Научная статья на тему 'К вопросу о координации в логистике и управлении цепями поставок'

К вопросу о координации в логистике и управлении цепями поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕПЬ ПОСТАВОК / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / СИНХРОНИЗАЦИЯ ПОТОКОВ / КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Андрей Александрович

Обоснованы актуальность задачи координации в управлении цепями поставок и выбор логистического инструментария для ее решения. Разработаны рекомендации по созданию координационного центра, определеныего функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actuality of the coordination problem and the choice of the logistical tools for its solving are based. The recommendations for the creation of the coordination centre are elaborated, its functions are determined

Текст научной работы на тему «К вопросу о координации в логистике и управлении цепями поставок»

Таким образом, использование принципов системного анализа при разработке системы мотивации позволяет обеспечить эффективную

реализацию стратегии инновационно-инвестиционного развития промышленного предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Токарева, Е.А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка [Текст] / Е.А.Токарева. - СПб.: Наука, 2008. - 541 с.

2. Стрельникова, Л.А. Управление персоналом организации: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Стрельникова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 128 с.

3. Анфилатов, В. С. Системный анализ в управлении [Текст] / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин. - М.: Финансы и статистика, 2002. -325 с.

4. Попов, В.Н. Системный анализ в менеджменте [Текст] / В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко. -М.: Изд-во НОРУС, 2010. - 298 с.

5. Волкова, В.Н. Основы теории систем и системного анализа: 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2004.

6. Царев, В.В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.В. Царев, А.А. Кантарович. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 575 с.

7. Савосин, Г.Ф. Механизм формирования стратегии инновационно-инвестиционного развития многопрофильной компании [Текст] / Г.Ф. Савосин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. - 2010. - № 4 (102). - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, С. 106-108.

УДК 339.35

А.А. Ефремов

К ВОПРОСУ О КООРДИНАЦИИ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Абсолютное большинство экономических процессов имеет сложную пространственно-временную структуру, им присущи вовлеченность значительного числа хозяйствующих субъектов, временная продолжительность, разделение на этапы (подпроцессы). Расчленение целостного процесса на отдельные подпроцессы и, как следствие, декомпозиция задачи управления обусловливают постановку задачи координации. Эта задача заключается в создании механизма, обеспечивающего согласованность работы автономно функционирующих подсистем, и разработке процедур принятия управленческих решений на отдельных этапах, обеспечивающих оптимальное развитие процесса в целом. Если все осуществляемые действия рассматривать как звенья единого процесса и управлять ими с этих позиций, то можно достичь существенного сни-

жения издержек и повышения результативности. Для решения задачи управления целостным процессом применяется логистический инструментарий: именно логистика дает основные направления планирования и влияет на формирование схем, создавая единый план движения товаров, информации, денежных средств.

Эволюция и современное толкование понятия цепи поставок. Ключевой идеей современного этапа развития логистики становится стратегия формирования цепей поставок ресурсов и оптимальное управление такими цепями, которые интегрируют взаимодействующие субъекты хозяйствования. Эта стратегия получила название «управление цепями поставок» (Supply Chain Management - SCM). Понятие цепи поставок традиционно связывают с именем Дж. Форрестера [7]. Также принято

считать, что термин «управление цепями поставок» был впервые использован консалтинговой компанией «Артур Андерсен» (США) в начале 1980-х гг. [8], и под ним понимался метод снижения запасов товарно-материальных ценностей в связях «поставщик - потребитель». Потребность в небольших материальных запасах на двух и более взаимодействующих предприятиях послужила началом разработки новых методов и моделей управления запасами, которые теперь относят к логистике и управлению цепями поставок.

В настоящее время этот подход может рассматриваться как интегрированная логистика, функции которой выходят за рамки центральной компании цепи поставок, распространяясь на потребителей, поставщиков и всех контрагентов. Цепь поставок охватывает все организации и виды деятельности, связанные с перемещением и преобразованием товаров, а также связанные со всем этим информационные потоки.

Логистическая цепь представляет собой всю последовательность действий, реализация которых обеспечивает возможность сквозного управления товарным потоком. Чтобы такая цепь работала эффективно, логистика решает сложную задачу синхронизации движения товаров и информации между многочисленными бизнес-процессами в цепи управления поставками. Это достигается путем рассмотрения цепи как целостной системы.

Акцентируя внимание на актуальности и целесообразности развития интеграционных форм взаимодействия предприятий, действующих в общей производственно-распределительной сети, переосмысливая позиции предприятий по отношению к контрагентам, внедряя новые механизмы управления с целью создания системы управления цепью поставок, следует прежде всего определиться с понятием цепи поставок, проанализировать сущность и исследовать методическую базу управления цепью поставок.

В научных публикациях цепь поставок определяется как: 1) совокупность процессов, связывающих все предприятия, начиная от тех, которые добывают сырье, и заканчивая теми, которые покупают готовую продукцию; 2) множество функций внутри и вне предприятия,

способствующих созданию продукции и обеспечению сервисного обслуживания потребителей [6].

Дж. Форрестером были установлены следующие характерные проблемы в поведении цепи поставок [7]:

- колебания в объемах заказов вследствие различия стратегий взаимодействия предприятий;

- наличие лагов в информационных и материальных потоках;

- изменение характеристик деятельности одного предприятия в зависимости от характеристик другого.

Концепции управления цепями поставок. Идея управления цепями поставок ориентирована на решение вопросов интеграции участников товародвижения и отражает новое понимание их взаимодействия в цепях поставок, где участники цепи рассматриваются как некоторые центры логистической деятельности, прямо или косвенно связанные в едином интегрированном процессе управления товарными, финансовыми, информационными потоками для наиболее полного удовлетворения потребителей в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

В современной научной литературе нет однозначного толкования термина «управление цепями поставок», а также разграничения понятий «логистика» и «управление цепями поставок». Ниже приводятся некоторые словарные толкования термина «управление цепями поставок» [5]:

1. Активная организация и текущая мобилизация цепи поставок в экономике с целью повышения успеха в задействованных предприятиях.

2. Организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка и эффективности по затратам.

3. Комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов; учитывая сервисные требования клиентов, он позволяет обеспечить наличие нужного товара в нужное

время в нужном месте и с минимальными издержками.

За рубежом также нет четкой дифференциации этих понятий. Известны четыре наиболее общие точки зрения, которые разграничивают содержание концепции логистики и управления цепями поставок на основе их отличительных и схожих черт [9].

Согласно первой (традиционной) точке зрения, управление цепями поставок является одной из функций логистики, сущность которой заключается в управлении внешними и межорганизационными потоковыми процессами.

Вторая точка зрения утверждает полную идентичность этих управленческих концепций: то, что раньше называлось логистикой, теперь называется управлением цепями поставок.

Третья позиция совмещает две концепции, утверждая следующее: логистика полностью входит в управление цепями поставок, которое также включает в себя маркетинг, оперативное и стратегическое управление, информационные технологии.

В соответствии с четвертой точкой зрения управление цепями поставок не является объединением различных дисциплин, а содержит их общие элементы. Таким образом, логистика и управление цепями поставок пересекаются и дополняют друг друга.

Следует подчеркнуть, что при любом подходе основной акцент делается на совместной деятельности всех хозяйствующих субъектов. Управление цепью поставок интерпретируется как интеграция и управление всеми организациями и видами деятельности, входящими в цепь, на основе взаимного сотрудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации.

Необходимость выйти за рамки отдельного предприятия и сконцентрировать внимание на взаимодействии с другими участниками логистической цепи требует одновременного решения стратегических и оперативных задач. Стратегические задачи логистики связаны с построением перспективных планов функционирования и развития, с вопросами проектирования структуры логистической цепи и идентификацией основных бизнес-процессов, разработки механизма координации и регулирования деятельно-

сти участников цепи поставок (при необходимости - путем формирования управляющего органа для решения стратегически важных вопросов и реализации механизма координации) [3].

Применение логистической идеологии выражается в том, что, с одной стороны, в проектируемых цепях поставок предприятия выступают как свободные, самостоятельные хозяйствующие субъекты, а с другой - эти предприятия не могут рассматриваться независимо друг от друга. Их деятельность оценивается в контексте эффективного функционирования всей цепи поставок.

Можно выделить следующие типы действий, которые координируются в цепи поставок: взаимодействие с партнерами; общее участие в рисках и получении выгод; интеграция ресурсов; обработка информации; получение и накопление знаний; социальная координация; принятие решений; разрешение конфликтов и т. д.

Общая стратегия управления логистической цепью формируется с учетом приоритетов и взаимодействия финансового, операционного (производственного), информационного и логистического менеджмента. Эффективность финансового менеджмента определяется обеспеченностью денежными ресурсами в каждый момент времени. Кроме того, финансовый менеджмент ориентируется на минимизацию затрат, отслеживает финансовые риски, регулирует кредитные отношения, содействует обеспечению максимальной скорости оборота капитала, вложенного в материальные ресурсы, и т. д. Операционный (производственный) менеджмент нацелен на полное удовлетворение заявок в номенклатуре и объеме поставок материальных ресурсов, синхронизации сроков их доставки с производственными программами входящих в логистическую цепь предприятий. Основная задача информационного менеджмента состоит в оптимизации потоков информации.

На логистический менеджмент возложена координация функций финансового и операционного менеджмента в рамках общей логистической стратегии, связанной с управлением экономическими потоками в цепи поставок.

Оперативные задачи включают целый ряд управленческих решений, связанных с выбором поставщиков, организацией производственного

процесса, доставкой продукции и услуг в рамках единой стратегии функционирования и развития цепи поставок.

Следует отметить, что в плановой экономике методологические и методические положения также затрагивали вопросы координации на основе сформированных планов последовательной цепочки производственных элементов, которые в определенной мере сходны с проблемами централизованной координации, присущими современной логистике и управлению цепями поставок [2].

Управление цепями поставок может быть в полной мере адаптировано к координации действий участников абсолютного большинства экономических процессов, где оно контролирует интеграцию ключевых подпроцессов, начиная от момента первого определения намерений до получения итоговых показателей и результатов, которая охватывает все задействованные в ней субъекты.

Применительно к экономическим процессам концепция управления цепями поставок предстает как базовая стратегия, обеспечивающая эффективное управление товарными, финансовыми и информационными потоками с целью их синхронизации в звеньях логистической цепи.

Синхронизация потоков в цепях поставок. Синхронность товарного, финансового и информационных потоков следует понимать и в том смысле, что материальные и финансовые потоки движутся по определенным маршрутам, а информация полно и достоверно отражает это движения. Основой для рационализации и синхронизации потоков являются принципиальные схемы построения организационно-экономических отношений участников процесса. Эти схемы отражают необходимые для проведения операций хозяйственные связи, определяют маршруты товарных и финансовых потоков.

В дополнение к ним между каждой парой контрагентов проходит, как правило, автономный двунаправленный информационный поток. Двунаправленные информационные потоки существуют также между элементами цепи и внешней средой. В каждом звене этой сложной цепи неизбежны потери времени, ресурсов, денег, например из-за слишком долгого хранения,

нерациональной доставки, ожиданий, несогласованного, а порой и неточного планирования.

Так, между товарными, финансовыми и информационными потоками не существует однозначного соответствия. Информационные потоки могут опережать товарные и финансовые (ведение переговоров, заключение контрактов), либо отставать от них (информация о поставке, проведенных работах). Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие решений, требуют постоянного контроля. Стремление к большей эффективности, применение системного подхода требуют синхронизировать товарные, финансовые и информационные потоки при организации хозяйственных операций и управлении ими.

Решение задачи синхронизации предусматривает поиск технологий наиболее рационального использования материальных, трудовых, информационных ресурсов, четкое определение временных рамок исполнения различных этапов экономического процесса, а также требует разработки соответствующих методов организации и управления движением потоков, контроля выполнения работ. Реализованная функция синхронизации гарантирует обеспечение согласованности планирования, управления, регулирования потоков в пространстве и во времени.

Для организации такого взаимодействия более целесообразно иметь специальный координирующий орган, нежели осуществлять непосредственный обмен информацией между всеми участниками. Этот координирующий орган имеет преимущественно перед локальными органами управления и обусловливает построение иерархической структуры управления (необходимость применения иерархической структуры управления обоснована в работе [4]).

Вся экономическая, технологическая, транспортная информация консолидируется в координационном центре, что обеспечивает ее полноту, достоверность, актуальность. На основе консолидированной информации координационный центр может выполнять следующие функции:

- совершенствование технологии взаимодействия отдельных экономических субъектов за счет их информационной интеграции;

- повышение качества информации, необходимой для установления хозяйственных связей;

- организация хозяйственных связей между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;

- координация деятельности субъектов по организации и осуществлению товародвижения (определение оптимальных маршрутов и длительности отдельных этапов лизингового процесса);

- разработка рекомендаций по рационализации перевозок, эффективных вариантов товародвижения;

- формирование информационных систем обеспечения процессов товародвижения и функционирования товаропроводящих цепей;

- построение оптимальных товаропроводящих цепей и каналов, распределительных сетей;

- оперативный контроль за состоянием отдельных элементов цепей, оптимальная диспетчеризация в производстве, транспортировке, грузообработке, совершенствование средств контроля за прохождением материальных потоков;

- составление прогнозов развития товаропроводящих цепей и распределительных сетей.

Таким образом, консолидация внутренних и внешних информационных потоков позволит координационному центру не только с достаточной степенью точности проектировать товарные потоки и контролировать их прохождение в реальном времени в режиме удаленного доступа через информационные системы связи, но и активно управлять движением товарных, финансовых и информационных потоков в масштабе всей цепи. Консолидированный информационный поток может наиболее полно охватить весь процесс взаимодействия участников хозяйственных операций, оптимизировать товарные и финансовые потоки.

Рекомендации координационного центра и его организационные услуги, несомненно, окажутся востребованными. Они будут способствовать синхронизации товарных, финансовых и информационных потоков по различным параметрам, позволят снизить риск нарушения договорных обязательств и разрыва кооперационных связей. Экономический эффект рационального планирования и координации логистических цепей, проводимых на агрегированном уровне, признается многими учеными-экономистами и подтверждается практикой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев, Р.А. Методы и алгоритмы координации в промышленных системах управления [Текст] / Р.А. Алиев, М.И. Либерзон. - М.: Радио и связь, 1987. - 208 с.

2. Бурков, В.Н. Механизмы функционирования организационных систем [Текст] / В.Н. Бурков, В.В. Кондратьев. - М.: Наука, 1981. - 384 с.

3. Клебанова Т.С. Модели и методы координации в крупномасштабных экономических системах [Текст] / Т.С. Клебанова, Е.В. Молдавская, Чанг Хонг Вен. - Харьков: Бизнес Информ, 2002. - 148 с.

4. Месарович, М. Теория иерархических многоуровневых систем [Текст] / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. - М.: Мир, 1973. - 344 с.

5. Юсупов, А.К. Логистическая интерпретация ресурсного обеспечения целевых комплексных программ [Текст] / А.К. Юсупов // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 313. - С. 188-193.

6. Gunasekaran, C. Performance measures and metrics in a supply chain environment [Text] / C. Gunasekaran, E. Patel // International Journal of Operations & Production Management. - 2001. - Vol. 21, no. 1/2. -P. 71-87.

7. Forrester, J.W. Industrial Dynamics: a major breakthrough for decision makers [Text] / J.W. Forrester // Harvard Business Review, 1958. - Vol. 36, no. 4. -P. 37-66.

8. Oliver, R.K. Supply-chain management: logistics catches up with strategy [Text] / R.K. Oliver & M.D. Webber. - Logistics: The Strategic Issues, 1982. - London: Chapman Hall. - P. 63-75.

9. Larson, P.D. Logistics versus supply chain management: four perspectives [Text] / P.D. Larson // Supply Chain & Logistic Journal. - 2000. - Vol. 5. Is. 4. -P.112-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.