Научная статья на тему 'К вопросу о легализации теневой экономической деятельности'

К вопросу о легализации теневой экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5857
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВОЙ БИЗНЕС / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / ДЕТЕНИВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджикова Алтынай Султахновна, Глушков Вадим Валерьевич

В настоящее время пришло осознание того, что теневая экономика и коррупция находятся в одной связке, определено место этой темы среди модернизационных задач, стоящих перед страной. Статья посвящена проблеме создания системы государственных мероприятий по вытеснению теневого предпринимательства в официальную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о легализации теневой экономической деятельности»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

THE ECONOMIC THEORY

УДК 338.054.23 ББК 65.012.2 А 29

A.С. Аджикова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская 36. Тел. (928) 386-05-87, е-mail: [email protected].

B.В. Глушков

Соискатель Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская 36. Тел. (928) 386-05-87, е-mail: [email protected].

К вопросу о легализации теневой экономической деятельности

(Рецензирована)

Аннотация. В настоящее время пришло осознание того, что теневая экономика и коррупция находятся в одной связке, определено место этой темы среди модернизационных задач, стоящих перед страной. Статья посвящена проблеме создания системы государственных мероприятий по вытеснению теневого предпринимательства в официальную экономику.

Ключевые слова: теневая экономика, теневой бизнес, контролирующие органы,

детенивизация экономики.

А.С. Adzhikova

Master of economic Science, Reader of “Finances and credit" department State Educational Institution High Professional Education (SEI HPE) North-Caucasus state humanitarian -technological academ, 369000 Stavropol street, 36, town of Cherkessk. Ph.: (928) 3860587, e-mail: [email protected].

V.V. Glushkov

Postgraduate State Educational Institution High Professional Education (SEI HPE) North-Caucasus state humanitarian - technological academ 369000 Stavropol street, 36 town of Cherkessk. Ph.: (928) 3860587, e-mail: [email protected].

To the question of the legalization of shady economic activity

Abstract: At present came the realization that the fact of shady economy and corruption are in the same bunch and it is a system problem, the place of this theme among modernizational tasks, facing the country was determined. The article is devoted to the problem of creation of system of state measures on superceding shady undertaking by official economy.

Key words: shady economy, shady business; control authorities; economy deshading.

На уровне высшего руководства государством в настоящее время пришло осознание того, что теневая экономика и коррупция находятся в одной связке, и это системная проблема. Наконец, определено место этой темы среди модернизационных задач, стоящих перед страной.

Основа теневой экономики заключается в существовании деструктивных противоречий социально-экономической системы. Учитывая, что теневая экономика является

неизменным спутником любой экономической системы, воздействовать на нее следует через разрешение (устранение) этих противоречий [1].

Проблема противодействия теневой экономике является чрезвычайно сложной и спорной. Существуют диаметрально противоположные мнения по ее решению: от предложений по усилению влияния правоохранительных органов на экономику до существенной либерализации законодательства. Очевидно, эффективная экономическая политика в отношении теневого сектора может осуществляться только исходя из баланса между экономическими и административными мерами.

В теневой экономике заинтересованы криминальный бизнес, крупные теневые структуры и коррумпированные чиновники. В детенизации экономики заинтересованы бизнес и гражданское общество, позицию которых могут усилить современные знания, описывающие механизмы теневой экономики, роль коррупции и ее влияние на снижение эффективности бизнеса и уровня жизни населения. В условиях, когда официальная экономика выживает с большим трудом, не способна обеспечить высокую занятость и приемлемый уровень зарплаты, возникают возможности для быстрого развития теневой экономики. Этому способствует множество причин.

Для снижения уровня теневой экономики, прежде всего, необходимы меры, обеспечивающие стабильное оздоровление социально-экономического положения страны на основе совершенствования государственного и рыночного регулирования экономических отношений. Как показывает мировой опыт, борьба с теневой экономикой путем применения репрессий и административного давления оказывается малопродуктивной. Поэтому необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений. С точки зрения Де-Сото, для противодействия развитию теневой экономики необходимо приблизить правовую систему к действительности. Для этого наиболее актуальными являются ликвидация препятствий, мешающих интеграции легального и теневого секторов, создание единой правовой и экономической системы, исключающей дискриминацию. По мере движения к цивилизованным формам рынка теневое предпринимательство будет приобретать присущие развитым индустриальным странам формы. Поэтому в настоящее время необходим глубокий экономико-правовой анализ теневого бизнеса и выработка способов и методов его преодоления, что является одним из важнейших составляющих современной программы экономических реформ в стране.

Экономико-правовой анализ позволяет выделить в качестве наиболее проблемных зон в этой сфере следующие:

• денежное обращение, криминализация которого является наиболее опасной для общества и которое порождает криминализацию всех остальных звеньев экономической системы;

• отношения собственности, прежде всего в торговле и общественном питании, топливно-сырьевом комплексе, деревообработке и производстве строительных материалов, строительстве, агропромышленном комплексе, земельных отношениях;

• внешнеэкономическая деятельность, используемая не только для быстрого криминального накопления капитала, но и являющаяся самым эффективным средством незаконного экспорта капитала через криминальную систему вывоза энергетических и сырьевых ресурсов, особенно, ресурсов стратегического характера, что подрывает позиции страны на мировых рынках;

• потребительский рынок, традиционно являющийся криминогенной экономической зоной и практически полностью контролируемый криминальными структурами, жестко регламентирующими цены и взимающими «налоги» на доходы как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность.

Достигнутая в России высокая степень криминализации экономики делает весьма проблематичной целенаправленную деятельность по преодолению теневых явлений в сфере бизнеса не только из-за возможного сопротивления ей, в том числе на самых высоких

уровнях государственной власти, но и вследствие расположенности к криминализации субъектов, ею еще прямо не затронутых. Без стабилизации общей социально-экономической и политической ситуации невозможно радикально переломить тенденции криминализации предпринимательской деятельности. Вместе с тем без направленных мероприятий, непосредственно воздействующих на криминальную ситуацию в сфере экономики, невозможна и общая стабилизация жизни в России.

Одним из направлений воздействия государства на теневую экономику является легализация теневых доходов. Эта проблема сегодня выходит на ведущее место в системе мер нейтрализации теневого предпринимательства.

В основе конкретного механизма легализации теневых капиталов должно лежать сочетание административных, экономических и правовых методов и форм воздействия, среди которых можно выделить следующие: сокращение налогооблагаемой базы,

реконструирование налоговой задолженности в отношении малого и среднего бизнеса, перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

В настоящее время применяются такие меры как реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы; ужесточение борьбы с коррупцией; возвращение вывезенных из страны капиталов и прекращение такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране; выявление подпольных производств (например, в ликероводочной промышленности) и пресечение их деятельности; усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию теневых доходов. В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.

Первый - радикально-либеральный, связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Негативные итоги воплощения данного подхода: критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

Второй - репрессивный подход - возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой службы и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие закона ФЗ РФ от 20.07.98г. №116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги.

Использования преимущественно репрессивных методов может привести к негативным социальным результатам. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только теневиков-хозяйственников, но и значительной части рабочих, которым «теневая» экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих неустойчивых предприятий, как

представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а уровень сопротивления властям - как «относительно высокий». В целом, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п. Не снижая роли государства в экономике следует иметь ввиду, что «есть аспекты, где государство должно помогать, а есть - где не мешать» ( создавать необходимые стимулы для эффективной экономики) [2].

В рамках сокращения масштабов теневой деятельности Президентом РФ утвержден «Национальный план борьбы с коррупцией», который включает: декларирование

чиновниками и их близкими родственниками своих доходов и имущества, конфискацию имущества, нажитого незаконным путем; возврат из-за границы имущества, спрятанного от государственного контроля; строгое нормирование порядка поступления на работу в коммерческие структуры после отставки из органов госаппарата и пр.

В настоящее время принят пакет новых федеральных законов антикоррупционной направленности. Важную роль в устранении и минимизации размеров теневой экономической деятельности должен сыграть федеральный закон по предупреждению и борьбе с коррупцией [3]. В числе отдельных направлений этой работы можно отметить следующие: введение антикоррупционных стандартов, то есть единой системы запретов, ограничений и дозволений для соответствующей области деятельности; передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям; сокращение численности государственных и муниципальных служащих, обязательное предоставление сведений о доходах, имуществе работников госслужбы и членов их семей и пр.

Кроме того, в целях сокращения масштабов теневых взаимоотношений бизнеса и власти, объемов коррупции Госдумой был принят федеральный закон [4], направленный на выявление коррупциогенных факторов и их последующее устранение. Такими факторами являются положения нормативно-правовых актов; проекты актов, устанавливающие для правоприменения необоснованно широкие пределы усмотрения; положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые, обременительные требования к гражданам и организациям, что создает условия для проявления коррупции. На регулярной основе стал функционировать Совет по противодействию коррупции. В систематическом порядке должны совершенствоваться процедуры лицензирования и технического регулирования, в том числе: упрощение процедуры получения и переоформления лицензий; повышение открытости и доступности информации о деятельности лицензирующих органов для граждан и хозяйствующих субъектов; разработки унифицированного (единого) порядка лицензирования для однородных объектов лицензирования; унификации требований к лицензируемым видам деятельности. Важны соответствующие изменения в федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

- непрерывность -дифференциро-ванность -координация -системность

Рисунок 1. Система комплексного контроля за деятельностью хозяйствующих

субъектов

в целях сокращения масштабов теневого бизнеса

Для борьбы с теневыми операциями необходимо создание комплексной системы контроля за экономикой, построенной по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами.

В России действует несколько финансовых институтов, способствующих решению проблем противодействия легализации преступных доходов, главной задачей которых является выявление, пресечение финансовых нелегальных схем, а также разработка мер и рекомендаций по их выявлению.

Росфинмониторинг - федеральный орган исполнительной власти, действующий в соответствии с 115-Ф3 от 07.03.01г.

Росфиннадзор действует как орган исполнительной власти по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в качестве первоочередной функции следит за использованием средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, материальных ценностей федеральной собственности [5].

Наряду с этим указанные органы федеральной исполнительной власти оказывают органам внутренних дел содействие в выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики путем участия в мероприятиях по поиску носителей и источников информации, свидетельствующих о совершенных преступлениях; направления (передачи) материалов, в которых усматриваются признаки преступлений; производства документальных ревизий, исследований, различных проверок и обследований; использования специалистов этих организаций для участия в процессуальных и иных действиях; выдачи справок, документов и дачи консультаций по различным вопросам производственно-хозяйственной деятельности и др.

Одним из направлений деятельности подразделений юстиции по экономическим преступлениям является контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Для выполнения возложенных на них обязанностей органам внутренних дел, в том числе и подразделениям по экономическим преступлениям, при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, предоставлены необходимые права (изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и денежные операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий; получать от их руководителей и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства и др.).

Одной из главных причин, вынуждающих предпринимателей скрываться в «тени», является налоговое бремя, буквально удушающее нормального предпринимателя. В этих условиях предпринимателю остаются три варианта хозяйственного поведения: первый -бросить заниматься предпринимательством; второй - найти возможность (не бесплатно) получить квоты и льготы, прежде всего, в области налогообложения, входя в контакт с коррумпированными чиновниками и вступая на криминальный путь; третий - уклоняться от уплаты налогов, осуществлять расчёты наличными деньгами или валютой, уйти в теневую экономику.

Налоги следует исчислять не на основе трудно контролируемой отчетности, а на основе показателей, которые невозможно или почти невозможно скрыть. Такими показателями и являются потребляемые ресурсы: земля, недвижимость, материалы, энергия и др. При этой модели налоги платят в повышенном размере, зависящем от стоимости ресурсов, сырья и материалов, а также, в зависимости от рыночной стоимости земли и

недвижимости, их владельцы. Суммы уплачиваемых ими налогов в результате включаются в цену продукции, но потребители этой продукции, вынужденные покупать ее по более высоким ценам, освобождаются от всех прочих налогов и от всей налоговой отчетности.

Необходимо активнее задействовать систему ресурсных налогов, в результате чего их поступление станет стабильным и вполне предсказуемым. Это обеспечит возможность составления сбалансированного бюджета, улучшит отношения между предпринимателями и государственным аппаратом, подорвет экономическую базу криминальных и полукриминальных структур. Однако, не следует забывать, что одной из главных целей налоговой реформы является снижение налогового бремени при перераспределении ресурсов экономики через государственную бюджетную систему. Основой теневой экономики является несовершенство правового обеспечения социально-экономического развития общества и недостаточная дееспособность государственных и общественных органов управления и контроля. Кроме того, теневая экономика является одним из проявлений рыночной системы, основанной на стимулировании частной инициативы к максимизации прибыли, в том числе с использованием недостатков в действующем законодательстве либо в применении противозаконных способов и средств. Поэтому должно быть стремление общества к оптимизации деятельности правовых институтов, обеспечивающих неуклонное социально-экономическое развитие при соблюдении паритета интересов субъектов экономической деятельности в достижении индивидуальных целей различных групп предпринимательского сообщества. Для этого в первом приближении необходимо:

добиться ослабления и оптимизации системы государственного регулирования экономической деятельности всех субъектов предпринимательства, при одновременном обеспечении всестороннего контроля исполнения всех общественно необходимых требований ведения бизнеса;

сделать систему финансовой и налоговой отчетности предельно четкой, логически обоснованной и в достаточной мере соответствующей международным стандартам;

установить ставки налогов и внебюджетных отчислений на социальные и общественные нужды в пределах, обеспечивающих ощутимое преимущество легального предпринимательства перед возможностями и рисками теневой экономики;

создать и постоянно актуализировать общегосударственные базы данных о кредитных историях всех участников экономической деятельности для обеспечения объективной оценки добросовестности партнеров в деловых отношениях.

Важным направлением является завершение реформы технического регулирования, предполагающей значительное сокращение предъявляемых со стороны государства обязательных требований к параметрам и характеристикам товаров и услуг. В первую очередь сократится перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

Важным направлением по снижению административных барьеров является работа по расширению применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия юридических и физических лиц с регулирующими органами. С этой целью должен быть налажен электронный обмен документами между органами власти.

Дополнительные меры по устранению административных барьеров: при выявлении нарушения в ходе проверок деятельности хозяйствующих субъектов обязательным должно стать вынесение сначала предупреждения (предписания) об устранении нарушения, и только в случае невыполнения предписания - наложение штрафа; сокращение перечня товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, для расширения сферы декларирования соответствия, что серьезно сократит издержки бизнеса на осуществление процедур обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности.

Снижению административных барьеров будет способствовать также ограничение с 1 января 2010 г. количества проверок малых компаний, не чаще 3-х раз в год, внепланово -только с санкции прокурора.

В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и

программы государственной политики в отношении теневого бизнеса. В этой разработке важно ответить на два вопроса. Во-первых, в настоящее время в разряд теневиков переходят не только сугубо криминальные элементы, но и обыкновенные отечественные предприниматели, обремененные налогами и постоянной сменой «правил экономической игры».

Во-вторых, в теневой экономике увязли огромные капиталы. Задействовать эти ресурсы на нужды экономического роста представляется в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания.

Формируя концептуальную основу линии в отношении теневой экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в теневой экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции теневой и легальной экономики.

В целях создания и поддержания благоприятной правохозяйственной среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовноправовых методов.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в экономику. Правительство загнало предпринимателя в тень и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов.

Трансформация предпринимательского сектора в условиях развития теневой экономики ведет к деградации и вымыванию наиболее ресурсоемких видов деятельности, связанных с инновационными и производственными процессами. При этом количество предприятий в сегменте простых некапиталоемких услуг сохраняется или медленно возрастает. Таким образом, если в развитых и быстро развивающихся странах, ставка делается на инновационную и интеллектуальную составляющую, то в нынешних социальноэкономических условиях России, не приходится надеяться на возможность научнотехнического прорыва. Поэтому государству и обществу необходимо сосредоточить свое внимание на создании благоприятных условий для развития бизнеса в инновационной сфере.

Особое значение при отнесении той или иной операции к теневой имеет доказательство того, что в результате нее были выведены средства из легального оборота предприятия для уклонения от уплаты налогов.

Российским законодательством предусмотрен ряд мер по борьбе с налоговыми, валютными, банковскими и другими экономическими преступлениями и правонарушениями. Вместе с тем они считаются выявленными уже сразу после их документирования на одном из хозяйствующих субъектов. Затем накладываются санкции, при необходимости возбуждается уголовное дело, и работа контролирующих и правоохранительных органов на этом заканчивается.

Проводить же дальнейшую разработку в целях выявления связей между отдельными нарушениями, а также вскрывать реальные денежные потоки не обязательно, так как подобные задачи не предусмотрены существующим законодательством. Применение уголовного законодательства по налоговым преступлениям к операциям в теневой экономике приводит к тому, что уголовные дела возбуждаются за уклонение от уплаты налогов с

доходов от фиктивных, реально неосуществленных сделок или неуплату налогов с фактически недействующих организаций. В случае с фиктивным экспортом, например, виновное лицо осуждается за неуплату налогов по несовершенной экспортной операции, сущность же и размер реальной сделки остаются вне уголовного разбирательства. Лица, применяющие фальшивые реквизиты несуществующих фирм, могут быть привлечены к ответственности только за неуплату подоходного налога, однако суть совершаемой сделки равноценна сделкам юридических лиц, и неуплаченный налог, поэтому должен быть реально иным. Таким образом, несмотря на то, что отдельные правовые нормы для борьбы с теневой экономикой в России имеются, они носят ограниченный характер и способны противостоять лишь некоторым ее элементам. Для эффективной борьбы с теневой экономикой необходима разработка и введение в УК РФ статьи, предусматривающей ответственность за «организованное налоговое преступление», объективной стороной которого были бы проведение финансово-хозяйственных операций, специально направленных на уклонение от уплаты налогов и деяние, совершенное должностными лицами двух или более хозяйствующих субъектов по сговору. Сформулированная уголовная статья имеет большое преимущество перед другими статьями Уголовного кодекса, применяемыми для борьбы с теневой экономикой, так как она охватывает ее в целом, способна объединить в себе все эпизоды дела и привлечь к ответственности всех его участников. Вместе с тем выявление сложной теневой сделки и доказательство связи всех ее частей между собой, а также проведенной операции с уклонением от уплаты налогов на практике могут вызвать серьезные затруднения. Кроме того, вне сферы действия этой статьи оказывается простая псевдооперация. Для более эффективной борьбы с теневой экономикой целесообразно признать противоправными некоторые формальные признаки данного явления. Предлагается считать противоправным такой формальный признак «теневизации» капиталов, как намеренное совершение фиктивной сделки, и ввести в Уголовный кодекс статью «Псевдосделка» со следующей диспозицией: «оформление сделки с намерением изначально полностью или частично не выполнить ее условия». При этом цель совершения такой сделки не важна для признания ее противоправной, поскольку намерение заключить фиктивную сделку само по себе предполагает, что за ней должна скрываться противоправная операция, так как иная цель такой сделки не имеет смысла. В основе теневой деятельности лежит стремление хозяйствующих субъектов не платить налоги и другие сборы в бюджет. В то же время ответственность за отдельные, связанные с этим нарушения в УК РФ рассредоточена по различным статьям, отражающим некоторые формальные признаки теневой экономики. Для эффективной борьбы с данным явлением необходимо объединить (хотя бы на организационном уровне) все преступления, на основе которых лежит уклонение от уплаты налогов и других сборов в бюджет, в одну группу - преступления в сфере теневой экономики. В нее наряду с предложенными выше нужно включить следующие статьи: ст. 171 «Незаконное предпринимательство»; ст. 172 «Незаконная банковская деятельность»; ст. 173 «Лжепредпринимательство»; ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»; ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей»; ст. 199 «Уклонение от уплаты налога с организаций».

Оставлять в стороне проблему легализации теневой предпринимательской деятельности и теневых капиталов становится опасно. Необходима разработка программы по легализации теневых доходов с привлечением научных и практических работников всех систем экономической и правовой направленности.

Важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране.

Успешное достижение этой цели требует реализации комплекса неотложных мер. Среди них специалисты выделяют некоторые наиболее важные.

Внедрение открытости («прозрачности») принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными

должностными лицами, несоблюдение чего является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства.

Усиление различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и других). Причем в среднесрочной перспективе это направление может дать большие результаты, чем контроль за отдельными лицами. Сложность проблемы состоит в том, что углубление контроля является фактором коррупции и экономической преступности.

Введение ограничения на совмещение должностей в системе государственной службы и в акционерных обществах с долей государственного участия.

Корректировка уголовного законодательства с учетом реально действующих форм коррупции, к которым, в частности, относятся: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие другие опасные завуалированные формы коррупции.

Неукоснительное соблюдение законов ФЗ РФ от 25.12. 08г. №273-ФЗ «О

противодействии коррупции» и ФЗ РФ от 17.07.09г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Преодоление криминального характера теневого предпринимательства предполагает осуществление конкретных мер в рамках программы борьбы с экономической преступностью. Можно указать лишь наиболее важные первоочередные направления, без которых невозможно преодолеть криминальный теневой бизнес.

На первом месте стоят меры, направленные на преодоление подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг:

совершенствование налогового законодательства (налогового кодекса), условий и возможностей выхода предпринимательства из теневой экономики;

упрощение процесса оформления создаваемого предприятия, перекрытие каналов коррупции и взяточничества чиновничьему аппарату;

пресечение любых форм подпольного предпринимательства, для чего следует усилить меры административного и уголовного воздействия на подпольных производителей, установить жесткие экономические санкции в зависимости от доходов и нанесенного ущерба обществу против незаконных предпринимателей.

Во-вторых - меры, направленные против организаторов и исполнителей незаконных операций в ходе осуществления предпринимательской деятельности:

контроль над ценами на товары и услуги, недопущение скрытого повышения цен при выпуске новой продукции;

борьба с мошенничеством в сфере экономики, подрывающим основы становления рыночного хозяйства.

Государственная программа по легализации деятельности теневых предпринимателей должна предусмотреть следующие меры:

1) необходимо обеспечить благоприятные для бизнеса изменения норм финансового и налогового права, связанные с налоговой, приватизационной, внешнеэкономической и другими видами экономической политики государства, придав этим действиям упреждающий по отношению к назревшему усилению карательных мер характер;

2) необходимо разграничить капиталы криминальных элементов и теневых предпринимателей и учесть эти различия в правовых актах по борьбе с экономической преступностью и коррупцией в хозяйственном и налоговом законодательстве в целом, как и во всей правотворческой и правоприменительной деятельности;

3) следует сформировать новое позитивное отношение к отечественным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предпринимателям (в том числе проживающим за рубежом), разрабатывать и реализовывать программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

4) следует усилить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, связанных с общедоступностью данных о налоговых правонарушениях, преступлениях и их оценкой государственными и негосударственными компетентными органами.

В сфере предпринимательства минимизации разнородной по характеру теневой деятельности должен применяться дифференцированный подход, предусматривающий целый комплекс мер на общегосударственном уровне. В числе важнейших можно назвать борьбу с криминальной деятельностью и коррупцией, совершенствование правовой базы, улучшение работы правоохранительных органов, создание условий для добросовестной конкуренции, улучшение работы всех ступеней властных и исполнительных органов, развитие рыночной инфраструктуры и обеспечение равных возможностей доступа к ресурсам для всех субъектов предпринимательства.

Одним из катализаторов активизации распространения неформального сектора в пореформенной России, очевидно, является ответная реакция экономических субъектов на неадекватные способы регулирования (как пере-, так и недорегулирования) бизнеса государством. Перечень форм такой неадекватности достаточно обширен (он растет и обновляется), начиная от излишнего требования лицензий и заканчивая завышенным налогообложением, из чего делается вывод, что снижение масштабов теневой активности заключается не просто в ее легализация государством, но и в повышении адекватности государственного регулирования в целом. Ликвидация противостояния государства и экономического субъекта - сложный комплекс задач, а не только снижение налогового бремени.

Результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету. Вероятно, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм.

Примечания:

Рогозинский Е.В. Методологические аспекты теневой экономики // Журнал экономической теории. 2009. № 1.

Клинова М.В. Государство и частный капитал в поисках прагматичного взаимодействия. М.: ИМЭМО РАН, 2009.

О противодействии коррупции: ФЗ РФ от 25.12.08 №273-ФЗ // СПС

КонсультантПлюс. М., 2010. Загл. с экрана.

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: ФЗ РФ от 17.07.09 №172-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. М., 2010. Загл. с экрана.

Ярлыков С.Ю. Органы финансового контроля в системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма //Деньги и кредит. 2009. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.