ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 340.1
О.Р. Чудинов
К ВОПРОСУ О КОМПОНЕНТАХ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена анализу состава категории «правовая культура». Рассматривая правовую культуру как целостный социальный феномен, автор выделяет такие ее компоненты, как правовые ценности, действующие в обществе, уровень правосознания и уровень правой деятельности. В работе приводится характеристика каждого из компонентов.
Ключевые слова: правовая культура, правовые ценности, правосознание, правовая деятельность.
Категория «правовая культура» давно и прочно вошла в научный оборот теории права, начиная с трудов дореволюционных русских ученых И.А. Ильина, Б.И. Кистяковского, Н.М. Коркунова, заканчивая работами С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, В.Д. Зорькина, Н.М. Кейзерова, О.Е. Кутафина, А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, А.П. Семитко и др. Из данного списка приведем только классическое определение С.С. Алексеева: «Правовая культура - это общее состояние "юридических дел" в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права» [1, с. 51].
Понимая всю сложность, а вернее, даже невозможность приведения единой и всеохватывающей дефиниции «правовая культура», предлагаем использовать синтетическое понятие исходя не только из теоретико-правового подхода, но и учитывая элементы антропологического, социологического и философского подходов. В таком понимании правовая культура есть часть общечеловеческой культуры, представляющая собой сложное явление, характеризующее состояние правовой сферы жизни общества на определенном этапе его развития, детерминированное уровнем экономического, политического, социального и духовного развития общества и выраженное в уровне правовых ценностей, правосознания и правовой деятельности в обществе.
® Чудинов О.Р., 2015
Чудинов Олег Ревокатович - доцент кафедры «Философия и право», ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; e-mail: oleg.chudinow@yandex.ru.
Понятно, что как сложная конструкция правовая культура включает в себя ряд элементов. Поставив перед собой задачу анализа этих элементов, мы сталкиваемся с трудностью их определения. Сегодня в доктрине права отсутствует единый взгляд на эту проблему. Так, В.И. Каменская и А.Р. Ратинов в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют право, правоотношения, правовые учреждения и правовое поведение (деятельность) [2, с. 19, 43]. В.П. Сальников считает, что «структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов» [3, с. 366]. С. С. Алексеев предполагает, что элементами правовой культуры являются правосознание в обществе, законность, законодательство, его содержание и форма, практическая работа юридических органов в области права [4, с. 150-151]. А.П. Семитко к элементам правовой культуры относит правовые тексты, деятельность, правовое сознание и субъектов, взятых в определенных качественных состояниях и уровнях прогрессивно-правового развития [5, с. 12]. Р.А. Ромашов и А.Г. Тищенко указывают такие элементы правовой культуры, как правовые ценности, источники права, правосознание, средства и методы правового регулирования, мотивацию и формы правомерного поведения, юридические гарантии обеспечения приоритета права по отношению к другим социальным регуляторам [6, с. 7]. А.С. Пи-голкин приводит следующее определение: «Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение. Правовая культура выступает в качестве важного критерия правового бытия человеческого общества, зрелости и ценностной значимости его государственных институтов, правовых нормативов» [7].
Встречаются и безразмерные списки элементов правовой культуры. Так, Н.Ю. Гурьянов пишет: «Будучи частью культуры в целом, она (правовая культура - О. Ч.) включает сложный комплекс явлений правовой действительности. Ее структурными элементами выступают право (имеется в виду позитивное право, т.е. действующее законодательство), правовые отношения, законность и правопорядок, правовое поведение, общественное правосознание и правомерная деятельность субъектов, законотворческая, правоприменительная и прочие виды деятельности, принадлежащие к правовой сфере жизни общества, юридическая наука, информация, образование и др.» [8, с. 23-24]. Складывается впечатление, что автор не знал, что бы еще добавить к этому и без того большому списку элементов правовой действительности, чтобы доказать свою осведомленность в сфере юриспруденции, т.е. «юридической науки».
Такая многогранность и многомерность подходов в определении содержания правовой культуры побуждает нас выбрать наиболее значимые и исключительно правовые элементы конструкции. Это позволит обозначить пределы
изучаемого явления и избежать излишнего расширения конструкции, включения в ее состав близких, но не исключительно правовых, политических и социальных элементов. По нашему мнению, можно выделить лишь три основополагающих компонента правовой культуры: правовые ценности, действующие в обществе; уровень правосознания и правовой деятельности в обществе. Понимая, что правовая культура - многоуровневое понятие, включающее в себя как правовую культуру всего общества, так и правовую культуру отдельного индивида или группы индивидов, мы постараемся раскрыть содержание каждого из компонентов и в отношении оценки правовой культуры личности.
Правовые ценности общества (личности). Это тот материализованный юридический багаж, который накоплен обществом на данный момент. В отношении личности это те материализованные формальные и неформальные правовые ценности, которыми может воспользоваться или уже пользуется субъект в жизни. На первом месте здесь стоит система действующих нормативно-правовых актов, начиная от конституции и законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве, свободе. Оценке подлежит научная обоснованность, эффективность и справедливость действующих актов. Кроме того, нормативно-правовые акты должны быть совершенны и с точки зрения юридической техники, то есть быть непротиворечивыми, лаконичными, ясными и понятными и, в конце концов, физически доступными для населения. В этом смысле уровень развития юридической техники также является показателем состояния уровня правовой культуры.
Немаловажно и состояние индивидуальных правовых актов - правоприменительных документов (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных документов (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).
К правовым ценностям можно отнести и правовые памятники, то, что можно назвать правовым архивом, то, чем общество уже пользовалось в своей истории. Это тексты старых, не действующих правовых актов, это огромный массив решений правоприменительных органов, памятники юридико-философской мысли и т.д. На наш взгляд, этот «архив» должен содержать не только позитивный опыт, но и материальные свидетельства негативного правового опыта.
Последнее, на что хотелось обратить внимание, это те правовые традиции, которые сложились и действуют в обществе, не формализованные в нормативно-правовых актах образцы позитивного правового поведения, выражающие идеи справедливости, приоритета общесоциальных интересов, взаи-
мопомощь, чувство уважения к закону и ответственности перед ним, идеалы защиты прав и свобод человека от произвола общества и государства, защиты слабого от произвола сильного.
В целом же формализованные в нормативно-правовых актах, актах правоприменения, закрепленные в правовых памятниках и традициях общества правовые ценности образуют материальную базу для формирования правосознания.
Правосознание можно определить как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение человека (общества) к праву и правовым явлениям действительности. Структура правосознания представляет собой единство двух частей: правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология - это совокупность систематизированных официальных или неофициальных, теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права. В ней отражены требования общества, которые предъявляются к личности в области права. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе.
В отношении индивида правовая идеология - это совокупность представлений, убеждений, взглядов, идей человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству, существующему политическому режиму, государственной власти. Уровень и качество этих представлений колеблется от примитивно-поверхностных до научно-теоретических.
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука, правовая доктрина, т.е. те труды юристов-профессионалов, которые концентрируют в себе не только глоссаторские комментарии, но и аналитические рассуждения о праве в целом или об отдельных его институтах, о соответствии правовых институтов требованиям развивающегося общества. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации.
Правовая психология формируется в результате повседневной практики. В эту область правосознания включаются правовые чувства, настроения, желания, иллюзии, мотивы, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом. Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере. Ей свойственны стихийность, связь с личными интересами и ценностями.
Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска существенно влияет на характер и направленность правового поведения.
Значение правосознания трудно переоценить. Известный правовед И.А. Ильин доказывал, что правосознание представляет собой более значимое явление, чем право в его нормативно-позитивном понимании. И.А. Ильин определял правосознание как «естественное чувство права и правоты», как «особую духовную настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» - некую универсалию, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение [9, с. 140, с. 142-145]. Подобная оценка сохраняется и до сих пор, недаром в трудах теоретиков права правосознание включено в механизм правового регулирования как одно из средств воздействия на общественные отношения. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования -нормах права, правоотношениях, актах реализации права.
Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.
Именно в области оценки правосознания отмечаются такие явления, как правовой инфантилизм, правовой идеализм, правовой нигилизм, правовое перерождение, то, что принято именовать деформацией правосознания личности или социальной группы.
Правовой инфантилизм - это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, неполноте, пробельности в правовых знаниях. Можно констатировать, что современное российское общество в своей массе страдает именно правовым инфантилизмом. Население России слабо осведомлено даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые определены в Конституции Российской Федерации.
Правовой идеализм - это обратная сторона правового инфантилизма, заключающаяся в том, что лицо осведомлено о декларируемых в законодательных актах правах и свободах, но необоснованно считает, что реализация этих прав и свобод будет осуществляться без его активного участия, как бы само по себе. Зачем активно участвовать в правореализационной деятельности, этим должны заниматься только компетентные органы государственной и муниципальной власти, но не сам гражданин.
Правовой нигилизм - сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни и жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм многогранен, он может вы-
ражаться как в незнании законов и других правовых актов, так и в пренебрежении ими или сознательном их нарушении. Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступное поведение.
Правовое перерождение - крайняя степень искажения правосознания, характеризующаяся переходом от правомерного к противоправному поведению. Примером может служить преступный образ жизни, сопровождающийся деградацией личности, полной деформацией правосознания, в котором доминирующие позиции занимают антиобщественные «ценности» и криминальные установки «воровского» - преступного мира.
Последнее, что следует отметить при характеристике правосознания, это то, что именно через правосознание возможно осуществлять воздействие на поведение индивида, а следовательно, и на уровень правовой культуры в обществе в целом. Если знание правовых текстов можно приобрести в процессе обучения, то формирование убеждений (положительные правовые ценностные ориентации) - только в процессе длительного и кропотливого правового воспитания.
Иделогизированные правовые представления, личностные правовые убеждения и морально-правовые ориентиры определяют модель поведения человека в реальной правовой действительности, поэтому итоговым элементом правовой культуры является практическая правовая деятельность, включающая в себя правотворческую, правоприменительную, правоохранительную и правореализационную деятельность. То есть та правовая практика, которая как критерий истины является решающей для определения господствующих в обществе правовых ценностей, а также уровня правосознания в обществе в целом и у отдельных его индивидов.
Правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Даже незначительная логическая ошибка в этой области может негативным образом сказываться на правовой культуре граждан, не говоря уже об ошибочных, не действующих нормах права или о нормах, принятых в нарушение Конституции РФ или федеральных законов на уровне субъекта федерации.
Существенное влияние на правовую культуру оказывает и правоприменительная деятельность, властная деятельность государственных органов, осуществляющих регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Если же эта деятельность направлена на удовлетворение частных интересов правоприменителя, в ущерб интересам общества, то говорить о развитой правовой культуре, как бы хороши ни были правовые тексты и правовые традиции, не приходится. То же можно сказать и о правоохра-
нительной деятельности. Если в правоохранительной системе государства процветает коррупция, то любая деятельность по формированию правосознание будет сведена на нет.
Последний фактор - это правореализационная деятельность, то есть социально-активная деятельность рядового гражданина по реализации его субъективных прав и осуществлению обязанностей. Если субъект не обладает достаточными правовыми возможностями надлежащим образом реализовать право личными действиями либо не имеет возможности потребовать от обязанного лица выполнения требования права или не может добиться судебной защиты нарушенного права, то говорить о высоком уровне правовой культуры в обществе не приходится, а следует констатировать, что в лучшем случае речь идет о желаемой декларации и не более.
Понимая значение правовой культуры, а также необходимость повышения её уровня и совершенствования правосознания граждан, Президент РФ в утвержденных в мае 2011 года «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» определил, что «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, которое препятствует развитию России как современного цивилизованного государства». Одним из путей решения этой задачи является совершенствование методов формирования правовой культуры студентов высших учебных заведений.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Восхождение к праву: поиски и решения. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Норма, 2002. - 608 с.
2. Каменская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1974.
3. Сальников В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. - Л., 1988.
4. Алексеев С.С. Общая теория права. - М.: Проспект, 2009.
5. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.
6. Ромашов Р.А., Тищенко А.Г. Правовая культура: ценностный аспект // Правовая культура. - 2006. - № 1.
7. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2003.
8. Гурьянов Н. Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: дис. ... канд. филос. наук. - Чебоксары , 2007.
9. Ильин И. А. Сочинения: в 2 т. Т. 1. Философия права. Нравственная философия. - М.: Медиум, 1993. - 509 с.
Получено 27.01.2015
О-R. Chudinov
PROBLEM OF LEGAL CULTURE'S COMPONENTRY
The article is devoted to the compositional analysis of the category "legal culture". Considering the legal culture as a whole social phenomenon, the author identifies its components such as legal values existing in the society; the level of legal awareness and the right level of activity. The paper provides a description of each of the components.
Keywords: legal culture, legal values, sense of justice, constitutional activity.