УДК 336
К ВОПРОСУ О КАНАЛАХ КОММУНИКАЦИЙ: ПРОГРАММА ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНОК ПРОДУКТА КРЕДИТОВАНИЯ Ковшова Татьяна Петровна, м.э.н., МВА, старший преподаватель
(e-mail: [email protected]) Цыганков Андрей Николаевич, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Михайлова Наталья Юрьевна, м.э.н., преподаватель Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева,
г. Петропавловск, Казахстан
В статье представлена маркетинговая программа продвижения на рынок продукта кредитования с акцентом на каналы коммуникаций и систему событий для продажи услуг. Рассмотрены вопросы составления планов рекламных мероприятий, оценки издержек на рекламную кампанию, подходы к подготовке бюджетов рекламных мероприятий, а также механизмы контроля над их эффективностью. Обозначены преимущества выводимого на рынок продукта кредитования, целевая аудитория, портрет клиента, цели и задачи маркетинговой программы (аспект коммуникаций).
Ключевые слова: банк, маркетинговая программа, продвижение продукта, каналы коммуникаций, система событий для продажи услуг.
При составлении планов рекламных мероприятий сотрудники отдела рекламы отражают в них форму рекламного обращения, цели и ожидаемый результат от их распространения, каналы распространения, время начала и конца распространения, а также интенсивность рекламы и ориентировочную стоимость.
Оценка издержек на рекламную кампанию производится на основании информации рынка рекламных услуг и планируемых объемов производства и размещения рекламных обращений.
Подготовка бюджетов рекламных мероприятий может вестись с использованием двух основных подходов: ассигнования средств с учетом их оценок потребностей в коммуникации, выполненными сотрудниками отделов рекламы и стратегии и развития, и ассигнования средств исходя из ограниченных возможностей банка и оценок интенсивности коммуникационной активности конкурентов. Общим для этих подходов является необходимость решения задач эффективного расходования и распределения средств между отдельными рекламными мероприятиями. Именно для этих целей банку необходима формализованная коммуникационная стратегия [1].
При подготовке планов рекламных кампаний необходимо специально предусматривать механизмы контроля над их эффективностью [2]. Для этих целей применяются специальные исследования реакции потребителей на рекламные обращения и восприятие отдельных мероприятий рекламно-
го характера, а также расчетные показатели, основанные на сопоставлении затрат на рекламные кампании и результатов деятельности банка на рынках, которые могут зависеть от эффективности коммуникации. При составлении планов также следует обращать особое внимание еще на два важных фактора [3]. Во-первых, для снижения рисков срыва отдельных рекламных мероприятий из-за изменений цен или возникновения других непредвиденных обстоятельств всегда имеет смысл резервирование определенной доли средств из рекламного бюджета для страхования этих рисков. Во-вторых, необходимо поручать задачи планирования рекламных кампаний и составления бюджетов особо лояльным сотрудникам, так как в рекламной отрасли зачастую используются приемы влияния и давления на представителей рекламодателя, которые в случае их успеха могут привести к снижению эффективности рекламы и перерасходу средств.
Таблица 1 - 1 этап - март-июнь 2019 года
№ Носитель Формат Цветность Комментарии
1 Полиграфия
Лифлет Евростандарт Полноцвет 4 вида лифлета для размещения в офисах банка
Постер А2 1 вид постера для размещения в офисах партнёров
Калькулятор Карманный калькулятор для распространения в отделениях банка и в офисах партнёров
Диспенсер Диспенсер для распространения в отделениях банка и офисах партнёров
2 Рекламные конструкции
Ролл-ап Ролл-ап - формат 1*2 м. Полноцвет Ролл-ап распространения в офисах крупных партнёров на входной группе
3 Интернет
Флэш-баннер В зависимости от сайта Полноцвет Размещение баннеров на сайтах партнёров по возможности
«ХХЬ» - быстрый кредит без обеспечения (залога) для физических лиц. Преимущества:
1) отсутствие залогового обеспечения; 2) упрощенный процесс рассмотрения заявок; 3) привлекательные процентные ставки; 4) срок кредитования - до 48 месяцев; 5) сумма кредита - до 6000000 тенге или 15000 долларов США; 6) оперативное принятие решения о предоставлении кредита -до 2 рабочих часов; 7) Знания и опыт группы банка, продукты, услуги и решений локализованы и предоставляются в интересах клиентов; 8) качество услуг / продуктов банка, соответствует стандартам и обеспечивает разумное соотношение цены и качества.
Цели: привлечь новых клиентов; продать 35000 кредитов в год; позиционировать продукт как один из ключевых розничных продуктов банка. Задачи:
1) разработать эффективную коммуникационную политику для достижения поставленных целей с использованием всех имеющихся ресурсов в рамках стандартов группы банка;
2) донести до потенциальных клиентов информацию о новом продукте банка;
3) отразить стабильность, надежность, сервис по европейским стандартам
4) повысить узнаваемость банка.
Рассмотрим предлагаемые каналы коммуникаций (таблицы 1-6) [4, 5,
15].
Таблица 2 - 2 этап - сентябрь-декабрь 2019 года.
1 Полиграфия
Лифлет Евростандарт Полноцвет 4 вида лифлета для размещения в офисах банка
Постер А2 1 вид постера для размещения в офисах партнёров
Калькулятор Карманный калькулятор для распространения в отделениях банка и в офисах партнёров
Диспенсер Диспенсер для распространения в отделениях банка и офисах партнёров
2 Рекламные конструкции
Ролл-ап Ролл-ап - формат 1*2 м. Полноцвет Ролл-ап распространения в офисах крупных партнёров на входной группе
3 Интернет
Флэш-баннер В зависимости Полноцвет Размещение баннеров на по-
Пиар-статьи от сайта пулярных сайтах А также на сайтах партнёров по возможности Размещение пиар-статей в деловых изданиях
4 Пресса
Модуль Модуль - 250 Полноцвет Реклама в рейтинговых рес-
Пиар-статья кв. см. публиканских и локальных
Пиар-статья - Черно-белый изданиях
400 кв. см.
5 Радиоролик
Аудиджингл 20 сек. - Республиканские и локальные радиостанции
Таблица 3 - Планируемая активность на радио
№ Сплит радиостанций Количество выходов Количество минут (20 сек. ролик)
1 Европа плюс 458 229
2 Русское Радио 464 232
3 Радио НС 492 246
4 Ретро ФМ 271 136
ИТОГО 1685 843
Таблица 4. Планируемая активность в республиканской прессе
Издание Тираж Формат Позиционирование Кол-во выходов Общая пл. кв. см.
1. Модульное размещение
АиФ Казахстан 89000 250 внутр.стр. 1 250
Время 170000 250 журн. стр. 2 250
Караван 200000 250 журн. стр. 3 750
Комсомольская правда (толст.) 45000 250 внутр.стр 4 1000
Cosmopolitan KZ 80000 А4 1/1 внутр. стр. 5 3000
Личные деньги 10000 А4 1/1 внутр. стр. 2 1200
ИТОГО: 17 6700
2. Пиар-размещение
АиФ Казахстан 89000 400 внутр. стр. 1 400
Каз. Правда 10000 400 журн. стр. 1 400
Cosmopolitan KZ 10000 А4 1/1 внутр.стр. 1 600
Бизнес и власть 6000 400 внутр. стр. 1 400
ИТОГО: 4 1800
ВСЕГО: 21 8500
Таблица 5. Планируемая полиграфия и подарки [6, 7].
№ Наименование продукции Тираж, шт.
1 Лифлеты (4 вида, полноцвет, евроформат) 150000
2 Постеры для партнёров (1 вил, полноцвет, А2 формат) 720
3 Постеры для фоторамок (4 вида, полноцвет, А2 формат) 600
4 Постеры для офисов банка (5 видов, полноцвет, А2 формат) 400
5 Карманный калькулятор 50000
6 Диспенсеры 755
7 Ролл-ап 280
Целевая аудитория - все работающие граждане РК старше 21 года.
Портрет клиента [10, 11]:
1) белые воротнички (специалисты, менеджеры) - владельцы бизнеса и / или офисные работники, занятые управленческим и интеллектуальным трудом, занимающие, как правило, руководящие позиции, с заработной платой выше среднего;
2) синие воротнички (рабочие) - офисные и полевые работники, занимающие исполнительские должности, как правило, занимают рядовые позиции. Заработная плата - средняя и ниже средней.
Таблица 6 - Планируемая активность в Интернет [8].
№ Сайты Размер баннера, мм.
1 Баннерное размещение
www.ct.kz 728*90
www.balans.kz 250*50
www.mail.ru 240*400
2 Пиар-размещение
www.caravan.kz 250*50
www.aif.kz 250*50
www.np.kz 240*400
www.dknews.kz 240*400
Доля белых воротничков около 25%, доля синих воротничков 75%.
Система событий для продажи услуг. Здесь необходимо выстраивать систему событий, чтобы продать услуги банка или бизнеса партнёра банка [9]. Часто это обучающие мероприятия, бесплатные, так как это повышает охват потенциальных клиентов, но могут быть и платные, чтобы привести более осознанную аудиторию. Люди, которые заплатили за вход, серьёзней подходят к своему бизнесу и впоследствии с большей вероятностью становятся клиентами банка или его бизнес-партнёров [12]. Устанавливать необходимо минимальную цену за вход (3000-6000 тенге) и собирать заинтересованных лиц в банковском финансировании на семинар по составлению бизнес-плана с участием кредитных аналитиков банка.
Если банк желает найти клиентов на программу финансирования «Экономики простых вещей». Для этого можно провести платный семинар, где разобрать, как самостоятельно составить бизнес-план для получения банковского финансирования с участием кредитных аналитиков банка. Среди слушателей обязательно будут те, кто поймёт, что проще получить кредит именно в банке, выступившем организатором платного семинара. Именно с этим банком в дальнейшем будут сотрудничать предприниматели-слушатели семинара.
В сфере услуг по маркетингу и продажам этот приём применяют сплошь и рядом. Но его точно также стоит использовать практически в любом виде деятельности, где можно чему-то научить или просто увлекательно о чём-то рассказать.
Агентство по недвижимости совместно с банком может выступить инициатором бесплатного семинара о том, как выгодно покупать недвижимость в кризис. Формат мероприятия может быть как офлайн, так и онлайн [13].
История с покупкой недвижимости в кризис - самая реальная. Однажды в банк пришли представители агентства, которым необходимо было про-
дать квартиры определённых застройщиков. Им было предложено сделать серию бесплатных семинаров, где сотрудники банка и агентства недвижимости выступали экспертами. На каждом семинаре присутствовало по 5060 человек, а регистраций было по 120-130. После семинаров и обработки контактов тех, кто не дошёл, последовали продажи квартир, в том числе в кредит. Сколько именно - закрытая информация. Но больше, чем дали многие другие каналы, например SMM.
Список литературы
1. Банковское дело (Настольная книга банкира): Учебное пособие / Под ред. А. А. Абишева, С.А. Святова. - Алматы: Экономика, 2015. - 382 с.
2. Костерина, Т. М. Банковское дело : учеб. для бакалавров / Т. М. Костерина ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 332 с.
3. Бринкер С. Agile-маркетинг. Хакерские практики для эффективного бизнеса; пер. с англ. И. Лейко; [науч. ред. Ю. Тегель]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 272 с.
4. Грошев И.В. Системный бренд-менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям менеджмента и маркетинга / И.В. Грошев, А. А. Красно-слободцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 655 с.
5. Забин Д. Прицельный маркетинг: новые правила привлечения и удержания клиентов. - М.: Эксмо, 2013. - 304 с.
6. Каплунов Д. Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текста. - М.: Эксмо, 2018. - 352 с.
7. Ренвуазье П., Морен К. Тренинг по нейромаркетингу. Где находится кнопка «Купить» в создании покупателя? [пер. с англ. Ю. Бежановой]. - Москва: Эксмо, 2018. - 216 с.
8. Румянцев Д., Франкель Н. Event-маркетинг. Всё об организации и продвижении событий. - СПб.: Питер, 2019. - 320 с.
9. Сазерленд, Дж. Scrum. Революционный метод управления проектами. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 288 с.
10. Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать; [пер. с англ. А. Прохоровой]. - М.: Эксмо, 2018. - 384 с.
11. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2015. - 336 с.
12. Шмитт Б. Эмпирический маркетинг. Как заставить клиента чувствовать, думать, действовать, а также соотносить себя с вашей компанией. М.: Фаир-Пресс, 2001.
13. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ. под ред. член-корр. РАН И. И. Елисеевой. - М.: «Аудит», «ЮНИТИ», 2015. - 450 с.
14. Ковшова Т. П., К вопросу о современной культуре: потреблении знаков и их значений, "Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования" научно-практический рецензируемый журнал №6(24) 2017 г. ISSN В 2311-410Х УДК 330+332 ББК 65+60+67, сс. 45-50.
15. Ковшова Т. П., Коммуникации как обеспечение долгосрочного характера и надёжности бренда банка, Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции (19-20 октября 2017 года), ред. кол.: Горохов А.А.(отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т, в 3-х томах, Том 2, Курск: Из-во ЗАО "Университетская книга", - 2017. - 418, сс. 132-138. ISBN 978-5-6040046-9-2
16. К вопросу о корреляционно-регрессионном анализе финансовых показателей репутационно-имиджевой составляющей бренда банка/Н^рпешс С.С.Л., Ковшова Т.П.//
Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 247-256.
17. К вопросу о государственном регулировании банковской деятельности/ Адамов Б. А., Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 8 (18). С. 19-24.
18. К вопросу о корпоративном управлении: этика, ответственность и вознаграждение директоров/ Ковшова Т.П., Гакельберг Т.Б., Кенжегузинова А.Ж.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 5 (23). С. 43-50.
19. К вопросу об обучении и развитии персонала/ Серикпаев Е.А., Ковшова Т.П., Цапова О.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 8 (18). С. 129-137.
20. Моделирование привлечённых средств банка с применением инструментов корреляционно-регрессионного анализа/ Ковшова Т.П., Гасанова Г.М.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 59-68.
21. Кластерный анализ кредитно-инвестиционной политики казахстанских банков/ Ковшова Т.П., Кадочникова В.П., Кендюх Е.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 130-137.
22. К вопросу о применении модели множественной регрессии с трендом и сезонной компонентой/ Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 2 (12). С. 102-111.
23. К вопросу о страховании от несчастных случаев в РК/ Сайко В.М., Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 3 (13). С. 24-31.
24. К вопросу об интеллектуальном капитале банка/ Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 4 (14). С. 43-50.
25. К вопросу о корреляционно-регрессионном анализе финансовых показателей репутационно-имиджевой составляющей бренда банка/ Н^рпешс С.С.Л., Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 247-256.
26. К вопросу о стратегическом управлении персоналом в компании/ Сайко В.М., Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 299-306.
27. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности ассамблеи народа Казахстана/ Шуншалина Г.Ш., Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 361-372.
Kovshova Tatyana Petrovna, M.E.Sc., MBA, Senior Lecturer North Kazakhstan State University (M. Kozybayev), Petropavlovsk, Kazakhstan (e-mail: [email protected]) Tsygankov Andrei Nikolaevich, Senior Lecturer
North Kazakhstan State University (M. Kozybayev), Petropavlovsk, Kazakhstan (e-mail:
NataliaMikhaylova, M.E.Sc., teacher
North Kazakhstan State University (M. Kozybayev), Petropavlovsk, Kazakhstan TO THE QUESTION ABOUT THE COMMUNICATION CHANNELS: THE PROGRAM OF PROMOTION TO THE MARKET OF THE PRODUCT OF CREDITING Annotation. The article presents a marketing program for promoting a credit product to the market with a focus on communication channels and an event system for selling services. The issues of drawing up plans for promotional activities, evaluating the costs of an advertising campaign, approaches to the preparation of budgets for promotional activities, as well as mechanisms to control their effectiveness, are considered. The advantages of the crediting
product, the target audience, the customer portrait, the goals and objectives of the marketing program (communication aspect) are indicated.
Keywords: bank, marketing program, product promotion, communication channels, event system for selling services.
УДК 336
ПРОГНОЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКЕ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ОСНОВНЫЕ БАЛАНСОВЫЕ СТАТЬИ Ковшова Татьяна Петровна, м.э.н., МВА, старший преподаватель
(e-mail: [email protected]) Гакельберг Татьяна Борисовна, м.э.н., старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева,
г. Петропавловск, Казахстан
На примере основных финансовых показателей банка за 2007-2018 гг. (Казахстан) представлен корреляционно-регрессионный анализ. Дан прогноз основных балансовых статей банка на 2019 год, показано влияние обязательств и вкладов физических лиц на последние. Обоснована необходимость международного IPO банка с целью капитализации.
Ключевые слова: банк, основные финансовые показатели, активы, обязательства, собственный капитал, прибыль, вклады физических лиц, вклады юридических лиц, корреляционно-регрессионный анализ, прогноз.
Используя балансовое уравнение: активы равны пассивам, пассивы есть сумма обязательств и собственного капитала [1]. Рассмотрим влияние обязательств, вкладов физических и юридических лиц на основные балансовые статьи банка (таблица 1).
Выборку осуществляли с сайта НБ РК: Статистика банковского сектора - Основные финансовые показатели с заключительными оборотами по году [2]. Динамический анализ представленных данных за 12 лет показывает: активы банка выросли на 1,4 трлн. тенге или в 6,6 раза, обязательства банка выросли на 1,3 трлн. тенге или в 6,6 раза, вклады физических лиц в банке выросли на 1,1 трлн. тенге или в 36 раз, вклады юридических лиц выросли на 33,2 млрд. тенге или в 1,6 раза, собственный капитал банка вырос на 170,8 млрд. тенге или в 6,7 раза, прибыль банка выросла на 95,3 млрд. тенге или в 17,3 раза.
Таблица 1. Исходные данные для прогнозирования за 2007-2018 гг. __ (12 точек = лет), млн. тенге. __
Дата Активы Обяз-ва Вклады физ. лиц Вклады юр. лиц Собств. капитал Прибыль
01.01.08 257422 227647 31459 52351 29776 5815
01.01.09 253383 223676 45825 75573 30307 1271
01.01.10 301771 270551 91988 92077 31260 339
01.01.11 352905 317049 152355 102153 35856 4235
01.01.12 422088 375128 222724 95331 46960 12026
01.01.13 588421 522124 319162 93619 66296 18770
01.01.14 850885 766915 408425 179148 83970 32563
01.01.15 991259 884525 415632 286524 106735 27880
01.01.16 1243750 1141253 648908 157070 102497 10272
01.01.17 1200169 1076508 738443 70547 123661 23264
01.01.18 1470325 1311317 867657 122843 159008 73110
01.01.19 1704091 1503487 1135726 85508 200604 101073
Таблица 2 - Корреляционная матрица исходных данных, единиц.
Активы Обязательства Вклады физ. лиц Вклады юр. лиц Собственный капитал Прибыль
Активы 1
Обязательства 0,9997 1
Вклады физ. лиц 0,98 0,98 1
Вклады юр. лиц 0,28 0,28 0,13 1
Собственный капитал 0,98 0,97 0,98 0,22 1
Прибыль 0,83 0,82 0,87 0,09 0,92 1
Осуществим корреляционный анализ исходных данных, используя инструмент Корреляция, пакета Анализ данных MS Excel [3]. Тесноту связи оценим, используя таблицу Чеддока [4]. Весьма высокая положительная теснота связи зафиксирована во всех парах показателей (таблица 2), кроме:
1) Вклады юридических лиц - активы (0,28);
2) Вклады юридических лиц - обязательства (0,28);
3) Вклады юридических лиц - вклады физических лиц (0,13);
4) Вклады юридических лиц - собственный капитал (0,22);
5) Вклады юридических лиц - прибыль (0,13).
Делаем вывод, что перед нами истинно розничный банк, строящий свою деятельность на данном сегменте бизнеса.
Соответственно используем все пары показателей для регрессионного моделирования [5], кроме вкладов юридических лиц.
Линейная зависимость активов банка от обязательств представлена на рисунке 1 с достоверностью 99,94%.
1800000 1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 О
О
Рисунок 1. Линейный тренд активов банка от обязательств, млн. тенге.
Активы банка, млн. тенге = 1,1189 * Обязательства - 707,38.
Согласно уравнению аппроксимации [6] при увеличении обязательств банка на 1 млн. тенге активы банка растут на 1,1189 млн. тенге в год. Без обязательств активы банка принимают отрицательное значение минус 707,38 млн. тенге.
Привлечённые ресурсы банка, такие как вклады физических и юридических лиц, являясь частью обязательств банка, также формируют активы. Докажем это при помощи уравнения множественной регрессии [7]. Используем инструмент Регрессия пакета Анализ данных MS Excel.
Опираясь на регрессионную статистику: таблицы 3 и 4, составим уравнение аппроксимации.
Таблица 3. Регрессионная статистика
Множественный R 0,995
R-квадрат 0,990
Нормированный R-квадрат 0,988
Стандартная ошибка 55977
Наблюдения 12
Таблица 4. Регрессионная статистика: коэффициентный анализ
Коэф-ты Станд.. ошибка t-статистика P-Значение
Y-пересечение 70254 38564 2 0,102
Вклады физ. лиц 1,392 0,048 29 0,0000000003
Вклады юр. лиц 1,219 0,266 5 0,001
500000 1000000 1500000 2000000
♦ Активы -Линейная (Активы)
Активы банка, млн. тенге = 70254 + 1,392 * Вклады физ. лиц + 1,219 * Вклады юр. лиц
Активы банка без вкладов физических и юридических лиц составляют лишь 70254 млн. тенге в год. При увеличении вкладов физических лиц в банке на 1 млн. тенге при неизменности других факторов активы растут на 1,392 млн. тенге в год. При увеличении вкладов юридических лиц в банке на 1 млн. тенге при прочих равных условиях активы банка растут на 1,219 млн. тенге в год. Таким образом, в результате привлечения вкладов физических лиц активы банка растут быстрее. Стандартная ошибка прогноза составила 55977 млн. тенге. 1-статистика многим больше двух для каждого коэффициента уравнения аппроксимации [8], следовательно, достоверность прогноза очень высокая, что подтверждается значением Я-квадрата 99,0%.
1800000 1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0
0
♦ Обязательства -Линейная (Обязательства)
Рисунок 2. Линейный тренд обязательств банка от вкладов физических лиц, млн. тенге
Проследим линейную зависимость обязательств банка от вкладов физических лиц, напомним, что коэффициент корреляции пары равен 0,98 (рисунок 2). Уравнение аппроксимации с достоверностью 96,22% показывает, что при увеличении вкладов физических лиц на 1 млн. тенге обязательства банка растут на 1,2661 млн. тенге в год.
Обязательства банка, млн. тенге = 1,2661 * Вклады физ. лиц + 182556.
Обязательства банка без вкладов физических лиц составляют величину равную лишь 182556 млн. тенге.
Рассмотрим влияние вкладов физических лиц на прибыль банка (рисунок 3). Согласно уравнению аппроксимации с достоверностью 75,51% (ос-
200000 400000 600000 800000 1000000 1200000
тальные 24,49% определяются нелинейными факторами) при увеличении вкладов физических лиц на 1 млн. тенге прибыль банк растёт на 0,0758 млн. тенге в год. Без вкладов физических лиц банк несёт убытки в размере 6208,8 млн. тенге.
Прибыль банка, млн. тенге = 0,0758 * Вклады физ. лиц - 6208,8.
Рисунок 3. Линейный тренд обязательств банка от вкладов физических лиц, млн. тенге
Осуществим прогнозирование значения основных балансовых статей на 2019 год, принимая за базу фактор времени - год [9]. Уравнения аппроксимации представлены ниже, делаем сразу подстановку точки № 13 (2019 год).
Активы банка за 2019 г. = 138388 * 13 - 96480 = 1702564 млн. тенге. Достоверность прогноза 94,71%.
Обязательства банка за 2019 г. = 123632 * 13 - 85259 = 1521957 млн. тенге. Достоверность прогноза 94,68%.
Собственный капитал банка за 2019 г. = 14736 * 13 - 11038 = 180530 млн. тенге. Достоверность прогноза 90,65%.
Вклады физ. лиц в банке за 2019 г. = 95173 * 13 - 195430 = 1041819 млн. тенге. Достоверность прогноза 93,47%.
Сравнение прогнозных показателей на 2019 год с фактическими за 2018 год представлено на рисунке 4.