♦-♦
[email protected] Роза Насидулловна Урумбаева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Игорь Михайлович Кублин,
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье проанализированы проблемы конкурентоспособности промышленных предприятий в сложных экономических условиях. Рассмотрены факторы и проблемы, влияющие на конкурентоспособность предприятия при решении задач повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Особое внимание уделяется проблемным вопросам конкурентоспособности, связанным с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Анализируются проблемы конкурентоспособности, а также определяются направления совершенствования управления, связанные с достижением конкурентных преимущества на рынке.
Ключевые слова: конкурентоспособность, промышленное предприятие, производственно-хозяйственная деятельность, факторы конкурентоспособности, рынок.
R.N. Urumbaeva, I.M. Kublin
CHALLLENGES OF IMPROVING COMPETITIVENESS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
The paper analyzes the challenges of improving competitiveness of industrial enterprises in difficult economic conditions. The authors consider factors and issues affecting the competitiveness of industrial enterprises and solution of the problem of improving product competitiveness. Particular attention is paid to the important issues of competitiveness related to production process and economic activities of the enterprise. The paper analyzes various aspects of competitiveness, as well as defines ways of improving management with a view to achieving competitive advantage in the marketplace.
Keywords: competitiveness, industrial enterprise, production and business activity, factors of competitiveness, market.
ti&b [email protected]
УДК 658.152
Предприятия, функционирующие в сложных конкурентных условиях, решают проблемы выживания на рыночном пространстве. Абсолютно все машиностроительные предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро изменяющейся рыночной среды обязаны не только концентрировать внимание на внутренних проблемах, но и разрабатывать на долгосрочную перспективу стратегию производственно-хозяйственной деятельности, которая давала бы возможность гибко и оперативно учитывать возникающие изменения, происходящие в окружении предприятия.
В настоящее время на первый план выходит задача оптимального использования потенциала предприятия в текущей производственной и хозяйственной деятельности.
Еще недавно было принято считать, что чем крупнее машиностроительное предприятие, тем оно имеет более благоприятные возможности победить в конку-
рентной борьбе по сравнению с мелкими структурами [3], то сейчас все более явственным становится факт, что преимущества на рынке в конкурентной борьбе имеет более стремительное и успешное предприятие.
Развитие рыночных отношений предопределяет необходимость проведения структурных преобразований в бизнесе, связанном с производством и реализацией машино-технической продукции. При реорганизации, связанной с конкурентоспособностью, также должна ставиться задача в области планирования объемов выпуска качественной продукции и привлечения финансовых средств и инвестиционных ресурсов, ориентированных на создание конкурентоспособного уровня производства.
Для реальной оценки эффективности производства и предпочтений руководством при выборе варианта развития должна быть разработана стратегия развития, которая учитывала бы как краткосрочные цели
функционирования, так и долгосрочные цели развития. К тому же ключевой целью реформирования должно быть решение стратегических задач по обновлению и техническому перевооружению производственных мощностей, повышение эффективности использования материально-технических ресурсов, дающих возможность снизить издержки производства и улучшить технологию изготовления машиностроительной продукции [11], финансовое и экономическое состояние предприятия, а также повышение его конкурентоспособности на рынке. Присоединение России к ВТО стало приоритетным направлением развития конкурентоспособности предприятий на отечественном рынке.
На мировом рынке конкурентные отношения вынуждают машиностроительные предприятия определять иные направления производственно-хозяйственной деятельности, связанные с изменением свойств и качественных характеристик продукции, снижением себестоимости ее изготовления, повышением качественного предпродажного, гарантийного и сервисного обслуживания [5].
С позиции рыночной экономики конкуренция преследует цель, во-первых, связать единство свободы действий производителей и потребителей продукции, а во-вторых, дать возможность хозяйствующим субъектам своими действиями ограничить возможность конкурента на выгодных условиях воздействовать на алгоритм обращения товаров и услуг на рынке.
Конкуренция представляет собой процесс, связанный с управлением конкурентными преимуществами для достижения предприятием целей в противостоянии с предприятиями соперниками за удовлетворение своих субъективных или объективных потребностей в границах действующих нормативной и законодательной баз.
При этом конкуренция представляет собой движущую силу развития субъектов и объектов управления с целью достижения конкурентного превосходства как на отдельных рыночных сегментах, так и на рынке в целом.
В этой связи особая роль должна отводиться конкурентным преимуществам. Термин «конкурентное преимущество», с одной стороны, определяет позицию машиностроительного предприятия на рынке, а с другой - отражает характеристики и свойства выпускаемой предприятием продукции.
Поскольку конкурентное преимущество определяется продуктивностью применения в производственном процессе различных видов ресурсов и раскрывается в сопоставлении с другими хозяйствующими субъектами, то уровень конкурентного превосходства необходимо оценивать по сравнению с соответствующей базой, а именно по следующим показателям:
• идентичность характера удовлетворяемой потребности;
• идентичность «профиля» потенциальных потребителей продукции;
• идентичность фаз жизненного цикла предприятия.
В этой связи отметим, что оценивать конкурентное
преимущество с помощью количественных показателей достаточно сложно, особенно если учитывать, что границы оценки не могут быть с достаточной степенью
точности установлены. Даже если воспользоваться официальными статистическими данными, невозможно достоверно установить полную идентичность сопоставляемых объектов.
Конкурентное преимущество - это более высокая эффективность потребления ресурсов предприятия, чем у конкурирующих структур. Предприятия с более низкой себестоимостью производства получают более высокую прибыль, главным образом за счет массового производства.
Предприятия с дифференцированной продукцией, как правило, получают большую, чем конкурирующие структуры, прибыль за счет установления более высоких цен на уникальную продукцию, отличающуюся наилучшими потребительскими свойствами и характеристиками.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что конкурентоспособность - это относительная характеристика, которая по своей сути формулирует отличия в развитии данного предприятия от развития конкурентных структур. При этом конкурентоспособность предприятия должна характеризовать потенциал и динамику его приспособления к условиям рыночной конъюнктуры [1].
Как отмечают ведущие экономисты, конкурентоспособность предприятия-производителя продукции и конкурентоспособность выпускаемой им продукции в определенной степени корреспондируются между собой как часть и целое. В этой связи детектирование потенциальных возможностей предприятий-производителей конкурировать между собой на определенном сегменте рынка непосредственно зависит от модулирования трех составляющих, связанных с нормальным объемом выпуска продукции в соответствии с имеющимися в наличии производственными мощностями и материальными ресурсами, а также с отклонениями в ту или иную сторону, вызванными колебаниями на рыночном пространстве. При этом необходимо учитывать конкурентоспособность производимого товара в совокупности с экономическими методами деятельности предприятий, оказывающих непосредственное влияние на результаты конкурентного противостояния. Отметим, что даже убыточный по издержкам товар следует производить, если в процессе сбыта цена превышает прямые затраты на его изготовление и продвижение на рынок.
Изучение проблем управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов - одно из самых развитых направлений исследования производственно-хозяйственной деятельности предприятий на рынке.
На наш взгляд, управление конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов должно быть сориентировано на формирование, развитие и реализацию конкурентных преимуществ с целью обеспечения жизнеспособности предприятия как субъекта производственной и экономической деятельности.
Известно, что конкуренция хозяйствующих субъектов - это состязательный процесс между товаропроизводителями за наиболее выгодные сегменты и ниши рынка.
Согласимся с точкой зрения Н.С. Яшина, который считает, что конкуренция должна выступать как выс-
ший побудительный мотив [12], принуждающий производителей продукции улучшать ее свойства и качественные характеристики, снижать издержки изготовления и повышать производительность труда [4].
Цель управления конкурентоспособностью предприятия - это обеспечение его жизнеспособности в различных политических, социальных, экономических и других условиях.
Основной задачей управления конкурентоспособностью должно быть обеспечение жизнеспособности и непрерывного функционирования предприятия в разнообразных экономических, политических, социальных и других условиях.
В этой связи управление конкурентоспособностью промышленного предприятия должно быть направлено:
• на нейтрализацию или ограничение количества негативных факторов, которые оказывают влияние на уровень конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции;
• использование позитивных внешних факторов влияния для увеличения и реализации конкурентных позиций на рынке;
• обеспечение оперативности и гибкости управленческих воздействий и решений, их синхронизацию с учетом динамики действий негативных и позитивных факторов конкуренции на определенном сегменте рынка.
Например, с позиции процессного подхода управление конкурентоспособностью предприятия можно охарактеризовать как процесс реализации обусловленной совокупности управленческих функций, включающих: целеполагание, планирование, организацию, мотивацию и контроль за деятельностью при формировании конкурентных преимуществ при обеспечении жизнедеятельности предприятия в рыночной среде.
Заметим, что из большинства существующих определений конкурентоспособности авторы особое значение придают определению конкурентоспособности предприятия, связанному с отличиями, вызванными с функционированием предприятия по степени удовлетворения потребителей и эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность предприятия находится в прямо пропорциональной зависимости от конкурентоспособности выпускаемой продукции, так как конкурентоспособность может быть представлена по структуре и содержанию как взаимообусловленная целостность двух составляющих: конкурентоспособности продукции на рынке и ресурсного потенциала промышленного предприятия. К тому же на конкурентоспособность предприятия воздействуют организационные, экономические и технические факторы.
Конкурентное преимущество хозяйствующих субъектов, необходимое для более высокого уровня развития предприятия, основывается и на факторах производства, платежеспособного спроса на его продукцию, характере отношений со смежниками и т.п.
Предприятие, обладающее достаточными материальными и финансовыми ресурсами и передовыми технологиями производственного процесса, способно длительное время конкурировать как с отечественными, так и с зарубежными производителями аналогичной продукции.
В условиях рынка управление конкурентоспособностью должно обеспечивать нормальное функционирование предприятия при любых количественных и качественных изменениях, происходящих во внешней среде предприятия.
Исследование конкурентных преимуществ предприятия на рыночном пространстве предполагает выявление его сильных и слабых позиций, а также группы факторов, которые в различной степени могут воздействовать на лояльность потребителей к продукции предприятия и, как следствие, на изменение его доли продаж на конкретном сегменте рынка.
По мнению французских экономистов А. Дайана, А. Олливье и Р. Урсе [7], международная и внутренняя конкуренция должна обеспечиваться за счет следующих факторов:
• концепции товара и услуги, на которой основывается деятельность предприятия;
• качества, которое должно соответствовать нормативно-технической документации и высокому уровню товаров-лидеров, что выявляется с помощью опросов и сравнительных тестов [2];
• цены товара с возможной его наценкой;
• финансов, как собственных, так и заемных;
• торговли с позиции коммерческих методов и сферы деятельности;
• послепродажного и сервисного обслуживания, обеспечивающего предприятие постоянными клиентами;
• внешней торговли, позволяющей предприятию позитивно строить отношения с властями, прессой и общественным мнением [9];
• предпродажной подготовки, которая дает возможность не только прогнозировать запросы потенциальных потребителей, но и уверить их в исключительных производственных возможностях предприятия-производителя удовлетворить данные потребности.
Так, оценка возможностей промышленного предприятия по перечисленным факторам дает возможность построить предположительный «многоугольник конкурентоспособности».
Если в равной степени визуально оценивать конкурентные возможности предприятий с помощью наложения друг на друга разных схем, то можно определить слабые и сильные стороны промышленных предприятий (рис. 1).
Схожую позицию высказывают отечественные экономисты, занимающиеся вопросами конкурентоспособности. В этой связи к ключевым факторам рыночного успеха можно отнести: финансовое состояние предприятия, развитость технологической базы для проведения собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и уровень затрат на них, возможность использования передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированным персоналом, оперативная способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию, наличие развитых сбытовых каналов и опытных кадров по продвижению продукции, возможности технического обслуживании и возможности кредитования экспортных операций (в том числе с помощью государственных структур), действенность рекламного воздействия и системы взаимосвязей с общественностью и т.п.).
Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности
По нашему мнению, исследование и анализ приведенных факторов позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности как предприятия, так и конкурентов, что даст возможность, во-первых, избежать острых форм конкурентной борьбы, а во-вторых, использовать свои преимущества и слабости конкурентов.
На современном этапе развития рынка усложнились конкурентные отношения между субъектами хозяйственной деятельности. В этой связи ряд авторов, анализируя факторы конкурентоспособности промышленных предприятий, рассматривают принципы систематизации, которые классифицируются в зависимости от назначения создаваемого изделия.
На конкурентоспособность ряда промышленных предприятий могут оказывать влияние такие факторы, как величина получаемой прибыли, стоимостные характеристики выпускаемой продукции, стоимость используемой рабочей силы, цена потребляемых энер-
горесурсов; состояние конъюнктуры рынка, динамика цен по результатам колебания спроса и предложения, расходы на транспортировку продукции к месту реализации; формы коммерческих отношений между производителями и потребителями продукции и т.п.
Отметим, что фундаментальные исследования факторов конкурентоспособности предприятий приведены в работах М. Портера [8]. Данным ученым факторы конкурентоспособности осмысливаются как одна из основных детерминант конкурентного превосходства вместе со стратегией предприятия, его производственной структурой и конкурентами, условиями формирования спроса на рынке и т.п. Детерминанты конкурентоспособности составляют систему, компоненты которой обладают свойствами взаимного усиления.
При этом любая детерминанта оказывает влияние на остальные. К тому же преимущества в одной детерминанте, возможно, создадут или усилят преимущества в других (рис. 2).
Стратегия промышленных предприятий, их структура и существующая конкуренция
Родственные и смежные промышленные предприятия
Рис. 2. Детерминанты конкурентоспособного преимущества промышленного предприятия
♦
♦
Следует отметить, что отраслевые особенности могут накладывать значительные различия на состав и содержание применяемых факторов.
Иным подходом к делению факторов может быть уровень их специализации. В этой связи все факторы можно разделить на общие и специализированные.
Заметим, что разделение факторов на основные и развитые достаточно условно. Придавая особое значение основным факторам, следует отметить, что для их формирования необходимы незначительные государственные и частные инвестиции.
Исследования показали, что создаваемое ими преимущество нестабильно, а прибыль от применения невелика.
Своеобразное значение они имеют только для некоторых отраслей, которые используют стандартизированную технологию и малоквалифицированную рабочую силу.
Достаточно существенная роль принадлежит развитым факторам конкурентоспособности. Для их формирования необходимы значительные, часто долгосрочные вложения финансовых и человеческих ресурсов.
Особенность развитых факторов состоит в том, что их сложно приобрести на рынке. Но они являются обязательным условием инновационной деятельности предприятия [6].
Обзор экономической литературы показал, что успешная производственная деятельность предприятий в развитых странах мира напрямую связана со значительной научной базой и наличием у предприятий высококвалифицированных кадров.
Провести оценку конкурентоспособности предприятия возможно на основе сравнительного анализа его устойчивости к основным конкурентам, а также к возникающим на рынке рискам.
Если анализировать риски с позиций негативного проявления внешней и внутренней среды, то выявятся определенные требования к производственной и коммерческой деятельности предприятий, а высокая устойчивость предприятия будет свидетельство-
вать о более высокой степени конкурентоспособности.
1. Антонова А.А., Кублин И.М., Махметова А.Е. Система менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Известия Волгоградского государственного технического универститета. 2015. № 3 (158). С. 77-83.
2. Верещагина Л.С., Гордашникова О.Ю. Резервы повышения качества персонала подразделений СМК // Вестник Чувашского университета. 2008. № 4. С. 358-370.
3. Герасимов Б.И. Управление качеством на промышленном предприятии. М.: Машиностроение-1, 2006.
4. Гугелев А.В., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 7. С. 36-41.
5. Кублин И.М. Маркетинг в системе управления конкурентоспособностью продукции // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 2 (30). С. 52-60.
6. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Применение модульного подхода в инновационном процессе // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4 (33). С. 50-52.
7. Олливье А. Международный маркетинг / А. Олливье, А. Дайан, Р. Урсе // Академия рынка: Маркетинг / пер. с фр. А. Дайан, Ф. Бруккерель и др. М.: Экономика, 1993.
8. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2015.
9. Санинский С.А. Развитие партнерских отношений в системе взаимодействия машиностроительных предприятий с потребителями // Предпринимательство. 2009. № 7. С. 152-156.
10. Урумбаева Р.Н., Бекетова О.Н. Проблемы и перспективы реструктуризации предприятий ликероводочной промышленности России // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации: матер. II Всеросс. науч.-практ. конф. / под ред. С.А. Жданова. Саратов: Наука, 2010.
11. Ханин В.М., Кублин И.М. Организационные проблемы управления затратами в системе менеджмента качества машиностроительного предприятия // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. № 15. С. 58-64.
12. ЯшинН.С., ГригорянЕ.С. Методология стратегической устойчивости предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 18-22.
Алексей Васильевич Чамышев,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры частного права, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ТЕРРИТОРИИ И ОБОСНОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АДАПТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ КАРТОФЕЛЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются вопросы выбора территории и разработки основных вопросов агротехники картофеля в Саратовской области. Показано, что наиболее благоприятные климатические и почвенные условия для выращивания картофеля имеются в северных регионах Саратовского Правобережья. Обоснована целесообразность возделывания раннего картофеля. Рекомендованы основные технологические параметры для возделывания раннего картофеля.
Ключевые слова: картофель, климат, почва, срок посадки, сорт, удобрение.
УДК 338.43