УДК 347.455
С.Б. Селецкая
Д.Ч. Салихова
К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ ОЦЕНЩИКА КАК ЭЛЕМЕНТЕ ЕГО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА В НОВЕЛЛАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
the question on the qualification of the evaluator as a part of his civil legal status in the latest legislation update
of the valuation activity
Статья посвящена наиболее существенным новеллам законодательства, определяющего особенности гражданско-правового статуса физического лица, предоставляющего услуги в сфере оценочной деятельности (оценщика). Авторами отмечены позитивные изменения, а именно, предъявление дополнительных требований к квалификации и уровню профессионализма оценщика. На основе сравнительно-правового анализа последних изменений, в частности, касающихся требований, предъявляемых к квалификации оценщика, предложены меры по реализации данных положений на практике.
Ключевые слова: оценщик, субъект оценочной деятельности, оценочная деятельность, профессиональная деятельность, квалификация, правовой статус, законодательство об оценочной деятельности.
The paper is concerned with the most important new law defining the features ofcivil legal status of individuals providing services in the field of evaluation (evaluator). The authors noted positive developments, namely, the presentation of additional requirements for the qualification and professionalism of the evaluator. On the basis of a comparative legal analysis of the developments, in particular relating to the requirements for the qualifications of the evaluator, given the author's position to the topic of the realization of these points in practice is given.
Key words: evaluator, licensed evaluator, valuation activity, professional activity, qualification, legal status, legislation of valuation activity.
В ходе концептуальных изменений норм законодательства об оценочной деятельности подверглись изменениям многие положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» (далее - закон об оценке)1, включая нормы о
гражданско-правовом статусе субъекта оценочной деятельности (оценщика). В утвержденном Правительством РФ плане мероприятий по совершенствованию оценочной деятельности от 26.09.2013 г. (далее - «дорожная карта»)2 отражена
Селецкая Стелла Борисовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского федерального (Приволжского) университета e-mail: [email protected]
Салихова Диляра Чулпановна, соискатель кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) федерального университета e-mail: [email protected] © Селецкая С.Б., 2017 © Салихова Д.Ч., 2017
Статья получена: 05.12.2016. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.
1 Об оценочной деятельности в РФ : Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3813.
2 Совершенствование оценочной деятельности : распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 № 1744-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») // Собрание законодательства РФ. 2013. № 40 (часть III). Ст. 5111.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(28)2017
основная концепция развития законодательства об оценочной деятельности в РФ. В период с момента принятия «дорожной карты» и по настоящее время, который можно рассматривать в качестве нового этапа развития оценочной деятельности, было принято 15 федеральных законов о внесении изменений в закон об оценке. Также изменены действующие и разработаны новые федеральные стандарты оценки, принят Федеральный закон от 03.07.2016 №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке»3. Таким образом, новеллы законодательства об оценочной деятельности внесли ряд революционных изменений в гражданско-правовой статус физических лиц, предоставляющих услугу по оценке.
Поскольку практика реализации положений, касающихся подтверждения квалификации оценщика, еще не устоялась, полагаем, исследование данной проблемы представляет собой как теоретический, так и практический интерес, является современным и актуальным.
Данное изыскание следует начать с наиболее значимых, на наш взгляд, изменений, касающихся правового статуса оценщика, которые внесены Федеральным законом от 02.06.2016 №172-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. В первую очередь, нововведения, предлагаемые законодателем, демонстрируют ужесточение требований к квалификации и уровню профессионализма субъекта оценочной деятельности.
Так, согласно ст. 4.24 закона об оценке, действующей до вступления в силу вышеуказанных изменений, для приобретения гражданско-правового статуса оценщика лицу, намеренному осуществлять оценочную деятельность, необходимо было отвечать следующим обязательным условиям: наличие высшего образования и (или) профессиональной подготовки в области оценочной деятельности, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, членство в одной из саморегулируемых организаций (далее - СРО) оценщиков и страхование риска своей профессиональной ответственности.
Федеральным законом от 02.06.2016 №172-Ф3 данные требования были дополнены и иными, которые и будут являться предметом нашего исследования в настоящей статье.
Самое главное нововведение - это наличие у лица, намеренного осуществлять оценочную деятельность, квалификационного аттестата. Это правило введено с 1 июля 2017 г. При этом для лиц, являющихся членами СРО оценщиков по состоянию на 1 января 2017 г., получение квалификационного аттестата будет необходимо после 1 апреля 2018 года.
Реализация данных положений на практике вызывает определенную сложность, поскольку получение квалификационного аттестата возможно только при соответствии кандидата одновременно двум условиям: во-первых, сдачи квалификационного экзамена, а во-вторых, наличия стажа (опыта) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет. При этом установлено, что не менее года из последних трех лет указанного стажа (опыта) работы лицо, намеренное осуществлять оценочную деятельность, должно будет проработать в должности помощника оценщика или оценщика4.
Следует иметь в виду, что на сегодняшний день также предусмотрена и независимая система оценки квалификации в сфере оценочной деятельности на добровольной основе. Такая возможность появилась уже с 1 января 2017 г., когда вступит в силу Федеральный закон «О независимой оценке квалификации»5. Таким образом, остается открытым вопрос о том, каково соотношение добровольной и обязательной системы оценки квалификации оценщика. Представляется, что добровольная система на практике не будет иметь широкого распространения.
Считаем, что введением дополнительных требований к уровню профессионализма оценщика законодатель тем самым желает повысить качество оказания оценочных услуг и обезопасить имущественные интересы субъектов гражданского оборота, поскольку на практике часто встречались случаи, когда оценку проводили лица, хотя и имеющие соответствующий статус, но фактически не обладающие специальными знаниями, что негативно отражалось на качестве оценки и влекло причинение убытков. Между тем возмещение этих убытков составляет отдельную проблему, так как доказать причинно-следственную связь между возникшими убытками и действиями оценщика достаточно сложно.
Анализ действующей практики и новых норм, регулирующих оценочную деятельность, позволяет прийти к выводу об их эффективности. Наличие квалификационного аттестата будет являться га-
3 О государственной кадастровой оценке Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-Ф3 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2016. №27 (часть 1). Ст.4170. (не вступил в силу).
4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 02.06.2016 № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 23. Ст. 3296 (далее - Федеральный закон №172 - ФЗ от 02.06.2016 г.).
5 О независимой оценке квалификации : Федеральный закон от 03.07.2016 №238-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2016. №27. Ст. 4171 (не вступил в силу).
рантией качественного оказания оценочных услуг.
Хотелось бы отметить, что, несмотря на наш положительный отзыв на грядущие изменения, многие как оценщики, так и СРО оценщиков относятся к данным изменениям крайне негативно6. Они считают нарушающей их права обязанность сдачи квалификационного экзамена за плату. Вместе с тем полагаем, что рассмотрение данного вопроса возможно с двух сторон. С одной стороны, увеличивается финансовая нагрузка на оценщика. С другой стороны, это вытеснит с рынка оценщиков, не практикующих по конкретному направлению оценки. В связи с этим будем надеяться на высокопрофессиональную оценку по каждому направлению.
Помимо прочего, хотелось бы более подробно разъяснить и наши опасения. В частности, есть вероятность того, что может проявиться так называемый конфликт частных и публичных интересов.
Согласно новой ст. 21.1 закона об оценке, квалификационный экзамен в области оценочной деятельности проводится уполномоченным Правительством Российской Федерации органом в целях подтверждения уровня квалификации7. Статус его пока не определен. Однако можем предположить, что эта система может стать своеобразным рычагом воздействия на мнение оценщика. Известно, что оценка кадастровой стоимости, а также обязательная оценка в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, напрямую затрагивает интересы государства. Такая же позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 г. №15-П8. Поэтому принцип независимости мнения оценщика может быть нарушен в связи с угрозой недопуска в профессию посредством несдачи квалификационного экзамена. Таким образом, мы считаем: чтобы оградить оценщика от возможного давления со стороны государства, необходимо ввести норму, согласно которой квалификационный экзамен должен сдаваться в регионе, отличном от места осуществления оценщиком своей деятельности.
Есть еще одна составляющая нововведений,
о которой говорилось выше. Это наличие стажа (опыта) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности. На наш взгляд, это обоснованно лишь отчасти. Наиболее целесообразным представляется вести речь о градации продолжительности опыта работы, во-первых, в зависимости от направления, во-вторых, уровня сложности, в-третьих, вида оценки, поскольку эти три составляющие определяют специфику оценки. Нельзя подходить к данному вопросу единообразно, так как сфера оценки многогранна и требования к квалификации оценщика необходимо дифференцировать. Так, например, по мнению авторов, видится правильным установить требование наличия опыта работы продолжительностью один год в должности помощника оценщика либо оценщика при оценке второй категории сложности, три года - третьей категории сложности, а также в случаях обязательной оценки, для оценки объектов оценки первой категории сложности, по нашему мнению, шести месяцев опыта работы достаточно9.
Безусловно, основная мысль законодателя обоснована и построена по аналогии с иными видами профессиональной деятельности, например, арбитражными управляющими10, нотариусами11, для получения статуса которых также требуется опыт работы. Однако действующие оценщики и оценочные компании не нуждаются в таком количестве помощников или не желают создавать для себя конкурентов, поэтому для начинающего оценщика будет достаточно проблематично получить этот опыт. Выход из данной ситуации видится в возложении обязанности оказать лицам, намеренным осуществлять оценочную деятельность, содействие в получении соответствующего опыта на учебное заведение, в котором оценщик получил соответствующее образование в области оценочной деятельности.
В завершение следует еще раз подчеркнуть, что комментируемые новеллы Закона об оценке являются в значительной степени закономерными и, по мнению авторов, способствуют повышению качества оказания оценочных услуг, поскольку потребуют от оценщика высокого профессионализма, что обусловлено не только глубокими теоретическими
6 Например, Некоммерческое партнерство «СРО «Экспертный совет» // URL : http://srosovet.ru/press/news/030616/ (дата обращения: 28.08.2016 г).
7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 02.06.2016 № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 23. Ст. 3296 (далее - Федеральный закон №172 - ФЗ от 02.06.2016 г.).
8 По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска : постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 №15-П [Электронный ресурс] // URL : www Consultant. ru.
9 Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности» : приказ Минтруда России от 04.08.2015 № 539н (зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2015 № 38720) [Электронный ресурс] // URL : www Consultant. ru.
10 О несостоятельности (банкротстве) : Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
11 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (с изм. и доп.).// Российская газета. 1993. 13 марта.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
познаниями, но и практическим опытом. Более того, мы видим совершенно справедливым то положение, что получив квалификационный аттестат, оценщик не должен останавливаться на достигнутом, а будет обязан поддерживать свои знания на высоком уровне и подтверждать их каждые три года4.
С нашей позиции, на практике данные измене-
№ 2(28)2017
ния позволят достичь основной цели оценочной деятельности - установление наиболее достоверного и объективного результата в виде итоговой стоимости объекта оценки. Вместе с тем некоторые положения представляются недостаточно проработанными и требуют более детального рассмотрения и анализа.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
AB Победою
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лебедева А.В.
Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности : учебное пособие/ А.В. Лебедева. - Казань : КЮИ МВД России, 2016. - 112 с.
Учебное пособие посвящено одному из важнейших направлений предпринимательского права - правовому регулированию конкуренции и монополистической деятельности.
Пособие разработано на основе Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях», а также подзаконных нормативных актов (по состоянию на 1 сентября 2016 г.), материалов судебной практики, современной исследовательской литературы. Пособие предназначено для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» и направлению подготовки «Юриспруденция».
4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 02.06.2016 № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 23. Ст. 3296 (далее - Федеральный закон №172 - ФЗ от 02.06.2016 г.).