Научная статья на тему 'К вопросу о критериях, показателях и уровнях развития внутренней позиции личности младшего школьника'

К вопросу о критериях, показателях и уровнях развития внутренней позиции личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1354
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербинина Ольга Александровна

В статье рассмотрены подходы к выделению критериев, показателей и уровней сформиро4 ванности позиции личности в научной литературе; представлен авторский подход к выделению критериев, показателей и уровней развития внутренней позиции личности младшего школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о критериях, показателях и уровнях развития внутренней позиции личности младшего школьника»

Щербинина О.А.

Оренбургский государственный университет

E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ, ПОКАЗАТЕЛЯХ И УРОВНЯХ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассмотрены подходы к выделению критериев, показателей и уровней сформиро-ванности позиции личности в научной литературе; представлен авторский подход к выделению критериев, показателей и уровней развития внутренней позиции личности младшего школьника Ключевые слова: нравственная позиция личности, внутренняя позиция личности, критерии и показатели внутренней позиции личности

При определении критериев, показателей и уровней развития внутренней позиции личности младшего школьника мы основывалось на подходе А.В. Иващенко, Н.В. Фроловой к данной проблеме, которые сделали вывод, «что во всех видах позиции личности ведущим выступает нравственный аспект, отражающий ориентации и идеалы личности» [2, с. 35].

Учитывая это, мы рассмотрели различные точки зрения исследователей в выделении критериев и показателей уровней сформированное™ позиции личности, критериев сформи-рованности нравственной позиции, уровни сформированности нравственной позиции.

В наиболее развернутом виде выделены и обоснованы критерии и показатели уровней сформированности позиции личности в работах В.А. Армавичуте, А.В. Иващенко, Н.В. Фроловой [2]. В таблице 1 представлена обобщенная модель сформированности позиции личности.

Сформированность позиции личности является основой выделения четырех блоков критериев, характеризующих ее интеллектуальный, мотивационный, поведенческий, оценочно-эмоциональный аспекты.

I-й блок - характеризует полноту знаний, наличие оценочно-нормативного компонента, связанного с отношением к тем моральным явлениям, которые находят отражение в знаниях; актуальность и действенность знаний. Основной критерий - степень соответствия представлений, убеждений, направленности личности социальным нормам и степень реализации их в реальных связях с обществом.

II-й блок - определяет нравственную позицию личности как динамичную, устойчивую и саморазвивающуюся систему. Основ-

ной критерий - степень совпадения установок личности с социальными целями.

III -й блок - характеризует активность нравственной позиции личности, нравственную устойчивость, наличие у личности способности ориентировать свое поведение не на сиюминутные воздействия, а на определенные нравственные нормы и образцы. Основной критерий - степень устойчивости формы поведения, состоящей в нравственной стабильности поведения в любых ситуациях.

1У-й блок - отражает характер и уровень эмоциональных переживаний личности, связанных с нравственными ценностями. Эмоциональные переживания служат своего рода механизмом для освоения нравственных ценностей, благодаря которому личность постепенно начинает воспринимать общественные требования как свои личные. Основным объектом эмоциональных переживаний являются взаимоотношения людей, их мысли и действия. Нравственные чувства позволяют не только понять другого человека, но и «войти», «прочувствовать» его положение. Они вызывают эмпатию

- способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого [2, с. 43-44].

При этом важно учитывать, что процесс превращения социальных значений в индивидуальные сложен, многоступенчат. Так, Б.Д. Парыгин (1974) выделяет в процессе усвоения индивидом системы социальных значений четыре стадии, которые Л.В.Зубова (2002) рассматривает в качестве индикаторов ценностных ориентаций, позволяющих судить о наличии или отсутствии ценностного сознания [1, с. 64].

Согласно Б.Д. Парыгину (1974), существует четыре индикатора, или четыре после-

довательных стадии в присвоении индивидом социальных значений.

1. Знание, когда индивид информируется о социальных значениях, социальных ценностях.

2. Стереотип восприятия, когда индивид эмоционально-рационально (положительно или отрицательно) реагирует на информацию о социальных значениях.

3. Установка (или убеждение), когда социальные значения формируют у индивида готовность действовать.

4. Побуждение, когда у индивида, благодаря волевому усилию, готовность действовать превращается в само действие.

Различные точки зрения исследователей в выделении критериев сформированности нравственной позиции представлены в таблице 2.

В психологии линия нравственного развития младших школьников представлена в трудах Д.Б. Эльконина (1960), Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера (1988), П.Я. Коломенского, Е.А. Панько (1988), Л.А. Венгер, А.Л. Венгер (1994), А.В. Усовой (1996), Л.С. Выготского (2000), Л.И. Божович (2001), С.Н. Рогачевой (2002). В работах данных авторов определены основные изменения личности ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста и обусловливающие возникновение начальной фор-

мы личного сознания, что подготавливает условия для возникновения внутренней позиции именно в младшем школьном возрасте.

На основе анализа названных подходов к определению критериев, показателей и уровней развития нравственной позиции личности и основных направлений нравственного развития в младшем школьном возрасте нами были предложены и описаны критерии, показатели и уровни внутренней позиции личности младшего школьника. Сравнительная схема критериев и показателей внутренней позиции личности (нравственной позиции по А.В. Иващенко; ценностных ориентаций по Л.В. Зубовой) представлены в таблице 3 [3].

I. Когнитивный критерий предполагает получение информации о знаемых правилах и нормах поведения в системах отношений «ребенок-взрослый», «ребенок - сверстники» на основе формирующихся нравственных представлений и чувств младшего школьника и проявляется в:

- информации о знаемых личностью правилах и нормах поведения в системах отношений «ребенок-взрослый», «ребенок - сверстники»;

- представлениях о себе и сверстнике как друге; представлениях о роли взрослого в своей жизни; направлениях и содержании жела-

Таблица 1. Обобщенная модель сформированности позиции личности

В.А. Армавичюте | А.В. Иващенко | Н.В. Фролова

Интеллектуальный критерий

1. Объем, глубина и действенность знаний о нравственных ценностях; 2. Правомерность и обоснованность отношения к ним. 1. Знания; 2. Познавательные интересы. I блок 1. Знание и понимание нравственных норм, интерес к нравственной сфере общественной жизни (установки, переживания).

Мотивационный критерий

1. Устойчивость нравственных поступков и их мотивов. 1. Мировоззренческие установки; 2. Проявление разумных потребностей II блок 1. Наличие коллективистских мотивов (устойчивость)

Поведенческий критерий

1. Объем и интенсивность нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных ценностей. 1. Трудовая активность; 2. Общественно-политическая активность; 3. Г отовность участвовать в общественно-полезных делах. III блок 1. Социальная активность личности.

Оценочно-мотивационный критерий

1. Характер эмоциональных переживаний, связанных с нравственными ценностями. 1. Ответственность за качество выполняемой деятельности перед коллективом; 2. Самооценка выполняемой деятельности и ее адекватная оценка коллективом. IV блок 1. Осознание долга и ответственности; 2. Утверждение и поддержание достоинства личности.

емых изменений существующих отношений и занимаемой позиции.

II. Мировоззренческий критерий предполагает получение сведений об особенностях осознания ребенком меняющихся отношений со взрослыми и изменения своего места в системе общественных отношений; выделение руководства и обучения как особых функций взрослого. Проявляется в:

- отношении личности к возникающим проблемам; представлениях о возможности их разрешения; собственной позиции в ситуации необходимости решения проблемы; потребности в помощи в случае затруднения;

- позиции в общении со взрослыми (преобладание функционального или личностного компонента в общении).

III. Выделение мотивационно-поведенческий критерия позволяет увидеть проявления вышеназванных особенностей, переменных, характеристик личности в ее реальном поведении:

- представленность нравственных мотивов поведения; появление и проявление ответственности, инициативности, самостоятельности;

- особенности отношения личности к сверстникам и взрослым: устойчивые, ситуативные, безразличные, враждебные;

- направленность и содержание активности личности в ситуации конфликта со взрослыми и сверстниками.

IV. Эмоционально-оценочный критерий позволяет исследователю дифференцирован-

Таблица 2. Критерии сформированности нравственной позиции

№ Ф.И.О. исследователя Точка зрения

1 В.А. Армавичюте Объем, глубина, действенность знаний о нравственных нормах: - правомерность и обоснованность отношения к ним; - характер эмоциональных переживаний, обусловленных нравственными ценностями; - объем, интенсивность нравственно-волевых устремлений и их реализация; - стабильность нравственных поступков; - направленность их мотивации.

2 Б.Н. Битинас Критерий обусловливается уровнем интернализации нравственных ценностей, превращением их в содержание личности и, главное, - в доминанты ее жизнедеятельности.

3 Н.И. Монахов И.С. Хазова Совокупность наиболее существенных и значимых нравственных критериев.

4 М.И. Шилова Е.В. Бондаревская Уровень развития нравственных чувств, отношений, мотивов, способности к моральнообщественной регуляции идейно-нравственных убеждений и морально-политического мировоззрения.

5 Н.И. Болдырева Мотивы, поведение.

6 Т.Н. Мальковская Активная жизненная позиция.

Таблица 3. Сравнительная схема критериев и показателей внутренней позиции личности

Иващенко А.В. Зубова Л.В. Щербинина О.А.

Интеллектуальный 1 блок Когнитивный

Знания, познавательные интересы. Знания, информация о ценностях. Информация о знаемых правилах и нормах поведения на основе формирующихся нравственных представлений и чувств младшего школьника.

Мировоззренческий 2 блок Мировоззренческий

Мировоззренческие установки. Проявление разумных потребностей. Реакция на информацию (положительноотрицательно). Мировоззренческие установки. Мировоззренческие установки. Выделение своего места в системе общественных отношений; выделение особых функций взрослых (руководства и обучения).

Мотивационно- поведенческий 3 блок Мотивационно-поведенческий

Трудовая активность. Общественно-политическая активность. Готовность участвовать в общественнополезных делах. Социальная активность личности. Нравственные мотивы поведения; появление и проявление ответственности, инициативности, самостоятельности.

Эмоционально-оценочный

Осознание и осмысление собственных переживаний и отношений; удовлетворенность данными отношениями.

но разобраться в особенностях осознания и осмысления личностью собственных переживаний и отношений и удовлетворенностью личностью этими отношениями:

- самочувствие личности в основных сферах жизнедеятельности: дома, в школе, во дворе;

- удовлетворенность личностью занимаемой позицией;

- наличие у личности потребности изменить занимаемую позицию; направления желаемого изменения.

При выделении и описании уровней развития внутренней позиции личности младших школьников, мы использовали обозначения уровней освоения учащимися нравственных ценностей, представленными А.В. Иващенко, Н.В. Фроловой [2].

Приближающийся к идеальному. Учащиеся этой группы характеризуются следующим:

- глубокими знаниями о социально приемлемых нормах и правилах поведения и руководство этими знаниями в жизни; ценностью личностного компонента в общении; ориентация на формирующиеся нравственные представления и чувства;

- ярко выраженным положительным отношением к жизни и активной позицией в ситуации затруднения и готовностью ее решать самостоятельно; устойчивым положительным самочувствием в основных сферах жизнедеятельности;

- удовлетворенностью занимаемой позицией; заполненность жизни деятельностью и интересами, соответствующими возрасту;

- ярко выраженными устойчивыми положительно окрашенными отношениями с взрослыми и сверстниками; преобладанием положительно направленной активности в ситуации конфликта с взрослыми и сверстниками. Нравственные мотивы поведения, которое характеризуется активными действиями, направленными на мирное разрешение конфликта (пробую помириться, прошу прощения и т.д.).

Достаточный уровень. Учащиеся этой группы характеризуются следующим:

- определенным объемом знаний о социально приемлемых нормах и правилах поведения и руководство этими знаниями в жиз-

ни, однако, личностный компонент и нравственные представления имеют не одинаковую ценность в разных системах отношений;

- эмоциональным положительным отношением к жизни, но отсутствием готовности самостоятельно выходить из проблемных ситуаций, ориентацией на помощь окружающих; положительным или нормальным самочувствием в основных сферах жизнедеятельности;

- удовлетворенность занимаемой позицией; однако присутствуют указание на желание изменить имеющиеся отношения с взрослыми и сверстниками;

- достаточно устойчивыми положительно окрашенными отношениями с взрослыми и сверстниками; возможным уходом от необходимости разрешать конфликтные ситуации и стремлением избегать их. Нравственные мотивы поведения присутствуют, но не всегда определяют поведение.

Тревожный уровень. Учащиеся этой группы характеризуются следующим:

- определенным объемом знаний о социально приемлемых нормах и правилах поведения, однако интерес к ним и их применение ситуативно, ограничивается лишь лично-стно значимыми ситуациями; ориентацией преимущественно на функциональный компонент в общении (наличие выгоды);

- отсутствием сформированного отношения к жизни (не задумываются над этим); нежеланием думать о возможных трудностях и проявлять активность при их преодолении; преимущественно безразличным самочувствием в основных сферах жизнедеятельности;

- неудовлетворенностью занимаемой позицией; указания на желание изменить имеющиеся отношения с взрослыми, сверстниками;

- ситуативными и безразличными отношениями с взрослыми и сверстниками; возможным уходом от необходимости разрешать конфликтные ситуации, которые сопровождаются возникновением негативных эмоциональных переживаний.

Критический уровень. Учащиеся этой группы характеризуются следующим:

- знания о социально приемлемых нормах и правилах поведения отрывисты, поверхностны; практически не используются в жизни; поиск выгоды, ориентация на функциональный компонент общения; несформиро-

значимых контактов; несформированность и отсутствие нравственных мотивов поведения; уходом или активными действиями, носящими агрессивный, враждебный характер по отношению к другой стороне в ситуации конфликта.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Определение критериев и показателей внутренней позиции личности позволяет своевременно выявлять учащихся, входящих в «группы риска» и осуществлять психологическое сопровождение процесса развития внутренней позиции и направленности личности младших школьников.

27.12. 2010

Список литературы:

1. Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. - Монография. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. - 175 с.

2. Иващенко А.В., Фролова Н.В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях. - М.: Институт молодежи, 1996. - 158 с.

3. Щербинина О.А. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: Дис.... канд. психол. наук. М., 2007. - 198 с.

Работа финансируется РГНФ, грант №08-06-00-358а

Сведения об авторе: Щербинина Ольга Александровна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2311, тел. (3532) 372575, е-mail: [email protected]

UDC 159.99 Shcherbinina O.A.

TO THE QUESTION OF CRITERIA, INDEXES AND LEVELS OF DEVELOPMENT OF INTERNAL POSITION OF JUNIOR PUPIL’S PERSONALITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers approaches to the selection criteria, indicators and level of formation of the individual positions in the scientific literature, presented by the author’s approach to the selection criteria, indicators and levels of development of the internal position of the individual student’s junior

Key words: individual moral position, the internal position of the individual, criteria and indicators for the internal position of the individual

References:

1. Zubova, L.V. Psychological characteristics of value orientations of adolescents with different orientation of the individual. -Monograph. - Orenburg: Izd OOIPKRO, 2002. - 175 p.

2. Ivashchenko, A.V., Frolova N.V. Moral values and characteristics of their development of school youth in the modern world. -M.: Institute of youth, 1996. - 158 p.

3. Shcherbinina O.A. Psychological characteristics of the internal position of junior school children from different directions personality: Dis.... Cand. Sci. Science. M., 2007. - 198 p.

ванность нравственных представлений и чувств;

- негативным отношением к жизни; восприятием возникающих проблем как неразрешимых и ориентацией только на чью-то помощь в их разрешении; безразличным, некомфортным состоянием в основных сферах жизнедеятельности;

- неудовлетворенностью занимаемой позицией; отсутствие указания на желание изменить имеющиеся отношения с взрослыми, сверстниками;

- безразличными или недоброжелательными отношениями с взрослыми и сверстниками, исключенными из круга их личностно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.