НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
SCIENTIFIC AND PRACTICAL PROBLEMS OF DEVELOPING EDUCATION AREA
YAK 373.2 ББК 74.100.51
B.B. АБАШИНА
V.V. ABASHINA
К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО МОДЕРНИЗАНИИ
CONCERNING PRESCHOOL EDUCATION QUALITY IN THE CONTEXT OF ITS MODERNIZATION
В данной статье представлены подходы к пониманию сущности понятий «качество образования», «качество дошкольного образования». Ключевой фигурой в обеспечении качества образования является воспитатель, от профессионализма которого во многом зависит качество дошкольного образования. Результатом профессиональной подготовки в вузе должна явиться готовность педагога дошкольного образования к осуществлению педагогической деятельности, отвечающей критериям качества дошкольного образования, развитие у них профессиональных компетенций в соответствии с новыми нормативными документами дошкольного образования
This article presents some approaches to understanding the concepts «education quality», «preschool education quality». A key figure in education quality assurance is a kindergartener on whose professionalism preschool education quality depends on to a great extent. The result of professional training in higher educational institution should be preschool teachers' readiness for carrying out educational activities in accordance with the criteria of preschool education quality, professional competencies development in accordance with new regulations of preschool education.
Ключевые слова: качество образования, дошкольное образование, ФГОС дошкольного образования, профессиональная компетенция педагогов.
Key words: education quality, preschool education, FSES of preschool education, professional competency of teachers.
Важнейшим направлением модернизации российского образования является повышение его качества, приведение его в соответствие с мировыми стандартами. В этой связи весьма актуальной является проблема повышения качества дошкольного образования, поскольку, являясь первой ступенькой системы общего образования, оно в немалой степени определяет качество его последующих уровней.
Определим сущность терминов «качество», «качество образования». В «Большом толковом словаре русского языка» под качеством понимается «степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, соответствия тому, каким они должны быть» [1, с. 423].
По мнению Ю.В. Сенько, качество - это «степень выполнения главной (основной) цели функционирования системы, заключающейся в достижении обучающимися заданного (нормативного) уровня обученности (подготовленности)» [11, с. 86].
С.Е. Шишова и В.А. Кальней рассматривали качество образования как степень достижения поставленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг [12].
В исследованиях М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк и др. «качество образования в ДОУ определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемых целям ДОУ на основе норм, требований, стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей» [6, с. 7].
Таким образом, данные авторы определяли качество образования как сбалансированное соответствие самого процесса обучения и его результатов поставленным целям и потребностям личности, общества и государства.
Впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания», где были обозначены четыре основных принципа:
1. Гуманизация. Этот принцип основывается на понимании дошкольного детства как «самоценного периода» и подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения.
2. Развивающий характер образования. Этот принцип означает переход от ценностей обучения к ценностям развития. Опираясь на имеющийся природный потенциал ребенка, педагог должен искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы. Поэтому главная цель образования на этапе дошкольного детства - создание условий и подготовка детей к непрерывному саморазвитию.
3. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения. Этот принцип предполагает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями.
4. Деидеологизация дошкольного образования. Этот принцип означает приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада [5].
Следует отметить, что эти принципы являются актуальными и в настоящее время при оценке качества дошкольного образования.
Понятие «качество образования» буквально до последнего времени считалось дискуссионным, но с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» оно приобрело достаточную степень определённости. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования определяется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиями (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [8].
Таким образом, качество образования - это соответствие стандарту, ожиданиям общества, а также потребностям личности. Как отмечает С.В. Кузьмин, качество дошкольного образования - это обобщённая мера эффективности деятельности дошкольной организации, проявляющаяся в гарантировании ей такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожиданиям и запросам их потребителей (общество, дети, их родители) и соответствует государственным нормативам [7].
Качество дошкольного образования многоаспектно, участники образовательных отношений по-разному определяют его сущность. Так, качествен-
ное дошкольное образование для родителей - это индивидуальное развитие ребёнка, его готовность к школьному обучению; для ребёнка хороший детский сад - это тот, в котором ему интересно, уютно и комфортно; для воспитателей - это развивающая предметно-пространственная среда, качественный образовательный процесс и т. д.
Качество образования - понятие развивающееся, оно не может быть статичным и неизменным. В настоящее время основным документом, определяющим ориентиры качества современного дошкольного образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который устанавливает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, условиям её реализации, результатам дошкольного образования, представленным в виде целевых ориентиров.
Качество дошкольного образования в конкретном дошкольном учреждении определяется качеством условий (психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых и др.), качеством процессов (качество образовательного процесса, качество основных и дополнительных образовательных программ и др.), качеством результатов образовательной деятельности (динамика развития детей в образовательном процессе, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, удовлетворённость родителей качеством услуг дошкольной организации и др.).
Следует отметить, что ФГОС дошкольного образования имеет ряд отличительных особенностей от стандартов других ступеней образования, которые весьма актуальны при определении его качества. Образовательная программа дошкольного образования является программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка. Стандарт дошкольного образования - это стандарт поддержки разнообразия детства. Результаты дошкольного образования рассматриваются не как оценка достижений ребёнка, а как целевые ориентиры, определяющие направления его развития.
Ключевой фигурой в обеспечении качества дошкольного образования является воспитатель, от профессионализма которого во многом зависит динамика развития, эмоциональное состояние, образовательные результаты ребёнка дошкольного возраста. Поэтому высшее профессиональное образование становится необходимым условием подготовки специалиста для дошкольных образовательных организаций, о чём убедительно свидетельствует опыт высокоразвитых стран. В Японии, например, обучение специалиста тем дольше, чем меньше возраст ребенка, с которым ему приходится работать. Поэтому среднее специальное образование для работников сфер дошкольного образования выглядит сегодня анахронизмом и может сохраняться лишь в условиях регионального кадрового «голода».
Требования к профессионализму педагога дошкольного образования содержатся и в таких нормативных документах, как «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационная характеристика должностей работников образования»), профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [3; 9].
Как справедливо отмечает Л.М. Волобуева, в каждом из этих документов, принятых в разное время и с разной целью, требования к воспитателю рассматриваются с разных позиций. Как увязать их между собой и что является основным в подготовке будущего воспитателя - актуальные вопросы современных систем дошкольного и профессионального образования [2].
Таким образом, необходимо соотнести требования ФГОС дошкольного образования, профессионального стандарта педагога и стандарта его профессиональной подготовки. Это возможно сделать в новой модели выпускника по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность
«Дошкольное образование», предусмотрев в ней формирование всех необходимых профессиональных компетенций, которые соответствуют требованиям к педагогу в новых нормативных документах ступени дошкольного образования.
Результатом профессиональной подготовки в вузе должна являться готовность педагога дошкольного образования к осуществлению педагогической деятельности, отвечающей критериям качества дошкольного образования. Сохраняя лучшие традиции в подготовке педагогов дошкольного образования, следует развить у них новые профессиональные умения в соответствии с новыми нормативными документами дошкольного образования.
В «Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) отмечается, что повышение эффективности образования и его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога является одним из ключевых условий развития детей дошкольного возраста, их успешной социализации. Комплексная программа включает четыре направления повышения профессионального уровня педагогических работников: внедрение профессионального стандарта педагога; модернизация педагогического образования; обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников; повышение социального статуса и престижа профессии педагога. Все четыре направления (подпрограммы) в комплексе должны обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе дошкольных образовательных организаций [4].
Крайне важно, чтобы в дошкольном образовании работали профессионально-компетентные педагоги, понимающие самоценность данного периода и степень ответственности, которую они берут на себя в воспитании и образовании детей.
Литература
1. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 2000. - 1536 с.
2. Волобуева, Л.М. Практико-ориентированный подход к подготовке воспитателей ДОО [Электронный ресурс] / Л.М. Волобуева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 11. - Режим доступа: e.stvospitatel.гu (дата обращения: 16.02.2017).
3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_97378 (дата обращения: 16.02.2017).
4. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_166654 (дата обращения: 16.02.2017).
5. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс] : одобр. реш. Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. № 7/1. - Режим доступа: www/libuss/гu (дата обращения: 16.02.2017).
6. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании [Текст] / М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. - М. : Академия, 2002. - 112 с.
7. Кузьмин, С.В. Эволюция взглядов на качество дошкольного образования [Электронный ресурс] / С.В. Кузьмин // Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования : сб. науч. ст. по матер. Межд. науч.-практ. конф. к 150-летию открытия первого детского сада в России / под ред. И.В. Муштавинской [и др.]. - СПб. : Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - 2014. - Режим доступа: http://оиуу.рф/upload (дата обращения: 16.02.2017).
8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру : портал. - Режим доступа: http://base.garant. ru/70291362/#ixzz4KEComfpt (дата обращения: 16.02.2017).
9. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. [Электронный ресурс] // Российская газета: Интернет-портал. - Режим доступа: http://rg.ru/2013/12/18/pedagog-doc.html (дата обращения: 16.02.2017).
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html (дата обращения: 16.02.2017).
11. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования [Текст] / Ю.В. Сенько. - М. : Академия, 2000. - 240 с.
12. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе [Электронный ресурс] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - 354 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog. php?bookinfo=417646 (дата обращения: 16.02.2017).