Научная статья на тему 'К вопросу о коммуникативном пространстве международных научных конференций'

К вопросу о коммуникативном пространстве международных научных конференций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОПАГАНДА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИЙ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пакшина Наталья Алексеевна, Минеева Ирина Владимировна

Пропаганда и популяризация научных знаний в процессе обмена информацией на конференциях ведёт начало с XVII века, когда в итоге научной революции сформировался устойчивый комплекс представлений о науке как социальном предприятии. Природа и характер контактов между учеными выступает одним из важнейших факторов конструирования пространства научных коммуникаций. С появлением новых современных форм взаимодействия, например, интернет-конференций, открывает новые возможности научного диалога и раскрытия творческого потенциала исследователей. На примере видеоотчета о Девятом международном симпозиуме ИФАК по проблемам образования анализируется проблематика эффективности научных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о коммуникативном пространстве международных научных конференций»

УДК 001.92+316.001

Н.А. Пакшина, И.В. Минеева К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Пропаганда и популяризация научных знаний в процессе обмена информацией на конференциях ведёт начало с XVII века, когда в итоге научной революции сформировался устойчивый комплекс представлений о науке как социальном предприятии. Природа и характер контактов между учеными выступает одним из важнейших факторов конструирования пространства научных коммуникаций. С появлением новых современных форм взаимодействия, например, интернет-конференций, открывает новые возможности научного диалога и раскрытия творческого потенциала исследователей. На примере видеоотчета о Девятом международном симпозиуме ИФАК по проблемам образования анализируется проблематика эффективности научных коммуникаций.

Ключевые слова: научная конференция, научная коммуникация, пропаганда научных знаний, популяризация науки, эффективность коммуникаций, коммуникативное пространство.

Встречи ученых, проводимые с целью обмена научной информацией, заявки о каких-либо открытиях, изобретениях стали проводиться очень давно. Примером тому могут являться заседания Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе (The Royal Society of London for the Improvement of Natural Knowledge), созданного еще в 1662 году. Другим примером могут служить сессии Французской ассоциации содействия преуспеванию наук. Но эти заседания нельзя в полной мере называть международными, хоть в них иногда и принимали участи представители разных стран, к ним более подойдет термин «с международным участием».

С XIX века подобные научные мероприятия стали регулярными и носили во многих случаях международный характер. В качестве примера можно назвать IV Международный математический конгресс, проходивший в Риме в 1908 году. Открытие конгресса состоялось при значительном стечении публики и присутствии короля. В этом конгрессе приняли участие такие известные ученые английский математик и астроном Джордж Дарвин, французский математик Анри Пуанкаре и др. Россию на этом мероприятии представляли крупные математики Александр Михайлович Ляпунов и Владимир Андреевич Стеклов. Необходимо сразу сделать оговорку, что в данной публикации конференциями мы будем условно называть не только конференции как таковые, но и более крупные научные мероприятия, такие как симпозиумы и конгрессы, а также семинары (workshops) небольшие по количеству участников и тематическому охвату.

Однако вернемся к теме данной публикации к общению и контактам между учеными. О возможности и необходимости тесного общения и обмена знаниями писал российский писатель-философ В.Ф. Одоевский в своей фантастической повести «4338-год. Петербургские письма» [1, с. 290,297,298.]. Он мечтал о таких еженедельных встречах ученых, на которых они «поверяют друг другу свои мысли, опыты, даже и неудачные, самые зародыши своих открытий ничего не скрывая, без ложной скромности и без самохвальства; здесь они совещаются о средствах согласовать труды свои и дать им единство направления...» И в качестве результата, он видит плодотворную совместную деятельность и большую пользу для общества:«... недостающее знание одному пополниться другим, какое-либо изыскание производится в одно время со всех различных сторон...обществу это единство направления ученой деятельности принесло плоды неимоверные; явились открытия неожиданные, усовершенствования почти сверхъестественные...». Кому-то эти высказывания, покажутся неко-

торой поэтизаций, идеализацией, свойственной веку XIX. Что о конференциях пишут современные ученые?

К теме важности проведения, участия и освещения подобных мероприятий в прессе и на сайтах обращались многие авторы. В связи с этим хотелось бы отметить двух исследователей: А.Л. Фрадкова «Международные конференции по системам управления: традиции и тенденции» [2] и К.Р. Чернышева «Научные конференции по управлению: проблемы и решения» [3]. Участие в подобных мероприятиях, безусловно, имеет целью выступление с докладом и публикация в материалах конференции, но это далеко не единственная цель. Профессор из Санкт-Петербурга Александр Львович Фрадков считает: «Главное - это общение с коллегами, личное знакомство с потенциальными партнерами и конкурентами, знакомство с мировыми лидерами, представителями крупных компаний, возможность увидеть или нащупать новые перспективные темы, завязать взаимовыгодные контакты» [2, с. 174]. Кроме того, авторы согласны с Фрадковым на предмет того, как важно молодежи принимать участие в подобных мероприятиях. Ведь именно там они могут «приобрести опыт непринужденного общения и завязать контакты с другими молодыми учеными» [2, с. 174]. Участие в серьезных международных научных мероприятиях, как проводимых в нашей стране, так и за рубежом, очень дисциплинирует молодых участников. Каким образом? При проведении таких конференций всегда имеет место серьезное рецензирование (как минимум 2-3 рецензента из разных стран), что заставляет студентов и аспирантов скрупулезно работать с текстом, прибегать к доработкам и дополнительному редактированию, как обычно это принято в ведущих журналах.

Кроме того, на таких мероприятиях четко отслеживается регламент докладов и совершенно недопустимы какие-либо переносы заседаний секций и конкретных выступления. В качестве примера можно привести Восьмой Симпозиум по образованию, проводимый Международной федерацией по автоматическому управлению - ИФАК (International Federation of Automatic Control (IFAC). Симпозиум проводился на юге Японии в городе Кумамото в 2009 году. Вопрос прерывания докладчиков, которые не укладывались в отведенное для доклада время, решался с помощью колокольчиков, в которые звонили не профессора-ведущие секций, а их молодые помощники-аспиранты. Повсеместно проводится борьба с неявками, вплоть до занесения в «черные» списки. Ведь, как было упомянуто ранее перенос, пропуск и сдвиг докладов недопустим. Действительно, если какой-то доклад не звучит, все участники секции просто вынуждены терпеливо сидеть и ждать отведенные 20 минут. И главная причина вовсе не отсутствие у организационного комитета желания что-то менять и быстро реагировать. Просто, как правило, работают параллельно несколько секций, и чтобы участники смогли спланировать прослушивание интересующих их докладов на разных секциях, никакие сдвиги недопустимы. Многие ученые едут издалека, прежде всего за тем, чтобы иметь возможность услышать своих коллег и задать им вопросы, завязать контакты, обменяться координатами.

Говоря о конференциях, проводимых в последние годы, нельзя не упомянуть о таких формах как видеоконференции, интернет-конференции и конференции заочные. Не только развитие сетевых технологий заставляет многих исследователей, преподавателей, аспирантов и особенно студентов обращаться к подобным формам представления своих результатов, но и тот факт, что «одной важнейшей причиной, снижающей долю участия российских ученых в конференциях, является экономическая» [3].

Если при участии в видеоконференциях и общении через интернет, контакты участников просто несколько ограничены технически и часто не согласованы во времени, то на конференциях заочных они просто-напросто отсутствуют. И возникает вопрос, сколь правомерно издание тематических сборников вообще называть конференциями. Хотя, нельзя не признать, что именно эта форма дает возможность опубликовать результаты быстро и с малыми финансовыми затратами. В настоящее время наблюдается возрастание среднего возраста ученых, а молодые люди неохотно идут в науку. Обусловлено это, прежде всего, не-

достаточным финансированием, но не будем, сводить все исключительно к финансам [4, с. 91]. Решить перечисленные проблемы можно, только всерьез занимаясь широкой просветительской деятельностью, пропагандой и популяризацией науки. Повышение мотивации является важным фактором улучшения качества науки и образования. Учет и анализ мотивации должны осуществляться системно и многопланово. В то же время преподавателям необходимо прикладывать все усилия по повышению мотивации студентов, магистрантов и аспирантов, как на аудиторных занятиях, так и в рамках научно-исследовательской работы [5].

Мощным мотивационным фактором является показ молодежи видеоотчетов о научных мероприятиях. С этой целью авторами был создан отчетный видеоролик о Девятом международном симпозиуме ИФАК по проблемам образования (ACE 2012), организация которого во многом легла на плечи преподавателей и сотрудников Арзамасского политехнического института (филиала) НГТУ им. Р.Е. Алексеева (рис. 1).

Об этом мероприятии еще в 2013 году были опубликованы обширные статьи в журналах «Автоматика и телемеханика» и «IEEE Control and Systems Magazine» с отчетами организаторов [6, 7]. Но, данные издания не являются общедоступными и, мало вероятно, что кто-то из студентов имел возможность с ними ознакомиться.

Девятый симпозиум прошел 19-21 июня 2012 года недалеко от Нижнего Новгорода и собрал 92 участника из 15 стран Европы, Азии и Америки (рис. 1). Наиболее представительные делегации, кроме российской - это делегации Испании и Словацкой Республики. Россию представляли преподаватели и ученые из 9 городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Арзамаса, Самары, Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга, Тулы и Саратова. Самое большое количество докладов было сделано питерцами - 15 докладов. Отметим, что преподаватели АПИ НГТУ выступили с пятью докладами.

Рис. 1. Кадр видеоролика о симпозиуме АСЕ 2012

Этот симпозиум был направлен на распространение новых знаний и альтернативных подходов в образовании. Тематические секции были сконцентрированы на новых парадигмах обучения, программном обеспечении, моделировании, лабораторных экспериментах, на эффективном использовании ресурсов Интернет, на международном сотрудничестве, особенно между промышленными и академическими организациями в области управления. По правилам ШАС рабочим языком симпозиума являлся английский.

Данное научное мероприятие было посвящено 120-летию создания теории Ляпунова. Отбор докладов на симпозиум проводился путем оценки каждого доклада как минимум тремя представителями программного комитета. Сам международный программный комитет включал в себя 65 ведущих ученых представителей 24 стран, возглавляли его проф. Антонио

Вичино (Италия) и проф. Александр Львович Фрадков (Санкт-Петербург). Во главе организационного комитета стоял проф. Павел Владимирович Пакшин (АПИ НГТУ им. Р.Е. Алексеева). Местом проведения был санаторий «Автомобилист», который расположен на живописном берегу Волги в сосновом лесу в 35 км от Нижнего Новгорода. Были в этом свои плюсы и свои минусы. Организаторам хотелось, чтобы участники имели неограниченную возможность неформального общения, ведь люди едут кто за сотни, а кто и за тысячи километров, чтобы обменяться идеями, найти единомышленников, друзей. Все это невозможно обеспечить при рассредоточенном расселении в разных гостиницах города.

В ролике можно увидеть пленарных докладчиков, а именно Стивена Бойда («120 лет методам Ляпунова»), Мустафу Хаммаша («Управление на скорости света: регулирование экспрессии генов в живой клетке») и Алексея Бобцова («Вопросы мотивации изучения основ нелинейной и адаптивной теории управления»). В нем кратко представлены процедуры открытия и закрытия, фрагменты заседаний отдельных секций, посещение участниками выставки роботов, которая привлекла внимание практически всех участников, на ней нижегородские школьники продемонстрировали свои работы. В ролике есть также серия фотографий, сделанная участниками во время экскурсии по Нижнему Новгороду. Одной из целей, которую преследовали авторы, было желание показать то, что на конференциях кроме штатных мероприятий пленарных и секционных докладов, выставок и культурных программ, идет активное общение участников, знакомство, обмен идеями в неформальной обстановке. В ролике представлены многочисленные кадры на эту тему.

Многие фрагменты клипа посвящены общению участников между собой, как в перерывах между заседаниями, так и во время кофе-брейков, экскурсий и т.п. Причем эти кадры, не постановочные, а живые, сделанные скрытой камерой (рис. 2). Таким образом, авторы в не навязчивой форме пытались донести до студентов и аспирантов то, что научные мероприятия - это не только серьезная и непростая работа, но это и интересное и полезное общение.

Рис. 2. Проф. А.Л. Фрадков (Россия) и проф. Р. Диттмар (Германия)

В данном ролике в полной мере реализован благоприятный с психологической точки зрения эффект «узнавания». Студенты могут в нем видеть с одной стороны известных ученых и организаторов науки таких, как Б. Пасик-Дункан, С. Дормидо и А.Л. Фрадкова, а с другой и своих преподавателей, выступающих в роли участников или организаторов конференции (рис. 3). Именно, это, безусловно, усилит интерес к научной деятельности в целом и будет способствовать некоторому сближению преподавателей и студентов [8].

При создании использованы видео и фотоматериалы с данной конференции, предоставленные доцентом НГТУ А.И. Кононовым и аспирантом АПИ НГТУ М.А. Емельяновым. Материалы смонтированы в программе SonyVegasPro10.0., которая позволяет редактировать видео- и аудио-файлы на профессиональном уровне, а также обеспечивает всестороннюю поддержку работы со всеми популярными форматами, обработку видео эффектами в реальном времени, поддерживает неограниченное количество звуковых и видеодорожек, многоканальный ввод-вывод, создание объемного звука.

Рис. 3. Старший преподаватель АПИ НГТУ А.Ю. Мазуров и проф. Д.С. Найду (США)

Видеоролик о симпозиуме рекомендуется для использования как в рамках аудиторных занятий, так и на различных университетских и кафедральных конференциях и семинарах. Его уместно просматривать или перед началом подобного мероприятия, или в период подведения итогов.

Апробация данного продукта проводилась на студенческой научно-практической конференции кафедры прикладной математики Арзамасского политехнического института (филиала) НГТУ им. Р.Е. Алексеева и на XIV Международной молодежной научно-технической конференции «Будущее технической науки» в Нижнем Новгороде в 2015 году. Использование подобных роликов показало, что применение их в процессе обучения или в рамках внеаудиторной работы позволяет сделать изучение той или иной дисциплины мотивированным, более интересным и наглядным [5, с. 143]. Знакомство с ними, безусловно, расширяет кругозор студентов.

Когда студенты видят известных современных ученых, которые успешно занимаются теорией управления, т.е. сферой деятельности, избранной ими самими, они убеждаются в актуальности решаемых задач и значимости выбранной профессии. И возможно, при просмотре у них появляется желание тоже принять участие в какой-либо научной конференции.

Подводя итог краткому изложению заявленной темы, можно сделать следующие выводы:

• научные конференции предоставляют возможность плодотворного обмена идеями;

• позволяют организовать прямой диалог, обсуждать существующие проблемы и искать эффективные пути их решения;

• хорошо зарекомендовало себя интернациональное общение;

• конференции - место установления деловых контактов и связей;

• неформальная обстановка способствует раскрытию творческого потенциала.

Библиографический список

1. Одоевский, В.Ф.Последний квартет Бетховена [Текст] /В.Ф. Одоевский. - М.: Московский рабочий, 1982.

2. Фрадков, А.Л. Международные конференции по системам управления: традиции и тенденции [Текст] // Автоматика и телемеханика. 2011. №1. С. 174-178.

3.Чернышев, К.Р. Научные конференции по управлению: проблемы и решения [Текст] // Автоматика и телемеханика. 2012. №9. С. 141-148.

4. Пакшина, Н.А. Общественная оценка достижений великих ученых и инженеров прошлого [Текст]// Приволжский научный вестник. 2014. №12 (40). Часть 3. С.91-101.

5. Пакшина, Н.А. Возможности применения видеороликов в учебном процессе [Текст] /Н.А. Пакшина, М.А. Емельянов // Приволжский научный вестник. 2014. №12 (40). часть 3.С.140-143.

6. Пакшин, П.В. Девятый симпозиум ИФАК по проблемам образования (ACE 2012) [Текст] / П.В. Пакшин, А. Л. Фрадков // Автоматика и телемеханика.2013. № 2. С. 152-157.

7. Pakshin, P. 9th IFAC Symposium on Advances in Control Education (ACE 2012) [Текст] / Pavel Pakshin, Alexander Fradkov, Antonio Vicino and Alexander Mazurov[Текст]// IEEE Control and Systems Magazine. № 4, AUGUST 2013Тр. 71-76.

8. Минеева, И.В. Видеоролик о научном симпозиуме [Текст] // Будущее технической науки: сборник материалов XIV Международной молодежной научно-технической конференции НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2015. С. 71-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.