© Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). С. 143 - 147 .
Мусаев М.А.
К ВОПРОСУ О КОЛИЧЕСТВЕ КАЗНЕННЫХ ЗА УЧАСТИЕ В ВОССТАНИИ 1877 ГОДА
Попытка дагестанских и чеченских духовно-религиозных авторитетов в 1877 г., воспользовавшись благоприятной внешнеполитической конъюнктурой в виде очередной русско-турецкой войны, установить шариат и получить независимость, завершилась неудачей, что имело трагические последствия для жителей региона. В результате крупного по масштабам вооруженного освободительного движения, ставшего известным в исторической литературе как «Восстание 1877 года», несколько тысяч человек в наказание и назидание были отправлены на каторгу или сосланы на поселение во внутренние губернии империи, предводители же были казнены.
Непосредственный участник восстания Раасу Гайтукаев, человек, выполнявший роль секретаря Алибека-хаджи - руководителя сопротивления в Чечне, приводит список казненных из 12 человек. При этом он отмечает в предисловии к своему очерку: «Все, что я изложу, ... не будет иметь ничего общего с вымыслом» [4, с. 21, 28]. Очерк Р. Гайтукаева, первоначально написанный на арабском языке, стал известен в середине 90-х г. прошлого века, и, естественно, не мог использоваться советскими исследователями восстания 1877 г. в Чечне. Но в тоже время А.И. Иванов, основываясь на русскоязычных архивных материалах, указал, что было повешено 11 повстанцев [6, с. 293]. Это мнение по сей день является превалирующим [3, с. 384]. Так, в диссертационном исследовании А.И. Исмаиловой, выполненном в наши дни, приводится список из 11 казненных руководителей чеченского восстания [7, с. 113].
Между тем известен «Список участников восстания, приговоренных к повешению и каторге», датированный 6 марта 1878 г. (в этот день завершился суд над руководителями восстания [6, с. 293]). В нем указаны имена и фамилии подсудимых, а также мера наказания, назначенная им судом. В соответствии с этим списком, фотокопия которого неоднократно публиковалась в исторической лите-
ратуре, к «смертной казни повешением» приговорено 13 человек из 21 подследственного1 [4, с. 25].
Таким образом, мы имеем три различных списка повешенных, в котором указано разное количество казненных или приговоренных к смерти чеченцев2.
В списке от 6 марта 1878 г. обращает на себя внимание тот факт, что 4 последние фамилии из 21 отделены свободным пространством от остальных и написаны другим почерком. Из 17 человек отмеченных в верхней части этого списка, приговоренными к казни указываются 11. Т.е. первая часть этого списка полностью совпадает с информацией, впервые изложенной А.И. Ивановым [6, с. 293]. Также обращает на себя внимание то, что все 11 имен, приведенных в указанном списке, совпадают с данными Р. Гайтукаева. Губахан из Тазен-Кала, указанный в списке Р. Гайтукаева последним среди повешенных, видимо, был привлечен к суду позднее первых одиннадцати и повешен. Янгулбай Пиркиев не указывается Р. Гайтукаевым как жертва казни, что можно связать с отсутствием у него информации, поскольку Раасу сам находился под следствием и вскоре был отправлен в ссылку. Подтверждение тому, что Пиркиев не был схвачен ко времени казни основной части лидеров восставших, можно найти в научной литературе. Так, А.И. Исмаилова указывает, что «Янгалбий» продолжал сопротивление, а впоследствии эмигрировал в пределы Османской империи [7, с. 113-114]. Автор данной статьи склонен считать, что он был привлечен к суду и казнен, вероятно, после казни Губахана.
В популярной исторической литературе публикуется фотография подследственных повстанцев, сделанная в г. Грозный. На ней изображено 18 человек. Ее подлинность не вызывает сомнения. На одной из фотографий неизвестный пронумеровал подследственных, а в обрамлении снимка, напротив соответствующих цифр, проставил их имена. Однако это является поздней и отчасти неточной попыткой идентификации изображенных на фотографии. Среди прочих на снимке «идентифицированы» Губахан и Янгулбай, которые, по мнению автора, к этому моменту еще были вне досягаемости властей.
1 В «Списке участников восстания, приговоренных к повешению и каторге» названы 13 повстанцев, которые были повешены: Алибек Алдамов, Ума Дуев, Курко Гайтаев, Ларсан-Хаджи Гираев, Хусейн-Хаджи Пагаев, Касум Буртаков, Нур-Хаджи Махтиев, Дада Умаев, Мита Апа-ев, Дада Залмаев, Тазурко Талатаров, Губахан Пишиев, Янгулбай Пиркиев. - М.М.
2 В списке повешенных руководителей чеченского восстания, приводимом Раасу Гайтукаевым, отсутствует Янгулбай Пиркиев. В списке казненных, на который ссылается А.И. Исмаилова, не значатся Хусейн-Хаджи Пагаев и Янгулбай Пиркиев. - М.М.
Приговор 11 осужденным руководителям восстания был приведен в исполнение в 6 часов утра 9 марта 1878 г. в Грозном. К месту казни впереди на «позорной» колеснице везли Уму, за ним на двуколке Алибека-хаджи. Остальные шли пешком в кандалах, со связанными руками [6, с. 293]. Алибека-хаджи водрузили на табуретку и надели на шею веревку. Арестанты-уголовники грозненской главной гауптвахты Нахматулин и Пенявин, исполнявшие обязанности палачей, получили по 5 рублей каждый [7, с. 113]. Еще два активных участника восстания были казнены позже. Таким образом, общее количество жертв смертного приговора за участие в восстании в Чечне достигло 13 человек. Все казненные в г. Грозном были зарыты в общей яме на месте казни [4, с. 28; 6, с. 293].
Относительно казни лидеров восстания в Дагестане автору не удалось найти столь подробные сведения. Вероятно, историкам предшествующих поколений также оказались недоступны русские военные источники по этому вопросу. В научной литературе по сей день фигурируют весьма завышенные, по мнению автора, данные о повешенных в количестве «доходящем до 300 человек». Впервые эта цифра появилась в труде профессора Р.М. Магомедова «Восстание горцев Дагестана в 1877 г.», изданном в 1940 г. [10, с. 63] Далее этот тезис вошел в специализированные [5, с. 87] и обобщающие научные труды по истории Дагестана, превратившись в «более чем 300 повешенных дагестанцев» [8, с. 531].
Поиск в российских и грузинских архивохранилищах материалов, подтверждающих или опровергающих эту информацию, успехом не увенчался. Поэтому для выяснения количества казненных повстанцев желательно воспользоваться данными, содержащимися большей частью в местных источниках.
Восстание 1877 г. стало заметным событием в политической жизни мусульман Кавказа и нашло отражение в ряде исторических сочинений, написанных дагестанцами на арабском языке. Большинство авторов, обращавшихся к событиям 1877 г. в Дагестане, указывают, что за руководство освободительным движением российскими властями было казнено 15 человек. Наиболее полный список повешенных приводит Абдуразак Согратлинский - единственный из авторов дагестанских исторических сочинений, который не указал общего количества повешенных. По его сведениям, в местности Саланиб было повешено 13 руководителей восстания1.
1 В списке значатся: Мухаммад, сын шейха Абдурахмана Согратлинского; сын покойного учёного по имени Умар, который был, в свою очередь, сыном Амира Согратлинского; Абдулла-хаджи Согратлинский, сын учёного Умара, сына хаджия Ризвана; Абдулхалим
Сведения А. Согратлинского подтверждаются иными источниками. Али-кади Салтинский пишет, что было повешено «пятнадцать человек», но при этом приводит имена 11 из них [12, с. 163]. Исхак Урминский, дополнивший сочинение А. Салтинского, из числа «15 повешенных» перечисляет имена 12 человек [9, с. 118]. Оба автора в качестве повешенного указывают Малдая (Налди) Багик-линского (ал-Бахрики), не указанного А. Согратлинским. При этом имена остальных лиц, приведенные А. Салтинским и И. Урминским в качестве казненных, совпадают с упоминаемыми А. Согратлинским.
Таким образом, при общем количестве указываемых повешенными в 15 чел., из письменных источников известны имена 14 из них. Единственное разночтение в источниках относительно имен повешенных лиц - это общинная принадлежность Аббас-паши (он же: хаджий Аббас). Он упоминается как ансалти-нец или как анцухец (ал-Ансалти, ал-Ансухи).
Казнь через повешение лидеров восстания из Среднего и Западного Дагестана была произведена в местности Саланиб, которая находится на территории ругуджинской общины недалеко от Гунибской горы у реки Кара-Койсу. Место казни упоминается во всех местных источниках. Исполнение приговора осуществлялось в непосредственной близости от того места, где находилась ставка имама Мухаммада-хаджи, т.е. рядом с Анада-майдан. Практика повешения на месте начала преступления практиковалась русской армией на Кавказе ранее.
Дата казни упоминается лишь в одном источнике, автором которого является Хайдарбек Геничутлинский: «Произошло это событие в пятницу, двадцать второго числа месяца зу-л-хиджа 1294 (29.12.1877) г.» [13, с. 114]. Здесь отметим, что дата соответствует 27 декабря 1877 г, а не 29 числу того же месяца, как указано издателями текста Х. Геничутлинского.
Возникает вопрос о том, кто был пятнадцатым повешенным. В 2001 г. на месте массовой казни в местности Саланиб был сооружен мемориал. На памятной плите указано, что одним из повешенных был не упоминавшийся в дагестанских письменных источниках в качестве жертвы Баар-Месед ал-Ири (Ирибский). Это, вероятно, является ошибкой, т.к. автору удалось обнаружить его имя в чис-
Согратлинский; Муртазаали Телетлинский, отец Джавадхана; Хамзат-хаджи Телетлинский, сын Мирзы; Абдулла Цулдинский; Ника-кади Цудахарский; хаджи Аббас Ансалтинский; Абдулмаджид-бек Казикумухский; Али, сын Умара Куллаского (Али Умарилав); Хаджи Казикумухский, сын Канку; Зубаир Казикумухский, сын эмира Башир-бека [1, с. 195]. - М.М.
ле горцев, отправленных на поселение под надзор полиции в один из городов внутренних губерний России [15, л. 128].
По предположению автора, пятнадцатым повешенным был Хитинавас ал-Хуцали (Гоцатлинский). В архивных источниках и научной литературе указано, что через три месяца после казни лидеров освободительного движения в Саланиб он был схвачен в родовом селении. Приговор в отношении Хитинаваса был приведен в исполнение в Шуринской крепости [9, с. 119; 15, л. 223].
Возвращаясь к казни в местности Саланиб, отметим, что при осуществлении приговора присутствовало большое количество людей из различных селений Дагестана. «Дело в том, что русские главари привели туда по два, по три и более мужей из каждого селения, чтобы смотрели они на проводимую акцию и видели бы повешенных. Окриками своими они должны были бы удерживать в будущем тех, кто попытается творить дела, подобные тем, что совершили повешенные. Далее укажем, что присутствовало тогда на площадке ещё также и огромное количество русских главарей, да и вообще русских военных» [9, с. 121].
Можно предположить, что подобным же образом (с вызовом людей для демонстрации казни) процедура исполнения приговора проходила в административном центре Южного Дагестана - Дербенте. П.И. Тахнаева, ссылаясь на архивные материалы, пишет, что для осуществления казни из военного лагеря был вызван батальон пехоты для ограждения осужденных от толпы горцев, вызванных к этому дню со всех мест Южного Дагестана [11, с. 36].
Ни в одном из местных источников подробности этого события не зафиксированы. Это может быть связано с тем, что известные нам сегодня дагестанские исторические сочинения, подробно описывающие события 1877 г., написаны аварцами, которые жили довольно далеко от Дербента и информационно были отрезаны от Южного Дагестана. Гасан Алкадарский, ставший непосредственным свидетелем событий в Южном Дагестане, ограничился фразой: «Многих виновных повесили» [2, с. 143]. Архивные данные свидетельствуют, что к казни было приговорено восемь «главных виновников мятежа: Гази Ахмед-хан и Аб-дул-Халик эфенди-кади из с. Ахты, Абдул Гамид-эфенди из Кюры, Шейх Бата из с. Верх. Сталь, Гаджи-Мурад Гаджиев из с. Кабур, Абдурашид сын Молла Шейх Ахмеда из Хинага, из Маджалиса-Такай - наиб Карней из Чоха» [14, л. 12-13]. Казнь состоялась в последних числах июля 1878 г. [11, с. 36].
Упоминаемый первым в этом списке Газиахмад-хан, сын Хаджи, был одним из руководителей освободительного движения в Самурском округе. Из ис-
точников на русском языке известно, что он бежал после поражения восстания из Ахты в Согратль, где, видимо, был схвачен. Кроме него, по этим источникам, как руководители восстания, известны только Такай из Маджалиса и Каранаилав из Чоха.
Предания гласят, что казненные в Саланиб должны были провисеть несколько дней. Это был приказ командующего войсками Дагестанской области генерала Л.И. Меликова, чтобы висящих на виселице могли увидеть не успевшие подойти ко времени казни представители отдаленных общин Дагестана. Жителям близлежащего селения Ругуджа, воспользовавшись беспечностью охранников, удалось снять тела с эшафота. Согратлинцы были доставлены в их родное село и захоронены. Телетлинцев и цудахарца похоронили в Ругуджа (их могилы известны и сохранились до сих пор). Аббас-паша был захоронен в с. Хоточ, поскольку оттуда родом была его жена. Лидеры восстания из Казикумухского округа были доставлены в ближайшее лакское селение, жители которого обязались захоронить тела.
Возвращаясь к данным о количестве повешенных дагестанцев, числом «доходящим до 300 человек», впервые в историографии указанным Р.М. Магомедовым, то следует предположить, что это связано с умышленной гиперболизацией «зверств царского режима». Возможно, известный ученый писал о числе казненных дагестанцев, доходящем до 30, а при публикации книги «Восстание горцев Дагестана в 1877 г.» закралась ошибка, которая по сей день фигурирует в научной литературе.
Вместо заключения, как результат научного исследования, приведем уточненные списки казненных повстанцев за участие в восстании 1877 г.
За руководство и активное участие в восстании 1877 г. в Чечне в г. Грозный были казнены: 1. Алибек-хаджи из Симсира; 2. Ума Дуев из Зумсоя; 3. Курку из Дышне-Ведено; 4. Ларсан-хаджи из Махкеты; 5. Хусейн-Хаджи из Айты-Макх; 6. Касум из Чечель-юрта; 7. Нур-Хаджи из Чечель-юрта; 8. Дада, сын Ума-хаджи из Зумсоя; 9. Мита Залмаев из Чеберлоя; 10. Дада Залмаев из Чеберлоя; 11. Та-зарка из Турты-Отара (ныне Турты-хутор); 12. Губахан из Тазен-Кала; 13. Ян-гулбай Пиркиев (аккинец).
За руководство и активное участие в освободительном движении 1877 г. в Дагестане в местности Саланиб, а также городах Темир-Хан-Шура и Дербент были казнены (соответственно 14, 1 и 8 человек): 1. Муртазаали из Телетля; 2. Хамзат-хаджи из Телетля; 3. Абдулла из Цулда; 4. Ника-кади из Цудахара; 5.
Али-Умар из Кулла; 6. Аббас из Анцуха/Ансалта; 7. Абдуллах из Согратля; 8. Умар из Согратля; 9. Мухаммад-хаджи из Согратля (имам); 10. Абдулхалим из Согратля; 11. Абдулмаджид из Кумуха; 12. Зубаир из Кумуха; 13. Хаджи из Ку-муха; 14. Малдай из Багикли; 15. Хитинавас из Гоцатля; 16. Каранаилав из Чоха; 17. Газиахмед-бек из Ахты; 18. Абдулхалик из Ахты; 19. Абдулхамид из Кюры; 20. Шейх Бата из Юхари Стала; 21. Хаджимурад из Кабира; 22. Абдурашид из Ханага; 23. Такай из Маджалиса.
* * *
1. Абдуразак Согратлинский. История имамата 1877 года и восстания на территории Дагестана // Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001. С. 168-197.
2. Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан / Вступительная статья, комментарии, примечания и общая редакция В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1994. 222 с.
3. АхмадовЯ.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX - XX веках. М: Пульс, 2005. 996 с.
4. Гайтукаев Раасу. Имам Алибек-хаджи Зандакский. Из истории освобождения религии. Исторический очерк из восстания Чечни 1877-1878 гг. против гнета царского режима. Из арабских записок беноевского муллы Раасу Гайтукаева, бывшего кадия / пер. с чеченского С. Хамидова // «Ахульго»: общественно-политический и культурно-исторический журнал. 2008. № 8. С. 21-29.
5. Гасанов М.М. Национально-освободительная и классовая война народов Дагестана в 6070-е годы XIX в. Махачкала: Юпитер, 1997. 100 с.
6. Иванов А.И. Восстание в Чечне в 1877 г. // Исторические записки АН СССР. 1941. Т. Х. С. 280-294.
7. Исмаилова А.И. Восстание горцев Чечни и Дагестана в 1877 - 1878 гг.: дис.....канд.
ист. наук. Грозный, 2007. 197 с. Машинопись.
8. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: в 2 т. М.: Наука, 2005. Т. 1: История Дагестана с древнейших времен до XX века. 627 с.
9. Исхак Урминский, Али Салтинский. История шариатского восстания в Чечне и Дагестане, и Имамата 1877 года // Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001. С. 24-131.
10. Магомедов Р. Восстание горцев Дагестана в 1877 г. Махач-Кала: Дагестанское государственное книжное издательство, 1940. 79 с.
11. Тахнаева П.И. «... Но скоро были усмирены» (К вопросу об участии чохцев в восстании 1877 года) // «Ахульго»: общественно-политический и культурно-исторический журнал. 2008. № 8. С. 36-41.
12. Шехмагомедов М.Г., Мусаев М.А. «Очерк о событиях в Дагестане в 1294 году» Али-кади Салтинского: предисловие, перевод, примечания // Дагестанский востоковедческий сборник. Вып. 2. Махачкала, 2011. С. 153-165.
13. Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / пер. с арабского Т.М. Айтберова. Махачкала, 1992. 130 с.
14. Центральный Государственный архив Республики Дагестана. Ф. п-8. Оп. 1. Д. 19.
15. Центральный исторический архив Грузии. Ф. 545. Оп. 1. Д. 1473. (Переписка о выселении из Дагестанской области во внутренние губернии России под надзор полиции и в Сибирь навсегда жителей той же области, виновных в бунте произошедшем в Дагестане в 1877 году, во время войны с Турцией /23 мая 1877 - 6 сентября 1880 г./).