УДК 371
С.В. Кузьмина
К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В свете определения новых подходов к изучению иностранных языков автор рассматривает процесс формирования коммуникативной компетенции студентов при изучении иностранного языка в рамках бесконфликтного взаимодействия педагога и студента. В статье подчеркивается необходимость учиться регулировать конфликты, а не подавлять их. Автор говорит об особой культуре педагогического взаимодействия преподавателя и студента, базирующегося на принципе творческого сотрудничества. Делается вывод о том, что от качества сформированности навыков общения преподавателя и студента, зависит эффективность предрасположенности последнего к инновационной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, иностранный язык, конфликт, культура взаимодействия педагога и студента.
S.V.Kuzmina СULTURAL ASPECTS IN "TEACHER-STUDENT' PEDAGOGICAL INTERACTION FOR LANGUAGE TEACHING
According to the new approaches definition to study foreign languages, the author examines the process of formation of the communicative competence of students in the study of a foreign language as part of a conflict-free interaction between teacher and student. The article emphasizes the need to study the conflicts rather than suppress them. Thus, it is necessary to speak about the particular cooperation between a teacher and a student, based on the principle of creative collaboration. In conclusion the author says that the quality of teacher's and student's communication skills depends on the effectiveness of the student's disposition to innovate.
Keywords: communication skills, foreign language, communicative competence, conflict, cooperation between a teacher and a student.
Современное развитие цивилизации, приведшей к более совершенной системе общественной коммуникации, вхождение России в единое образовательное пространство явились основанием для пересмотра требований к результатам обучения как составной части стандарта образования, введения в программы и учебники практических материалов, имеющих не только учебное, но и жизненное обоснование, усиление диалогического характера учебного процесса, обеспечение условий для развития критического мышления. Для того чтобы процесс обучения в высшей школе осуществлялся именно таким образом, необходимо говорить об особом педагогическом взаимодействии преподавателя и студента, базирующимся на принципе творческого сотрудничества.
Новые задачи предполагают определение новых подходов и к изучению иностранного языка. Основной стратегией обучения провозглашен личностно-ориентированный, компетентностный и коммуникативно-когнитивный подход [1]. Такой подход предусматривает взгляд на язык не только как на один из способов выражения мысли, но и как на источник информации, источник идей, дающих возможность мыслить, рассуждать над путями решения проблемы, развивать независимое мышление, творческие способности будущего специалиста -участника профессионального общения на иностранном языке в научной, технической, производственной и образовательной сфере [2].
В настоящее время основная идея когнитивного подхода к обучению иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент на активную мыслительную деятельность студентов, на решение практически значимых проблем, а для этого необходимо владеть определенными интеллектуальными, коммуникативными компетенциями, которые мы должны развивать у студентов. Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями иностранных языков. Для ее решения необходимо освоить и новые методы преподавания, и принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться. При этом, разумеется, было бы неправильно броситься из одной крайности в другую и отказаться от всех старых методик: из них надо бережно отобрать все лучшее, прошедшее проверку практикой преподавания [3].
К интеллектуальным умениям следует отнести умение ориентироваться в информационном пространстве: вести поиск нужной информации в иноязычном тексте, анализировать, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом, с текстом (выделять главную мысль) и т.д.
К коммуникативным умениям можно отнести умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.
К творческим умениям относят умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения.
Ориентация на личностное развитие студентов, стимулирование их творческой и исследовательской активности обуславливает новый подход к учебному процессу, связанный с развитием целесообразных отношений в системе «преподаватель-студент». Признание приоритета личности студента как субъекта изменений ориентирует образовательный процесс вуза на развитие субъективных качеств личности будущего специалиста, определяющих осмысленное отношение к будущей профессии и к самому себе [4].
В связи с этим остро встает вопрос о бесконфликтном взаимодействии преподавателя и студента. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений студентов и преподавателей, в сфере их общения в процессе образовательной деятельности. В основе конфликта по поводу учебной деятельности чаще всего лежит нежелание преподавателя отказаться от роли «контролера», лишающего студента творческой инициативы, вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.
Одним из важнейших условий формирования профессиональных компетенций студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Нужно отметить, что развитие творческих способностей обусловлено характером, способом получения знания. Если оно формально заучено, то остается чуждым, и в этом случае не является инструментальным средством для творчества. Если оно было получено самостоятельно, эмоционально пережито, тогда знание становится компонентом творческого потенциала личности.
В этих условиях существенно возрастают требования к преподавателю, как главному действующему лицу в сфере подготовки специалистов. Чтобы в полной мере осуществить задуманное, следует отказаться от «натаскивания», а опереться на немалый интеллектуальный потенциал молодежи, его особые способности к творчеству, повышенную восприимчивость в чувствах, образность мышления и воображения, раскованность, игру ума, способность к формулированию эвристических гипотез, фантазию и т.д. [5]
Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка естественным образом происходит во время учебного процесса, где используются технологии интерактивного обучения.
Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умения не только слушать и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Преподаватель и студент - часть одной команды, они работают над достижением общей цели: обеспечение контакта, в котором участники сами могут найти решение. Средством достижения целей совместной деятельности выступают система совместно решаемых творческих задач и система форм взаимодействия преподавателя и студентов и студентов друг с другом. При этом само решение задач должно проходить в форме деловой игры, конкурса, дискуссии. Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого; овладевает навыками убеждения, умения отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать позицию другого и т.д. Для развития таких умений используется метод мозгового штурма [6], цель которого - стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей; а также, работа в группах, где совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса позволяет прояснить, возможно, изменить мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Нужно отметить, что конструктивные конфликты, неизбежно проявляющиеся в работе таких групп, способствуют расширению сферы познания личности или группы, активному усвоению социального опыта, динамичному обмену ценностями, эталонами и т.д., формируют способность включаться в работу по улаживанию, урегулированию и разрешению межгрупповых и межличностных конфликтов; могут способствовать формированию антиконформистского
поведения и мышления личности и мобилизуют членов группы на поиск нестандартных методов решения стоящих перед ней задач. Межличностные конфликты среди студентов возникают из-за претензий на лидерство в микрогруппах между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем коллективом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. В процессе обучения можно говорить о наличии конструктивного, стимулирующего развитие, и деструктивного, тормозящего развитие, конфликтах [7].
Конфликты являются конструктивными в том случае, если в самом процессе конфликта стороны не унижают человеческое достоинство друг друга. Задача преподавателя, правильно реагируя на поведение студентов, взять ситуацию под свой контроль и, при необходимости, восстановить порядок или организовать, например, проблемную дискуссию, практические занятия.
Педагогика, как наука, которая занимается воспитанием «нового» общества, сталкивается с множеством конфликтов. Они неизбежны, т.к. конфликт является такой же естественной формой взаимоотношений между людьми в обществе в обществе, как согласие и сотрудничество. Поэтому противоречия происходят между каждым участником этой системы и между группами, а так же происходят внутриличностные конфликты на всех этапах образования, где общение является профессионально необходимым, и где конфликтогены становятся фактором особого риска.
Из этого следует, что от способности вовремя обнаружить конфликтогены, ограничивая тем самым их воздействие, и не спровоцировать конфликт, будет зависеть эффективность профессиональной деятельности педагога. Поэтому конфликты необходимо учиться регулировать, а не стремиться их подавлять [8].
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что от качества сформированных навыков общения преподавателя и студента, будет зависеть эффективность предрасположенности последнего к инновационной деятельности.
Поэтому, с одной стороны, необходимо направить образовательный процесс на развитие таких личностных качеств у студентов, как готовность к компромиссу и созидательному сотрудничеству, умение налаживать контакты между субъектами профессиональной деятельности, анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру. Другими словами, современный молодой человек должен быть подготовлен и к будущей профессиональной деятельности, и к жизни в социуме. С другой стороны, требуется инновационная модель личности преподавателя, характеризующейся, прежде всего, грамотной и эффективной полифункциональностью: интеллигентный профессионал, востребованный на рынке труда.
Литература
1.Самоукина Н.В. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // практический психолог в школе. -2007. - №4. - С.44-51
2.Багатеева А.О., Ахметзянова Г.Н., Валеева Н.Ш. Теоретическое обоснование формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов техническом вузе -национальном исследовательском университете // Вестн. Казанского технологического ун-та. - 2012.-№ 8. - С. 410.
3.Кузьмина С.В., Кузнецова А.В. Проблема формирования мотивации в изучении иностранных языков в контексте культуры мира// Вестн. Казанского технологического ун-та. - 2014.- № 3. -С. 314
4.Дубровская А.Н. Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах // Иностранные языки в современном мире: инфокоммуникационные технологии в контексте непрерывного языкового образования: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. -
l.Samoukina N.V. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie kak aktual'nyj vopros sovremennogo obrazovanija // prakticheskij psiholog v shkole. - 2007. -№4. - S.44-51
2.Bagateeva A.O., Ahmetzjanova G.N., Valeeva N.Sh. Teoreticheskoe obosnovanie formirovanija inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii budushhih specialistov tehnicheskom vuze - nacional'nom issledovatel'skom universitete // Vestn. Kazanskogo tehnologicheskogo un-ta. - 2012.- № 8. - S. 410.
3.Kuz'mina S.V., Kuznecova A.V. Problema formirovanija motivacii v izuchenii inostrannyh jazykov v kontekste kul'tury mira// Vestn. Kazanskogo tehnologicheskogo un-ta. - 2014.- № 3. - S. 314
4.Dubrovskaja A.N. Problemy i perspektivy prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovyh vuzah // Inostrannye jazyki v sovremennom mire: infokommunikacionnye tehnologii v kontekste nepreryvnogo jazykovogo obrazovanija: sb. materialov VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2014. - S.358
5.Tronova L.S. Opyt razvitija aktivnyh form
Казань: Центр инновационных технологий, 2014. -С.358
5.Тронова Л.С. Опыт развития активных форм преподавания конфликтологии: обучая. формировать культуру мира // Современная конфликтология в контексте культуры мира: Материалы I Международного конгресса конфликтологов. - М., 2001. - С.402-403
6.Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип.-Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.
7.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учеб. для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - С. 327-328
8.Лучшева Л.В. Актуальность конфликтологического образования студентов технологических специальностей // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Второго СПб-го международ. конгресса конфл. - СПб., 2014. - С. 48
prepodavanija konfliktologii: obuchaja. formirovat' kul'turu mira // Sovremennaja konfliktologija v kontekste kul'tury mira: Materialy I Mezhdunarodnogo kongressa konfliktologov. - M., 2001. - S.402-403
6.Nikishina I. V. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii i organizacija uchebno-vospitatel'nogo i metodicheskogo processov v shkole: ispol'zovanie interaktivnyh form i metodov v processe obuchenija uchashhihsja i pedagogov. 2-e izd., stereotip.-Volgograd: Uchitel', 2008. - 91 s.
7.Ancupov A. Ja., Shipilov A. I. Konfliktologija: Ucheb. dlja vuzov. 3-e izd. - SPb.: Piter, 2007. - S. 327-328
8.Luchsheva L.V. Aktual'nost' konfliktologicheskogo obrazovanija studentov tehnologicheskih special'nostej // Konfliktologija XXI veka. Puti i sredstva ukreplenija mira: materialy Vtorogo SPb-go mezhdunarod. kongressa konfl. - SPb., 2014. - S. 48