УДК: 796.01:316
К ВОПРОСУ
о коммерциализации олимпийского движения посредством телевидения
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Зуев
Тюменский государственный университет, Тюмень
Кандидат педагогических наук, профессор П.Г. Смирнов
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, Тюмень
ON COMMERCIALIZATION OF OLYMPIC MOVEMENT VIA TELEVISION
V.N. Zuev, professor, Dr.Hab. Tyumen State University, Tyumen P.G. Smirnov, professor, Ph.D. Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering, Tyumen Key words: Olympic movement, Olympic Games, International Olympic Committee, commercialization, evolution, TV, stages of development.
The development of Olympic sport in recent years proves that there was an intensive search for the ways of modernization of the Olympic movement at the global, continental and national levels in this historical period. It was an adequate response to new challenges of society stipulated by political and economic globalization processes, active and aggressive invasion of high-tech projects in the field of sports in the services market. And it is absolutely obvious that the recently ended Olympic Games "Sochi-2014" have broken the records of all previous Olympic Games by the number of viewers (about 4 billion), as stated by head of the International Olympic Committee Thomas Bach at the meeting with President of the Russian Federation Vladimir Putin. At the present stage Olympic Games are the major international brand, which has become, obviously, thanks to television, the stimulus to progress: political, spiritual, technical, sports, educational, economic, as it is one of the leading international business projects. At the same time, we believe that little attention has been paid to the study of this business industry, especially in this segment, as the involvement of television in the commercialization of the Olympic movement. The purpose of the present study was to estimate the impact of the role and place of television in the economic evolution of Olympic Games in the trend of their commercialization.
Thanks to the use of ultra-modern television technologies the Sochi-2014 project was the Games which initiated the fifth stage of the interaction of the Olympic movement with TV companies.
Ключевые слова: олимпийское движение, Олимпийские игры, Международный олимпийский комитет, коммерциализация, эволюция, телевидение, этапы развития.
Введение. Развитие олимпийского спорта в течение последних лет позволяет убедиться в том, что этот исторический период был наполнен интенсивными поисками путей модернизации олимпийского движения (ОД) на глобальном, континентальном и национальном уровнях. Это стало адекватным ответом на новые вызовы общества, обусловленные процессами политической и экономической глобализации, активным и агрессивным вторжением на рынок услуг высокотехнологичных проектов в сфере спорта. И совершенно очевидно, что Олимпиада «Сочи-2014», которая завершилась совсем недавно, побила рекорды всех предыдущих Олимпийских игр (ОИ) по количеству телезрителей (около 4 млрд), как заявил глава Международного олимпийского комитета Томас Бах на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.
На современном этапе ОИ - это наиболее значимый международный бренд, ставший, очевидно благодаря телевидению, двигателем прогресса: политического, духовного, технического, спортивного, образовательного, экономического, так как является одним из ведущих международных бизнес-проектов. В то же время мы полагаем, что исследованию этой бизнес-индустрии уделено незначительное внимание, особенно в таком сегменте, как участие телевидения в коммерциализации олимпийского движения.
Являясь одним из компонентов рыночной экономики, ОИ не могут не подчиняться законам маркетинговой политики, важнейшей составной частью которой выступает телевидение и непосредственно реклама во время трансляций олимпийских состязаний.
Необходимо отметить, что взаимосвязь спорта и экономики, а также последствия их взаимодействия рассматриваются такими исследователями, как [2, 3, 5]. Однако в большинстве работ авторы преиму-
щественно анализируют экономику ОД и ОИ, исходя из общих концепций, и лишь косвенно затрагивают вопросы влияния телевидения на коммерциализацию спорта.
В частности, в научной литературе недостаточно специальных исследований, посвященных влиянию телевидения на коммерциализацию спорта, хотя именно благодаря ему спорт и превратился в бизнес. По нашему мнению, основой коммерциализации спорта является процесс установления устойчивых контактов между МОК и телевидением, а также представителями мировых коммерческих структур. Однако в отечественных педагогических исследованиях эта проблема еще не получила должного освещения. Этим и обусловлена актуальность данной статьи.
Цель исследования - оценить влияние роли и места телевидения в экономической эволюции ОИ в тренде их коммерциализации.
Историографический анализ показывает, что в российской исторической и педагогической науке имеется значительное количество работ по истории международного ОД, ОИ и олимпийского образования в России, представляющих большой объем фактических данных, освещающих особенности формирования государственной образовательной политики в сфере физической культуры и спорта. Однако экономическая составляющая ОД на примере коммерциализации телевидения как целостного явления до сих пор не являлась объектом педагогических исследований.
Организация исследования. В процессе систематизации мы применили метод ретроспективного анализа, условно разделив коммерциализацию ОИ и ОД на четыре этапа.
Первый этап - МОК в инновационных поисках финансирования (1936-1948 гг.). На основе исходной бизнес-идеи в проведении ОИ определяются перспективные направления в коммерциализации проявлений научно-технического прогресса, определяются конкретные разработки (технологии, продукция, услуги). Регулируются поиски и формирование механизмов финансирования, включающие в себя пилотные проекты телевизионных трансляций с олимпийских арен. Данный этап, безусловно, имеющий прорывной характер в аспекте открытия и внедрения новейших маркетинговых технологий в ОД, был ярко освещён таким революционным событием, как первые трансляции ОИ по телевидению (Берлин, 1936 г.). В эти годы организаторы Игр приходят к пониманию того, что для дальнейшего развития ОД невозможно обойтись только бюджетным финансированием города проведения ОИ [2, 4], что необходима долгосрочная стратегия маркетинговой политики, способствующая пополнению доходной части города и бюджета МОК. Следует отметить, что социальный эффект телетрансляций Берлинской олимпиады привел к резкому росту внимания к феномену телевидения в большинстве развитых стран того времени (США, СССР, Япония, Англия). Завершением первого этапа следует считать первую оплату трансляций Игр по телевидению, которая была произведена BBS на XIV ОИ (Лондон, 1948 г.) [5].
Второй этап - управленческая активность в регулировании прав на телетрансляцию (с 1960 по 1980 г.). Олимпийские игры (1952, 1956 гг.) не сопровождались серьезным участием ТВ-компаний, так как трансляции по техническим причинам (значительное расстояние) не могли принимать США. Тем не менее, продемонстрировав стратегическую дальновидность, МОК в 1958 г. вносит в Олимпийскую хартию правило, по которому все права на заключение контрактов с ТВ-компаниями входят в юрисдикцию МОК. Этот этап предусматривает создание технологического пакета телевидения, который выступает в качестве товара на рынке технологий. В олимпийском движении формируется практика привлечения партнеров и средств инвесторов с учетом их требований на последующих этапах. Этот период в деятельности МОК характерен интенсификацией применения маркетинговых технологий в привлечении к ОД телевидения, рекламодателей, фирм-поставщиков, спонсоров. Ускоренными темпами расширяется география стран, на которые транслируются олимпийские состязания, в том числе в устойчивом цветном формате (Мехико, 1968).
За несколько олимпийских циклов доходы МОК от всех видов коммерческой деятельности возросли в десятки раз [1]. Динамика внедрения ТВ в экономику ОИ показана в таблице.
Факторный анализ материалов таблицы позволяет сделать вывод о том, что доходы от ТВ-компаний за четверть века увеличились в 75 раз, и это позволило МОК уже в 1972 г. включить в схему распределения доходов Национальные олимпийские комитеты. Указанный проект получил название «Олимпийская солидарность» и заключался в аккумулировании на его счету финансов [3], которые предназначались НОКам слаборазвитых и развивающихся стран.
Третий этап - эффективный менеджмент в телевизионной коммерциализации олимпийского движения (1980-2000 гг.).
Есть все основания считать началом данного этапа 1980 г., т. е. год избрания президентом МОК Х. А. Са-маранча, для которого коммерциализация ОД имела приоритетное значение. Мудрый политик и экономист понял самое необходимое: олимпийское движение должно управляться не социально-политическими, а экономическими механизмами [1, 4]. Его девиз: «Не плыть по воле политических волн, а управлять с позиций финансовой силы». Коммерциализация олимпийского спорта становится реальностью.
Будучи избран президентом МОК, Самаранч установил связи с Международной ассоциацией спортивной информации (МАСИ), добился того, чтобы телетрансляции ОИ реализовывались влиятельными телекомпаниями мира. В результате возросли масштабы телетрансляций с применением высокотехнологических средств массовой информации, позволивших большинству населения планеты смотреть телепередачи олимпийских состязаний.
Он предлагает инновационную формулу подготовки и проведения ОИ, и приоритетными становятся экономика и рыночные отношения. В этом же году проводились Игры московской Олимпиады, и здесь
Год проведения Место проведения ОИ ТВ- компания Сумма контрактов по ОИ Увеличение сумм контрактов к предыдущим ОИ, %
1960 Скво-Вэлли (США) Рим (Италия) Си-Би-Эс 445 тыс. долл.
1964 Инсбрук (Австрия) Токио (Япония) Эй-Би-Си 2,1 млн долл. 450
1968 Гренобль (Франция) Мехико (Мексика) Эй-Би-Си 7 млн долл. 350
1972 Саппоро (Япония) Мюнхен (ФРГ) Эй-Би-Си 13,9 млн долл. 200
1976 Инсбрук (Австрия) Монреаль (Канада) Эй-Би-Си 35 млн долл. 250
1980 Лейк-Плэсид (США) Москва (СССР) Эй-Би-Си 102,5 млн долл. 300
1984 Сараево (Югославия) Лос-Анджелес (США) Эй-Би-Си 316,5 млн долл. 300
вполне уместно отметить, что, по утверждению многих специалистов, они явились кульминацией развития отечественного телевидения. Достаточно вспомнить, что специально к Играм был построен телерадиокомплекс (ОТРК), ресурсы которого позволяли обеспечить подготовку и передачу в эфир 20 телепрограмм и 100 одновременных комментариев к ним. Общая ежедневная зрительская аудитория Олимпиады-80 превысила 1,5 млрд человек. Целенаправленная деятельность в указанном направлении (см. таблицу) позволила мОк уже к 1984 г. разработать и внедрить программу ТОП, которая значительно диверсифицировала коммерческие отношения не только в олимпийском, но и в других сегментах международного спортивного движения. Согласно указанной программе (ее участниками являются большинство НОКов), принимались меры по ограничению партнеров ОИ, так как с уменьшением их числа ценность участия каждого из них увеличивалась.
Четвёртый этап - диверсификация в коммерциализации телевидения при проведении ОИ (с 2000 г. и по настоящее время).
Специфика рынка услуг телевидения заключается в отсутствии массового покупателя, в связи с чем МОК обязан вести индивидуальную работу с каждым потенциальным покупателем, и в соответствующей адаптации исходного технологического пакета в коммерциализации телевидения. Особое внимание организаторы Игр продолжают уделять работе со спонсорами: на Ои в Солт-Лейк-Сити (2002 г.) только национальная спонсорская программа принесла в бюджет оргкомитета и НОК США 876 млн долларов. На этих же Играх был установлен новый стандарт для будущих организаторов олимпийских состязаний, так был достигнут баланс интересов бизнеса и ОД. Операционный бюджет в 1,4 млрд долларов был полностью восполнен маркетинговыми программами и продажами прав на ТВ-трансляции. Произошло углубление спонсорской интеграции для улучшения визуального представления зрителям и гостям Игр максимального числа дополнительных развлечений.
Результаты исследования и их обсуждение. ОИ являются не только самыми масштабными спортивными соревнованиями планеты, но и самыми рейтинговыми телевизионными трансляциями. Общее число телезрителей ОИ стабильно и динамично возрастает каждый олимпийский цикл: в Сиднее-2000 оно
составило 3,6 млрд человек, в Афинах-2004 - 3,9 млрд, в Пекине-2008 - 4,4 млрд. Доходы от продажи прав на телевизионные трансляции, которые равномерно делятся между МОК и организаторами ОИ, увеличиваются более динамично. Контракты с телекомпаниями принесли МОК за цикл 2010-2012 гг., охвативший зимние Игры-2010 в Ванкувере и летнюю Олимпиаду в Лондоне, $3,9 млрд От реализации прав на телетрансляции зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. и летних Игр-2016 в Рио-де-Жанейро получено $3,6 млрд «Но общая сумма должна превысить $4 млрд», - отметил восьмой президент МОК. При этом он напомнил, что за цикл 2002-2004 гг. МОК получил «всего» $2,2 млрд Свой прогноз Жак Рогге подкрепил отсы-лом к подписанному контракту с телекомпанией NBC, которая купила права на показ соревнований на территории США до 2020 г. включительно за рекордные $4,38 млрд При этом реализация прав на трансляции в других странах все еще продолжается.
Произошла эволюция в переоценке ценностей в сознании лидеров олимпийского движения и международного сообщества. Был пройден нелегкий путь от идеалистических представлений, основанных на мечте Пьера де Кубертена о «чистом», не подверженном коммерческому влиянию олимпизме как идеале просвещенного меньшинства, до понимания того, что олимпийский спорт, как достояние миллионов людей, развивается в реальной социо-экономической среде с ее жесткими правилами и условностями и во все большей мере зависит от таких сегментов ОД, как телевидение.
Вывод. «Проект Сочи-2014» благодаря применению ультрасовременных телевизионных технологий явился Играми, положившими начало пятому этапу взаимодействия ОД с ТВ-компаниями. Для подтверждения достоверности этого предположения имеется ряд фактов: повсеместное распространение прорывных телевизионных технологий; значительное увеличение зрительской аудитории в планетарном масштабе; заключение долгосрочных (3-5 олимпийских циклов) контрактов между МОК и ТВ-компаниями на многомиллиардные суммы. Литература
1. Бубка С.Н. Олимпийский спорт в XXI веке: новое социоэконо-мическое измерение / С. Н. Бубка // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 9. - С. 94-100
2. Гуськов С.И. Телевидение и спорт / С.И. Гуськов. - М.: Поли-графсервис, 2003. - 197 с.
3. Зайдие М.В. Основные тенденции коммерциализации современного олимпийского спорта: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Зайдие. - Киев, 1999. - 188 с.
4. Зуев В.Н. Олимпийское образование и олимпийцы Тюменской области: учеб. пособие / В.Н. Зуев. - М.: Физическая культура, 2013. - 228 с.
5. Маркин Е.В. Коммерциализация Олимпийских игр: история и современность / Е.В. Маркин // XIX Олимпийская научная сессия молодых ученых и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры: история и современность». - М., 2008.
References
1. Bubka, S.N. Olympic sports in the XXI century: new socioeconomic dimension / S.N. Bubka // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. -2011. - № 9. - P. 94-100 (In Russian)
2. Gus'kov, S.I. TV and sport / S.I. Gus'kov. - Moscow: Poligrafservis, 2003. - 197 P. (In Russian)
3. Zaydie, M.V. Major trends of commercialization of modern Olympic sport: Ph.D. thesis / M. Zaydie. - Kiev, 1999. -188 P. (In Russian)
4. Zuev, V.N. Olympic Education and Olympians of the Tyumen region: study guide / V.N. Zuev. - Moscow: Fizicheskaya kul'tura, 2013. - 228 P. (In Russian)
5. Markin, E.V. Commercialization of Olympic Games: Past and Present / E.V. Markin // XIX Olympic scientific session of young Russian scientists and students "Olympism, Olympic Movement, Olympic Games: Past and Present". - Moscow, 2008. (In Russian)
Информация для связи с автором: zuev_sport72@mail.ru
Поступила в редакцию 14.04.2014 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.077.5
£ л а
■о с га
О (U ■С
I—
проблемы формирования профессиональных компетенции студентов физкультурного вуза на примере профиля «спортивно-оздоровительный туризм»
МА Возисова
Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский
Ключевые слова: профессиональные компетенции, спортивно- ным) результатом, оформленным тем или иным образом. В основу ме-оздоровительный туризм, безопасность. тода проектов положены идея, составляющая суть понятия «проект»,
его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практической или значимой теоретической проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.
Ежегодно со студентами первого курса разрабатываются индивидуально-образовательные маршруты для создания стратегии обучения и самовыражения на данном этапе жизненного пути, преподаватели и студенты старших курсов выступают в роли экспертов. Среди студентов второго курса проводились мероприятия по анализу и корректировке образовательных маршрутов. Работы студентов оценивались по параметрам: реалистичность маршрута, количество поставленных задач и этапов реализации, вносимые изменения, форма представления маршрута.
Для углубления знаний и умений использовать теорию на практике, в практические занятия включены следующие средства обучения: ролевые и деловые игры, учебно-тренировочные занятия в форме походов. Студенты повышают свой спортивный разряд, отрабатывают действия в чрезвычайной ситуации, выполняют учебно-исследовательские работы, заполняют карты наблюдения (выступают в роли экспертов).
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе наблюдения за студентами мы выявили, что проблема заключается в неумении правильно использовать профессиональные умения и навыки, оценивать свои действия и действия коллег. Это связанно с недостаточной изученностью процесса подготовки студентов по активным видам туризма.
Выводы. На современном этапе развития высшее образование предполагает формирование профессиональной компетентности студента, готового и способного не только решать профессиональные задачи, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы. Поэтому в спортивном туризме важная задача обучения состоит в том, чтобы психологически подготовить человека к преодолению возможной сложной или аварийной ситуации, повысить его эмоционально-волевую устойчивость, научить правильно понимать и оценивать сложившуюся ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Литература
1. Алексеева О.В. Основы спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие для студентов / О.В. Алексеева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. - 220 с.
Информация для связи с автором: chifk_rektorat@mail.ru
Поступила в редакцию 01.09.2014 г.
Актуальность. На современном этапе развития российского образования учёные всё чаще затрагивают проблему формирования профессиональных компетенций студента. Датой рождения компетенций принято считать 1970-е гг. ХХ в. (США).
При компетентностном подходе внимание акцентируется на результате образования, в качестве которого рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. По мнению В. А. Сластенина (2002), качественной характеристикой педагога являются высокий уровень профессиональной компетентности и личностная готовность к продуктивному решению педагогических задач.
Цель исследования - рассмотреть проблемы формирования профессиональных компетенций студентов физкультурного вуза и способы их решения.
В настоящее время принято считать, что основными задачами организации профессионально-спортивной подготовки в вузе являются, во-первых, планирование занятия с целью формирования общей физической подготовки будущих специалистов. Во-вторых, развитие специальной подготовки студентов для участия в соревнованиях по туристской технике, приобретение походного опыта для организации маршрутов с активными способами передвижения. В-третьих, формирование туристских навыков на основе требований Единой всероссийской спортивной классификации.
Таким образом, специалисты по спортивно-оздоровительному туризму на первый план выдвигают проблему практической подготовки будущих гидов, проводников, инструкторов по туризму, тренеров по туризму [1].
На наш взгляд, при подготовке студентов по профилю «Спортивно-оздоровительный туризм» необходимо обратить внимание на компетенции, направленные на обучение безопасности в туризме.
Методика и организация исследования. В течение трех лет (2011-2013 гг.) на базе Чайковского государственного института физической культуры проводился педагогический эксперимент. Для подготовки студентов, обучающихся по направлению «Спортивно-оздоровительный туризм», проектная деятельность является наиболее эффективным средством формирования профессиональных компетенций.
Под методом проектов понимается способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим (материаль-