Жакупов Руслан Елюбаевич,
научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, магистр юридических наук
к ВОПРОСУ О КОНСОЛИДИРОВАННОМ ЗАКОНЕ
В Казахстане сформирована основополагающая нормативно-правовая база, обеспечивающая правовое регулирование практически всех сфер общественной жизни. Одних только самостоятельных законов - 254 [1, с. 10].
Сложился достаточно массивный блок законодательства, что в целях повышения конкурентоспособности правовой системы требует сокращения количества нормативных правовых актов. Эта работа, прежде всего, должна проводиться в рамках законодательной систематизации.
Необходимо обратить внимание, что в казахстанском праве отсутствуют четко выверенные и стабильные легальные параметры кодификации законодательства [2, с. 30-32].
Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года, к примеру, не содержит вообще деления на общую и особенную часть, что не противоречит действующему законодательству, поскольку это требование законодательно не предписано.
Вместе с тем наличие общей части для любого кодекса позволяет эффективно достигать цели законодательной систематизации, распространяя действие кодекса на любые правоотношения, прямо не урегулированные им и другими законами, но являющиеся однородными с теми отношениями, для регламентации которых кодекс и принят [3].
К сожалению, в правовой системе Казахстана не изжита и кодексомания. Это объясняется, как отмечает академик М.К. Сулейменов, отрицательным последствием включения в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» нормы о приоритете кодексов [4].
Вполне закономерно, что нередко высказываются мнения о целесообразности создании того или иного кодекса. Например, предлагаются и (или) обсуждаются Административный, Административно-процессуальный, Воздушный, Предпринимательский, Социальный, Финансовый, Банковский кодексы, Кодекс о недрах [5, с. 118; 6; 7; 8; 9;
10; 11, с. 26-30; 12, с. 26; 13; 14, с. 21-24; 15].
Учитывая современное состояние законодательства о нормативных правовых актах, полагаем, что следует согласиться с возможностью принятия законодателем «специального» кодекса по отношению к «общему» с определенными оговорками и исключениями. Хотя бы потому, что уже действуют Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, Водный, Земельный кодексы. Памятны Кодекс о недрах и Жилищный кодекс.
Конечно, в законодательстве не содержится дефиниция «специальный закон», но существуют правовые положения, которые позволяют придавать приоритет в применении к определенным правоотношениям специального акта по отношению к общему акту. Так, статья 1 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК) четко определяет категории имущественных отношений, к которым гражданское законодательство по общему правилу не применяется (пункт 4 статьи 1 ГК РК), имущественных отношений, к которым гражданское законодательство применяется «в первую очередь» и, имея приоритет в их регулировании (пункт 1 статьи 1 ГК РК), а также имущественных отношений, к которым гражданское законодательство применяется «во вторую очередь», вторично и не имея приоритета в их регулировании (пункт 3 статьи 1 ГК РК).
Если придерживаться тотальной кодификации, то каждый «специальный» закон с соответствующими подзаконными актами неизбежно претендует на роль кодекса, что порождает ситуацию «кодекс под кодексом», размывает идею наличия кодекса в системе права, а, в конечном счете, ведет к ее нестабильности и краху.
Профессор В.Ф. Попондопуло резонно указывает, что понятие кодифицированного акта извращается и в ситуации, при которой обычные комплексные законы, регулирующие тот или иной вид (сферу) деятельности, принимаются в форме комплексных кодексов, регулирующих разными методами разнородные отношения, возникающие в связи
№ 3 (31) 2013 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
с определенным видом деятельности [16, с. 59].
Принимая во внимание сказанное, отмечаем, что систематизация не ограничивается кодификацией. Консолидация в равной степени и не менее эффективно решает задачу «компактизации» значительного числа нормативных правовых актов, если такая задача признается одной из основных [17, с. 8]. Главное, такой подход отвечает требованиям Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.
Ранее предпринимались попытки объединения законодательных актов в один нормативный правовой акт (Бюджетный, Трудовой, Экологический кодексы, Законы «О конкуренции», «О государственном имуществе» и т.д.)
В целях реализации Концепции правовой политики поддерживаем мнение о необходимости введения в законодательство понятия консолидированного закона [7]. При этом, в частности, предлагаем дополнить пункт 2 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» подпунктом 2-2 в следующей редакции «2-2) консолидированный закон Республики Казахстан;», а также допол-
нить статью 1 названного Закона подпунктом 6-1) «6-1) «Консолидированный закон - нормативный правовой акт, принятый путем совершенствования системы законодательства при отсутствии возможности кодификации, а также путем объединения нескольких нормативных правовых актов без значительного изменения содержания, регулирующих схожие (однородные) общественные отношения».
Следует определить место консолидированного закона выше закона. Консолидация нормативных правовых актов представляет собой трудоемкий процесс, поскольку обрабатываемые нормативные правовые акты могут быть фрагментарны и зачастую изданы в разное время. Если консолидированный закон станет в один ряд с законами и не будет иметь конкретно определенное место в общей иерархии нормативных правовых актов, введение в систему права понятия «консолидированный закон» потеряет всякий смысл.
вышеизложенное позволяет утверждать, что с введением понятия «консолидированный закон» кодификация будет применима в исключительных случаях, а применение консолидации в нормотворческой деятельности станет более эффективным.
82
Список литературы
1. Бусурманов Ж.Д. Основные вопросы систематизации законодательства. // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2011. - № 2.
2. О возможных пределах и критериях кодификации законодательства см.: Туганбаева М.Ф. Методологические основы кодификации законодательства Республики Казахстан // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2011. - №4.
3. Предложения и замечания НИИ частного права Каспийского общественного университета к концепции Предпринимательского кодекса Республики Казахстан // Юрист - 2013. - № 3.
4. Сулейменов М.К. Тенденции развития гражданского законодательства (опыт Казахстана) // http://journal.zakon.kz/203426-tendencii-razvitija-grazhdanskogo.html.
5. Жусупов А.Т. О возможном формировании новой национальной системы законодательства. // Материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных цивилистических чтений, посвященной 90-летию видного казахстанского ученого-цивилиста Б.В. Покровского и 20-летию Юридической фирмы «Зангер» (Алматы, 31 мая-1 июня 2012 года) / Отв. ред. М.К. Сулейменов. - Алматы, 2012. - 592 с.
6. Перспективы развития административной юстиции в Республике Казахстан. // Зангер - 2011. - № 11.
7. Каирбаева Л.К., Шишимбаева С.С. Совершенствование законодательства Республики Казахстан в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года №213 // Сборник VIII Международной научно-практической конференции «Динамика современной науки - 2012», г. София, Болгария.
8. Ассоциация авиаперевозчиков Казахстана заявила о необходимости создания Воздушного кодекса. См.: http://www.zakon.kz/pravovye-novosti/4548084-v-kazakhstane-predlagajut-sozdat.html.
9. Систематизация законодательства в сфере предпринимательства: состояние и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 21 сентября 2012 года. - Астана: ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», 2012. - 290 с.
10. Нугманов Т., Абсеметов Д. Актуальные вопросы систематизации законодательства о частном
предпринимательстве // Юрист. - 2011. - № 6.
11. Хамзин А. К вопросу о кодификации социального законодательства Республики Казахстан // Зангер. - 2012. - № 4.
12. Таджияков Б.Ш. Вопросы кодификации финансового законодательства в связи с разработкой Предпринимательского кодекса // Материалы международной научно-практической конференции 21 сентября 2012 года. - Астана: ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», 2012. -290 с.
13. Абжанов Д.К. О кодификации банковского законодательства Республики Казахстан и необходимости принятия банковского кодекса // Юрист. - 2008. - № 11.
14. Елюбаев Ж. Право о недрах - самостоятельная отрасль казахстанского права, наука и учебная дисциплина // Зангер. - 2011. - № 6.
15. Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий и Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY» заявили о совместной разработке проекта Кодекса Республики Казахстан о недрах. См.: http://www. zakon.kz/4547214-agmp-i-kazenergy-razrabotajut.html.
16. Попондопуло В.Ф. Предпринимательское правов системе праваи законодательства//Материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных цивилистических чтений, посвященной 90-летию видного казахстанского ученого-цивилиста Б.В. Покровского и 20-летию Юридической фирмы «Зангер» (Алматы, 31 мая-1 июня 2012 года) / Отв. ред. М.К. Сулейменов. -Алматы, 2012. - 592 с.
17. Термин «компактизация» используется украинскими учеными. См.: Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий / Под общ.ред. А.Г. Бобковой. Харьков: Издатель ФЛ-П Вапнярчук Н.Н., 2008.
Мацалада улттыц цуцыц ЖYйесiне бгргздгрыген зац уйымын енггзу мзселеа царастырылады. Ty^h свздер: ЖYйелендiру, кодификация, консолидация, 6ipi3dipmseH зац.
В данной статье рассматривается вопрос введения в систему отечественного права понятия консолидированного закона.
Ключевые слова: систематизация, кодификация, консолидация, консолидированный закон.
This article discusses the issues of insertion of a concept of a consolidated law into a system of domestic law.
Keywords: systematization, codification, consolidation, consolidated law. Руслан Елубай^лы Жакыпов,
КР Зац шыгару институты азаматтыщ, азаматтыщ ic жYргiзу зацнамасы жэне ащарушыльщ ic жYргiзу бeлiмшiц гылыми ^ызметкер^ зац гылымдарыныц магиcтрi ШоFырландырылFан зац мэселесше орай
Жакупов Руслан Елюбаевич,
научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, магистр юридических наук К вопросу о консолидированном законе
Zhakupov Ruslan Elyubayevich,
research fellow of Department of the civil, civil-proceeding legislation and execution of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, master of law The question of consolidated law