<<шушетим~^®и©ма1>#12©6)),2(0]9 / PHILOLOGY
127
УДК 342.5
Чупракова Е.Г.,
студент 3 курса юридического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет,
г. Киров
Научный руководитель: Плотникова Г.Н., старший преподаватель кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет,
г. Киров
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10361 К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПРОКУРАТУРЫ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Chuprakova E. G.,
3rd year student of law Institute Of the « Vyatka state University», Kirov Supervisor: Plotnikova G. N., senior lecturer of the Department constitutional, administrative law and legal support of public service Of the « Vyatka state University», Kirov
ON THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE
RUSSIAN FEDERATION
Аннотация
В рамках нашей научной работы автором предпринята попытка определить место прокуратуры в аспекте системы разделения властей. Проанализированы полномочия данного органа государственной власти, обозначены и рассмотрены последние изменение в нормативно-правовых актах, определяющих конституционно-правовой статус данного органа, на основании рассмотренного материала сделан вывод относительно места прокуратуры в системе органов государственной власти.
Abstract
As part of our scientific work, the author has attempted to determine the place of the prosecutor's office in the aspect of the system of separation ofpowers. The authorities of this state body are analyzed, the latest changes in the regulatory legal acts defining the constitutional and legal status of this body are identified and reviewed, and a conclusion has been made on the basis of the material examined regarding the place of the prosecutor's office in the system of state authorities.
Ключевые слова: конституция, система разделения властей, прокуратура, надзорный орган, надзор, законность.
Key word: constitution, system of separation ofpowers, prosecutors, supervisory authority, supervision, legality.
Актуальность данного научного исследования обусловлена существующей проблемой неопределенности конституционно-правового статуса прокуратуры в Российской Федерации (далее-РФ). В настоящее время вопрос об отнесении прокуратуры к отдельной ветви власти является дискуссионным. В первую очередь, это объясняется отсутствием в Конституции РФ норм, определяющих правовой статус рассматриваемого органа.
В соответствии с действующим законодательством, прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и за исполнением иных законов, действующих на территории нашей страны[1]. Нельзя не согласиться с мнением, что создание прокуратуры объясняется необходимостью осуществления надзора за исполнением законов с
целью сохранения территориальной целостности в таком большом по площади государстве, как Россия.
В науке конституционное право существует четыре подхода к определению конституционно-правового статуса прокуратуры. Каждый подход научно обоснован и имеет право на своё существование. Нам необходимо отметить лишь отличительные черты существующих точек зрения.
Первый подход основывается на том, что прокуратура является органом, осуществляющим государственный надзор. Так, прокурорский надзор -это самостоятельное направление государственной деятельности, осуществляемое исключительно прокуратурой. Наличие самостоятельности у этого вида деятельности, отличие от прочих типов деятельности, обозначены и рассмотрены в ее содержании. Придерживаемся позиции, что состоит оно
РШШШвУ / <<е®УУШШШ=^ШШа1>#1ВД6Э,2®11®
128
не только в проверке точности при соблюдении Конституции РФ и иных законов, но и соответствии законов и прочих нормативно-правовых актов высшему по юридической силе закону нашей страны, а также в принятии мер по устранению выявленных преступлений[2]. Стоит отметить, что данный подход рассматривает прокуратуру исключительно как орган, осуществляющий государственный надзор, иным функциям прокуратуры внимание не уделяется.
Вторая позиция заключается в том, что органам прокуратуры отведено особое место в структуре российского государства. Они имеют функциональное отношение к предусмотренным Конституцией России ветвям власти. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор позволяет уравновешивать их, обеспечивая оптимальное функционирование. Данное обстоятельство обуславливает необходимость уравновесить полномочия органов прокуратуры определенными ограничениями со стороны органов власти[3]. На наш взгляд, эта точка зрения является весьма удачной. Она включает в себя не только понятие и сущность государственного надзора, но и аспект непосредственного взаимодействия органов прокуратуру с органами законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
Суть третьего подхода состоит в восприятии прокуратуры и российского парламента как двух самостоятельных систем сдержек и противовесов, которые не только сотрудничают друг с другом, но и владеют нужным набором средств, позволяющим сдерживаться от произвола. В частности, Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ, а прокуратура осуществляет надзор за деятельностью парламента.
Приверженцы этой точки зрения оперируют следующими моментами: законодательные органы издают законы, а прокуратура надзирает за тем, чтобы они соблюдались на всей территории страны, поэтому «прокуратура является одним из механизмов законодательной власти», а «прокурорский надзор - это особый вид власти, который получает полномочия от законодательного органа, им формируется и является подотчетным только ему»[4].
Сторонники отнесения прокуратуры к судебной системе утверждают, что прокуратура по направленности своей деятельности не является механизмом законодательной власти, так как ее полномочия абсолютно не помещаются в законодательные прерогативы, а вот в систему судебной власти вполне укладываются.
В-четвертых, прокуратура является не только органом надзора, но и активным участником в уголовном судопроизводстве. Прокурор в уголовном процессе имеет полномочия по проверке законности и обоснованности принятых решений[5].
Исходным элементом исследования конституционно-правового статуса прокуратуры, на наш взгляд, видится анализ положений о её функциях и полномочиях.
Любая из функций прокуратуры, как основное направление ее деятельности, предопределена социальным назначением прокуратуры, выраженным в ее целях и задачах.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» целями современной российской прокуратуры определены: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государ-ства[6]. На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры, осуществляемая посредством реализации ее конкретных функций, определенных в законе. Помимо упомянутых направлений деятельности прокуратуры можно выделить следующие: уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в гражданском и арбитражном судопроизводстве, участие в правотворческой деятельности; а также возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.
Таким образом, конституционно-правовой статус прокуратуры определяется не только правовыми нормами, регламентирующими ее функции и полномочия, но и нормами, закрепляющими ее место и роль в системе органов государственной власти. При этом определение положения, которое занимает прокуратура в государственном механизме, хотя и исходит от ее функций, но имеет самостоятельное правовое значение.
5 февраля 2014 года Президентом России подписан Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Фе-дерации»[7]. Принципиальное значение имеет изменение наименования самой главы 7 Конституции России, которая теперь называется не «Судебная власть», а «Судебная власть и прокуратура». Прежнее название возникло в процессе подготовки проекта новой Конституции РФ, когда была предпринята попытка ограничения роли прокуратуры выполнением лишь судебно-процессуальных функций и исключением функции надзора из сферы ее деятельности. Думается, изменение нормы связано с тем, чтобы она не вводила в заблуждение отдельных авторов и не давала повода рассматривать прокуратуру как один из органов судебной власти. Однако следует признать, что отдельной главы, посвященной деятельности прокуратуры, в Конституции РФ не имеется. Как, впрочем, не определен и статус Следственного комитета.
В то же время коренным образом изменился характер взаимоотношений прокуратуры с главой государства. Главная суть этих нововведений сводится к тому, что большая часть полномочий Генерального прокурора России по назначению на должность подчиненных ему прокуроров перешла к Президенту РФ. Теперь, помимо самого Генерального прокурора, все его заместители назначаются на должность и освобождаться от должности
<<шушетим~^®и©ма1>#12©6)),2©119 / РШШШвУ
только по представлению Президента РФ. Помимо этого, назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов и всех иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, также перешло к компетенции Президента России. На наш взгляд, наделение Президента РФ этими полномочиями представляется вполне оправданным, здесь проявляется система сдержек и противовесов.
Необходимо вспомнить, что в предыдущей редакции статьи 129 Конституции РФ, было определено особое положение прокуратуры в системе органов государственной власти. «Прокуратура Российской Федерации, - гласила указанная норма, -составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации». Из данной нормы, на наш взгляд, следует, что прокуратура - это единая централизованная система. В ныне действующей редакции ст. 129 Конституции РФ подобная норма утратила силу, однако в федеральном законе о прокуратуре, как уже отмечалось, закреплено, что «прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов». Представляется нецелесообразным исключение формулировки «единая централизованная система» из ныне действующей Конституции.
Стоит в этой связи отметить, что ранее органы прокуратуры осуществляли как прокурорский надзор, так и следствие. На практике могла возникнуть ситуация, когда прокурор, участвующий в суде на стороне обвинения, уходит в отпуск, а его заместитель, параллельно выполняющий обязанности следователя прокуратуры, мог вести следствие, а после выступать государственным обвинителем в суде по этому же делу. Создание Следственного комитета, на наш взгляд, соответствует требованиям правового демократического государства. 15 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации». Несмотря на то, что Следственный комитет создавался при прокуратуре, ему изначально предоставлялась большая степень организационной самостоятельности.
Еще в пояснительной записке к проекту закона отмечалось, что функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а усиление взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан[8].
Нельзя не согласиться с мнением, что «совмещение в органах прокуратуры прокурорского надзора и следствия противоречит независимости прокурорского надзора за следствием, поскольку прокуратура может его осуществлять лишь при
129
условии, если следственный аппарат не будет являться частью аппарата самой прокуратуры и прокурор не будет себя чувствовать ответственным за каждый шаг следователя, работой, которого он ру-ководит»[9].
Таким образом, современная российская прокуратура является самостоятельным государственно-правовым институтом, представляющим собой независимую, отдельную федеральную централизованную систему органов государственной власти. Данный орган не относится ни к одной из ветвей власти, и если нарисовать схему трех ветвей, то прокуратуру можно отметить над ними, так как она является в первую очередь, надзорным органом. Подчинение прокуратуры судебной или исполнительной власти приведет к разрушению сложившегося в стране порядка сдержек и противовесов, увеличит угрозу нарушения законов. В отсутствии независящего прокурорского надзора фактически будет отсутствовать механизм реагирования на нарушение законов.
Достижение законности возможно при наличии независимого и централизованного внешнего органа власти, наделённого полномочиями для выявления нарушений и их устранений. Такую роль может играть только прокуратура.
Литература
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно -правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Доступ из спра-вочно - правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Доступ из справочно -правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Байкин И.М. Статус прокуратуры и законодательная ветвь власти. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
5. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Калинин В.Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы, Государство и право. № 6. 2008.
6. Деменкова Е.В. Прокуратура в системе органов государственной власти. Научно-практический журнал "Государство и право в XXI веке" № 1, 2016.
7. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор: учебник / под ред. М.Б. Смоленского, И.А. Жильцова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2011.
8. Иващенко М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти. Молодой ученый. № 8. 2014.
9. Шалитаев В.Ю. Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал., №3, 2013.
© Чупракова Е. Г., 2019