Научная статья на тему 'К вопросу о классификации современных художественных выставок'

К вопросу о классификации современных художественных выставок Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4954
704
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК / ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА КАК КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ / CLASSIFICATION OF ART EXHIBITIONS / EXPOSITION SPACE / THE DETAIL-SPATIAL ENVIRONMENT / PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF AN EXPOSITION / ART EXHIBITION AS CULTURAL EVENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Порчайкина Наталья Викторовна

Художественная выставка рассматривается как предметно-пространственная среда, прослеживается связь пространства с экспонатом. Анализируются исследования данного вопроса в разных областях гуманитарной науки. На основе изучения современной выставочной ситуации автор предлагает новый ряд критериев по классификации художественных выставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Classification of Modern Art Exhibitions

The article considers art exhibition as a detail-spatial environment, traces communication of space with an exhibit, analyzes study on this problem existing in different areas of human sciences. On the basis of studying modern exhibition situation the author offers a new number of criteria to classify art exhibitions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации современных художественных выставок»

ББК 85.101.14

Н.В. Порчайкина

К вопросу о классификации современных художественных выставок

N. V. Porchaykina

To the Question of Classification of Modern Art Exhibitions

Художественная выставка рассматривается как предметно-пространственная среда, прослеживается связь пространства с экспонатом. Анализируются исследования данного вопроса в разных областях гуманитарной науки. На основе изучения современной выставочной ситуации автор предлагает новый ряд критериев по классификации художественных выставок.

Ключевые слова: классификация художественных выставок, экспозиционное пространство, предметнопространственная среда, принципы организации экспозиции, художественная выставка как культурное событие.

The article considers art exhibition as a detail-spatial environment, traces communication of space with an exhibit, analyzes study on this problem existing in different areas of human sciences. On the basis of studying modern exhibition situation the author offers a new number of criteria to classify art exhibitions.

Key words: classification of art exhibitions, exposition space, the detail-spatial environment, principles of organization of an exposition, art exhibition as cultural event.

Большинство исследователей сходятся на том, что художественная выставка представляет собой «рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических и материальных компонентов, художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, ...она апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания» [1, с. 10]. Словосочетание «современная художественная выставка», казалось бы, вполне привычно, но сегодня художественные выставки расширяют свои функции, появляются новые по способу подачи экспозиционные площадки, современные технологии выводят искусство экспозиции на новый уровень. В связи с этим необходимо уточнить многие аспекты.

«Настоящий период экспозиционного искусства характеризуется построением целостного гармоничного ансамбля на основе экспоната и всех компонентов среды. Экспозиция формируется как предметнопространственная и эмоционально-образная среда в единстве сюжетно-концептуального и визуального ряда» [2, с. 10]. Художественная выставка - это система, которая синтезирует различные виды искусств. Из актуальности выставки как культурного, социального и светского события в жизни общества формируется необходимость осмыслить ее как феномен современной культуры. На наш взгляд, первоочередной задачей

становится классификация выставок и экспозиций по современным критериям, что позволит обнаружить основные закономерности, выявить тенденции развития, обозначить цели и задачи выставок. Наиболее известны классификации выставок по географическому признаку: всемирные, международные, национальные, межрегиональные, региональные. По времени функционирования выставки разделяют на постоянно действующие, временные и краткосрочные [3]. Е.О. Торопова провела искусствоведческие исследования, где выставки классифицируются по организационному принципу: это сюжетно-образная, документально-информационная, творчески-деятельностная. По уровню восприятия выставки она выделяет внешне-событийный, предметный, эмоционально-оценочный, интеллектуальный, глубинно-психологический, духовномировоззренческий уровни [4, с. 197].

А.П. Захаров предлагает рассмотреть художественную выставку как вид социокультурной практики по следующим позициям: значение выставки в целостном процессе производства и потребления художественных ценностей; как пространство социальной коммуникации; как событийно-ролевую структуру, которую составляют художники, арт-менеджеры и кураторы, эксперты и критики, СМИ, публика. По его мнению, в изучении важны социально-культурные факторы, определяющие устойчивость интереса к ху-

дожественным выставкам; объективные и субъективные критерии оценки «успешности» художественных выставок [5].

Все эти классификации, безусловно, имеют практическое значение и помогают в исследовании современных художественных выставок. Анализ реальной ситуации, изученной автором статьи, а именно посещение более тридцати художественных выставок, проходивших в Москве в период с 7 по 21 ноября 2010 г., показывает, что вопрос классификации по-прежнему представляется актуальным. На данный момент проводятся маркетинговые исследования, которые доказывают, что выставка является не только культурным, но и экономически выгодным событием, имеющим влияние на разные сферы жизни общества. Все чаще в СМИ говорят о выставке как о «коммерческом проекте», например, на официальном сайте Арт-Москва выставка-ярмарка позиционируется как «одна из самых эффективных рыночных институций современного искусства в России, которая ежегодно собирает специалистов и любителей актуального искусства со всего мира в Центральном Доме художника». Здесь также опубликованы итоги последней выставки, которые характеризуют ее прежде всего как коммерческий проект: «По предварительным подсчетам, общая сумма продаж на 14-й АРТ-Москве составила 4,465 млн евро, из них 2,426 млн - прямые продажи, с отсрочкой платежа (бронь) - 2,039 млн. Совокупная доля прибыли иностранных галерей составила 44% (1,998), русских - 56% (2,467)» [6]. В сферу деятельности, казалось бы, изначально культурного события

приходят бизнесмены, выставка начинает жить по законам маркетинга и PR как коммерческий проект. Даниил Дондурей, социолог искусства, отмечает: «.если посещение вашей выставки будет интерпретироваться как важное событие, станет суперпре-стижным, необходимым для удовлетворения чувства статусной принадлежности к элите - то все получится. Появятся деньги, а с ними и новые возможности»

[7].

В настоящий момент нас прежде всего интересует восприятие художественной выставки как «.акт взаимодействия личности с материальным окружением, следствием которого является ее внутренняя духовнопреобразовательная деятельность» [8, с. 108]. Именно это можно считать конечной целью посещения любой художественной выставки. Современная художественная выставка является мощным инструментом для пробуждения интереса широкой публики к событию, внутри которого она существует, к организатору выставки или владельцу художественной коллекции. Одним из таких примеров можно считать выставку современного искусства «Встреча двух миров: из коллекции Renault Ай». Здесь автоконцерн RENAULT выступает обладателем обширной коллекции произведений современного искусства. Выставка интерпретируется как актуальный диалог мира искусства и мира индустрии (рис. 1). Можно сказать, что эта выставка синтезирует в себе образовательную функцию, знакомя зрителей с обширной художественной коллекцией, с одной стороны, и привлекает внимание к деятельности самой компании Renault - с другой.

Рис. 1. Выставка современного искусства «Встреча двух миров: из коллекции Renault Art», экспозиция

Примером выставки внутри значимого события можно считать художественную выставку в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, посвященную 150-летию со дня рождения И.И. Левитана. Специально к ее открытию были отреставрированы известные полотна художника с привлечением спонсорских средств. Создание уникальной среды для классической художественной выставки позволяет получить новое прочтение хорошо известных произведений. Материал в экспозиции сгруппирован по разделам, соответствующим этапам и основным направлениям творчества художника, что позволяет

составить более цельное впечатление от посещения выставки. Здесь мы можем отметить системный, аналитический подход к экспозиции. Эта выставка объединила в себе образовательную и развлекательную функции, так как ее сопровождали тематические экскурсии, лекции, концерты и пр. (рис. 2).

Безусловный интерес с искусствоведческой точки зрения представляет комплексная выставка, организованная в рамках фестиваля «Пространство ВХУТЕМАС-2010», приуроченного к юбилею знаменитой архитектурно-художественной школы 1920-х гг. На выставочной площадке в стенах Московского ар-

хитектурного института представлены учебные материалы всех факультетов ВХУТЕМАСа*. Эта коллекция впервые была показана в таком объеме, многие работы экспонировались впервые, также были представлены очень редкие работы. Характерной чертой выставки является систематизированная подача материала, как хронологически, так и контекстуально. Выставка представляла собой своего рода исторический документ, а также методическое пособие, ценное не только для студентов, но для широкого круга посетителей. Стоит отметить, что эта выставка являлась частью программы научной конференции в рамках этого же фестиваля (рис. 3).

Как выставку-конкурс можно рассмотреть экспозицию работ участников V международного архитектурного конкурса «Офисное пространство: креатив, технологии, инновации», которую организовали

компания NAYADA и Союз архитекторов России [9]. Выставка проходила в центре современного искусства М’АРС. В выставочных залах галереи были представлены работы начинающих архитекторов и профессионалов из России, стран СНГ и зарубежья. Конкурс стал ярким событием среди архитекторов и дизайнеров.

Хотелось бы отметить еще одно масштабное событие в культурной жизни столицы - это III фестиваль современного искусства им. Д.А. Пригова, который был организован Государственным центром современного искусства и проходил одновременно на нескольких площадках. Экспозиции его участников представляли собой аудио-визуальные и визуальноакустические перформансы, инсталляционные проекты, посвящены основным мотивам творчества Д.А. Пригова.

Рис. 2. Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения И.И. Левитана, экспозиция

Рис. 3. Выставка, организованная в рамках фестиваля «Пространство ВХУТЕМАС-2010»

В рамках данной статьи невозможно подробно рассмотреть все 30 выставок, посещенных автором. Чтобы выявить основные принципы организации экспозиции художественной выставки, разобраться в многообразии форм выставочной деятельности, нам представляется важным классифицировать выставки по следующим критериям: по типам экспозиционных пространств, типу экспонируемого материала, характеру экспонентов, функции, целям и задачам выставки как события.

* ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) - учебное заведение, созданное в 1920 г. в Москве путем объединения первых и вторых Государственных свободных художественных мастерских (образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). - Прим. ред.

Начать классификацию хотелось бы с типов экспозиционных пространств: это государственные и частные художественные галереи или залы музеев; центры современного искусства, культуры и дизайна (обычно располагаются в помещениях бывших цехов заводов, складов, гаражей или на специально построенных площадках); выставочные залы, центры, дома художника; высшие учебные заведения, читальные залы библиотеки (собственная галерея, холл, коридоры); комплексы актуальных искусств, виртуальные выставки (интернет); аукционные дома, фонды искусств; рестораны, клубы.

По типу экспонируемого материала классификация выставок выглядит следующим образом: а) историкомузейная тематика, где объектами экспонирования являются классическая живопись, графика, скульптура; б) мировое современное искусство, которое можно

разделить на традиционное концептуальное и мультимедийное; в) фотовыставка - здесь объектами экспонирования выступают: историческая фотография, традиционная, цифровая обработка, негативы, эксперименты с изображением.

По характеру экспонентов выставки можно разделить на монографическую, какой-либо организации, групповую, а также коллекционную.

Следующую классификацию предлагается провести по функции выставки: а) выставка-конкурс;

б) выставка, где ставится задача популяризации искусства в обществе или она несет образовательную функцию; в) выставка, которая разворачивается внутри какого-то значимого события, например, выставка, посвященная юбилею автора, или, как часть культурного или социального мероприятия, выставка

может являться одной из площадок научных, экономических и других форумов, а также может быть рекламной, PR-акцией, для привлечения внимания к какой-либо фирме, медиа-персоне; г) выставка-ярмарка - предполагает продажу произведений искусства и организуется для получения прибыли;

в) выставка, которая представляет собой результаты реставрационной деятельности и дает возможность оценить обновленные произведения.

С развитием выставочной деятельности перечень критериев классификации постоянно расширяется. Для кураторов и профессионалов данное исследование поможет в организации, формулировании целей и задач предполагаемой выставки, определении целевой аудитории и других важных аспектов для успешной выставочной деятельности.

Библиографический список

1. Богородский С.В. Художественная выставка в условиях современной культуры : автореф. дис. ... канд. искусств. -СПб., 2007.

2. Майстровская М.Т. Теория и практика. Искусство экспозиции, новые сценарии и концепции // Музейная экспозиция: тенденция развития. РИК : сборник научных трудов. - М., 1997.

3. Выставочная деятельность // Терминология и классификация выставочно-ярмарочной деятельности / Э.Б. Гусев,

В.А. Прокудин, А.Г. Салащенко [Электронный ресурс]. -ЦЯЪ: evartist.narod.ru/text11/02.htm.

4. Торопова Е.О. Выставка произведений декоративноприкладного искусства: история и специфика экспонирования : дис. ... канд. искусств. - СПб., 2003.

5. Захаров А.В. Практикум по визуальной социологии // Социология культуры. - 2006. - N»5 [Электронный ресурс]. -URL: http://sociologist.nm.ru/study/culture_pr5_task.htm.

6. Международная художественная ярмарка: экспопарк. Выставочные проекты, 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.art-moscow.ru/1905.html

7. Большой проект 80-х: 17-я Молодежная выставка // Художественный журнал. - 2003. - №53 [Электронный ресурс]. - URL: http://xz.gif.ru/numbers/53/dondurey/.

8. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: Предпосылки, истоки, тенденции становления. - Оренбург, 2009.

9. NAYADA - системы офисных перегородок : статьи, полезные материалы [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.nayada.ru/about/news/1120.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.