К вопросу о легитимности женского правительства: матриархат1
О. М. Безобразова2
De la légitimité du gouvernement des femmes: le matriarcat3
Mme O. de Bezobrazow
В то время, как женское избирательное право и участие женщин в государственных делах в Америке, Англии и даже в Австралии постепенно становится реальностью, мы считаем, что идеи и факты, относящиеся к участию женщин в правлении государством, заслуживают интереса.
Предвосхищая возражения, адресованные такому участию и в настоящем, и в будущем, предлагаем начать с рассказа о происхождении этого вопроса в прошлом: с рассказа о матриархате. Мы не считаем идею о матриархате небылицей, а, напротив, полагаем ее историческим фактом, в котором нельзя усомниться.
Историк Павел Петрович Михайлов в своем докладе4, служащим введением к более полному исследованию, который он представил в Московском институте
1 Как пишет в предисловии автор текста (О. Безобразова), данная статья - первая из цикла ее публикаций, посвященных истории легитимности женского управления государством.
2 Ольга Михайловна Безобразова (1856-1921) - русский философ, спиритуалистка, писательница, организатор движения «духовного феминизма». О ней см. выше: Орлова Н. Х. Ольга Михайловна Безобразова: возвращение... C. 145-151. Московчук Л.С. Об одном социологическом опросе в журнале «La Revue des Femmes Russes: Organe du feminisme franco-russe» (Париж, 1896-1897). C. 152-161.
3 Bezobrazow, O. de. De la légitimité du gouvernement des femmes: le matriarcat // La revue des Femmes russes et des Femmes françaises. 1897. № 1. P. 69-79.
4 Михайлов П. П. Роль и значение первобытной женщины: сообщение П. П. Михайлова в Археологическом институте 23-го марта 1895 года. С-Пб.: Тип. П. Ф. Вощинской, 1897.
археологии, показывает нам роль и влияние доисторической женщины, ссылаясь на авторов, посвятивших себя изучению этого вопроса.
Обратимся к Бахофену5, специалисту по истории женщин древности. Основные аргументы Бахофена представлены в работе «Матриархат»6 и сводятся к следующим положениям: изначально людям были присущи беспорядочные половые связи, и господствовали смешанные браки, неудачно названные Бахофеном гетеризмом. В результате такого положения дел не мог быть решен вопрос о наследовании прав отца, а родство устанавливалось по материнской линии. Но женщины, недовольные таким порядком, вступили в борьбу с мужчинами и добились установления своего авторитета. Этот период женского господства известен как генокра-тия. В то время почти вся политическая сила находилась в руках женщин. Имя и имущество наследовались по матери. Но со временем авторитет вернулся обратно к мужчинам, а генократия сменилась андрократией, то есть мужским превосходством.
В целом Михайлов соглашается с теорией матриархата, которая была растолкована и доработана русскими учеными Кулишером7 и Зибером8, в этом отношении
5 Бахофен (Bachofen) Иоганн Якоб (1815-1887) - швейцарский правовед и антрополог, представитель эволюционизма в социальной антропологии, положил начало научному изучению истории семьи.
6 Bachofen. Das Mutterrecht: eine Untersuchung über die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiösen und rechtlichen Natur. Stuttgart: Verlag von Krais und Hoffmann, 1861. На русском языке: Бахофен И. Я. Материнское право: исследование о гинекократии древнего мира в соответствии с ее религиозной и правовой природой [перевод с немецкого Д. К. Трубчанинова; перевод с латинского А. В. Войцехович]. С-Пб.: Quadrivium, 2018. В 3 т.
7 Кулишер Михаил Игнатьевич (1847-1919) - публицист и исследователь истории первобытного права. Например см.: Кулишер М. И. Развод и положение женщины: зависимость семейных отношений от общественного строя. СПб.: Типо-литография Б.М. Вольфа, 1896.
8 Зибер Николай Иванович (1844-1888) - русский экономист. Имеется в виду его работа: Зибер Н. И. Очерки первобытной экономической культуры. М.: К. Т. Солдатенков, 1883.
эта теория поддерживается более чем одним выдающимся умом. «Когда задумываются об устройстве брака - говорит русский автор - отмечают, что брак в его моногамной форме, при главенстве мужчины над женщиной, это лишь начало, а не фундамент»9.
Жизненный принцип семьи подтверждают социологические труды Моргана10, датский автор Карл Каутский11 и известный английский натуралист Генри Дрю-мон (Henri Drummond)12. Идея матриархата для этих ученых — это принцип, правивший на земле в определенный период истории. Власть женщин поддерживалась естественным образом благодаря той важной роли, которую женщины играли в истории труда. Прежде всего, именно женщина впервые использовала огонь, женщина впервые стала собирать съедобные коренья и, за-
9 Полагаем, что здесь вольный перессказ точки зрения цитируемого автора.
10 Морган Льюис Генри (Morgan, Lewis Henry) (1818-1881) -американский этнолог, антрополог, социолог. К этому времени одна из самых цитируемых была его книга: Morgan, Lewis Henry. Ancient Society; Or, Researches in the Lines of Human Progress from Savagery. 1877.
11 Каутский Карл (1854-1938) - один из лидеров и теоретиков герм. социал-демократии и 2-го Интернационала, историк, экономист, философ, публицист. Значительную часть жизни Каутский жил в Амстердаме, возможно, на этом основании упоминается О. М. Безобра-зовой как «датский». Вероятно, упоминается книга: Kautsky Karl. Der Einfluss der Volksvermehrung auf den Fortschritt der Gesellschaft. Wien: Bloch und Hasbach, 1880; Die Entstehung der Ehe und Familie / von Carl Kautsky // Kosmos: Zeitschrift für einheitliche Weltanschauung auf Grund der Entwicklungslehre. Stuttgart, XII. Oktober 1882 bis März 1883. Pp. 190-207. На русском языке: Каутский К. Возникновение брака и семьи. С-Пб.: тип. М. Стасюлевича, 1895.
12 Вероятно, ссылка идет на Генри Друммонда (Drummond; 18511897) - английский богослов-натуралист. Его «Natural law in the spiritual world» (1883), в котором он старается примирить естественные науки с Библией, имела огромную популярность и много раз переиздавалась. На русском языке: Друммонд Г. Естественный закон в духовном мире / [Соч.] Проф. Генриха Друммонда; Сокр. пер. Л. Никифорова. Петроград: печ. Е. Евдокимова, 1896.
метив, что собранного недостаточно, бросила семена в землю, чтобы в будущем получить урожай. Из этого факта можно заключить, что женщина прокладывает новый путь и дает рождение земледелию, которое гарантирует более надежный источник питания, чем охота. В связи с этим обратим внимание на то, что у египтян культ Исиды (Земли) был главнее культа Осириса (Солнца).
Земля! охраняющая и оплодотворяющая первопричина, такая же, как природа женщины, была обожествлена египтянами в образе древней Исиды, матери богов, правительницы мира, всеобщей законодательницы. Таким образом порядок мира, созданный египетской религией, основывался на женском главенстве.
К тому же большинство религий в своих истоках определяли превосходство женщин над мужчинами, обожествляя в них консервативный, охраняющий, принцип, дающий жизнь вселенной. Вот, что по этому поводу говорит Михайлов: «Давайте обратимся к героической эпохе Греции, там мы увидим Марса, этого ужасающего бога, символизирующего войну, разрушение, насилие, тогда как действия Минервы вдохновлены противоположным духом. Она появилась как защитница мира, устанавливающая везде согласие и ассоциирующаяся с материальным и интеллектуальным благополучием народа. Создательница земледелия (Деметра), рас-пределительница профессий (ремесел), познакомившая людей с кораблестроением и мерами весов (Паллада), с инженерным ремеслом. Минерва устанавливает справедливость, правосудие (Фемида), наказывает за преступления (Немезида), дает людям огонь и учит их использовать его. Это ее мать, Имута со своими шестью дочерями - первый врач. Эскулап был всего лишь ее
учеником. До Имуты и Эскулапа были еще Диана и Геката, богини искусства врачевания»13.
Таким образом религиозные традиции подтверждают исторические традиции. В первобытное время женщина ценилась как воплощение Деметры, Исиды, Земли-благодетельницы. Народы понимали и выражали ее могущество, как совокупность сил, сохраняющих мир и созидающих цивилизацию. Главенство женщины в то время проявляется и в поведении кочевых народов, которые под женским влиянием меняют свою жизнь и окончательно закрепляются на земле. С самого начала семья была матриархальной, и эволюция народов подчинялась матриархальному закону.
Кроме того, матриархат, столь распространенный в древние времена, существует и в наше время. Его следы находят среди некоторых африканских племен, в которых, по словам известного путешественника Ливингсто-на (Livingstone)14, правят женщины.
У племени Балонда, на севере Замбези, согласно наблюдению Ливингстона, женщины держат в руках бразды правления; мужчина считается низшим существом, лишенный прав он живет в угнетении и подчиняться для него - в порядке вещей15.
13 Михайлов П. П. «Роль и значение первобытной женщины: сообщение П. П. Михайлова в Археологическом институте 23-го марта 1895 года. С-Пб.: Тип. П. Ф. Вощинской, 1897. С. 21.
14 Ливингстон Давид (Livingstone David) (1813-1873) - шотландский врач-миссионер, совершил ряд путешествий по Южной и Центральной Африке (с 1840 г.). Например, см. Ливингстон Д., Ливингстон Ч. Путешествие по Замбези и ее притокам и открытие озер Ширва и Ниасса (1858-1864) / Пер. с англ. под ред. Н. Страхова. С-Пб., М.: М. О. Вольф, 1867. В 2 т.
15 Например: «Где есть скотоводство, там женщины пашут землю, засевают поля и строят хижины. Мужчины остаются дома и шьют, ткут, прядут, сплетничают и доят коров. Повидимому, мужчины выплачивают за своих жен приданое, а не получают его с ними». Цит. по: Ливингстон Д., Ливингстон Ч. Указ. Соч. Т. 1. С. 70.
Свидетельства Ходжсона16 о племени кокчей, лейтенанта Стиля о хазиасах доказывают, что до сих пор матриархат обладает своими народами, своими законами, что он - и результат, и традиция, свидетельствующая о силе, которой женщины обладали в давние времена.
Разве это не древний матриархат, который все еще проявляется в обычае, распространенном на Суматре, когда отец берет себе имя сына17. Впрочем, формы матриархата встречаются в разной степени у многих народов.
Так, у ирокезов наследство получают дочери. У ве-дов с острова Зелу (Vèdes de l'île de Zelou) женщины очень высоко почитаются, а полигамия презирается. Согласно Михайлову, следы матриархата обнаруживаются среди туарегов на Мадагаскаре, у неарийских племен Индии и Индостана, на островах Фиджи и Тонга, в Австралии, на Марианских и Каролинских островах, в Южной Америке, среди передовых племен Южной Америки, особенно у ацтеков, в Гвиане, во Флориде, у племен гуронов, дакота, мускока, делаваров. О последнем племени миссионер Лоскиль рассказывает, что в своей ужасной борьбе с белым населением племена индейцев решили объединиться и выбрали племя делаваров главой этого союза. Как они символизировали этот акт? Они дали этому племени, самому образованному среди них, «стебель маиса и лопаточку в руки» и назвали их Женщиной (женой).
В свете этих фактов традиция амазонок рассеивает туман легенды. История амазонок - бриллиант матриархата. Почти все древние историки говорили о амазонках, как о свершившемся в прошлом факте, демонстри-
16 Ходжсон Брайан Хофтон (Brian Houghton Hodgson) (1800-1894) -английский этнолог, востоковед и натуралист.
17 «На СуматрЪ мужъ при рожденш сына принимаетъ имя послЬдняго, а его собственное имя забывается; съ этого дня онъ называется отецъ такого то и личность его какъ бы поглощается личностями жены и сына» (Михайлов П. П. Указ. Соч. С. 26).
рующем мощь женщин древних времен. Так, Диодор18 сообщает нам об амазонках, обитавших на берегах Термодона, и рассказывает об их правительнице: «Ее слава была велика: она покоряла народы один за одним, превращала пленных в рабов и использовала их на самых низких работах»19.
Скифские амазонки были не менее знамениты, но более известны амазонки Африки. Различные памятники Мегары, Тризена, Тиррихия хранят свидетельства о подвигах бесчисленной армии амазонок и о значимых царствах, которые они основали. Можно еще назвать амазонок Балтики, в Бискайе, Богемии и многих других. В Милете, во времена географа Павсания20, женщины, живущие под защитой Артемиды, были расой амазонок.
Можно найти еще примеры сильных мужественных женщин, не отступивших перед бедой. Так в Богемии после смерти королевы Любуши одна из ее приближенных, Власта, сформировала целую армию женщин, чтобы бороться против власти мужчин и превратить Богемию в исключительно женское царство.
Сначала удача была на их стороне. Власта основала Магдебург и издала жестокий закон, приказывающий убить всех новорожденных мужчин. Мужчины восстали против этого кровожадного закона и объявили войну Власте. Она была убита на поле боя, а ее армия, парализованная этой потерей, сдалась. Еще некоторое время армия амазонок, о которых мы говорили выше, отважно защищалась от нападавших мужчин; но эти акты доблести произошли слишком поздно: патриархальная революция была завершена21.
18 Диодор Сицилийский (около 90-30 гг. до н. э.) - древнегреческий историк.
19 Diodor de Sicile. Histoire universelle. Tome premier: livre II. Traduction française: l'abbé Terrasson // URL: http://remacle.org/ bloodwolf/ historiens/diodore/livre2 .htm#XXVIII (30.05.2019).
20 Павсаний - древнегреческий писатель и географ II века.
21 Этот сюжет упоминается также в работе русского этнографа, историка и публициста С. С. Шашкова (1841-1882). См.: Шаш-
И женщина, которая инициировала прогресс (древняя легенда о Эдеме хорошо интерпретируется только в этом значении), женщина, которая участвовала в тяжелом труде развития человечества на заре его детства, которая подарила ему свою гениальность, свою смелость, свою преданность, женщина, отстраненная от дел и порабощенная эгоизмом мужчины, вопреки свидетельствам человечества и истории, больше не распространяла лучи своего разума кроме как в редкие моменты времени.
Краеугольным камнем мужского правления был патриархат. Никакое большее бедствие не могло случиться с женщиной. Ни оскорбления, ни стыда, ни вреда мужчине не причинили в этом положении, безнаказанно основанном на мужском произволе и ориентированном только на удовлетворение его нужд. Женщина была лишена мужчиной своих человеческих качеств, тогда как мужчина основал свое первенство на превосходстве, которое он сам себе приписал.
Мы уже говорили, как в начале мира, женщина владела, согласно матриархату, законом, семьей, обществом. Мы доказали при помощи различных свидетельств, что частично она с ними все еще связана в определенных частях земного шара, и, следовательно, рассмотрение женщины, как неспособной к важным делам, является абсолютно произвольным и, как следствие, фиктивным.
Да, женщина, описанная с позиции всемогущества мужчины, женщина, осужденная религией, признана неспособной ложной наукой, эта женщина не могла ни культивировать, ни расширять свои навыки, но давайте посмотрим на природу, которая создает расы, на историю, которая определяет судьбы и окончательную истину. Истина, освобожденная от ролей, назначенных мужчиной в собственных интересах, отклонит право, принижающее женщину, как противоречащее замыслу
ков С. С. Исторические судьбы женщин, детоубийство и проституция. СПб.: Тип. Ф. С. Сущинского, 1872.
природы, историческому факту. После доказательства того, что определение женщины, как некомпетентного существа, абсолютно произвольно, мы хотим проследить как такой подход повлиял на закон, семью, общество.
Закон дал мужчине свободу поступать неправильно и предоставил ему руководство домом, управление общими интересами, другими словами, основал семью на радикальном пороке лжи. Из этого же произошла необоснованная иерархия в воспитании сыновей и дочерей. До достижения сознательного возраста дети становятся свидетелями системы, основанной на несправедливости. Произвол для них существует и не шокирует их сознание.
Законы обобщили подчинение женщин человечеству и установили, так сказать, превосходство мужского принципа. В чем заключается превосходство мужского принципа? Роль генератора приписывается мужчине. Однако ни анатомия, ни физиология не даруют мужчине этого принципа, который так ему дорог. Изучение строения женского мозга, несмотря на сотню способов исследования, никогда не оправдывало утверждения о его неполноценности.
Напротив, мы находим в далеком историческом прошлом, в матриархате, правительстве женщин, и в современной науке, как следствии диссимиляции мужского предрассудка, мысль о том, что по своей сути (эссенции) женщина превосходит мужчину.
Действительно, выдающиеся черты женской психологии показывают нам ее превосходство над мужчинами. И игнорировать эту разницу - значит игнорировать великую воспитательную силу человечества: законы эту силу игнорировали. Женщина, несущая ответственность за добро по своей природе, благодаря человеческим домыслам, фантазиям общества была и остается утраченной (недооценённой) силой.
Половой вопрос необходимо изучать. Это соревнование, соперничество, антагонизм полов, эта борьба представляют в истории причину большинства беспорядков, препятствующих и мешающих восходящему маршу чело-
вечества. Законы, которые не удовлетворяют принципу справедливости, должны быть объектом всеобщего неодобрения, негодования разума, всеобщего возмущения.
От воли женщин зависит противостояние принижающим законам, которые поддерживаются предрассудками и суевериями установленного порядка. Подчинение женщин является преступлением материи против духа.
Форма древнего матриархата логически основывалась на соображении, что женщина является экономической составляющей, психикой и моралью мира; отсюда культ Исиды, Цереры, женщины, обладающей зародышем, питающей его, развивающей его, подобно земля в отношении зерна.
Превосходство нашего столетия над всеми остальными может заключаться в достижении той точки, когда человеческое сознание начнет учитывать нарушение «прав человека», это значит, что отказ воспринимать женщину как разумное существо противоестественен. Поэтому требование, притязание женщин на права лежит в основе права человека.
В семье положение женщины несет на себе печать лицемерия мужчины. В браке, как его понимает общество, закон чувств соблюдантся все реже, а рациональный закон равенства - нисколько. Во имя своих свободных нравов мужчина «возвел в право презрение к долгу»22, и женщина, оскорбленная его сексуальными связями, в своих социальных связях с ним отражает все пороки мужчины. При том, что в своих основных принципах экономика всей семьи зависит от женщины.
Семья будет стоить того, чего стоит женщина, потому что в первую очередь ее представляет женщина. Историки даже утверждают, что изобретение огня, с акцентом на организацию очага, было сделано матриархатом. По-
22 Deraismes M. Eve dans l'humanité // Deraismes M. Oeuvres completes. En 2 vol. Paris : F. Alcan, 1895. Vol. 2. P. 71. Мария Дерэм (Maria Deraismes) (1828-1894) - французская феминистка, писательница, журналистка.
тому что, как мы показали в нашем наброске об этом строе, правительство женщин занимает огромное место в истории. Но сияние таких великих исторических фигур, как Семирамида, Аспасия, Жанна Д'Арк, Елизавета I, Екатерина Великая, мадам де Сталь, не смогло опровергнуть нелогичные предрассудки о женщине, как о существе ограниченном, пассивном, инструментальном. И женщина, которая признается достойной быть правительницей, не признается годной голосовать.
Принцип подневольного состояния, принятый в семье и передающийся из поколения в поколение, восходит к патриархату, предоставляющему на всех уровнях «привилегию». Патриархальная жизнь, семья средневековья, что это? Тирания мужа, деспотизм отца, ненависть между детьми, счастье в страданиях для всего общества, отражающееся в каждом поколении урожаем безнравственности, несправедливости и войны. Семья должна быть прообразом порядка, социальной гармонии. Но, повторяем для того, чтобы это стало правдой, конституция семьи должна быть нормальной, она должна основываться на подлинной реальности нравственного закона. От этого зависит степень подъема или упадка народов (рас). Социальные или семейные отношения должны осноываться не на половом инстинкте, животном по своему происхождению, а на принципах разума, божественных по своей пррироде. Тогда, и только тогда, настоящая любовь будет ощущаться и будет постигнута, когда семья станет прославлением любви, ее олицетворением во всех ее проявлениях.
В обществе женщина продолжает развиваться в ненормальных условиях, в которых притупляются ее таланты и способности. Мужчины охотно делят женщин на три категории: женщина-хранительница очага, домашнего достатка или жена; женщина для удовольствия, удовлетворения их любовного каприза, любовной прихоти или куртизанка; женщина снисходительная к их эгоистичной чувственности, наслаждающаяся жертвенностью, или сестра милосердия. Таким образом,
женское сообщество классифицируется по принципу мужской эксплуатации в интересах мужского благополучия. И общество, созданное мужчинами, пожинает плоды их раздора. Мужчины должны нести ответственность за то состояние, в котором мы живем, и за то, что общество страдает в своих основаниях, поскольку именно сами мужчины отвечают за то, что обволокли мир своей неполноценностью. Ибо закон справедливости -это всеобщий закон, и мужчина, подавляя в женщине человеческую силу, не видя в ней напарницы, пренебрег принципом равновесия, который управляет мирами, и он навязал себе и обществу ущербность и неудачу.
Таким образом, мы пришли к выводу, что на каждом этаже социальной лестницы существует фундаментальный порок человеческой общности.
Но вот наступает момент, когда общество узнает, в чем - ложь, а в чем - правда. Какими бы ни были катаклизмы, нам ничего не будет страшно, если мы будем верить в справедливость. Социальный мир должен начинаться с войны против социального зла. Пришло время для женщины открыто протестовать, сформировать лигу, чтобы реагировать на отвратительные стереотипы о своей подчиненности. Новая женщина хочет выполнить свою задачу, которая заключается в том, чтобы подготовить землю для нового общества, основанного на справедливости, а не на силе. Женщина появилась на свет родителем, производителем и хранителем мироздания.
Великое слово жизни было скрыто под покровом Ис-иды. Почему общество было несчастным? Потому что оно его неправильно поняло. И вот голос женщины звучит громче и повсюду отражается. Столкновение интеллектов двух полов, двух факторов человечества, породит искру социальной истины.
Дело женщины было в этом смысле делом искупления. Женские конгрессы продемонстрировали миру, что работа женщин способствует установлению справедливости. Рассвет начинается для женщины.
Но прежде, чем управлять другими, женщина сначала должна познать саму себя. Необходимо, чтобы женщина подготовила почву для своего будущего триумфа, расчистив ее от эксцентричности, злоупотребления своей собственной партией, исключительной страстности и пагубного влияния господства. Если женщинам не хватает доброты, если они ревнивы, завистливы, мстительны, невежественны, по какому праву они будут претендовать на управление или возрождение мира?
Декларация прав женщин и их свободное осуществление не приведут к новой эре, только исполнение духовных (спиритуалистических) предназначений женщины оживит сердце человечества. Против спиритизма все доктринальные, социалистические, материалистические, нигилистические учения. Почему?
Потому что спиритизм - это вечная наука, пришедшая осветить временную науку, проявляющуюся в современных научных открытиях, поскольку, отказавшись от спиритизма, ученые тем же самым ударом могут подавить стержень истины. Экспериментальная наука подготовила почву, которую культивирует спиритуалистическая наука Спиритуализм - это светящийся маяк, который покажет нашим удивленным глазам новую землю. Женщина, торжествующая по материальному закону силы, должна оставаться верной сердцем и разумом спиритуалистическому закону справедливости. Признаки времени являются спиритическими и феминистскими, потому что окончательный успех первого приведет к успеху второго. Это две новые силы, которые приходят в общество по одному и тому же принципу, и их направление - Свет. Мы, современные люди, вышли из животного мира, новый, совершенный человек выйдет из нас. Но для этого необходимо, чтобы женщина выполняла свою духовную миссию, поскольку она состоит во вдохновении идеи против факта. Общество, обращающееся к идеалу своего блага - это абсолютный прогресс. Но цель союза умов для распространения материального благополучия в прежде всего состоит в том,
чтобы возвысить сердца, иначе человек никогда не избавится от злоупотреблений и обвинений.
Точнее говоря, предмет прогресса является моральным, иначе продукты материальной цивилизации, даже на пике развития окажутся ничтожными для человеческого достоинства. Мысль без добродетели может породить только построенную на песке цивилизацию без фундамента. Любой прогресс, не ведущий к более высокому прогрессу, заключающемуся в совершенствовании внутреннего человека в сочетании с развитием внешнего прогресса, ничего не сделает для счастья человечества. Люди больше по характеру, чем по духу; любое образование, выстроенное не на моральной основе, нес может служить возвышению характера, развитию внутреннего человека.
Пусть женщина соберется и приготовится к своему пришествию. Общество уже созрело, чтобы понять, если не применять, единство двух принципов, двух факторов человечества [мужского и женского] в своей единственной социальной форме. Там, где существует разделение двух принципов, как в матриархате, так и в патриархате, истинное общество не было организовано. Степень зрелости общества выражается в том, чтобы соединить эти два фактора: мужской и женский, жить в единстве их двойного принципа. Этот сюжет требует большой работы. Достаточно сказать в качестве заключения, что цель общества заключется в совершенствовании для достижения наибольшей суммы счастья; что счастье может существовать (как для общества, так и для человека) только в приобщении к бинарному принципу, в полной гармонии его двойной формы: материальной и духовной, мужской и женской.
Перевод с французского и комментарии к тексту -Л. С. Московчук