. К началу 1960 г. в республике число мест в общеобразовательных школах, построенных силами предприятий и колхозов, достигло 22 263 мест. Особенно преуспели в строительстве школ инициативным способом колхозы Канашского и Яльчикского районов. Например, в Канашском районе было возведено 8 школьных зданий на 23 классные комнаты. Колхоз «Победа» Яльчикского района на свои средства построил типовую среднюю школу на 400 ученических мест, колхоз имени Свердлова этого же района построил школу на 300 мест [2. С. 141].

Колхозы и совхозы республики сыграли немалую роль в строительстве школ: по совокупности капиталовложений в 1958-1965 гг. они превзошли затраты государства. В строительстве школ участвовали и предприятия. Например, в 1959 г. в г. Чебоксары к четырем школам было пристроено 19 классных комнат, к трем школам - учебно-производственные мастерские, к одной школе - спортивный зал [2. С. 151]. В 1960 г. Мариинско-Посадский спиртзавод построил школу на 400 мест, Ибресинский леспромхоз - на 280, Алатырский леспромхоз - на 520. В 1961 г. Кирский леспромхоз ввел в строй школу на

320 мест, Алатырский - на 520 мест и 13 классных комнат для Первомайской средней школы. За пять лет предприятия республики построили школ более чем на 4000 ученических мест [1. Л. 24].

Вместе с тем необходимо отметить, что в решении этого вопроса имелись и серьезные недостатки. Так, из предусмотренных планом на строительство школьных зданий в 1959 г. 8,9 млн руб. за пять месяцев было освоено только 2,6 млн руб [1. Л. 25]. Подобные факты встречались при вводе новых школ в г. Чебоксары. Слабо осуществлялось руководство инициативным строительством в Октябрьском, Алатырском, Шемуршинском районах. Некоторые предприятия и колхозы уделяли мало внимания решению задач по реформированию системы школьного образования.

В 1959 г. в целом план строительства школ за счет централизованных капиталовложений был перевыполнен, на эти цели было использовано 12,5 млн руб., на строительство общежитий и школьных интернатов - 11,3 млн руб. На капитальный ремонт школьных зданий в 1959 г. было израсходовано 3,3 млн руб., что в 3 раза больше, чем в предыдущем году. Силами и средствами колхозов было построено и расширено 87 школьных зданий и 13 интернатов при школах [1. Л. 26].

Однако в 1959 г. в некоторых районах и городах республики план ввода школ в эксплуатацию не был выполнен. В Канаше в намеченный срок не было введено в строй здание школы на 400 мест, для школ-интернатов вместо 6,2 тыс. кв. м жилой площади по плану было сдано только 4,8 тыс. кв. м. жилой площади [2. С. 142].

Дальнейшее решение этого вопроса осуществлялось в последующие годы в соответствии с разработанными и утвержденными планами строительства. По плану ввода в эксплуатацию школ и школ-интернатов в 1960 г. предусматривались строительство и ввод в эксплуатацию пяти школ (в Чебоксарах, Шумерле, Ибресях, Янтиково-Норвашах и Канаше) общей площадью 2840 тыс. кв. м, трех школ-интернатов (в Чебоксарах, Алатыре, Канаше) общей площадью 2040 тыс. кв. м, а также хозяйственных помещений и общежитий для школ-интернатов общей площадью 1800 тыс. кв. м [1. Л. 24].

Намеченные на начало 1960-х гг. планы перевыполнялись. Уже в 1961 г. за счет государственных средств было введено 4300 ученических мест, что на 1520 мест больше, чем планировалось [7. С. 117]. Тенденцию к перевыполнению плана на строительство новых школ можно проследить и в последующие годы. Так, в 1962 г. было ведено 10 000 новых ученических мест, т.е. вдвое больше предусмотренных, а в 1963 г. - 10 325 ученических мест, что на 4665 превышало плановые показатели [7. С. 118].

Следует отметить, что с 1961 г. в строительстве школьных зданий стало преобладать государственное субсидирование. Так, если в 1960 г. на средства колхозов было построено школ на 7981 ученическое место, то в 1961 г. -на 2211 мест, в 1962 г. - на 2085 мест, в 1963 г. - на 1460 мест, в 1964 г. - на 524 ученических места, что почти в 10 раз меньше, чем в 1958 г., и в 19 раз меньше, чем в 1960 г., когда за счет колхозов было введено 10 621 ученическое место [7. С. 119]. В 1964 г. было построено новых школ за счет государственных средств на 8070 ученических мест, что в 15 раз больше, чем на средства колхозов [7]. Это говорит о том, что государство заметно увеличило ассигнование на образование. В целом в 1959-1963 гг. в Чувашской АССР было введено в строй за счет бюджетных государственных средств новых школ на 31 656 ученических мест, а в период с 1964 по 1965 г. было построено и введено в строй за счет бюджетных государственных средств новых школьных зданий на 76 400 ученических мест [3. С. 92].

Вопрос о материально-техническом обеспечении школ вставал остро ежегодно перед началом учебного года. В 1959-1963 гг. предприятия, колхозы и сов-

хозы республики передавали им станки, машины, инструменты и оказывали большую помощь в строительстве и оборудовании учебных мастерских и лабораторий. Только в 1959 г. школам передали около 300 станков и 163 автомашины, пригодные для обучения практической езде [3]. В этом отношении особенно много сделали руководители Чебоксарского хлопчатобумажного комбината, Ка-нашского вагоноремонтного завода, Шумерлинской мебельной фабрики, построившие подшефным школам учебные мастерские и полностью оборудовавшие их станками, верстаками и инструментами. За период с 1959 по 1963 г. школы приобрели новые наглядно-учебные пособия и оборудование для мастерских и лабораторий на общую сумму 3362 тыс. руб. Только через республиканский магазин учебно-наглядных пособий школы закупили за пять лет пособий и оборудования для мастерских на общую сумму 1654 тыс. руб.

За 1959-1963 гг. было построено 165 новых учебных мастерских на 3350 рабочих мест, все школьные мастерские пополнились новым оборудованием, число рабочих мест увеличилось с 8500 до 12 059, а количество станков - с 257 до 1269, школами были закуплены 1972 швейные машины. Увеличилось количество учебных кабинетов, которые пополнились новым оборудованием. Так, с 1959 по 1963 г. количество кабинетов физики увеличилось с 164 до 213, химии - с 71 до 108, биологии - с 64 до 69. Все городские и сельские школы для опытной работы имели пришкольные участки, а сельские восьмилетние и средние школы - земельные участки в колхозах и совхозах [2. С. 153].

В 1959 г. Советом министров Чувашской АССР и Президиумом республиканского совета профсоюзов было организовано социалистическое соревнование за лучшую подготовку школ к новому учебному году и учреждено переходящее Красное Знамя для ежеквартального вручения победителям социалистического соревнования. Переходящее Красное Знамя учредили также Министерство просвещения Чувашской АССР и Президиум республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. В 1960 г. Чувашская АССР заняла первое место в социалистическом соревновании автономных республик, краев и областей РСФСР. За успехи, достигнутые в подготовке школ к 1960/1961 учебному году, Чувашской АССР было присуждено переходящее Красное Знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС и денежная премия в размере 75 тыс. руб. [1. Л. 26].

В соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР от 15 декабря 1960 г., постановлением бюро обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР за активное участие в социалистическом соревновании по подготовке школ к 1960/1961 учебному году были премированы и награждены ценными подарками 234 человека, в том числе: секретарей райкомов и горкомов партии - 11, председателей рай(гор)исполкомов - 12, руководителей промышленных предприятий - 11, председателей колхозов и директоров совхозов - 45, председателей сельсоветов - 8, заведующих рай(гор)ОНО - 15, директоров школ, завучей и учителей - 65, строителей - 8. Кроме того, 200 человек были награждены Почетными грамотами Министерства просвещения и обкома профсоюза работников просвещения. Особенных наград удостоились работники просвещения, председатели колхозов и директора совхозов, поскольку именно колхозы и совхозы внесли большой вклад в строительство новых школьных зданий [1].

Таким образом, в период перехода к новой системе школьного образования в республике проводились достаточно действенные мероприятия по строительству новых школ и укреплению их материально-технической базы.

Итогом этой работы служат следующие показатели: в 1959-1963 гг. было построено 445 новых школ с 65 399 ученическими местами, 165 ученических ма-

стерских с 3550 ученическими местами и многие другие школьные помещения. С 1958 по 1965 г. фонд школьных помещений республики увеличился с 151,8 тыс. до 226,4 тыс. ученических мест. В результате увеличения числа школьных помещений с учетом увеличения контингента учащихся, число занимавшихся во вторую смену уменьшилось с 22,3 тыс. до 16,2 тыс. [4. С. 27].

К 1962/1963 учебному году в Чувашской АССР было завершено преобразование семилетних школ в восьмилетние, а средних десятилетних - в одиннадцатилетние средние с производственным обучением. В результате введения всеобщего восьмилетнего обучения детей и дальнейшего развития среднего образования количество учащихся в 1-11 классах школ Чувашии увеличилось с 167,7 до 237,5 тыс. [4].

В республике повсеместно развернулась энергичная работа по созданию в школах ученических бригад и учебных мастерских. На предприятиях, в колхозах и совхозах выделялись учебные цеха, фермы, земельные участки для организации производственной практики, расширялись пришкольные учебноопытные участки.

Однако, несмотря на то, что количество учебных зданий из года в год увеличивалось, качество учебно-материальной базы отставало от требований времени. Особенно тяжелое положение в обеспечении материальнотехническим оборудованием учебных заведений было характерно для сельских школ. Здесь во многих школах по-прежнему отсутствовали централизованное отопление, электрическое освещение, канализация и т.д. Помещения освещались керосиновой лампой, отапливались дровами. Особые трудности создавались для педагогов в связи с тем, что классные помещения располагались в различных зданиях, зачастую далеко друг от друга. Не хватало помещений для пришкольных интернатов, в которых предполагалось поселить учащихся из близлежащих деревень, расположенных далеко от школы. В связи с этим учащиеся старших классов вынуждены были ходить пешком за многие километры. Транспортные средства для перевозки учащихся колхозами не выделялись. Пришкольные интернаты в основной массе располагались по частным квартирам у одиноких домовладельцев. Средств на приобретение учебно-наглядных пособий выделялось недостаточно.

Таким образом, основной проблемой развития системы школьного образования в изучаемый период стало создание полноценной учебной и материальной базы во всех общеобразовательных учебных заведениях. Именно от нее зависели масштабы и качество подготовки учащихся восьмилетних и средних школ к производственному труду и продолжению образования в вузах. Необходимо отметить, что в 1959-1964 гг. материально-техническая база учебных заведений в республике заметно улучшилась.

Однако определенные успехи, достигнутые школами в создании материально-технической базы, не могли заслонить в целом низкого уровня профессиональной подготовки учащихся. Подавляющее большинство выпускников школ, приобретших конкретную профессию в школе, работало не по профилю. Введение обязательной профессиональной подготовки при крайне слабой материальной базе не позволяло выбрать профессию с учетом склонностей и интересов учащихся.

Литература

1. ГИА ЧР (Государственный исторический архив Чувашской Республики). Ф. 221. Оп. 31. Д. 157.

2. Егоров В.Е. Деятельность Чувашской партийной организации по перестройке системы школьного образования в республике (1959-1963 гг.) // Ученые записки / ЧГПИ. Чебоксары, 1965. Вып. 21. С. 139.

3. Егоров В.Е. Развитие народного образования (1959-1967 гг.) // Чувашия в годы семилетки. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1967. 146 с.

4. Егоров Н.Е., Сергеев Т.С. Развитие общеобразовательной школы // История и культура Чувашской Республики. Вып. 1. 1917-1985 / ЧНИИ ЯЛИЭ. Чебоксары, 1992.

5. ЕфимовЛ. А. Школы Чувашского края в Х1Х-ХХ вв. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. 535 с.

6. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 19171973 гг. М.: Педагогика, 1975. 559 с.

7. Советская Чувашия за 45 лет. Чебоксары: Чувшкнигоиздат, 1965. 191 с.

ЛАСТОЧКИН ВЯЧЕСЛАВ БОРИСОВИЧ - старший преподаватель кафедры Отечественной истории имени А. В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Чебоксары ([email protected]).

LASTOCHKIN VYACHESLAV BORISOVICH - senior teacher of Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 930

Е.Э. ЛОБАЧЕВА, М.З. ХАБИБУЛЛИН

РОЛЬ МИССИОНЕРСКОГО ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ, ЭТНОГРАФИИ И ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИИ*

Ключевые слова: духовная академия, миссионерство, этнографический музей, коллекция, комплектование фонда, научная база.

Рассмотрен опыт создания и функционирования единственного в России миссионерского музея. На основе архивных материалов раскрыты особенности деятельности музея в Казанской духовной академии. Определена значимость подобного подразделения в учебной структуре учреждения.

E.E. LOBACHEVA, M.Z. KHABIBULLIN THE ROLE OF A MISSIONARY ISTORIKO-ETHNOGRAPHIC MUSEUM OF THE KAZAN SPIRITUAL ACADEMY IN STUDYING OF HISTORY, ETHNOGRAPHY AND LANGUAGES OF THE PEOPLE OF RUSSIA

Key words: spiritual academy, missionary activity, ethnographic museum, collections, fund acquisition, scientific base.

Offered article is devoted history of creation of the only thing in Russia a missionary museum. The features of activity of a museum in the higher spiritual educational institution are considered on the basis of archival materials. The importance of this division is defined in educational structure of academy.

Казанская духовная академия (КазДА), открытая в 1842 г., являлась крупным дореволюционным научным и образовательным центром по изучению языков, истории, этнографии нерусских народов России. Ее история неразрывным образом связана с миссионерской политикой, которая активно осуществлялась по отношению к нерусским народам Российского государства. Поставленные перед академией цели и задачи, а также специфика данного учреждения требовали привлечения в ее стены талантливых преподавателей, интересующихся историей и этнографией нерусских народов России. Руководство Казанской духовной академии стремилось связать просветительскую политику государства с активным изучением объекта своего исследования. Именно с этой целью в ее стенах в 1854 г. были открыты 4 миссионерских отделения: противораскольническое, противомусульманское, противобуддистское и черемисско-чувашское. Они стали центрами по изучению истории и культуры народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Наиболее видными представителями миссионерских отделений были Г.С. Саблуков, Н.И. Ильминский, А.А. Бобров-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-11-16013а/В).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.