Научная статья на тему 'К вопросу о классификации принципов института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых в деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции)'

К вопросу о классификации принципов института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых в деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
409
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ADMINISTRATIVE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENCE / ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / MEASURES TO ENSURE THE PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENCES / ОПЕРАТИВНЫЙ ДЕЖУРНЫЙ / OPERATIONAL DUTY / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / DUTY PART

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Андрей Юрьевич

Предмет исследования: категория правовых принципов института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых в деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции). Целью настоящей статьи является классификация принципов административно-обеспечительных мер, применяемых в деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции). Методологию исследования составили аналитический, дедуктивный методы, системный подход. В работе сформулировано авторское определение понятия «принципов института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых в деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции)», определены критерии разграничения и классификация данных принципов. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях административно-юрисдикционной деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции), а также для совершенствования их административно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации принципов института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых в деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции)»

Попов Андрей Юрьевич

Преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, майор полиции

E-mail: popov-and-rzn@yandex.ru

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ПРИНЦИПОВ ИНСТИТУТА МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЖУРНЫХ ЧАСТЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ)

Аннотация.

Предмет исследования: категория правовых принципов института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых в деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции).

Целью настоящей статьи является классификация принципов административно-обеспечительных мер, применяемых в деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции).

Методологию исследования составили аналитический, дедуктивный методы, системный подход.

В работе сформулировано авторское определение понятия «принципов института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых в деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции)», определены критерии разграничения и классификация данных принципов.

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях ад-министративно-юрисдикционной деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции), а также для совершенствования их административно-правового регулирования.

Ключевые слова: административная деятельность органов внутренних дел, административное правонарушение, дежурная часть, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, оперативный дежурный, принципы.

Popov Andrey Y.

The teacher of chair administrative law and administrative activities of the Ryazan branch of Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, police major

Abstract.

Subject of research: the category of legal principles of the Institute of measures to ensure the proceedings in cases of administrative offenses, used in the activities of duty units of the internal Affairs (police).

The purpose of this article is to classify the principles of administrative security measures used in the activities of duty units of the internal Affairs bodies (police).

The research methodology was made up of analytical, deductive methods, systematic approach.

The paper formulates the author's definition of the concept "principles of the Institute of measures to ensure the production of cases of administrative offenses used in the activities of duty units of the internal Affairs bodies (police)", defines the criteria for differentiation and classification of these principles.

The results of the study can be used in further investigations of administrative and jurisdictional activities of the duty of the internal Affairs bodies (police), as well as to improve their administrative and legal regulation.

Keywords: administrative activities of internal Affairs bodies, administrative offence, duty part, measures to ensure the proceedings on administrative offences, operational duty, principles.

Применение мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях1, являющихся одной из разновидностей административно-принудительных мер, в частности административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, изъятия вещей и документов, занимает важное место в административно-юрисдик-ционной деятельности дежурных частей ор -ганов внутренних дел (полиции)2.

Понимание специфических особенностей обеспечительных мер не может быть полным без рассмотрения вопроса о принципах указанного института, реализуемых в деятельности субъекта административной юрисдикции — должностных лиц дежурных частей.

Этимология термина «принцип» отсылает нас к латинскому понятию «рппарь ит» — начало, основа. С общенаучной позиции данная категория означает: во-первых, основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д., а во-вторых, внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельно-сти3.

Ученые, исследовавшие категории «правового принципа», в целом едины во мнении, что данная дефиниция включает в себя исходные определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права»4.

В сфере административно-правовой науки весьма актуальным представляется определение В.А.Юсупова, который под принципами административного права понимал «основные начала (комплексы идей), которые характеризуют его содержание, закрепляющие закономерности его развития, а также определяющие механизм административно-правового регулирования управленческих отношений»5.

Учитывая приведенные мнения, а также взяв во внимание сформулированное В.М.Безденежных трактовку принципов административной деятельности полиции6, определим, что под принципами института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых в деятельности дежурных частей, следует понимать концептуальные идеи, руководящие постулаты и требования, предъявляемые к построению, организации работы и способам применения указанных мер должностными лицами дежурных частей органов внутренних дел (полиции), к тактическим аспектам и стилю деятельности, к характеру взаимоотношений с гражданами.

Осуществив исследование вопроса о системе и классификации правовых принципов, приведенных в научной литературе представителями теории и практики, можно выделить ряд основных критериев их разграничения, отражающих суть института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях,

1 Далее также — «обеспечительные меры».

2 Далее также — «дежурные части».

3 См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1984. С. 484.

4 См. напр.: Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 4; Теория государства и права / под ред. К.А. Мокичева. М., 1971 и др.

5 См.: Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985. С. 30.

6 См.: Безденежных, В. М. Содержание и формы административной деятельности органов внутренних дел.— М., 1995.— С. 15.

применяемых в деятельности дежурных частей органов внутренних дел (полиции).

Так, по степени нормативного отражения правовые принципы могут быть нормативно зафиксированы, то есть формально закреплены в конституционных, административно-процессуальных, уголовных и других правовых нормах. Противоположностью им являются формально не выраженные принципы, которые формулируются представителями науки и правоприменителями, исходя из смысла закона или иного нормативного правового акта.

В зависимости от сферы их реализации (отраслевой принадлежности) принципы классифицируют на конституционные, общеправовые, уголовного права и судопроизводства, административной деятельности и административной юрисдикции и др.

Взаимность и взаимосвязь различных правовых принципов (например, схожесть принципов, уголовной и административной юрисдикции) обусловлены единством сферы правоохранительной деятельности, соотносимостью материально-правовых норм и отношений, схожестью антиобщественной природы противоправных деяний, а также обоснованно процессуальными факторами, такими как общность назначения и задач существующих процессуальных производств7.

Основываясь на указанных базовых теоретических позициях и резюмируя существующие в федеральном законодательстве, а также разработанные в научной литературе принципы административной юрисдикции и принципы деятельности полиции, автор предлагает обратиться к распространенной в науке классификации, разделяющей те или иные объекты, явления и свойства на общие и специальные. В свою очередь, общие принципы института мер обеспечения производства по делам об ад-

министративных правонарушениях, применяемых в деятельности дежурных частей следует дифференцировать на общеправовые и процессуальные.

К общеправовым принципам, в первую очередь следует отнести сформулированные в Кодексе об административных правонарушениях принципах законности, равенства перед законом и презумпции невиновности.

Несомненно, что принцип законности является одним из основополагающих принципов права. Реализация данного принципа в административной юрисдикционной деятельности дежурных частей органов внутренних дел в первую очередь сводится к соблюдению правовых предписаний, закрепляющих составы административных правонарушений и регламентирующих применение мер административного принуждения.

Оперативный дежурный8 обязан действовать в точном соответствии с требованиями законов и подзаконных актов, а также требовать неуклонного их исполнения всеми подчиненными ему лицами суточного наряда.

Неуклонная реализация данного принципа имеет большое значение для недопущения фактов фальсификации процессуальных документов, необоснованных задержаний граждан, рукоприкладства и превышения служебных полномочий в отношении доставленных в дежурную часть лиц.

Принцип равенства перед законом, рассматриваемый в научной литературе в качестве одного из базового, вытекает из положений ст. 19 Конституции Российской Федерации и находит свое прямое отражение в административном законодательстве. В соответствии с ним провозглашено равенство перед законом деликвентов, а также определено, что физические лица подлежат административной ответственности независимо

7 См.: Фиалковская И. Д. Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: проблемы теории и правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. М.,, 1997. С. 41.

8 Начальник смены, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, дежурный, помощник оперативного дежурного, а также иные должностные лица соответствующего территориального органа МВД России, на которых организационно-распорядительными документами начальника территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия.

от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Четкое следование указанному принципу, несомненно, является основой недопущения фактов всех форм дискриминации в отношении доставленных в дежурную часть лиц, в том числе и при применении к ним мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Презумпция невиновности в административной юрисдикции является основополагающим элементом многих процессуальных гарантий в области обеспечения гражданских прав, а также залогом объективного и непредвзятого исследования и разрешения дела. Законодатель указал, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Согласно современным концептуальным идеям формирования и функционирования полиции в России, законодательное закрепление ее принципов деятельности начинается с констатирования того, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина9.

Должностные лица дежурных частей, признавая ценность и важность конституционных прав и свобод для функционирования гражданского общества и цивилизованного государства, при применении мер

обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должны быть вежливыми, внимательными, уважительными и тактичными по отношению не только к законопослушным гражданам, но и к лицам, преступившим закон.

Несоблюдение данного принципа, несомненно, наносит вред авторитету полиции, осложняя её деятельность.

Содержание данного принципа, по мнению автора, корреспондируется с понятием «культуры», которая в деятельности дежурной части проявляется, прежде всего, во взаимоотношении с гражданами и должностными лицами, в чистоте и порядке помещений. При этом недопустимыми являются грубость, бездушие, бюрократизм, волокита.

Внешний вид сотрудников дежурных частей, обращение друг к другу, характер взаимоотношений, профессионализм исполнения своих обязанностей также свидетельствуют о культуре. Исполнять свои обязанности сотрудники дежурной смены должны спокойно, твердо, настойчиво, тактично, без унижения человеческого достоинства правонарушителей. Высокая культура в работе есть непременное условие сознательной дисциплины и личной организованности.

Среди системно-юрисдикционных принципов, присущих различным производствам с учетом их отраслевой принадлежности, в научной литературе выделяют принцип объективной (материальной) истины. Следует согласиться с мнением И. Д. Фи-алковской, которая, замечая неразрывную связь объективной (материальной) истины с законностью, обращает внимание на то, что указанный принцип находит свое выражение в правовых нормах, закрепляющих порядок осуществления административной юрисдикции10.

Так, данный принцип реализовывается и при применении мер обеспечения про-

9 Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е.Аврутин, С.П.Булавин, Ю.П.Со-ловей и др. М.: Проспект, 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 27.01.2018).

10 См.: Фиалковская, И. Д. Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: проблемы теории и правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 50.

изводства по делам об административных правонарушениях (например, административного задержания или личного досмотра). Так, должностные лица дежурных частей, выполняя требования ведомственных актов, обязаны выяснить основания доставления правонарушителей в служебные помещения органов внутренних дел11, что невозможно сделать без всестороннего, полного и объективного выяснения следующих обстоятельств: наличия состава и события правонарушения, виновности делинквента, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, и др. обстоятельства.

Сущность принципа беспристрастности, подкрепляющего вышеперечисленные правовые положения, заключается, прежде всего, в том, что должностное лицо дежурной части в ходе применения мер обеспечения по делам об административных правонарушениях должно руководствоваться исключительно требованиями закона, игнорируя эмоциональную составляющую. Симпатии или антипатии не должны оказывать влияния на сотрудника.

К общеправовым следует также отнести принцип соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым интересам и целям, который, по мнению А.Ю. Соколова, выражается в поддержании необходимого баланса интересов человека, государства и общества12.

Принцип соразмерности требует от правоприменителя четко разграниченного и разумного временного отрезка допускаемых правоограничений. Вытекающие из озвученного положения требования адекватности, справедливости и пропорциональности используемых правовых средств предполагают дифференцировать ограни-

чения прав и свобод лишь за виновное деяние с учетом тяжести содеянного, степени вины правонарушителя, размера и характера причиненного ущерба и других значимых обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер обеспечения.

Так, при наличии возможности применения нескольких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях оперативному дежурному следует стремиться к минимизации ограничения прав и свобод граждан, а каждая более жесткая мера должна быть обоснована. Административное принуждение не должно применяться, если оно выходит за рамки обоснованных, необходимых и целесообразных мер13.

Немаловажным в административно-ю-рисдикционной деятельности должностных лиц дежурных частей органов внутренних дел (полиции) является сформулированный А.Ю. Соколовым принцип ясности и определенности правовых норм, ограничивающих права и свободы14. Данный принцип предполагает четкость, понятность, логичность построения такой нормы права, а также недвусмысленность и однозначность её трактовки как гражданами, так и правоприменителем.

Принцип всеобщности и гарантирован-ность судебной и внесудебной защиты в случае несогласия лица с применёнными к нему мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, определяет его право на обращение с жалобой к начальнику территориального органа МВД России, в вышестоящие органы внутренних дел, прокуратуру и суд.

Должностные лица дежурных частей, реализуя указанный принцип, по просьбе

11 См.: Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 (ред. от 19.06.2014) «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» // «Российская газета», № 156, 11.07.2012.

12 См.: Соколов, А. Ю. Конституционные основы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Общество и право. 2014. № 1. С. 194.

13 См.: Сафоненков, П. Н. Система принципов административного принуждения // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 27.01.2018).

14 См.: Соколов, А. Ю. Конституционные основы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Общество и право. 2014. № 1. С. 195.

задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок должны уведомить защитника, а также родственников, администрацию по месту его работы (учебы)15. Кроме того ведомственными подзаконными актами установлена обязанность размещения в помещениях дежурных частей в целях информирования и разъяснения доставленным лицам их прав выписок из положений Конституции РФ, КоАП РФ и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с необоснованным доставлением, задержанием или порядком содержания доставленных лиц16.

Далее обратимся к процессуальным принципам. Общепроцессуальный принцип обеспечения физическому лицу права на защиту, несомненно, должен рассматриваться как один из основополагающих принципов юрисдикционной деятельности органов внутренних дел и важнейшая гарантия обеспечения прав граждан в административ-но-юрисдикционном процессе. Гарантиями осуществления данного принципа являются обязанность оперативного дежурного разъяснить правонарушителю его права и обязанности и обеспечить фактическую возможность использовать все не запрещенные законодательством об административных правонарушениях способы и средства защиты.

Со своевременностью применения обеспечительных мер связан принцип оперативности или быстроты. Это процессуальный принцип, требующий от должностных лиц дежурных частей достижения поставленных целей с минимальными материальными и процессуальными затратами.

По мнению И.В.Пановой, оперативность предполагает не упрощенный способ разбирательства, ведущий к нарушению законности и прав конкретных граждан, а порядок, обеспечивающий быструю и эффективную борьбу с правонарушениями, при строгом соблюдении законности и прав граждан17. Объективным выражением данного принципа в практической служебной деятельности дежурной смены является отсутствие волокиты и строгое соблюдение процессуальных сроков при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Исследуя принцип осуществления производства на государственном языке Российской Федерации, следует отметить, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении по общему правилу ведется на русском языке. В то же время Конституция РФ предоставляет возможность республикам устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком РФ.

Учитывая многонациональность состава населения Российской Федерации, а также имеющиеся в современных реалиях тенденции иммиграционных процессов, значимое место в деятельности органов внутренних дел (полиции) в общем и дежурных частей в частности, занимает реализация конституционной нормы на право лицам, участвующим в производстве по делам об административных правонарушениях, пользоваться родным языком.

Практическая реализация данного положения обусловлена обязанностью должностных лиц дежурных частей дать соответствующие разъяснения и обеспечить лицам, в отношении которых применяются обеспечительные меры, их право делать за-

15 См. п. 3 ст. 27.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

16 Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 (ред. от 19.06.2014) «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» // «Российская газета». № 156, 11.07.2012.

17 Панова, И. В. Административно-процессуальное право России.— М., 2007. С. 47.

явления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика. Процессуальные документы не владеющим русским языком лицам должны быть вручены на том языке, которым они владеют.

Среди специальных принципов в первую очередь следует отметить принцип ответственности должностных лиц дежурных частей органов внутренних дел (полиции) за нарушение или невыполнение (ненадлежащие выполнение) возложенных на него обязанностей по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, который реализуется в случае причинения вреда лицам осуществленными управленческими действиями или принятыми административными решениями в виде дисциплинарной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

Экстраполируя конституционный принцип равенства всех перед законом на сферу применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должностными лицами дежурных частей следует отметить значительное количество исключений из него. Так, федеральное законодательство содержит многочисленные иммунитеты от административной юрисдикции, в том числе и применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, прокуроры, иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и иные лица).

Кроме того, имеется ряд особенностей, касающихся самой возможности применения административно-обеспечительных мер как таковых, или их отдельных процедурных элементов при применении мер

обеспечения производства с различными категориями правонарушителей (несовершеннолетними лицами; военнослужащими; членами общественной наблюдательной комиссии; иностранными гражданами, не владеющими русским языком; лицами, имеющими признаки инфекционных заболеваний; взрослыми, имеющими при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям; глухими или немыми правонарушителями и другими категориями).

Учитывая эту специфику, предполагается возможным сформулировать отдельный принцип — принцип индивидуализации применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Несомненно, что к рассматриваемой деятельности дежурных частей уместно отнести и принцип сочетания (комбиниро-ванности) мер обеспечения. Без сомнения, последние могут применяться как единично, так и в комплексе, исходя из необходимости достижения поставленных целей. Так, в установленном КоАП РФ порядке возможно применение к одному делинквенту различных мер обеспечения производства: административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, изъятия вещей и документов.

Значение принципов в правоприменительной деятельности подразделений органов внутренних дел (полиции) умалять нельзя, так как зачастую должностные лица полиции сталкиваются с проблемой недостаточности необходимых административно-процессуальных норм.

Является неоспоримым, что сущность принципов заключается в интеграции фундаментальных обобщающих положений (идей), всего самого лучшего, что есть в соответствующем направлении правового регулирования18. Указанный факт придает

18 См., напр., Адмиралова, И.А.Административно-правовое обеспечение прав и свобод граждан в деятельности полиции: монография.— Домодедово: ВИПК МВД России, 2015 г. С. 88.

принципам знаковый смысл, который зачастую непосредственно влияет на качество административно-правового регулирования соответствующих отношений, в рас-

сматриваемом случае — складывающихся в сфере дежурных частей органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е.Аврутин, С. П. Булавин, Ю. П. Соловей и др. М.: Проспект, 2012. [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 27.01.2018).

2. Безденежных, В.М.Содержание и формы административной деятельности органов внутренних дел.— М., 1995.

3. Юсупов, В. А. Теория административного права.— М., 1985.

4. Панова, И. В. Административно-процессуальное право России.— М., 2007.

5. Теория государства и права / под ред. К. А. Мокичева.— М., 1971.

6. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Байтин, М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. №3.

8. Соколов, А. Ю. Конституционные основы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Общество и право. 2014 № 1.

9. Сафоненков, П. Н. Система принципов административного принуждения // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 27.01.2018).

10. Фиалковская, И.Д.Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: проблемы теории и правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.