Занина Татьяна Митрофановна
кандидат юридических наук, профессор начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России Позднякова Елена Васильевна адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России (e-mail: [email protected] )
К вопросу о коррупции в органах внутренних дел
Аннотация:
Проблема борьбы с коррупцией в последние годы стала одной из злободневных тем российской действительности, что обусловило резкое возрастание интереса к ней. Правоохранительные органы, призванные защищать общество от коррупции, сами оказались ей подвержены. В работе освещены различные подходы к пониманию коррупции, сформулировано определение коррупции в органах внутренних дел.
Annotation:
The fight against corruption problem last years became one of topics of the day of the Russian validity that has caused sharp increase of interest to it. The law enforcement bodies, called to protect a society from corruption, have appeared to it are subject. In work various approaches to understanding of corruption are shined, corruption definition in law-enforcement bodies is formulated.
Ключевые слова: коррупция, взятка, преступление, сотрудник милиции, дисциплина, профилактика.
Keywords: corruption, bribe, crime, militiaman, discipline, prophylactic measures.
Коррупция (от лат. сorruptio -I порча, подкуп) - иностранный термин, означающий прямое использование должностным лицом прав, связанных с должностью, в целях личного обогащения, подкуп должностных лиц, политических деятелей [1, с. 113].
При характеристике складывающейся социально-экономической и общественно-политической ситуации в Российской Федерации постоянно констатируется негативный факт распространения коррупции. В связи с этим понятие коррупции прочно вошло в жизнь российского общества. Немалый интерес к явлению коррупции можно отметить в научных кругах. Осуществлен ряд крупных исследований, посвященных проблеме предупреждения и пресечения коррупции, опубликован ряд монографий и учебных пособий [2], множество статей [3], проводятся научно-практические конференции, защищены диссертации[4].
В современной научной литературе по проблемам предупреждения и пресечения
коррупции существует множество дефиниций коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, экономическом, криминологическо-правовом.
По мнению М. В. Костенкова и А. В. Куракина, «коррупция как социальное явление представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании ею социальных благ» [5, с. 19].
В. А. Шабалин отмечает [6, с. 46], что в основе политической коррупции лежит неофициальный бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества.
В криминологическом аспекте коррупцию можно представить как совокупность различного рода должностных преступлений, связанных с использованием служебного положения в корыстных целях.
Следует отметить, что экономисты внесли заметный вклад в изучение сущности коррупции. Основоположником экономического подхода к исследованию коррупции считают Г. Мюрдаля.
_238
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)
В рамках неоклассического подхода для объяснения причин и сущности коррупционных отношений экономисты обычно используют модель «поручитель (принципал) - исполнитель (агент) - опекаемый (клиент)». Чиновник (агент) реализует волю властного субъекта (принципала), взаимодействуя с частным лицом или фирмой (клиентом). Таким образом, коррупция - это процесс, когда агент за соответствующее вознаграждение действует в интересах клиента, оставаясь в рамках отведенных принципалом управленческих возможностей [7, с. 37].
Для экономико-социологического подхода характерно категорическое неприятие внеисторических и внекультурных знаний о коррупции. Не калькулируемая рациональность индивида, а идеологические установки и социальные нормы определяют уровень коррупции в обществе. Значение социума прослеживается и в том, что юридическое определение коррупции может не совпадать с границей морально осуждаемого поведения. Люди способны осудить действия, в которых закон не найдет состава преступления, и наоборот, оправдать поступки, трактуемые законом как коррупция.
С правовой точки зрения коррупция - это противоправное общественно опасное явление, характеризующееся подкупом-продажностью должностных лиц, и на этой основе корыстным использованием ими в личных или корпоративных интересах должностных полномочий, а также связанных с ними авторитета и возможностей.
В юридической литературе существуют и иные точки зрения на понятие коррупции, среди специалистов нет единства взглядов в понимании данного явления. Поэтому, можно сделать вывод, что коррупция - сложное явление, характеризующееся комплексом разнообразных признаков (социальных, правовых, экономических, криминологических и т. д.).
Коррупцию в органах внутренних дел можно определить как массовое, системное явление, обусловленное уровнем развития российского общества и показателя коррупции в нем, выражающееся в использовании сотрудником органа внутренних дел своего служебного положения, вопреки интересам службы, наносящее урон авторитету органа внутренних дел, с целью получения выгоды материального или нематериального характера.
Среди коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел автор выделяет следующие его виды:
1) Гражданско-правовые коррупционные
деликты. К данным деликтам можно отнести нарушение правил дарения, предусмотренных гл. 32 Гражданского кодекса Российской Федерации [8]. В соответствии со ст. 575 Гражданского кодекса РФ запрещается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. К перечисл енной категории лиц относятся сотрудники милиции. По мнению автора, принятие сотрудником милиции подарка на сумму, превышающую установленную законом, является гражданско-правовым деликтом. Однако, необходимо обратить внимание на то, что в указанном случае подарок принимается безвозмездно, т. е. без оказания каких-либо ответных услуг или иного ответного вознаграждения. Стоит отметить, что принятие подарка сотрудником милиции стоимостью меньше трех тысяч рублей, однако, за совершение каких-либо законных или незаконных действий, которые сотрудник может совершить в силу своего должностного положения, будет являться коррупционным преступлением.
2) Дисциплинарные коррупционные проступки - деяния, выражающиеся в использовании сотрудником органа внутренних дел своего должностного положения с целью получения каких-либо благ, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность.
В соответствии со ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел [9], сотруднику органов внутренних дел запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Нарушение сотрудником милиции запрета, содержащегося в указанной статье, будет являться дисциплинарным коррупционным проступком. Грань между коррупционным дисциплинарным проступком и преступлением подчас оказывается настолько слабо различимой, что даже специалисты затрудняются ответить, где заканчивается дисциплинарный проступок и
239
начинается незаконное участие в предпринимательской деятельности или злоупотребление полномочиями.
3) Административные коррупционные правонарушения - правонарушения, содержащие признаки коррупционного поведения, за совершение которых Кодексом об административных правонарушениях [10] установлена административная ответственность. К административным коррупционным правонарушениям, субъектом которых может являться сотрудник органов внутренних дел, можно отнести действия, предусмотренные ст.ст. 5.45, 5.47, 15.14 Кодекса об административных правонарушениях.
4) Коррупционные преступления - это общественно опасные, виновные, противоправные деяния сотрудников органов внутренних дел, непосредственно посягающие на авторитет и законные интересы службы, выражающиеся в незаконном получении каких-либо благ материального или нематериального характера, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Коррупция в органах государственной власти порождает в обществе недовольство, недоверие к действующей власти, непосредственно ведет к снижению уровня жизни подавляющей части населения, обессмысливает правосудие, лишает общество значительной части интеллектуального потенциала, не позволяя получить высшее образование наиболее талантливым людям, и в конечном итоге отрицает демократию по существу. Это далеко не полный перечень негативных последствий коррупции. Именно поэтому в настоящее время в России вопросу коррупции уделяется особое, пристальное внимание.
Особую актуальность приобретает борьба с коррупцией в органах внутренних дел, призванных бороться с данным явлением. По мнению автора с целью снижения уровня коррупции в рядах сотрудников милиции необходимо следующее:
1) Значительное повышение денежного содержания сотрудников органов внутренних дел.
2) Ужесточение контроля при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел, исключение фактов коррупционного протекционизма при решении вопросов о продвижении сотрудников по карьерной лестнице.
3) Повышение уровня воспитательной работы, проводимой с сотрудниками милиции на местах.
4) Проведение психологических мероприятий, направленных на выявление и коррекцию девиантного поведения сотрудников милиции.
5) Контроль за строгим и неукоснительным соблюдением каждым сотрудником милиции Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД.
6) Повышение авторитета сотрудников милиции в российском обществе.
В заключение следует отметить, что коррумпированность ряда сотрудников милиции наносит непоправимый ущерб авторитету всего ведомства, негативно влияет на морально-психологический климат в коллективах, приводит к профессиональной деформации личности сотрудников. Бороться с коррупцией в рядах сотрудников милиции необходимо жестко и последовательно, уделяя особое внимание руководящему составу, который должен подавать ежедневный пример честного и добросовестного поведения своим подчиненным.
Литература:
1. Современный словарь иностранных слов [Текст]. М.: Русский язык, 1993.
2. Костенников М. В., Куракин А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы [Текст] : учебное пособие / М.В. Костенников, А.В. Куракин. М.: «Издательство Щит-М», 2004. 214 с. ; Максимов, С. В. Коррупция. Закон. Ответственность [Текст] / С.В. Максимов. М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2008.
3. Алексеев, А. Презумпции против коррупции [Текст]/А. Алексеев //Законность. 2008. № 4. С. 2-8 ; Барсукова, С. Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность [Текст] / С. Ю. Барсукова // Общественные науки и современность. 2008. № 5.
4. Дзодзиева, З. Б. [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Дзодзиева Залина Батырбековна. Владикавказ, 2006. 192 с. ; Кузнецова О. А. Коррупционная деятельность: криминологический и уголовно-правовой аспекты [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Кузнецова Ольга Алексеевна. Тамбов, 2007. 233 с.
5. Костенников М. В., Куракин А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы [Текст]: учебное пособие / М. В. Костенников, А. В. Куракин. М.: «Издательство Щит-М», 2004.
6. Шабалин, В.А. Политика и преступность [Текст]/В.А. Шабалин//Государство и право.
_240
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)
1994. № 4.
7. Барсукова С. Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность [Текст] / С. Ю. Барсукова // Общественные науки и современность. 2008. № 5.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (по сост. на 30.12.2008) [Текст] //Консультант плюс, 2009.
9. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов
внутренних дел Российской Федерации [Текст] : Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 70 ; Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6072.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (по сост. на 30.12.2008 г.) [Текст] // Консультант плюс, 2009.
241