К вопросу о личностных факторах повышения качества правоприменительной
деятельности
М.И. Гильмутдинова*
The article finds out basic personal factors toward to efficiency upgrading of law enforcement. It gives a feature description for one of the most important trend in the legal nurturing field which goal is to overcome a juridical conscience malformation of law enforcement executors.
•
o> о о сч
о о о
CL
ce
CQ s
H
о
0
1
о я с о m ф VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
Важнейшим направлением профилактики незаконных решений является должным образом организованное правовое воспитание правоприменителей. Основной задачей правового воспитания правоприменителей является формирование у них чувства ответственности за принимаемые решения, законности и справедливости, сознательного отношения к требованиям норм. У правоприменителей необходимо воспитывать и критическое отношение к существующему законодательству и правоприменительной практике. Критическое отношение не означает нигилизма, пренебрежительного отношения к указанным явлениям. Обладая высокой правовой культурой, элементом которой является уважение к праву, признание его социальной ценности, правоприменитель должен видеть и недостатки законодательства, отражающиеся на практике применения норм права, те негативные явления, которые обусловливают совершение противозаконных деяний.
Одним из важнейших направлений правового воспитания является преодоление деформации правосознания правоприменителей. Необходимо разработать научно обоснованную систему мер по выводу сотрудников из состояния профессиональной деформации, уровень которой в ряде случаев настолько высок, что достигает степени деградации личности. На практике приходится часто решать дилемму: личность человека деформирована, и его нужно оттранять либо вообще, либо с конкретного участка, но замена отсутствует. Вот почему такая работа должна быть поставлена не только на научную, но и на плановую основу, на ее реализацию нужно предусматривать большие материальные средства.
Тем не менее, как представляется, важнее не воздействие на уже сложившее-
ся деформированное правосознание конкретного сотрудника, а профилактика деформации, ее предупреждение средствами правового воспитания. Во многом уровень правосознания и правовой культуры определяется генетикой человека, его воспитанием, состоянием современного ему общества. Трудно пытаться поднять «извне» уровень правовой культуры правоприменителей, в то время как общим фоном для их деятельности является чаще всего правовой нигилизм — в обществе, на всех этажах власти. Думается, максимальный эффект может дать только самовоспитание. Без стремления правоприменителя расширять свой профессиональный кругозор, изучать и тщательно анализировать существующий опыт не может быть и роста профессионального мастерства. Подобное стремление, заинтересованность работника в повышении своего профессионального уровня можно вызвать путем стимулирования качественной правоприменительной деятельности.
Одним из способов снижения количества дефектов в правоприменительной деятельности должностного лица является создание у него мотивации к безошибочной правоприменительной деятельности. Необходимо вызвать у работника стремление к максимальной точности в исполнении своих обязанностей в сфере правоприменения, что позволит избежать значительного числа ошибок. Неравнодушие к результатам своей работы улучшит ее качество.
Стремление к безошибочной работе можно вызвать двумя способами: санкциями за совершение ошибок или поощрением за их отсутствие. Думается, нельзя ограничиваться только формами мотивации безошибочного правоприменения, направленными на формирование у правоприменителя чувства ответственности,
Соискатель Казанского государственного университета им. Ульянова-Ленина.
Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя
долга и т.п. На снижение количества ошибок влияют и такие формы как боязнь наказания, конформистская позиция, страх перед осуждением коллектива, в котором работает правоприменитель, карьеристские побуждения. И такие отрицательные мотивы вполне могут заставить лицо осуществлять качественное правоприменение.
Все же больший эффект на укрепление дисциплины, активность и качество труда правоприменителей оказывают меры поощрения. Важную роль последнего отмечает В.В. Лазарев: «Конечно, поощрение правоприменителя можно было бы уподобить любому другому поощрению за трудовую деятельность... Однако суть последней для правоприменителя состоит в точном и неуклонном проведении права в жизнь, и, таким образом, награды, материальные и идеальные блага приобретают специфическую целевую функцию»1.
Поощрение добросовестности, профессионализма правоприменителей может осуществляться в форме морального стимулирования (приведение в пример, похвала и т.п.). Такая разновидность поощрения, безусловно, очень важна, но ее далеко не достаточно для появления интереса к службе, тем более, что некоторые формы морального поощрения вызывают ироническое отношение окружающих. Совершенно необходимо в добавление к моральному и «материальное» стимулирование качественной безошибочной работы.
Следует иметь в виду, что поощрение субъекта, порождающее юридические последствия и осуществленное в определенной процессуальной форме, является разновидностью правоприменительной деятельности и, следовательно, должно основываться на общих принципах этой формы правореализации. Это означает, что награждение субъекта ценным подарком, присвоение специального звания или перевод в порядке поощрения на более высокооплачиваемую должность, как и другие аналогичные акты, должны основываться на принципах законности, справедливости, целесообразности, а потому быть поднадзорными, подконтрольными с точки зре-
ния соответствующей т2
юридической
процедуры2
Правильно подобранные методы воздействия, направленные на создание мотивации к безошибочной работе, должны привести к тому, что правоприменитель самостоятельно устранит ряд факторов, влияющих на появление в его деятельности ошибок. Максимальную стимуляцию к
эффективной правоприменительной деятельности может дать разумное, дифференцированное в зависимости от конкретных обстоятельств, сочетание принуждения и поощрения. Выбор конкретной формы стимулирования во многом определяется индивидуальными особенностями лица. Начальник должен быть тонким психологом, чтобы применить к подчиненному оптимальную форму стимулирования, ту, которая будет воспринята им, даст максимальный эффект.
Нельзя не согласиться с В.М. Барановым в том, что во многом «эффективность той или иной поощрительной нормы права зависит от правильности выбора правоприменителем закрепленных в ней мер поощрения к определенному субъекту. Известно, что одна и та же мера поощрения оказывает большое стимулирующее действие на одно лицо, оставляя в то же время равнодушным к ее получению другое лицо»3.
Все изложенное выше, позволяет сделать вывод о том, что правовые знания, которыми обладает правоприменитель, его отношение к праву, навыки и стереотипы деятельности в правовой сфере, степень его социально-правовой активности должны рассматриваться как субъективные факторы, влияющие самым непосредственным образом на качество, законность и эффективность его деятельности. Взятые в совокупности они и образуют индивидуальный правокуль-турный облик правоприменителя.
В целом уровень правовой культуры субъектов, осуществляющих применение права, на сегодняшний день не может оцениваться как удовлетворительный. Его формирование — задача весьма сложная. Ее успешное решение предполагает реализацию целого комплекса взаимосвязанных программ, включающих в себя правовое воспитание, правовое обучение, правовую пропаганду.
В научной литературе, как правило, ведущая роль в решении этой сложной задачи отводиться процессу правового воспитания. Но очевидно, что сегодня воспитательное воздействие на человека очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку весьма сложно воспитать у него уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, лишь продекларированы. Это не означает, что от правового воспитания следует отказаться вообще. Нет, просто в ны-
о> о о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
нешнеи ситуации ведущая роль в процессе формирования должного уровня правовой культуры отводится правовому обучению.
В этой связи, прежде всего, необходимо расширение масштабов образовательных программ, причем не только в системе подготовки юристов-профессионалов. Особое внимание должно быть уделено правовой подготовке государственных и муниципальных служащих, правоприменительная деятельность которых не является основной формой решения стоящих перед ними задач. Их юридическая учеба должна планироваться и осуществляться вышестоящими органами. Это возможно осуществить путем создания в министерствах и ведомствах, на базе соответствующих образовательных учреждений юридического профиля, краткосрочных, но постоянно действующих курсов по изучению основ теории государства и российского права.
В сегодняшних условиях значительно возрастает роль научнообосно-
ванной правовой пропаганды. Достоверная и полная информация не только о действующем законодательстве, но и о существующей практике его реализации способствуют укреплению законности в правоприменительной деятельности. Передовой опыт в сфере применения права, наряду с идеологически-обоснованными правовыми принципами, отвечающими социальным потребностям и совершенными в технико-юридическом плане правовыми нормами, может рассматриваться в качестве эталона культуры. Поэтому его распространение также способствует формированию необходимого уровня правовой культуры должностных лиц, воспитанию у них непримиримого отношения к любым нарушениям законности. В этой связи задача вышестоящих органов видится в том, чтобы своевременно обеспечить правоприменителей необходимой им в процессе осуществления своей деятельности правовой информацией.
О)
о о
CJ
Литература и примечания
1. Лазарев В. В. Социально-психологические проблемы применения права. — Казань, 1982. — С. 78.
2. Вопленко Н.Н., Лазарев В.М. Законность и справедливость поощрительного правоприменения // Проблемы развития правоохранительных органов: сб. науч. трудов. — М., 1994. С. 70-71.
3. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. — Саратов, 1978. С.123.
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Об особенностях и проблемах социально-
экономического развития субъектов
Федерации Приволжского федерального округа Российской Федерации
А.Н. Еникеева*
It is to give wise there to peculiarities and problems of the social and economical development of federal subjects in the Privolzhsky Federal Okrug of Russian Federation.
Приволжский федеральный округ Российской Федерации (ПФО) объединяет 14 субъектов Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская об-
ласть, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область.
Это округ с колоссальным природным и экономическим потенциалом страны. По индексу промышленного производства в 2006 г. ПФО занимал 3-е место среди Федеральных округов. Этот показатель состояния ПФО примерно на 2% выше среднего значения по России (таб. 1, рис.1)1.
Соискатель Академии экономической безопасности МВД России.